Билет 2. Искусство Древнего Египта
Искусство Др. Египта. Природа Египта. Роль культа мертвых. Архитектура - пирамиды, гробницы, храмы в Луксоре и Карнаке. Особенности египетской скульптуры. Колоссы Рамзеса II в Абу-Симбеле. Особенности египетской живописи. Понятие о каноне.
Древний Египет!В середине 4 века до н. э. возле реки Нил (Африка) образовалось государство Древний Египет. Узкая долина Нила среди безводных пустынь и голых скал. Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек. Но благодаря разливам Нила земля эта была одной из плодороднейших в мире. Именно поэтому экономика Древнего Египта основывалась на сельском хозяйстве в плодородной долине Нила. Надо было только уметь задерживать воды и совершенствовать земледелие. Это требовало общих усилий, общей организованности, которые возможны только при сильном централизованном государстве. Древние египтяне, как и многие люди в давние эпохи, и в наше время, верили в то, что у человека есть душа, которая покидает его тело после смерти. Они считали, что душа после смерти летает между двумя мирами – земным и потусторонним.Условия и взгляды на жизнь способствовали довольно быстрому развитию культуры и искусства. . Этапы развития искусства
Искусство Древнего Египта принято разделять на такие периоды:
Искусство Древнего Царства (32-24 века до н. э.): отличалось монументальностью (масштабность и возвышенность форм), постоянством сложившихся норм, тесной связью с верованиями;
Искусство Среднего Царства (21-18 века до н. э.): традиции сохраняются, но монументальность снижается, произведения искусства начинают приобретать индивидуальность, активно развивается ювелирное дело;
Искусство Нового Царства (17-11 века до н. э.): нормы утрачивают значимость, традиционные формы дополняются элементами, передающими личностные переживания; появлялись отдельные произведения искусства, показывающие человеческие чувства; в конце этого периода все снова вернулось к монументальному стилю, но он перестал быть таким естественным как на первом этапе.
Древнеегипетское искусство изжило себя, утратив новизну и творческие идеи. В период Древнего Царства были возведены самые грандиозные сооружения – Великие Пирамиды, Большой Сфинкс, которые продолжают оставаться одним из чудес цивилизации, привлекая загадкой своего создания.
Особенности культуры
Известно, что культура Древнего Египта является одной из самых ранних. В конце 4 века до н. э. уже появилась древнеегипетская письменность. Основным видом письма были иероглифы, которые наносили на камень или папирус (изготовляли из одноименного растения).На древнеегипетскую культуру сильно влияла религия. Единого верования не было, в разных местностях поклонялись определенному божеству, признавая существование других. Специфическим было отношение египтян к потустороннему миру. Они считали, что человек должен быть обеспечен всем необходимым, вступая в загробную жизнь. Также существовал особый символ Анх, обозначающий вечную жизнь. На земле являлся сильным оберегом, а после – ключом к царству мертвых (бессмертию).Именно благодаря особенностям погребального культа (оснащение гробниц предметами быта, драгоценностями, надписями, рисунками, статуями) сохранилось большое количество свидетельств развитости древнеегипетской культуры и искусства.
Архитектура
В архитектурном искусстве, конечно, главную роль получили пирамиды и мастабы, возводившиеся для фараонов и вельмож, которых ожидал загробный мир. Первые пирамиды, начиная со времен фараона Джосера, начинали возводиться ступенчатыми, так как блоки делались из смеси речного ила, глины и песка. Со временем египтяне перешли к каменному строительству и тогда края пирамид сгладились и обрели правильную гладкую форму.Ансамбль пирамид в Гизе для фараонов IV династии — Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура),
Самая большая – пирамида Хеопса Хуфу – построена зодчим Хемиуном.
XXV—XXIII века до н. э.. Она имеет высоту в 147 метров и состоит из более чем 2500 блоков весом от 2 до 20 тонн каждый. По утверждениям Геродота, на ее строительство было затрачено 20 лет. Это единственное дошедшее до наших дней чудо света Также стоит упоминуть о.Храме Амон – Ра.XVI—XI вв. до н. э. Зодчии: братья Гори и Сути, Аменхотеп, сын Хапу это величественный комплекс поражает своейвеличественностью играндеозностью. Следущий Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
1482 - 1473 до н. э.Зодчий: Сенмут
Храм Рамзеса II.Скальной храмовый комплекс XIII век до нашей эры эти
Большой сфинкс
Большой сфинкс в Гизе – древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Она высечена из монолитной известковой скалы в форме сфинкса – лежащего на песке льва, лицу которого придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 гг. до н. э.). Длина статуи 72 м, высота 20 м; между передними лапами в давние времена располагалось небольшое святилище (алтарь, посвящённый божеству).
Большой сфинкс и пирамида Хеопса
С древнейших времён в Египте было принято изображать фараона в виде льва,
истребляющего своих врагов. Обстоятельства и точное время возведения сфинкса
пока точно не определены. Для местных жителей Сфинкс был своеобразным
талисманом, властителем Нила. Они полагали, что от него зависел уровень разлива
великой реки и плодородие их полей.
Изобразительное искусство
Если говорить кратко о изобразительном искусстве Древнего Египта, то оно было представлено такими видами:
Живопись:была книжная миниатюра рисунки на папирусе изображения были яркими, поверхность для покраски предварительно обрабатывали (мягким гипсом, известняком), сверху покрывали лаком; картины в основном должны были облегчить человеку загробную жизнь, изображая переход в потусторонний мир; использовались простые линии и плоская проекция фигур; наскальные росписи в грабницах имели ритуальный характер.
Скульптура: наиболее строго соблюдались нормы, были установлены четкие правила передачи образов божеств и фараонов, использовались цельные каменные глыбы, небольшие деревянные статуэтки могли передавать изображение простых египтян;
Декоративно-прикладное: активно развивалось ювелирное направление (различные формы придавали золоту, умели менять его цвет, украшения дополняли цветными стеклами и поделочными камнями, современные драгоценные не использовались); создан стекловидный материал (фаянс), из которого изготовляли керамические изделия, бижутерию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.