Урок литературы в 6 классе
Тема: Контрольная работа по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Цель: контроль и закрепление знаний по изученной теме.
Задачи: выявление способностей учащихся решать тестовые упражнения; определение уровня знаний по изученной теме; формирование навыка самостоятельного анализа прочитанных произведений.
Тип урока: урок контроля и проверки знаний.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. - Ребята, сегодня мы с вами выполним контрольную работу, к которой готовились в течение последних уроков. Вам будут представлены тестовые задания в необычном формате. Старшие классы сдают экзамены, именно так работая с текстом. Давайте и мы попробуем выполнить такие задания.. Надеюсь, каждый из вас ответит на них правильно.
Контрольная работа
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.
Но вот Харлампий Диогенович садится на место. Класс мгновенно смолкает. Начинается урок.
Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Кроме журнала, у него был блокнотик, куда он что-то вписывал после опроса. Я не помню, чтобы он на кого-нибудь кричал, или уговаривал заниматься, или грозил вызвать родителей в школу. Все эти штучки были ему ни к чему.
Во время контрольных работ он и не думал бегать между рядами, заглядывать в парты или там
бдительно вскидывать голову при всяком шорохе, как это делали другие. Нет. Он спокойно читал себе что-нибудь или перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза.
Списывать у него было почти бесполезно, потому что он сразу узнавал списанную работу и начинал высмеивать ее. Бывало, во время контрольной работы оторвется от своих четок или книги и говорит:
- Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко. Сахаров встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к Авдеенко, который плохо учится.
- Пожалейте Авдеенко, он может сломать шею. Авдеенко тупо смотрит на Харлампия Диогеновича, как бы не понимая, а может быть, и в самом деле не понимая, почему он может сломать шею.
- Авдеенко думает, что он лебедь, - поясняет Харлампий Диогенович.- Черный лебедь, - добавляет он через мгновение, намекая на загорелое угрюмое лицо Авдеенко. Сахаров садится.
- И вы тоже, - обращается он к Авдеенко. но что-то в голосе его заметно сдвинулось. В него влилась точно дозированная порция насмешки. - Если, конечно, не сломаете шею, черный лебедь!- твердо заключает он, как бы выражая мужественную надежду, что Авдеенко найдет в себе силы работать самостоятельно.
Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи. (Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»)
Аl. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
1. роман;
2. повесть;
3. очерк;
4. рассказ
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1. открывает повествование;
2. завершает повествование;
3. является кульминацией сюжета;
4. является одним из этапов развития сюжета.
А3. Какой предмет в школе преподавал Харлампий Диогенович?
1. математику;
2. французский язык;
3. литературу;
4. химию.
А4. Какое чувство овладело Сахаровым, когда Харлампий Диогенович предложил ему пересесть к Авдеенко?
1. разочарование;
2. отчаяние;
3. уныние;
4. непонимание.
А5. С какой целью Харлампий Диогенович при характеристике Авдеенко использует такие словa и выражения: «думает, что он лебедь», «может сломать шею»,«черный лебедь»?
1. выявляет отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;
2. высмеивает поступок героя;
3. характеризует психологическое состояние героя;
4. подчеркивает сложность характера героя
Б l. Укажите художественно-выразительное средство, основанное на сопоставлении, которое используется в следующем выражении: « влилась точно дозированная порция насмешки».
Б 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (четвертое предложение фрагмента).
Б З. Из абзаца, начинающегося со слов «Списывать у нeгo…» выпишите словосочетание, кoтopoe
характеризует действия Харлампия Диогеновича после тогo, как ему в руки попадалась списанная работа.
Б 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Во время контрольных работ…», найдите слово, которое описывает состояние Харлампия Диогeновича во время контрольных работ.
Сl. Как Харлaмпию Диогеновичу yдaлось поставить Авдеенко в смешное положение?
Ответы к контрольной работе по рассказу Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
А 1. 4
А 2. 4
А 3. 1
А 4. 4
А 5. 2
Б 1. сравнение
Б 2. портрет
Б 3. начинал высмеивать
Б 4. спокойно
Итоги урока. – Все справились с заданием? Возникли ли у вас какие-либо сложности при выполнении контрольной работы?
Домашнее задание: начинать чтение мифов Древней Греции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.