Древняя Месопотамия (Междуречье, Двуречье)
В плодородной долине между рек Тигр и Евфрат в IV – I тыс. до н.э. сформировались такие крупные города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, а также Ассирийская держава. Здесь на протяжении веков в результате многочисленных кровопролитных войн возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности, распадались и вновь возникали древние сообщества.
Здесь жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились с большой точностью вычислять движение планет, время обращения Луны вокруг Земли.
Древние дворцы Ниневии, столицы, построенной ассирийским царем А ш ш у р н а с и р п а л о м II в IX в. до н.э.
Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью Библии и даже скандинавских саг.
В Месопотамии умели возводить высочайшие башни, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали прекрасные сады, изобрели колесо, гончарный круг, строили корабли, изготавливали из меди орудия труда и оружие.
Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон богов.
В отличие от Др. Египта, человек Др. Месопотамии не слишком беспокоился о загробной жизни, гораздо больше его прельщали сиюминутные радости земной жизни.
Богиня плодородия,
кормящая козлов.
14 век до н.э.
Возникновение письменности
К III тыс. до н.э. в южной долине Междуречья образовалось город-государство Шумер. В историю шумеры вошли, прежде всего, благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200 - 300 лет раньше, чем в Др. Египте.
Культура древней Месопотамии известна благодаря древним глиняным таблицам с клинописью.
В Месопотамии существовали школы для писцов – эддубба, что означало «дом табличек». По сохранившимся глиняным табличкам мы можем судить как строился учебный процесс. Учителя держали учеников в строгости и повиновении. Об этом нам рассказывают многочисленные древние жалобы, оставленные на табличках воспитанниками.
Выдающийся памятник литературы «Эпос о Гильгамеше»
(« О всё видавшем» ) III тыс. до н.э. – правителе шумерского города Урука - сохранился на глиняных табличках, дотируемых началом II тыс. до н.э.
«Гильгамеш, куда направляешься ты? Жизни, которой ты так добиваешься, ты никогда не сможешь достичь. Потому что, когда боги создавали человека, они вселили в него смертность, оставив бессмертие самим себе. Гильгамеш, наполняй свое чрево, веселись денно и нощно, пусть дни твои будут полны веселья…»
Архитектура Месопотамии
Самыми заметными произведениями архитектуры Месопотамии являются храмы и дворцы. Самые ранние из храмов учёные относят ещё к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это были з и к к у р а т ы , что в переводе значит «святая гора». В Междуречье не придавали столь великого значения, как в Египте, погребальным сооружениям, так как население не находило связи между бессмертием и сохранностью тела умершего.
Наибольшую известность приобрёл зиккурат бога Луны в Уре
( современный Ирак).
Частые, а временами катастрофические подъёмы грунтовых вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.
Само название чуда — Висячие Сады — вводит нас в заблуждение. Сады не висели в воздухе. Сады были, скорее, не висячими, а выступающими. В архитектурном плане сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Пирамида напоминала вечноцветущий зелёный холм. В полости колонн помещались трубы. День и ночь сотни рабов вращали подъёмное колесо с кожаными ведрами, подавая воду из Евфрата в сады.
Нестабильность природных явлений, а также набеги соседних народов представляли постоянную угрозу жизни месопотамского человека. Для него мир состоял из борьбы между противоположными силами. Поэтому сцены схваток между львами, быками или другими животными столь свойственны месопотамскому искусству.
Боевики ИГИЛ разрушают древние артефакты в музее городе Мосул (Ирак)
Март 2015 г.
Многие артефакты искусства Др. Месопотамии мы никогда больше не увидим.
Торговля нелегальными древностями и антиквариатом является вторым пунктом финансового обогащения ИГИЛ после торговли нефтью. Идёт поток отрубленных у статуй голов, клинописных табличек, древних вещей, которые хлынули на чёрные рынки, прежде всего, США и Европы.
Для искусства Месопотамии характерно:
В культуре
1. Обожженные глиняные таблички с письменами – клинопись, предтеча греческого и др. алфавитов.
В архитектуре
2. Строительный материал – глина (т.к. поблизости нет ни камня, ни дерева).
3. Арочные конструкции, сводчатые перекрытия, облицовка стен красочными изразцами.
4. Фантастические существа (над богами) – сила судьбы и рока: шеду (крылатые 5-ногие быки с человеческими головами), Ламашту (львиноголовая женщина-демон), Мушхуш или Сируш («огненно-красный» дракон бога Мардука), Анзуд (орел с львиной головой) – посредник между богами и людьми, символизирующий голос судьбы, который воплощал борьбу жизни и смерти.
5. В храмах перед статуями богов – небольшие фигурки (от 10 до 70 см) – адорАнты. Пропорции человеческого тела и портретное сходство не важны.
6. В отличие от Египта, вавилонский жрец не обещал благ после смерти, но в случае послушания обещал их при жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.