Рабочая программа учебного курса регионального компонента
«Искусство родного края» для 8 «А», 8 «Б», 8 «В» классов на
2017/2018 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Искусство родного края» составлена на основе составлена на основе пособия «Методические рекомендации по реализации примерного базисного учебного плана Новосибирской области (региональный компонент) на учебный год» том II, ч.2, Новосибирск НИПКиПРО 2008г, а так же Стандарта национально - регионального компонента Новосибирской области по предмету Искусство. (Проект НИПКиПРО). Данный курс рассчитан на один год обучения в 8 классе и предполагает изучение содержания предмета в течение 36 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20.07.2016 года № 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016-2017 учебный год»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2016 г. № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию» (приказ от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2015-2016 учебный год»);
4. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. № 1994, от 01.02.2012 г. № 74);
5. Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08.2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 10.11.2011 г. № 2643, от 24.01.2012 г. № 39, от 31.01.2012 г. № 69);
6. Приказ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373;
7. Приказ № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
8. Письмо МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ). ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от 07 августа 2015 года № 08-1228 « О направлении рекомендаций»;
9. Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 20.08.2016 № 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016/2017 учебный год»;
10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденные Главным санитарным врачом РФ от 29.12.2010 г. N 189, зарегистрированные в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993;
11. Учебный план МБОУ г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №182 с углубленным изучением литературы и математики».
Учебный год |
Класс |
Общее количество часов |
РК |
2017/2018 |
8 «А», 8 «Б», 8 «В» |
36 |
36 |
Цель курса: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.
Задачи курса:
— приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;
— формирование
способности к восприятию региональной
культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в
результате — осознание ее цен
ности, уникальности и неповторимости;
— воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество;
— развитие у
школьников системного взгляда на художественную
культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и
многообразии; вариативности
личных интерпретаций её феноменов, что может
способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие: краеведческий подход, содержательно- деятельностный подход, личностно-ориентированный подход. Основные принципы, определяющие структуру и реализацию содержания образования курса: принцип культурных доминант, территориальный принцип, принцип интегративности.
Содержание программы «Искусство родного края» представлена 4 модулями:
1. «Архитектура и дизайн».
2. «Музыкальное искусство».
3. «Декоративно-прикладное и изобразительное
искусство».
4. «Театр и кино».
В разделе «Архитектура и дизайн» (7 часов) раскрываются вопросы из истории становления архитектурного облика Новосибирска как областного центра: первые городские постройки,* храмы, административные здания города и области, архитектурные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитекторов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.
Раздел «Музыкальное искусство» (7 часов) охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибирской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры.
В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» (8 часов) большое внимание уделяется музеям декоративно-прикладного творчества и Новосибирскому государственному художественному музею. Раскрывается творчество ярких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы возникновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров Убинского игрушечного промысла.
В разделе «Театр и кино» (7 часов) крупным блоком представлен Новосибирск театральный — драматические театры, молодежный театр, детский театр, творчество ведущих театральных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западно-Сибирской студии кинохроники и детской студии мультипликации.
После изучения разделов курса начинается проектная и исследовательская деятельность обучающихся. Защита творческих проектов (7 часов).
Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный подход в организации учебно-познавательной деятельности.
Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.
Развитие восприятия произведений искусства школьниками осуществляется по модели: «активный зритель, слушатель», развитие способности интерпретировать в рамках модели «функция — исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, основанное на развитии полифонического воображения, ассоциативного мышления и умения импровизировать.
Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме «зачет - незачет».
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения и овладения стандартом регионального компонента ученик должен:
знать / понимать:
— основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в Новосибирской области в различные исторические периоды;
— памятники материальной и духовной культуры региона, вошедшие в мировой художественный фонд;
— виды
деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного
творчества, прославивших край, область,
район, село (населенный пункт) или
школу;
уметь:
— выделять характерные черты творческого наследия сибирских авторов, отражающие традиции художественной культуры региона;
— работать с источниками
информации, преобразовывая ее в
интеллектуальный продукт (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной
учебно-поисковой, исследовательской
и проектной деятельности;
— для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;
— ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;
— высказывания собственного суждения о представителях искусства Сибири через анализ их произведений.
Список литературы для учителя (основной)
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.04. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и прим ерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.04 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования» [Пояснительная записка к федеральному компоненту государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. 2004. № 12. С. 18];
2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования. «Искусство» [Сборник нормативных документов. Искусство. М.: Дрофа, 2004].
Список литературы для учителя (дополнительный)
1. Приказ департамента образования Новосибирской области от 02.07 07 № 675 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Новосибирской области на 2007/2008 учебный год»,
2. «Минимум содержания образования регионального компонента Новосибирской области среднего (полного) общего образования по искусству. „Искусство родного края". VIII класс».
Список литературы для обучающихся (основной)
1. Кузнецова Ф.С. история Сибири. Часть I. Присоединение к России. – Новосибирск, 2010.
Список литературы для обучающихся (дополнительный)
1. Баландин С.Н., Ваганова О. Сибирский архитектор А.Д. Крячков. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1973.
2. Брат А. Сказ о городе Новосибирске. – Новосибирск, 1998.
3. Новосибирская картинная галерея: краткий путеводитель. – Новосибирск: Внешторгиздат, 2009.
Электронные ресурсы
1. Литературно-художественная антология культурной жизни Сибири // «Л№егга». — URL: http://www.literra.websib.ru.
2. Путешествия по Сибири с Леонидом
Боровиковым. Статьи. Фонтаны
Новосибирска. Имя Глинки в культурно-историческом
ландшафте города Новосибирска. Про
Санкт-Петербург, просвещенную Сибирь
и многое другое. Сказ о Сузуне.
Кочки. Рыбка-чинюшка. А. Д. Крячков. И др. // «ЛШегга». — URL: http://www.literra.websib.ru.
Учебный план
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Всего часов |
1 |
Архитектура и дизайн |
7 |
2 |
Музыкальное искусство |
7 |
3 |
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство |
8 |
4 |
Театр и кино |
7 |
5 |
Проектная и исследовательская деятельность учащихся. Защита творческих проектов |
7 |
Итого |
36 |
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и темы программы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
Раздел 1. Архитектура и дизайн |
8 |
4 |
4 |
|
1.1 |
История градостроительства |
1 |
1 |
|
1.2 |
Архитектурные ансамбли |
1 |
1 |
|
1.3 |
Храмы |
2 |
1 |
1 |
1.4 |
Жилые и лесные массивы |
2 |
1 |
1 |
1.5 |
Места досуга |
1 |
|
1 |
1.6 |
Защита творческих проектов |
1 |
|
1 |
№ п/п |
Наименование раздела и темы программы |
Количество часов |
||||||
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
||||
Раздел 2. Музыкальное искусство |
9 |
4 |
6 |
|||||
2.1 |
Из истории музыкальной культуры Новосибирской области |
2 |
1 |
1 |
||||
2.2
|
Народное музыкальное творчество Убинского района |
2 |
1 |
1 |
||||
2.3 |
Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии |
2 |
1 |
1 |
||||
2.4 |
Музыкальные театры Новосибирска |
2 |
1 |
1 |
||||
2.5 |
Защита творческих проектов |
2 |
|
2 |
||||
Раздел 3. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство |
10 |
2 |
7 |
|||||
3.1 |
Истоки современного декоративно-прикладного творчества. История развития народных ремесел |
1 |
1 |
1 |
||||
3.2 |
Музеи |
2 |
|
2 |
||||
3.3 |
Народные мастера |
1 |
1 |
|
||||
3.4 |
Новосибирский государственный художественный музей |
2 |
1 |
1 |
||||
3.5 |
Убинский краеведческий музей |
2 |
1 |
1 |
||||
3.6 |
Защита творческих проектов |
2 |
|
2 |
||||
Раздел 4. Театр и кино |
9 |
3 |
6 |
|||||
№ п/п |
Наименование раздела и темы программы |
Количество часов |
||||||
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
||||
4.1 |
Новосибирск театральный |
2 |
1 |
1 |
||||
4.3 |
Детская студия мультипликации |
3 |
1
|
2 |
||||
4.4 |
Защита творческих проектов |
2 |
|
2 |
||||
4.5 |
Итоговый урок |
2 |
1 |
1 |
||||
Итого |
36 |
13 |
23 |
|||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.