Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"
Оценка 4.9

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Оценка 4.9
Контроль знаний +1
doc
воспитательная работа +1
6 кл—7 кл
08.05.2018
Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"
Известный русский писатель А.И. Куприн писал: «Язык – это история народа. Это путь его цивилизации и культуры». Следовательно, знание родного языка является насущной необходимостью для любого культурного человека. Познание мира - это тяжелый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Но этот труд становится увлекательным, если он осуществляется в коллективе сверстников, да ещё и в процессе игровой деятельности.
Интерактивная интеллектуальная Знаем русский язык.doc
Интерактивная интеллектуальная игра   «Знаем русский!»   Цели:    Популяризация среди  подростков  русского языка  и  русской литературы;  Повышение общего культурного уровня и эстетических потребностей учащихся;  Создание условий для формирования лингвистической, культуроведческой и  коммуникативной компетенций школьников через использование игровых технологий; Задачи:  • Расширить речевые  возможности  учащихся в  решении коммуникативных и  познавательных задач; • Показать возможности  в использовании  различных способов поиска, сбора, обработки,  анализа,  передачи и интерпретации информации; • Формировать  навыки  работы в паре,  группе, команде.             Оборудование:  презентация,  экспертные листы для жюри Экспертный совет:        Судейское жюри игры.   Ведущий:    Известный русский писатель  А.И. Куприн писал: «Язык – это история народа. Это  путь его цивилизации и культуры».   Следовательно, знание родного языка является   насущной   необходимостью для  любого культурного человека.    Познание мира  ­  это тяжелый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Но этот труд становится  увлекательным, если он  осуществляется в коллективе сверстников,   да ещё и в процессе  игровой деятельности.  Вот сегодня мы и проводим  командную  интеллектуальную   интерактивную  игру   «Знаем русский».  Позвольте вас познакомить с правилами игры.  Правила игры Игра состоит из  7 туров. В ней принимают   участие   2 команды  учащихся  7­8  классов.  Каждая команда состоит из  6 человек,  один из которых является капитаном команды. В  процессе игры команда может  заменить  одного или нескольких своих членов. Команду  поддерживают болельщики, к которым команды могут обратиться за помощью в случае   затруднения  с ответом. Ответы участников оценивают судьи — экспертный совет.   (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ) Вопросы  игры очень разные:  от   простых, односложных,  до   сложных, развернутых,  требующих  мобилизации  знаний  из  разных  областей   науки и культуры.  На обдумывание вопроса  команде дается 30 секунд.  Команды  имеют право на 3 подсказки:  помощь зала, помощь словаря  или  помощь Интернета. В случае затруднения команда  может   взять  1   дополнительную  минуту для поиска информации  в сети Интернет  или  любом  из  имеющихся словарей. Первый тур.  «Испытаем  капитанов».  «Говорим правильно»   Приглашаются капитаны.    У вас есть возможность  принести своей команде  15 баллов, если вы правильно ответите на     15 коротких вопросов.  1 правильный ответ – 1 балл.   Вопросы для 1 команды: Вопросы возникают на слайде.  Ведущий дает верный ответ  после каждого ответа    ученика 1.  Как   правильно  сказать:          ходатайство    ­   ходатайство   (ходатайство) 2.  Как   правильно сказать:    пять килограмм   или пять килограммов  (пять килограммов)   3.  Как   правильно сказать:  нет трёх женщин  или троих женщин  (нет трёх женщин)   4.  Как   правильно сказать:  нет ли у вас пятиста  рублей или  пятисот  рублей  (нет ли у вас  пятисот  рублей) 5.  Как   правильно сказать:  поступил согласно приказа  или  поступил согласно приказу   (поступил согласно приказу)    6.  Как   правильно сказать:  оплатить  за проезд    или    оплатить  проезд  (оплатить  проезд) 7.   Как   правильно сказать:    Один   торт  ­  несколько ­ ?     (тОртов) 8.   Как   правильно сказать:     Блины – блинов ;     оладьи ­  ?   (оладий) 9.   Как   правильно сказать:     Садиться – сядьте;     ложиться ­ ?  (лягте) 10.  Как   правильно сказать:     смело – смелее      ловко   ­ ?   (ловче) NB  Слова "ловче" и "ловчее" ­ это сравнительная степень, образованная от наречия "ловко". Оба  варианта правильны, но отличаются стилистически. "Ловче" ­ нейтральное слово, можно  употреблять его без ограничений. Оно предпочтительнее. 11. Как   правильно сказать:  интересуются о результатах стройки    или  интересуются  результатами стройки.   (интересуются  результатами стройки)  12. Как   правильно сказать:   Каменистый берег или каменный берег  (каменистый берег) 13. Как   правильно сказать:   Один  маэстро   ­   много ­ ?     (маэстро) 14.   Как   правильно сказать:    Двое львов   ­ два льва  (два льва) 15.   Как   правильно сказать:   Кашлянуть или кашлянуть (Кашлянуть) Вопросы для 2 команды: 1. Как   правильно  сказать:   красивейший    или  красивейший   (красивейший) 2.  Как   правильно сказать:   пирожок с повидлой или с повидлом   (пирожок с повидлом) 3. Как   правильно сказать:    смотрю по обеим или   обоим сторонам  (по обеим сторонам) 4.  Как   правильно сказать:   стоит в двухсот метрах   или в двухстах метрах   (стоит в   двухстах метрах)   5.  Как   правильно сказать:  окончил школу или закончил школу  (окончил школу) NB  В русском языке слова «окончить» и «закончить» имеют одно и то   же лексическое значение «завершить что­то». Но все же в их употреблении в речи существует  разница, которую укажем в определенном контексте. Глагол «окончить» связан с образованием. Его следует употреблять в словосочетании с  названиями учебных заведений или обучающих процессов, например: окончила школу, окончил колледж, окончила институт, окончил университет, окончил вуз; окончила курсы кройки и шитья, окончила курсы английского языка, окончил курсы  бухгалтеров.  Глагол «закончить» используется в разговоре, когда речь идет о завершении какого­то  трудового процесса, о доведении дела до конца:  закончить уборку квартиры; закончить  шитье платья; 6.  Как   правильно сказать:  поделить  пополам или напополам   (поделить  пополам) 7.  Как   правильно сказать:   несколько пачек макарон или макаронов  (несколько пачек  макарон) 8.  Как   правильно сказать:     одно полотенце ­  много ­ ?   (полотенец) 9.  Как   правильно сказать:    начавший   или начавший  (начавший)   10.  Как   правильно сказать:     хорошо – лучше    плохо ­ ?  (хуже) 11.  Как   правильно сказать:    смышленый шимпанзе или смышлёная шимпанзе:     (смышленый шимпанзе) 12.   Как   правильно сказать:   завидно или завидно    (завидно) 13. Как   правильно сказать:   удачный день или удачливый день    (удачный день) 14.   Как   правильно сказать:    Двое подруг     ­   две  подруги   (две  подруги) 15.   Как   правильно сказать:   Бежать – бегаю   махать ­ ?    (машу) Второй тур.   «Мир  русских  слов».  Блиц – эрудит.      В течение 1 минуты  необходимо успеть дать как можно больше правильных ответов  на  быстрые вопросы из  разных областей грамматики и литературы. 1 правильный ответ – 1 балл.  Объяснять  свой  ответ не нужно. Важна скорость. Если ответа нет – говорите «дальше».  Ведущий задаст следующий вопрос.  Задание для 1 команды: 1. Кого Пушкин назвал «нашим первым университетом»?  (Ломоносова) 2. Замените неологизм «секьюрити» литературным аналогом (охранник) 3. Чего невозможно найти в безличном предложении «Так рано сейчас светает»? (подлежащего) 4. Какой знак следует писать в слове «адъютант»?   (твёрдый) 5. В каком литературном  жанре мораль обязательная составляющая?  (басня) 6. Какой раздел языкознания изучает типы речи?   (стилистика) 7. Что означает  фразеологизм «сматывать удочки»? (убегать) 8.  Какой социальный статус имели герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (казаки) 9. Кто стал причиной смерти  вещего Олега? (змея или конь) 10. Какой знак препинания может стоять в начале предложения?  (многоточие) 11.Как называется каменистый участок реки? (порог) 12.Продолжите строчку: «Выдь на Волгу! Чей стон раздается…. (над великою русской рекой) 13. Можно ли услышать букву  Я?   (нет, услышать можно только звук) 14.  Что означает  фразеологизм «Ящик Пандоры»?  (источник несчастий, великих бедствий) 15. Что обозначает заимствованный элемент  «терра»?  (земля) Задание для 2  команды: 1. Замените неологизм «бонус» литературным синонимом.   (подарок)  2.  Какие согласные звуки всегда твердые? (Ж, Ш, Ц) 3.   Кого в старину называли отроком? (подростка)  4.  О ком сказал В.А. Жуковский «солнце нашей поэзии закатилось»? (о Пушкине) 5.  Какая часть речи служит для связи слов в словосочетании?  (предлог) 6. Что означает  фразеологизм «Эзопов язык»? (иносказательное выражение) 7. Что обозначает заимствованный элемент  «библио»?  (книга) 8. Сколько Л пишется  в слове «аллея»? (2) 9. Что белеет в тумане моря голубом?  (парус) 10. Какое выразительное средство называют «скрытым сравнением»?  (метафору) 11. Кому  на могилу был возложен венок с надписью «От русских женщин»? (Н.Некрасову) 12. Изменяются ли глаголы по падежам?   (нет). 13. Продолжите пословицу   «Делу время…»   (потехе час) 14. Какой знак ставится в конце повествовательного предложения? (точка). 15. Кто из богатырей просидел 33 года на печи. (Илья Муромец) Третий   тур.   «Переведи  меня».   Объясните   значение  неологизмов и устаревших  слов.  На обсуждение вопроса команде  дается 30 сек.  Стоимость ответа  0­3 баллов.   Задание для 1 команды:  В современных  разговорах  о кино, книгах или компьютерной  игре    часто   можно услышать слово, которое  произошло от  английского глагола  spoil (испортить,  загубить).  Как это слово звучит  в русском языке и что оно обозначает?  (От английского глагола «to spoil», который в переводе означает «портить», «гадить» в  русском языке образовались неологизмы  «спойлер» – существительное и  «спойлерить» ­  глагол. Спойлер — это преждевременное раскрытие содержания фильма, книги, игры,  разрушение авторской интриги.  Спойлерить  ­ сообщать или писать кому­то спойлер  какого­ нибудь модного блокбастера). Задание для 2  команды: В современных  офисных  разговорах  нередко можно услышать    английское слово   «дедлайн»   ( deadline).  Каково его значение?    Приведите пример  русского синонима слову «дедлайн».        ( Deadline (англ.) ­ это некая точка во времени,  крайний срок,  к которому  некое задание  должно быть выполнено. Русский эквивалент ­ последний срок. Дословно дедлайн можно  перевести, как “смертельная линия”) Видео вопрос.  Вопрос – сюрприз.  На обсуждение вопроса дается 30 сек.  Стоимость ответа  0­3 баллов.   Вопрос для 1 команды:   В поэме  А.С. Пушкина   «Руслан и Людмила»  есть строчка:  «Но между тем,  какой позор являет Киев осаждённый …» В каком значении употреблено А.С. Пушкиным слово «позор»? Используя свои знания о  способах словообразования,  назовите  исторических родственников  данного слова. (Слова позор и позорище в древнерусском языке имели значение «зрелище», «вид»,  то есть  буквально: «то, что представляется взору»,   и являлись родственниками  словам «зоркий»,  «зреть» в значении «смотреть», зритель.   Современное  значение  «стыд», «срам»   к слову «позор» пришло  позднее,  в  19 веке, от   — от позорного столба, к которому приковывались когда­то преступники на всеобщее  обозрение, то  есть на  позор. Тогда это слово  было переосмыслено и   приобрело  отрицательную  окраску.) Вопрос для  2 команды:   В   18 веке  в русском языке бытовало  выражение  «впасть в прелесть». Что оно означало  в 18 веке?  Используя свои знания о способах словообразования,  назовите  исторических  родственников  слову «прелесть» (Слово «прелесть» происходит от слова  «лесть», то есть «обман», «ложь»,  причем  лесть или  обман в усиленной форме, как бы в превосходной степени.  Словами  впасть в прелесть  в 18  веке определялось  внутреннее состояние человека, которого обманули (прельстили) бесы, то  есть  внушили  ему  ложные  мысли. Впасть в прелесть  ­ значит поверить  лицемерию.   В  современном языке  слово «прелесть»   изменило  своё  прямое  значение и приобрело   положительную окраску.)  Четвёртый    тур.  «Узнай меня».   У каждого народа существуют свои пословицы,  поговорки  и фразеологизмы, но  часто пословицы разных  народов совпадают по смыслу.  Найдите  русскую пословицу или фразеологизм, которые   соответствуют  по смыслу     пословицам  других народов. Обоснуйте   свою версию.   2 балла (1балл за верный   эквивалент + 1 балл поощрительный за любопытные версии соответствия) Вопрос для 1 команды:  В узбекском языке есть пословица  «Горькое превозмогается  горьким». Что она означает?  Какая русская пословица  (фразеологизм) имеет такой же смысл? (Значение  узбекской пословицы –  «подобное излечивается подобным».  В русском языке есть   фразеологизм  «Клин клином вышибают», который означает, что  исправлять что­то (положение, ошибку, действие) следует теми же средствами, которые привели в этой ошибке.  Фразеологизм  этот  связывают с колкой дров, при которой поленья раскалывают, забивая клин  (заострённый  книзу кусок дерева) в сделанную топором щель.  Если клин застрянет в древесине, не расколов  ее, то выбить его (а вместе с этим и расколоть полено) можно лишь вторым, более толстым  клином.) Вопрос для 2 команды:   В английском языке  есть пословица  «Для каждой собаки наступит  её день». Что она означает?  Какая русская пословица  (фразеологизм) имеет такой же смысл?  (Пословица  «Для каждой собаки наступит её день»  обозначает предвкушение торжества,  надежду на лучшее будущее, на возможность восторжествовать над кем­чем­нибудь.  В русском  языке есть  поговорка  «Будет и на нашей улице праздник», имеющая  значение – «придет удача,  наступят хорошие, счастливые времена». Происхождение фразеологизма связывают с русским  обычаем отмечать приходские праздники целыми улицами. Общие пиры, братчины во время  праздников сопровождались ярмарками, собирали большое количество народа и считались  важнейшими событиями.) Турнир для болельщиков Попробуйте догадаться, какие русские пословицы были следующим образом истолкованы  иностранцем.  По 1 баллу 1) Недостаток ума компенсируй ходьбой. (Дурная голова ногам покоя не дает.) 2) Превратности судьбы заводят так далеко, что даже  животное кажется идеалом. (Любовь  зла – полюбишь и козла.) 3) Если есть хорошие вещи, то умные люди новых не покупают. (От добра добра не ищут.) 4) В раю всегда много народу. (Свято место пусто не бывает.) Пятый    тур.    «Чёрный ящик»  ­  по  1 баллу     Вашему вниманию предлагается многоуровневый   вопрос ­ загадка.   К каждой загадке вам   даются     несколько   подсказок.     1   балл     получает   та   команда,   которая     быстрее сообразит по подсказкам, о каком слове идет речь,  и даст правильный ответ. 1.  а) Имя российского царя Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это;       б) Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения;      в) Плохой человек носит его за пазухой;       г) В споре коса может на него найти.    (Камень) 2.  а) Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой;       б) Глупый человек  будет искать её в стоге сена;      в) Тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть.       г) Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?     (Иголка) 3.  а). Её можно толочь в ступе и носить в решете;       б) Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами;      в) Она бывает мёртвая, живая и на киселе;       г) Если вы не хотите отвечать на мои вопросы, то советую набрать её в рот. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это?     (Вода) 4.  а) Её придется съесть, целый пуд, чтобы чему­нибудь научиться;      б)  Давным ­ давно она была почти на вес золота;         в) Ею  угощали гостей,  помещая её прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет?      (Соль) 5.  а) Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже;      б)  Её можно снимать, ломать, хватать в охапку;  можно даже врага закидать!               в) У сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет?    (Шапка) 6.   а) Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними проводит  целый месяц;             б)   А   если   его   целая   бочка,   то   обязательно     находятся   вредители,   которые   готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя.        в)   Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это?    (Мёд) Шестой   тур.  Литературные загадки.   Приглашаются   по 3 представителя от команды.  Один  участник становится спиной   к  экрану, двое других – лицом к экрану.   На экране появляется   иллюстрация   из  какого  ­то литературного произведения или портрет  писателя.  Задача стоящего спиной к экрану  назвать имя писателя, литературного героя   или   название произведения. Задача  тех,  кто стоит  лицом к экрану,  объяснить  товарищу  содержание    изображенного  на экране  описательными оборотами или ассоциациями, не  называя при этом ни одного  собственного  имени.    Каждый правильный ответ  ­ 1 балл.  Упоминание собственного  имени – незачет ответа.  Время  на   выполнение задания   ­ 5 минут Для образца:   Как зовут героя?  Дан  портрет Буратино.   Представление: деревянный  человечек с длинным носом. Задания для 1 команды  1.  Кто  перед  вами?   (Портрет Л.Н.Толстого) 2.  Как называется поэма, посвященная этому памятнику архитектуры  (Иллюстрация Медного  всадника) 3. Кому посвящены строчки этого стихотворения: Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой?           Этот стон у нас песней зовется –                                                                 То …….. идут бечевой!..  (Иллюстрация картины  И.Е.Репина  «Бурлаки на Волге») 4. Назовите героев этого произведения   (Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Толстый и  тонкий») 5. Назовите музыкальный инструмент, на котором играют герои картины  (Картина   В.Васнецова  «Гусляры») 6.   Назовите   имя героя    (портрет Садко) 7.  Назовите   произведение  (иллюстрация из «Тараса Бульбы») 8.  Назовите город, в  котором происходили события?  (Иллюстрация  к поэме М.Лермонтова   «Песня про царя Ивана Васильевича») 9.  Назовите  имя героя  (иллюстрация  к «Станционному смотрителю») 10. Как называется  корабль?   (Иллюстрация   «Секрета»  из повести «Алые паруса») Задания для 2  команды 1.  Кто  перед  вами?   (Портрет  И.С.Тургенева) 2.  Как зовут этого героя?   (Иллюстрация к «Песнь о вещем Олеге») 3.  Кто написал это произведение?  (Иллюстрация к сказке  «Дикий помещик») 4.  Назовите имя пахаря?  (Иллюстрация к былине «Вольга и Микула Селянинович) 5.  Назовите учебное заведение  (Фотография Царскосельского лицея) 6.  Кто перед вами (Портрет Ярослава Мудрого) 7.  Чей портрет перед вами? (Портрет М.В. Ломоносова) 8.  Как зовут героя? (Портрет Левши) 9.  Как зовут героя  (Портрет Остапа из «Тараса Бульбы») 10.   Назовите имя судьи       (Иллюстрация к басне «Осел и Соловей») Седьмой   тур.  Творческая   мастерская. «Старая басня на новый лад»  Домашнее задание. Инсценировка басни. Каждая команда представляет на суд зрителей, жюри и соперников   современный  вариант   старой  басни.   Максимальный балл ­8. Жюри оценивает  выступление по  следующим  критериям: соответствие  жанру,  артистизм  исполнения,  доступность восприятия,   правильная, красивая речь) Соперники  должны узнать басню.  За это они получают дополнительный балл. Интеллектуальная зарядка для болельщиков.    Ответив правильно на вопрос, болельщики могут принести своей команде дополнительные баллы. 1. По­французски  его зовут  – ЖАН, по­испански – ХУАН, по­английски – ДЖОН, по­немецки  – ИОГАНН, по­итальянски – ДЖОВАННИ, по­армянски  Ованес. А как  его имя будет звучать   по­русски?   (Иван). 2. Какому современному слову соответствует устаревшее слово «пиит»?  (поэт)                      3. Поэты и писатели называли  их ланитами?  Что они имели в  виду? (щёки) 4. Как в былые времена называли актёра? (лицедей) 5. Как в старину называли вора – грабителя? (тать) 6.  Что означает  фразеологизм  «Ариаднина нить»?  (средство выйти из затруднения) 7. Что означает  фразеологизм  «Сизифов труд»? (бесполезный, напрасный, тяжелый труд) 8. Что означает  фразеологизм  «Прокрустово ложе»?  (искусственная мерка, насильно  налагаемые ограничения) 9. Что тянули Лебедь, Рак и Щука в басне  И.А. Крылова?  (воз)      10. Замените одним словом  фразеологизм: «бежать во весь дух»  (быстро) 11. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10 букв) 12. Продолжите пословицу:  «Труд человека кормит…»  (а лень портит) 13.  Сколько М в слове  драма? (1) 14. Близкий друг Тома Сойера  (Гекльберри Финн) 15. Кто автор   сказки  «Красная  Шапочка»? (Шарль Перро) Подведение итогов Источники информации:  .  youtube    ?  v  =  eEJSUtl  .  com   ­  JoA   • • • • • • • • •   https  ://   www   /  watch    ://mirtv.ru/broadcast/65   http   / http   ://enc­dic.com/enc_big/A/9.html http://frazbook.ru/frazeologizmy/   http://pishi­stihi.ru/rodnoj­yazyk­bryusov.html http://rus.1september.ru/ http://easyen.ru/?_   http      ://   easyen  .  ru   /  load   /  russkij    _  jazyk  /  igry       openstat=0KTQsNC50Lst0YHRgdGL0LvQutCwOzs7  /  intellektualnaja    _  igra   _  znaem  _  russkij  /241­1­0­43089

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"

Интеллектуальная игра "Знаем русский язык!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018