«Искру туши до пожара, беду отводи до удара»
Цель: профилактика девиантного поведения среди несовершеннолетних 6 класса.
Задачи:
1. развить навыки анализа правовых документов и ответственности школьников за свои поступки;
2. формировать умение противостоять негативным явлениям в обществе;
3. воспитывать правовую культуру школьников.
Участники: учащиеся 6 класса, разделённые на две подгруппы.
Оборудование: листы бумаги для каждой подгруппы, кодекс РБ об административных правонарушениях, уголовный кодекс РБ, карточки с заданными ситуациями.
I ЭТАП (предварительная беседа)
Учитель:
– Тема нашего занятия «Искру туши до пожара, беду отводи до удара», как вы её понимаете? О чём мы сегодня с вами будем говорить? (Легче предупредить правонарушение, чем устранять потом его последствия)
– А как можно предупредить какое-то правонарушение, чтобы его не совершили ваши одноклассники, какие формы работы вы использовали бы? (Беседы, лектории, показали бы на эту тему фильм, социальная реклама)
– Верно, сегодня мы с вами постараемся разработать сценарии видеороликов на тему предупреждения правонарушений и преступлений среди подростков. Для начала разберёмся, что такое правонарушение, а что такое преступление, или это одно и то же? (Нет. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста, за него наступает административная ответственность).
– Кто же несёт ответственность за ваши действия, если вам нет ещё 16 лет? (родители)
– Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершённое вами административное правонарушение? (штраф, предупреждение, могут поставить на учёт в милицию)
– Верно, а где перечислены все административные правонарушения и указаны наказания к ним? (КоАП РБ. Демонстрируем кодекс)
– Какие правонарушения чаще всего совершают подростки? (распитие спиртных напитков в общественных местах, мелкое хулиганство)
– А за административное правонарушение могут посадить в тюрьму? (нет, в тюрьму сажают за преступления.)
– Что такое преступление? (это грубое нарушение закона взрослыми людьми и несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности с 14 лет)
– Верно, все преступления собраны в УК РБ (демонстрируем кодекс). За грабежи, кражи, разбой, убийство и другие преступления наступает уголовная ответственность с 14 лет.
– Какое наказание ждёт подростков за преступление? (воспитательно-трудовая колония для малолетних преступников, условная мера наказания)
Подготовка к написанию сценария видеоролика
– У каждой подгруппы есть карточка с описанием ситуации, прочитайте и определите, что у вас – преступление или правонарушение?
1 подгруппа:
Подростки употребляют алкогольные напитки. Как классифицировать эти действия? (Административное правонарушение)
Посмотрите в КоАП, какое наказание предусматривается за это правонарушение (наложение административного штрафа на родителей).
2 подгруппа:
Старшеклассники отнимают деньги у второклассников. Как классифицировать эти действия? (преступление, вымогательство)
Посмотрите в УК, какое наказание предусматривается за это преступление?
– Необходимые законы мы усвоили, всё это нам пригодится при создании роликов социальной рекламы.
– Что должно быть в социальном видеоролике, каковы его параметры?
1. Обыгранная ситуация.
2. Лозунг – предупреждение (яркий, необычный, запоминающийся, поучающий).
3. Хронометраж не должен превышать 30 секунд.
Самостоятельная работа по написанию сценария
Помощь учителя каждой подгруппе, если требуется. Чтение сценариев и обсуждение.
Пример сценария 1.
Экран разделён на две половины (негативная часть – чёрно-белая, позитивная – цветная): с одной стороны подростки пьяные, хулиганят, с другой стороны дети занимаются танцами, музыкой. Вопрос на экране «КТО ТЫ?»
Следующий кадр: дети в милиции в наручниках, распивают спиртные напитки, с другой стороны учатся, рисуют, играют на музыкальных инструментах. Вопрос на экране «ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?»
Следующий кадр: с одной стороны осуждённые, с другой стороны певцы, музыканты. Вопрос на экране «КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ СТАТЬ?»
Заключительный лозунг на экране «У ТЕБЯ ЕСТЬ ВЫБОР!»
– Какую мысль хотели донести до окружающих этим видеороликом?
– Отвечает ли сценарий ролика поставленным задачам?
Пример сценария 2.
Трое старшеклассников стоят за домом около школы, курят, мимо проходит второклассник. Старшеклассники спрашивают: «Есть что по мелочи?» Тот отвечает: «Нет». Старшеклассники хватают ребёнка за рюкзак, трясут его, смеются, достают из кармана рюкзака 10 рублей, дают подзатыльник малышу и со словами: «Будешь вякать, прибьём!» Уходят. Ребёнок поднимает рюкзак, идёт в другую сторону.
Следующий кадр: Старшеклассники расходятся в разные стороны, одного из них ловят трое мужчин. Спрашивают: «Эй, пацан, есть, что по мелочи?» На лице парня испуг.
Во весь экран слова: «Ты хочешь это остановить? Начни с себя».
– Какую мысль хотели донести до окружающих этим видеороликом?
– Отвечает ли сценарий ролика поставленным задачам?
Заключение
– По вашим сценариям мы отснимем ролики и просмотрим их на следующей нашей встрече. От каждой подгруппы выберите артистов, кто будет сниматься в видеороликах, помощников режиссёра.
II ЭТАП (вступление)
– На прошлом встрече мы с вами говорили о преступлении и правонарушении, вы написали сценарии, некоторые из вас побывали в роли актёров, режиссёров. Мы отсняли эти видеоролики и сейчас с вами посмотрим, что получилось.
Обсуждение по 1-ому ролику.
– В чём смысл этого ролика? Что поняли? Вывод из просмотренного ролика.
Обсуждение по 2-му видеоролику.
– В чём смысл этого ролика? Какие выводы сделали?
Заключение
Правонарушение или преступление легко совершить и даже не заметить, что сделал что-то не так. Но прежде, чем начинать действовать десять раз подумай: не навредишь ли ты кому-то своими действиями, не причинишь ли зла окружающим, своим близким и себе. «Искру туши до пожара, беду отводи до удара!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.