Билет №4
Искусство Индии. Роль религии в искусстве.Архетектура. Скульптура Живопись
Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изобилием,
жизнь, торжествующая во всех проявлениях – вот основная тема индийского искусства.
На территории Индии ярко представлины все религии мира в архитектуре в скульптуре и живописи. Одна из первых религий – это индуизм Индуизм – учение о перевоплощении душ, обусловленное предыдущими поступками, добродетельными или дурными. Верховные божества индуизма - Брахма (Творец мира), Вишну (Бог - охранитель) и Шива (Бог — разрушитель). Буддизм V в. до н.э. возник в Индии. Будда – основатель религии буддизма. Основу данного учения составляют:
Все есть страдание;
Ø Страдание имеет причину;
Ø Страдания могут быть устранены;
Ø Существует путь, который ведет к устранению страданий.
Архитектура
Хараппская цивилизация Мохенджо – Даро. Древнейшая индийская цивилизация возникла в бассейне Инда в III тыс. до н.э. о высоком развитии говорит строгая планировка городов, наличие письменности и произведений искусства. В 321 г. до н.э. в Индии возникло первое объединенное государство – империя Маурьев своего расцвета культура достигла во времена правления царя Ашоки (268-232 гг. до н.э.).
Стамбхи – монолитные столбы. Завершенные фигурой животного, которые воздвигали в местах связанных с историей буддизма. Капитель высотою 2,14 м сохранилась от стамбхи в Сарнатхе. Она представляет собой лотос с 4 полуфигурами львов. В настоящее время изображение этой капители является государственным гербом республики Индии. Древние постройки Санчи Ступа – расположенная в уединенном живописном месте, как нельзя лучше соответствовала созерцательной жизни буддийских монахов. Ступа - буддийские мемориальные и погребальные памятники. Служили для хранения реликвий самого Будды. Полусферический купол ступы покоится на круглом основании с террасой, служившей для ритуального обхода. Купол надстроен каменным кубом с квадратной оградой. Саму ступу окружает массивная ограда. По 4 сторонам света в ней сделаны ворота, украшенные рельефами. Ступа обнесена оградой с четырьмя резными каменными воротами с изображением сюжетов из жизни Будды. На всех воротах присутствуют изображения слонов . Здесь представлены реальный мир и фантастический.
Пещера Ломас Риши в Бодх-Гаи - овальное святилище и прямоугольный зал - была высечена при царе Ашоке (около 250 г. до н.э.). Стены храма тщательно отполированы. Его фасад и план послужили образцами для более поздних культовых построек I в. н. э. Для буддийской архитектуры характерны пещерные храмы, они символизировали отшельническую жизнь Будды в пещере. Часть пещеры была храмом – чайтья, а большинство монастырские кельи – вихара. Одним из древнейших видов буддийской архитектур являются чайтьи (пещерные храмы для моления),вырубавшиеся в глубоких недрах скалистых гор. Чайтья в Карли – самый большой пещерный храм культовой архитектуры I в. до н.э. – III в. н.э. он расположен на глубине 40 м. красивые мощные колонны, по 15 в ряд. Делят зал на центральный неф и два боковых крыла. С особой тщательностью украшен вход в чайтью. Он обрамлен огромной килевидной аркой,окруженной более мелкими арочками. Солнечный свет проникает в полутемную залу через окно, напоминающую розетку готического собора. Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV – VIIвв.). Выдающимся памятником архитектуры Индии является мавзолей Тадж – Махал в Агре, построенный Шахом – Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал.
Скульптура
Изобразительное искусство известно по найденным археологами печатям-амулетам, а также статуэткам из меди, камня и обожженной глины еще хараппской эпохи. На квадратной печати изображен трехглавый зверь, сочетающий в себе черты трех важных культовых животных — быка, единорога и антилопы. Животное могло символизировать то или иное божество, либо обозначать природную стихию или время года.
Статуя жреца из Мохенджо-Даро III—II тыс. до Р. Х. Стеатит. высота 17,5 см Национальный музей Пакистана, Караччи
Храмы украшены рельефами, являющимися великолепными образцами храмовой скульптуры
Распространение в Индии буддизма «великой колесницы» способствовало появлению обширного пантеона святых бодхисатв. Массовые находки терракотовых статуэток говорят о широком спросе на произведения искусства, связанного с буддизмом. В индийской пластике сформировалась система мудр , когда определенные этапы священного пути Будды выражали через специфическое положение рук, ладоней и пальцев. Выделяются три основные школы буддийской скульптуры: Гандхара - образ Будды имеет эллинистические черты Матхура – чисто индийская трактовка, будда сидит на троне, который поддерживает 3 льва, поднятая правая рука- одобрение Амаравати - образ Будды в скульптурном рельефе, на облицовочных плитах ступы.
Изобразительное искусство
Скальные ансамбли Аджанты славятся прежде всего своей живописью. Расписывались потолки, стены, колоны. В композиции много персонажей, объемы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм составляют основу всего живописного ансамбля.
В эпоху Великих Моголов достигла расцвета индийская миниатюра. Художник наносил рисунок легко, четко, стараясь не упустить ни одной детали. В представлении индийца люди, животные, растения и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывными узами.
Фаррух Бек (род. 1547 г, — ум. после 1615 г) — начав с традиционной персидской живописи, этот мастер со временем выработал свою индивидуальную манеру, которая довольно отчетливо выделяет его среди художников Персии и Индии. Произведения индийских художников книжной миниатюры отличаются богатством оттенков, чёткостью рисунка, утончённостью художественного вкуса.
Каждый элемент картины, обведенный тонким четким контуром, имел свое цветовое решение. Это придавало миниатюре особую утонченность. Художники писали яичными красками и наносили их очень тоненькой кисточкой, золотые и серебряные краски добавляли в самом конце, используя коготок медведя или тигра.
Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла не меньший вклад в мировую культуру. В основе искусства Индии лежит идея единства мирового процесса и вечной жизни. Все формы древнеиндийского художественного творчества выражают стремление вырваться за пределы обыденной человеческой жизни и, пройдя через соответствующие этапы, достичь духовной просветленности. Индийское искусство — наглядное воплощение этой главной темы.
Индийское искусство представлено всеми видами – от пышной архитектуры, оригинальной пластики и живописи до блистательной поэзии, музыки и танца
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.