Интерактивная экскурсия по достопримечательностям родного города как вид внеучебной деятельности.
А.В. Зябкин, А.С. Ендовицкий
Лесосибирский педагогический инститт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
г. Лесосибирск, Россия
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящий момент, учителя средних школ в России всё чаще сталкиваются с проблемой недостатка времени, выделяемого для учебных занятий. Чтобы не нарушить план учебной программы, учителя вынуждены планировать уроки так, чтобы за один учебный час осветить как можно больший объём информации, а также реализовать деятельностный подход, продумывая подходящие задания для обучающихся. Вследствие этого не удаётся в полной мере достичь не только предметных учебных результатов (поскольку большой объём информации усваивается крайне поверхностно), но и метапредметных и личностных, т.к. обучающиеся просто не успевают проанализировать свою деятельность и в полной мере развить УУД. Также вследствие этого страдает и дидактическая составляющая учебного процесса.
Внеучебная деятельность способствует частичному решению этих проблем, т.к. носит не только воспитательный, но и познавательный, обучающий характер.
Вслед за Е. М. Рожковой, мы под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимаем образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов, обучающихся в разных видах деятельности. Внеучебная деятельность ребенка приобрела статус «образовательной деятельности» и является необходимым компонентом процесса получения образования [4].
По определению Ю. А. Мартыненко, довольно важными аспектами внеучебной деятельности также являются: формирование гражданственности школьников-подростков на примерах истории родного края и социально значимой деятельности - организация такой работы, которая будет способствовать воспитанию патриотизма, гордости и любви к Отечеству и малой родине, уважению к российской государственности и культуре иных народов, толерантности, стремлению к миру; восприятию культурного наследия, сохранению традиций и обычаев предков; воспитанию духовно-нравственных качеств и свойств личности; гармоничному соотнесению личных и общественных интересов, стремлению принести пользу отдельному человеку и обществу в целом; соблюдению законов и правил поведения; стремлению к знаниям, самообразованию и саморазвитию в течение всей жизни. Все данные принципы слились с нашей интерактивной экскурсией [3].
Одним из необычных и вызывающих интерес форм работы является занятие-экскурсия – это такая форма обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов (природы, предприятия, музеи, выставки, исторические места и памятники и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними.
Главным преимуществом виртуальных экскурсий является ознакомление аудитории с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны и все это не покидая кабинета. Данная форма повышает информативность и производительность учебной деятельности.
В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
Виртуальные экскурсии - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности – будь то страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект и т.д. [1].
Практическая часть работы заключалась в планировании и проведении интерактивной экскурсии «Будущее через “гранитную” призму прошлого» по таким достопримечательностям г. Лесосибирска, как Маклаковский ЛДК, памятник Сибиряку-партизану и стела в память о партизанах, принимавших участие в Енисейско-Маклаковском восстании для учащихся 6 «а» и 6 «б» классов МБОУ «СОШ №1» г. Лесосибирска. Целью работы стало ознакомление детей с достопримечательностями родного города, развить в них чувство гражданственности, патриотизма, привить интерес к истории родного края и страны в целом.
При подготовке к проведению интерактивной экскурсии, наша команда студентов осуществила следующие виды деятельности:
1. Консультация с учителем истории, с целью узнать особенности класса, а также общие требования по проведению мероприятия.
2. Подбор темы экскурсии, целеполагание, постановка задач.
3. Изучение, а также подбор научной литературы, востребованной для успешного взаимодействия с учащимися.
4. Посещение архивов, для подбора иллюстраций, отсутствующих в сети – Интернет.
Все это являлось необходимыми этапами при подготовке и созданию экскурсии, проведенной на базе школы.
В начале реализации экскурсии на практике мы раскрывали такие понятия, как памятник и достопримечательность.
Достопримечательность – это место, здание, предмет, достойные особого внимания, замечательные чем-либо.
Памятник – это объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятник археологии, истории, искусства, письменности и т.п. [2]
При проведении интерактивной экскурсии, материал излагался эмоционально и доступно, велась активная работа со слайдами, в которых располагались исторические первоисточники. При докладе фактологической информации, проводилась актуализация знаний учащихся. Участники по ходу экскурсии задавали вопросы о родном городе, родной стране, связанные с тематикой экскурсии «Будущее через «гранитную» призму прошлого». Как и следовало ожидать, опираясь на принципы внеурочного обучения, проделанная экскурсия была успешно осуществлена. Учащиеся активно взаимодействовали с докладчиком, задавали вопросы, а также и отвечали на них, при этом соблюдали дисциплину.
Как и положено, для уяснения данных понятий в теории и практике, от нас требовалось проводить аналогии, сопоставлять данные понятия с экскурсией. По окончанию экскурсии была проведена рефлексия в виде блиц-опроса, в ходе которого ученики активно отвечали на поставленные вопросы. Они успешно уяснили данные понятия, а также исторические знания о родном городе.
Cписок использованных источников:
1. Будерецкая, И. В. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / И. В. Будерецкая // Социальная сеть работников образования. -2013. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/21/interaktivnye-metody-obucheniya
2. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь Ефремовой [Электронный ресурс] / Ф. Т. Ефремова. – 2000. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/160348/%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
3. Мартыненко, Ю. А. Пути формирования гражданственности школьников-подростков во внеурочной работе на примерах изучения истории родного края и социально значимой деятельности / Ю. А. Мартыненко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - №4(132). - C. 82-85.
4. Рожкова, Е. М. Основные положения организации внеурочной деятельности / Е. М. Рожкова // Пермский педагогический журнал. - 2014. - №4. – С. 21-25.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.