Интеллектуальное путешествие «Тайны Вселенной»
для обучающихся начальных классов,
посвящённое Международному дню авиации и космонавтики
Автор: Дудко Ольга Валерьяновна, учитель начальных классов БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №31 с углублённым изучением отдельных предметов»
Внеклассное мероприятие: Интеллектуальное путешествие «Тайны Вселенной»
Классы: 3 – 4
Цель мероприятия: активизация познавательного интереса к изучению космоса, истории отечественной космонавтики через участие в интеллектуальном мероприятии.
Задачи мероприятия:
Образовательные:
· Расширять и актуализировать знания о Вселенной, Солнечной системе, космических объектах и явлениях.
· Знакомить с историей освоения космоса и современными научными исследованиями объектов и явлений Солнечной системы.
Развивающие:
· Развивать навыки самостоятельной работы с научно-популярной и справочной литературой, интернет-ресурсами.
· Формировать коммуникативную культуру, совершенствовать навыки взаимодействия с партнёрами в групповой работе.
· Развивать логическое мышление через решение нестандартных заданий: кроссвордов, головоломок, ребусов.
· Развивать фантазию, творческое воображение, умение выражать свои впечатления, мысли и чувства.
Воспитательные:
· Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, гордость за достижения учёных прошлого и современности в изучении и освоении космоса.
Оборудование:
· филворд «Космические объекты»;
· фотоснимки «Альбом астронавта»;
· ребусы «Загадки космоса»;
· карточки «Третий лишний»;
· карточки «Герои звёздных дорог»;
· карточки «Блиц-турнир»;
· маршрутные листы интеллектуального путешествия «Тайны Вселенной»;
· грамоты победителям и призёрам интеллектуального путешествия «Тайны Вселенной»;
· благодарности участникам интеллектуального путешествия «Тайны Вселенной».
Активные формы и методы работы:
· диалогическое взаимодействие;
· групповая деятельность;
· дидактическая игра;
· мозговой штурм;
· рефлексия.
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
· поиск необходимой информации;
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
· выбор эффективных способов решения поставленных задач;
· рефлексия способов действий.
Регулятивные:
· целеполагание и планирование;
· прогнозирование результата;
· контроль и оценка результата.
Коммуникативные:
· планирование инициативного сотрудничества в поиске информации, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
· владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные:
· смыслообразование, нравственно-этическое оценивание и ценностно-смысловые ориентации.
Интеллектуальное путешествие «Тайны Вселенной»
№ |
Этапы |
Временная реализация |
1. |
Организационный момент |
5 минут |
2. |
Основная часть |
45 минут |
2.1. |
Станция «Знаете ли вы?..» |
5 минут |
2.2. |
Станция «Филворд» |
9 минут |
2.3. |
Станция «Альбом астронавта» |
5 минут |
2.4. |
Станция «Загадки космоса» |
8 минут |
2.5. |
Станция «Третий лишний» |
5 минут |
2.6. |
Станция «Герои звёздных дорог» |
6 минут |
2.7. |
Станция «Блиц-турнир» |
8 минут |
3. |
Оценка результатов деятельности. Рефлексия |
5 минут |
Ход интеллектуального путешествия
Этап 1. Организационный момент
Учитель (ведущий): Приветствуем всех участников интеллектуального путешествия «Тайны Вселенной»! На уроках окружающего мира, классных часах и экскурсиях в планетарий мы с вами знакомились с устройством Вселенной, планетами Солнечной системы, космическими явлениями и историей космонавтики. Сегодня мы подведём итог всему, о чём говорили вместе и о чём вы узнали самостоятельно. Сегодня каждый из вас сможет проявить свои знания, умения, эрудицию и получить заслуженную награду. Капитаны команд получат маршрутные листы, в которых перечислены станции нашего интеллектуального путешествия и порядок их прохождения. По итогам прохождения каждой станции в маршрутные листы командам будут выставлены баллы. Победит та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. Желаем удачи!
Примечание: За несколько дней до начала мероприятия организаторы готовят маршрутные листы, куда вносят названия команд и очерёдность прохождения станций. В команду входят все учащиеся класса.
Пример оформления маршрутного листа
№ |
Станция |
Кабинет |
Баллы |
Отметка о прохождении (подпись) |
1. |
Станция «Знаете ли вы?..» |
13 |
5 |
Худякова Т. Б. |
2. |
Станция «Филворд» |
16 |
7 |
Яковлева Н. М. |
3. |
Станция «Альбом астронавта» |
11 |
6 |
Лузина А. В. |
4. |
Станция «Загадки космоса» |
14 |
8 |
Вырезкова Т. В. |
5. |
Станция «Третий лишний» |
17 |
6 |
Павлинич Н. А. |
6. |
Станция «Герои звёздных дорог» |
18 |
6 |
Быстрова Л. Н. |
7. |
Станция «Блиц-турнир» |
15 |
7 |
Лазаревич И. Г. |
|
Сумма баллов |
|
45 |
|
Этап 2. Основная часть
Станция «Знаете ли вы?..»
Учитель (ведущий): Конкурс проверит ваши общие знания о Солнечной системе и истории освоения космоса. Все вопросы конкурса начинаются со слов «Знаете ли вы…».
Вопрос №1
Знаете ли вы, что в переводе на русский язык означает слово «планета»?
Правильный ответ: Слово «планета» в переводе с греческого означает «блуждающая», «странник».
Материал для учителя: Ещё в глубокой древности люди заметили, что на небе кроме неподвижных звёзд есть особые блуждающие светила, и назвали их планетами.
Планета – небесное тело, вращающееся по орбите вокруг звезды или её остатков, достаточно массивное, чтобы стать округлым под действием собственной гравитации, но недостаточно массивное для начала термоядерной реакции.
Вопрос №2
Знаете ли вы, кто из героев древних мифов впервые преодолел силу земного притяжения и полетел?
Правильный ответ: Икар – в древнегреческой мифологии – сын Дедала и рабыни Навкраты, известный своей необычной смертью.
Материал для учителя: Чтобы спастись с острова Крит от раздражённого Миноса, гениальный мастер Дедал сделал для себя и сына крылья, скреплённые воском, и советовал сыну не подниматься при полёте слишком высоко. Икар не послушался и приблизился слишком близко к Солнцу, лучи которого растопили воск, и Икар утонул недалеко от острова Самос в море, которое и получило в этой части название Икарийского моря. Его тело, прибитое волнами к берегу, было похоронено Гераклом на маленьком островке Долиха, названном по его имени Икария.
Вопрос №3
Знаете ли вы, сколько продолжался первый плановый полёт первого космонавта Юрия Гагарина?
Правильный ответ: Полёт первого космонавта продолжался 1 час 48 минут (108 минут).
Материал для учителя: 12 апреля 1961 года был начат отсчет космической эры человечества – на корабле «Восток» стартовал первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Полёт первого космонавта продолжался 1 час 48 минут (108 минут). После одного витка вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров Юрий Гагарин катапультировался и совершил мягкую посадку на парашюте недалеко от спускаемого аппарата.
Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза, а день его полёта стал национальным праздником – Днём космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.
Вопрос №4
Знаете ли вы, какое событие в мире космонавтики произошло 4 октября 1957 года?
Правильный ответ: 4 октября 1957 года в СССР был запущен на орбиту первый искусственный спутник земли – «Спутник-1».
Материал для учителя: Над созданием искусственного спутника Земли во главе с основоположником практической космонавтики С. П. Королёвым работали учёные М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов, Н. С. Лидоренко, В. И. Лапко, А. В. Бухтияров. Спутник был разработан как очень простой аппарат с двумя радиомаяками для проведения траекторных измерений.
Кодовое обозначение спутника – ПС-1 (Простейший Спутник-1). Запуск осуществлялся с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там» (получившего впоследствии открытое наименование космодром Байконур), посредством ракеты-носителя «Спутник».
Дата запуска считается началом космической эры человечества, а в России отмечается как памятный день Космических войск. В честь этого события в 1964 году в Москве на проспекте Мира, возле станции метро ВДНХ был сооружён 99-метровый обелиск «Покорителям космоса» в виде взлетающей ракеты, оставляющей за собой огненный шлейф. 4 октября 2007 года, в день 50-летия запуска ПС-1, в городе Королеве открылся памятник первому искусственному спутнику Земли.
Вопрос №5
Знаете ли вы, сколько звёзд в Солнечной системе?
Правильный ответ:
Солнце – единственная звезда Солнечной системы.
Материал для учителя: Вокруг Солнца обращаются другие объекты системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль. Масса Солнца составляет 99,866% от суммарной массы всей Солнечной системы. Солнечное излучение поддерживает жизнь на Земле, определяет климат.
Оценивание: 2 балла за правильный ответ, максимальное количество баллов – 10.
Станция «Филворд»
Учитель (ведущий): В сетке прямоугольника вам необходимо отыскать 10 названий космических объектов. Слова можно читать по горизонтали, по вертикали и по диагонали слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.
Примечание: Количество слов и их расположение в филворде можно варьировать с учётом времени, отведённого на выполнение задания, а также возраста участников интеллектуального марафона.
Филворд «Космические объекты»
С |
О |
С |
П |
У |
Т |
Н |
И |
К |
Е |
Г |
Н |
М |
Д |
С |
К |
Н |
И |
Р |
Х |
У |
П |
О |
Е |
П |
Е |
Ц |
И |
А |
О |
Н |
О |
С |
А |
Т |
Е |
Н |
А |
Л |
П |
И |
О |
Ж |
М |
Л |
И |
К |
Р |
Ч |
И |
А |
Н |
У |
Л |
Ь |
Р |
Я |
В |
Е |
Н |
Е |
Р |
А |
Л |
Р |
М |
Т |
У |
Д |
Е |
О |
Т |
Я |
Ц |
Ц |
Н |
Е |
И |
У |
К |
О |
Н |
О |
Т |
М |
А |
Р |
С |
А |
Е |
Р |
К |
О |
Х |
Н |
Я |
У |
С |
Ю |
Т |
И |
М |
З |
В |
Е |
З |
Д |
А |
Д |
А |
Е |
А |
Ответы на филворд «Космические объекты»
С |
О |
С |
П |
У |
Т |
Н |
И |
К |
Е |
Г |
Н |
М |
Д |
С |
К |
Н |
И |
Р |
Х |
У |
П |
О |
Е |
П |
Е |
Ц |
И |
А |
О |
Н |
О |
С |
А |
Т |
Е |
Н |
А |
Л |
П |
И |
О |
Ж |
М |
Л |
И |
К |
Р |
Ч |
И |
А |
Н |
У |
Л |
Ь |
Р |
Я |
В |
Е |
Н |
Е |
Р |
А |
Л |
Р |
М |
Т |
У |
Д |
Е |
О |
Т |
Я |
Ц |
Ц |
Н |
Е |
И |
У |
К |
О |
Н |
О |
Т |
М |
А |
Р |
С |
А |
Е |
Р |
К |
О |
Х |
Н |
Я |
У |
С |
Ю |
Т |
И |
М |
З |
В |
Е |
З |
Д |
А |
Д |
А |
Е |
А |
Правильные ответы:
По горизонтали: звезда, Марс, Венера, спутник (слева направо); планета, Луна (справа налево).
По вертикали: Плутон (сверху вниз); Уран, астероид (снизу вверх).
По диагонали: Солнце (сверху вниз).
Оценивание: 1 балл за правильный ответ, максимальное количество баллов – 10.
Станция «Альбом астронавта»
Учитель (ведущий): Внимательно рассмотрите космические снимки планет. Определите, какие планеты на них изображены.
|
|
|
Снимок №1 |
Снимок №2 |
Снимок №3 |
|
|
|
Снимок №4 |
Снимок №5 |
Снимок №6 |
Правильные ответы:
Снимок №1 – Юпитер
Снимок №2 – Венера
Снимок №3 – Меркурий
Снимок №4 – Марс
Снимок №5 – Уран
Снимок №6 – Нептун
Оценивание: 2 балла за правильный ответ, максимальное количество баллов – 12.
Станция «Космические загадки»
Учитель (ведущий): Вам предлагается разгадать несколько «космических» ребусов. В каждом из ребусов зашифровано название небесного тела.
Ребус №1
,,,,,,, ,,,
Р→У
Ребус №2
,, ,, ,,,,
Ребус №3
,, ,,,,,
А = Е
Ребус №4
,, ,, ,,
С = Р
Ребус №5
,, ,,,, ,,,,,
П = Т
Ребус №6
,,,, ,,, ,,
Ребус №7
, ,,, ,,,
Ребус №8
,,,,, ,,, ,, К = Н
Правильные ответы:
Ребус №1 – Меркурий
Ребус №2 – Венера
Ребус №3 – Земля
Ребус №4 – Марс
Ребус №5 – Юпитер
Ребус №6 – Сатурн
Ребус №7 – Уран
Ребус №8 – Нептун
Примечание: Количество ребусов можно варьировать с учётом времени, отведённого на выполнение задания, а также возраста участников интеллектуального марафона.
Оценивание: 2 балла за правильный ответ, максимальное количество баллов – 16.
Станция «Третий лишний»
Учитель (ведущий): Какое название небесного тела в списке «лишнее»? Почему?
Карточка №1
Фобос, Деймос, Оберон
Правильный ответ: «Лишнее» небесное тело – Оберон. Оберон – спутник Урана, все остальные – спутники Марса.
Карточка №2
Земля, Сатурн, Марс
Правильный ответ: «Лишнее» небесное тело – Сатурн. Сатурн – газовый гигант (второй вариант правильного ответа – имеет кольца), все остальные – планеты земной группы, то есть имеют твёрдую поверхность (второй вариант правильного ответа – все остальные планеты не имеют колец).
Карточка №3
Юпитер, Меркурий, Сатурн
Правильный ответ: «Лишнее» небесное тело – Меркурий. Меркурий – планета земной группы, то есть имеет твёрдую поверхность, все остальные планеты – газовые.
Карточка №4
Луна, Венера, Марс
Правильный ответ: «Лишнее» небесное тело – Луна. Луна – спутник, все остальные – планеты.
Карточка №5
Ио, Галатея, Тритон
Правильный ответ: «Лишнее» небесное тело – Ио. Ио – спутник Юпитера, все остальные – спутники Нептуна.
Оценивание: 2 балла за правильный ответ (1 балл за выбор «лишнего» небесного тела и 1 балл за обоснование выбора), максимальное количество баллов – 10.
Станция «Герои звёздных дорог»
Учитель (ведущий): Вам необходимо узнать выдающихся деятелей отечественной космонавтики по фотографиям и рассказать, какой вклад в освоение космоса они внесли.
Карточка №1
Правильный ответ: Юрий Алексеевич Гагарин, (19340309)лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, полковник, первый человек, совершивший полёт в космическое пространство.
Карточка №2
Правильный ответ: Константин Эдуардович Циолковский, российский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики.
Автор работ по аэродинамике и воздухоплаванию. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства.
Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении, много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолетов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя.
Карточка №3
Правильный ответ: Валентина Владимировна Терешкова, первая женщина-космонавт Земли, Герой Советского Союза, генерал-майор.
Карточка №4
Правильный ответ: Сергей Павлович Королёв, советский учёный, конструктор ракетно-космических систем.
Под его руководством был организован и осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Карточка №5
Правильный ответ: Алексей Архипович Леонов, лётчик-космонавт СССР, первый человек, вышедший в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.
Оценивание: 2 балла за правильный ответ, максимальное количество баллов – 10.
Станция «Блиц-турнир»
Учитель (ведущий): Вам необходимо ответить на как можно большее количество вопросов.
Вопрос №1
Назовите планету Солнечной системы, на которой постоянно бушуют ветры, бури, грозы, сверкает молния, но никогда не бывает дождей.
Правильный ответ: Юпитер – пятая планета от Солнца и крупнейшая в Солнечной системе.
Вопрос №2
Кому посвятил стихотворение «Эй, небо! Сними шляпу!» поэт Вячеслав Рылов?
«Эй, небо! Сними шляпу!
Не к лицу тебе гордо-свинцовая синь!
Я к тебе восхожу! Я уже поднимаюсь по трапу!
Этой трудной дороги, с коротким названием жизнь!»
Правильный ответ: Стихотворение посвящено Валентине Владимировне Терешковой – первой женщине-космонавту Земли.
Вопрос №3
Что объединяет такие планеты как Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун?
Правильный ответ: Отсутствие твёрдой поверхности. Все перечисленные планеты относятся к газовым гигантам.
Вопрос №4
Кто был создателем первого в мире пилотируемого космического корабля «Восток-1»?
Правильный ответ: Сергей Павлович Королёв – советский ученый, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия, основоположник практической космонавтики. Благодаря его идеям впервые в мире был осуществлён запуск искусственного спутника Земли и первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина.
Вопрос №5
Назовите планеты Солнечной системы, у которых нет ни одного спутника.
Правильный ответ: Меркурий, Венера.
Вопрос №6
Почему на Луне нельзя наблюдать «падающие звёзды»?
Правильный ответ: Увидеть «падающие звёзды» на Луне невозможно, так как на спутнике Земли отсутствует атмосфера. Газовая оболочка Луны крайне разрежена, её плотность в десять триллионов раз меньше по сравнению с земной атмосферой.
Вопрос №7
Какой фильм всегда смотрят российские космонавты перед вылетом в космос?
Правильный ответ: У российских космонавтов давно сложились свои «кинематографические» традиции: перед вылетом в космос они всегда смотрят популярный советский фильм «Белое солнце пустыни» режиссера Владимира Мотыля. Этот обычай появился еще в 1970 году – вскоре после выхода картины на экраны. Кассета с фильмом есть даже на борту Международной космической станции.
Вопрос №8
В расположении звёзд разные народы видели разные фигуры. У киргизов это скопление называлось «Конь на привязи», а у древних египтян – «Гиппопотам». Какое название носит это созвездие сегодня?
Правильный ответ: Большая Медведица (лат. Ursa Major) – незаходящее созвездие северного полушария неба.
Вопрос №9
Сколько всего созвездий на небе?
Правильный ответ: В 1922 году в Риме решением Генеральной ассамблеи международного астрономического союза был окончательно утверждён список из 88 созвездий, на которые было поделено звёздное небо. В 1928 году были приняты чёткие границы между этими созвездиями. В течение пяти лет в границы созвездий вносились уточнения. В 1935 году границы были окончательно утверждены и больше изменяться не будут.
Вопрос №10
Какая планета названа в честь древнеримского бога войны?
Правильный ответ: Марс – четвёртая по удаленности от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы.
Оценивание: 1 балл за правильный ответ, максимальное количество баллов – 10.
Этап 3. Оценка результатов деятельности. Рефлексия
Учитель (ведущий): Подошло к концу наше интеллектуальное путешествие, настало время жюри огласить результаты. Поздравляем победителей, призёров и всех участников! Поделитесь своими впечатлениями. Какие задания вам особенно понравились? Какие задания показались лёгкими и неинтересными? Какие замечания по организации мероприятия у вас есть?
Источники
Все задания интеллектуального путешествия «Тайны Вселенной» авторские.
Литературные источники:
1. Зигель Ф. Ю. Сокровища звездного неба: Путеводитель по созвездиям и Луне [Текст]. – 6-е изд. – М.: Наука, 1999. – 296 с.
2. Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия [Текст]. – М.: Аванта+, 2004. – 688 с.
3. Я познаю мир. Космос / Гонтарук Т. И. [Текст]. – М.: АСТ, 2008. – 398 с.
Интернет-источники:
https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/63/948ca16454c73a7f7e05e58b820709c9d7f0379e.jpeg
(Сергей Павлович Королёв)
https://histrf.ru/uploads/media/event/0001/25/thumb_24815_event_big.jpeg
(Валентина Терешкова)
https://works.doklad.ru/images/u0iRGrSrn-k/m7eb4562.png
(Юрий Алексеевич Гагарин)
https://fsd.multiurok.ru/html/2019/09/30/s_5d923606a1e35/1214798_1.jpeg
(Константин Эдуардович Циолковский)
https://s11.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/11099847/inx960x640.jpg
(Алексей Архипович Леонов)
http://znaniya-sila.narod.ru/solarsis/mars/pic-mars/Mars_Hubble.jpg
(Марс)
https://zhitanska.com/wp-content/uploads/2017/07/Jupiter_Earth_Comparison-800x445.png
(Юпитер)
https://s.hi-news.ru/wp-content/uploads/2019/10/neptun_earth_satellite_image_one-750x563.jpg
(Нептун)
https://aboutspacejornal.net/wp-content/uploads/2016/01/800px-Uranus21.jpg
(Уран)
https://v-kosmose.com/wp-content/uploads/2017/03/Venus.jpg
(Венера)
https://www.litres.ru/pub/t/39426624.json/image0_5bf2c016f25d017722162e67_jpg.jpeg
(Меркурий)
http://lenagold.ru/ (Дата обращения 20.04.2020) (картинки для составления ребусов)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.