Учитель начальных классов Степура Олимпиада Георгиевна
МБОУ Мохсоголлохская СОШ с УИОП
Урок изобразительного искусства по теме "Искусство Гжели". 1й класс
Тип урока. Комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения и урока формирования умений и навыков).
Вид урока. Уроксообщение, изучение.
Форма урока. Индивидуальная деятельность.
Цель урока:
Расширение представлений учащихся о гжельской керамике, ознакомление с приемами гжельской росписи.
Задачи урока:
научить применять простейшие приемы, элементы и мотивы гжельской росписи: мазок с тенями, точки, сеточка, штрихи, дужки;
продолжить формирование навыка и умения рисовать кистью.
прививать любовь к народному искусству;
развивать эстетический вкус;
развивать творческое воображение, мышление, учить вариации и импровизации в работе;
развивать зрительную и слуховую память, внимание.
Развивающий аспект. Развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие.
Планируемые результаты
Предметные
– базовый уровень: умение видеть форму изделия. Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку
произведениям гжельской керамики;
– повышенный уровень: умение творчески сотрудничать со сверстниками.
Метапредментые результаты – познавательные:
коммуникативные:
– Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
– Устанавливать причинно следственные связи регулятивные:
– Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
– Умение вступать в диалог и участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
– Уметь последовательно выполнять необходимые операции (алгоритм действий).
– Осознавать связь изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР): Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер, видеопроектор. Технологическая карта урока
Деятельность учителя
познавательные
Деятельность обучающихся (УУД)
коммуникативные
регулятивные
1
Осуществляем
ые действия
Формируемые
способы
действия
Осуществляем
ые действия
4
Организационный этап. Подведение к цели урока.
2
3
Формируемые
способы
действия
5
Осуществляем
ые действия
6
Формируемы
е способы
действия
7
Задача: включение учащихся в деятельность на личностнозначимом уровне.
В кабинете оформлена выставка изделий из
гжельской керамики и работ выполненных обучающимися
прошлых лет.
Цель урока:
Расширение представлений учащихся о гжельской
керамике, ознакомление с приемами гжельской росписи.
Организованное
самоуправление
Осознанное и
произвольное
построение
высказывания,
Взаимодействи
е с учителем и
друг с другом
Планирование
учебного
сотрудничества
создание
мысленного и
зрительного
образа будущего
Осуществлен
ие
мотивационн
ой установки
Волевая
саморегуляци
я
на
предстоящую
работу
Задачи урока:
научить применять простейшие приемы, элементы
и мотивы гжельской росписи: мазок с тенями,
точки, сеточка, штрихи, дужки;
продолжить формирование навыка и умения
рисовать кистью.
прививать любовь к народному искусству;
развивать эстетический вкус;
развивать творческое воображение, мышление,
учить вариации и импровизации в работе;
развивать зрительную и слуховую память,
декора на
примерах
фольклорных и
исторических
мотивов и
символов. внимание.
Развивать творческое мышление, активность,
эмоциональное восприятие.
Что вы видите на доске? (Геометрические фигуры)
Что в них общего? Чем они отличаются друг от друга?
(Это четырёхугольники. Они близки по цвету. Все они
голубоватосиние.) у детей на парте подобные карточки
Расставьте эти четырёхугольники в таком порядке, чтобы
было видно усиление цвета. Начинайте с бледных тонов к
более тёмным. Затем переверните четырёхугольники и вы
узнаете тему нашего сегодняшнего урока.
Г Ж Е Л Ь
Сине–голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … Гжель.
Деревня в подмосковье
Прославилась теперь. Известно всем в народе
Её названье – Гжель.
Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.
Научатся
выполнять
эскизы и
Работа с презентацией к уроку
Знакомятся с
традиционными
видами росписи,
материалами и
технологиями
гжельского
народного
промысла.
простейшие
композиции,
упражнения
кистевые
Взаимодейству
ют друг с
другом
Понимание
расположения
узора в ряд, в
шахматном
порядке, в
клетках между
линиями, точек
Выполняют
последовательн
о необходимые
операции
разработанного
алгоритма
узора.
Осуществляют
взаимоконтро
ль, применяют
и сохраняют
учебную цель
и задачу,
умеют
слушать и
высказываться
.
Цели и задачи:
для учителя – научить учеников особенностям росписи точек
и прямых линий, бордюров, капелек и цветов
Учитель: Гжель – это фарфоровые изделия синебелого
цвета. Своё название она получила от названия села, что
находится в 60 км от Москвы. Поэтому Родиной Гжели
считается Московская область.Там впервые стали
изготавливать эти изделия. Первые гжельские изделия – из
глины. Это произошло очень давно – ещё в 14 веке.
Гжельская земля очень богата высококачественными
глинами белого цвета. Из неё и изготавливают различные
предметы быта. Слово «Гжель» – родственник слова
«жечь». . Изделия из глины для прочности обжигают в
печах при очень высокой температуре. Поэтому в слове
«Гжель» слышится отзвук глагола «жечь».
Роспись Гжели выполняется кобальтом. Каждое изделие
обжигали 2 раза: первый – для закрепления формы,
второй – после росписи изделия кобальтом. Минерал
кобальт использовали именно потому, что он не выгорает
при температуре свыше 1000 градусов и даёт красивый .
синий цвет различных оттенков. Но оттенки цвета
появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок
кобальтом выглядит серочерным.
А какими же элементами украшали свои изделия
Гжельские мастера? Давайте посмотрим на слайды.
Широкой полосой или букетом выделяется главная часть
сосуда, более узкими лентами – края горла, дна и ручек.
Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы,
полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики, форма
которых перерабатывается и становится довольно
условной, но живописной и декоративной. Пожалуй,
самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она
изображена крупно, широкими мазками. А иногда,
написана
кисточкой.
Концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо
изогнутые стебельки и усики; Очень затейливая, нарядная
получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали
называть ее «нежноголубое чудо».
тоненькой
Центр Гжели собрал вокруг себя 3 десятка деревень. Гжель,
от слова «жечь». В мире существует несколько видов похожей
синей росписи. Это в Германии и Голландии. Но русская гжель
узнаётся сразу, по неповторимой форме, народному орнаменту.
Сама глиняная посуда называется – керамика, если
покрыта глазурью (жидким стеклом) – майолика.
Посуда из белой глины называется фаянс, а из
особенной белой глины – фарфор.
Мастера для росписи используют краску, которая
называется кобальт (чёрный), а при обжиге и покрытии глазурью приобретает голубой или синий цвета, в
зависимости от толщины слоя краски)
Учитель: Какая характерная особенность росписи гжели?
*Использование красок 2 видов: белой и синей, а также
их оттенков.
(На подставке прикреплён лист ватмана, на котором
учитель показывает приёмы рисования, а ребята
повторяют)
Учитель: Представим, что мы в мастерской
гжельской росписи. Мастера росписи применяют
необычный мазок «мазок на одну сторону». Он
представляет особую трудность
и требует
Попробуем работать
определённых навыков.
используя их технику рисования. Сначала простые
приёмы, а затем усложним.
1.
Точки и прямые
линии. 2. Бордюры
3. «Капелька»
Взаимодействие
с учителем и
друг с другом 4. «Цветочек»
Физкультминутка
Прежде чем приступить к работе, давайте немного
отдохнём:
если я буду называть предмет белого цвета, то вы
присядете, если синего или голубого – встанете и
поднимите руки вверх:
море, заяц, небо, река, облако, солнце, василек, cнег,
колокольчик, соль, волосы Мальвины, сахар, глаза,
зубы, лягушка, язык, озеро, вата, гжель. Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической
Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.
деятельности каждого учащегося.
Цели и задачи:
для учителя – закрепить навыки основных приёмов росписи,
применяемых в традициях промысла гжель.
для учащихся – выполнение упражнений на закрепление
навыков основных приёмов росписи, применяемых в традициях
промысла гжель.
Каждому обучающему даётся карточка «Распиши чашку»
Учатся
основным
приемам
кистевого
мазкового
письма на
плоскости
Умение
использовать в
гжельской
росписи
традиционные
мотивы и
символические
элементы.
Озвучивают и
демонстрируют
последовательн
ость
выполнения
упражнений:
а) с опорой на
рисунки и
наглядные
оригинальные
изделия;
б) с опорой на
схемы –
демонстрация
выполненных
премов и
упражнений
Построение
Самоконтроль
и
взаимоконтроль
выполнения
задания и
упражнения в
парах
монологических
высказываний,
умение строить в
коммуникации
понятные для
партнеров
способы
действия,
определять что
он видит и
понимает, а что
нет.
Планировать
свои действия
в соответствии
с поставленной
задачей,
обнаруживать и
исправлять
отклонения от
эталона,
вносить
коррективыи
исправлять
ошибки.
Этап «Первичная проверка понимания». Задача: проверить усвоение новых понятий, способов оформления изделия
Учитель: Ответьте на вопросы.
Этот цвет используется в гжельской росписи.
Как называют глиняные изделия, обожжённые в
(голубой)
печи? (керамика)
Именно они преобладают в росписи посуды.
(цветы)
Какого цвета гжельская керамика? (белого)
Какие техники гжельской росписи сегодня узнали?
ами
Обучающиеся в
подгруппах
выбирают
необходимые
узоры,
комментируют и
демонстрируют
выбранный
вариант.
Организуют
самоуправлени
е , озвучивают
и
мотивационно
комментируют
вариант ответа.
Развивают
принципы
коллективного
творчества и
сотрудничества
по конкретной
теме.
Умение
использовать
выбранные
варианты декора
для конкретной
формы,
достраивать « в
уме» фрагменты
до целой
композиции.
Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор орнамента
Учитель. – Ребята! А сейчас выберите себе набросок
цветка и постарайтесь его расписать в технике
гжельских мастеров.
Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором
отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку
синего цвета.
Рисовать надо так: четкие мазки лепестков и листьев
темносинего цвета или мазки с мягкими размытыми
краями наносятся всей кистью обильно насыщенной
краской.
Роспись самого цветка необходимо начинать с середины,
затем наносятся два мазка слева и два мазка справа.
Затем тёмносиней краской наносим тени.
Выбирают
орнамент и
цветовые
решения для
росписи цветка,
осуществляют
анализ объектов
народного
художественного
творчества с
выделением
конкретных мест
для выполнения
декора.
Осознанно и
произвольно,
обосновывая
свои действия,
наносят
предварительные
эскизы.
В парах
кооперируют
свои усилия по
решению
учебной задачи,
сообщают свои
действия и
решения,
эскизы и
наброски
Строят
высказывания,
понятные
партнеру.
Рефлексия своих
действий (полное
отображение
предметного
содержания и
условий
осуществляемых
действий).
Понимают на
слух советы и
ответы
обучающихся
Самоконтроль
и
саморегуляция
теоретической
деятельности
для
определения
верного и
оптимального
решения
поставленной
задачи.
Осуществляют
взаимоконтроль
процесса
выполнения
задания,
правильности
построения
узора в эскизах,
набросках и
предварительн
ых рисунках по
форме объекта.
Принимают и
сохраняют
поставленную
учебную
задачу
Принимают и
сохраняют
поставленную
учителем цель
и задачу на
данном
конкретном
этапе, умеют
обнаружить и
устранить
отклонения от
эталона
оригинального
образца
гжельской
росписи Бордюры рисуются тонким концом кисти.
Рассмотрите различные элементы росписи, придумайте
свой узор.
Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
Помощь учащимся,
практическое сотворчество,
комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и
способах их устранения;
Учитель проводит коррекционно
индивидуальную работу,
Анализируют
оригинальные
произведения
Мастера с целью
выполнения
практической
задачи – росписи
по форме,
выполняют
творческие
композиции и
импровизации на
тему
традиционного
кистевого
письма с
использованием
приемов и
озвучивают и
демонстрируют
удачные
результаты
практической
деятельности в
своих
«командах»,
комментируют
их.
Рефлексия своих
действий,
сравнительный
визуальный
анализ
продуктивного
творчества с
комментировани
Осуществляют
самоконтроль и
взаимоконтроль
хода и
результата
выполненных
практических
действий в
конечном и
Вносят
необходимые
коррективы по
ходу
практической
деятельности,
после
обсуждения и контролирует и направляет
процесс деятельности
обучающихся, демонстрирует у
дачные и ошибочные варианты
ученических работ, проговаривает
способы устранения недочетов в
работе.
участвуют в
обсуждении
продуктивной
деятельности.
технологий в
росписи
кистевым
мазком.
ем своих
действий в
подгруппах.
поэтапном
продуктивном
творчестве : от
первичного
подмалевка –
до полного
«разживочного»
кистевого
письма по
объемной
форме.
согласования в
подгруппах
выполняют
импровизации
– композиции с
сохранением
общей
учебной цели
и задачи и
сохранением
символики
цвета и
элементов
росписи.
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
Выставка работ
Цели и задачи:
Обобщение темы урока, подведение итогов урока
,организация и комментирование детских работ, фронтальная
оценка деятельности обучающихся.
Молодцы, славно потрудились. Проявили отличные навыки и
знания. Замечательные из вас получились мастера гжельской
росписи.
Вы славно и творчески поработали на уроке, и
каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок
закончен.
комментировани
е и самоанализ
выполненной
работы, чему я
сегодня
научился и
какую себе бы я
поставил оценку
Осознанно и
произвольно
обосновывают
качество
продуктивной
деятельности в
парах
Взаимодейству
ют с друг с
другом и с
учителем во
фронтальном
режиме,
озвучивают
индивидуальны
е оценки.
Уметь строить в
коммуникации
оценочные
суждения на
основе
предложен ного
алгоритма
оценки работ и
сравнительных
характеристик с
оригинальном
Осуществляют
самооценку и
взаимооценку в
парах,
контролируют
правильность и
полноту
выполненных
практических
заданий,
определяют
аргументирова
нно оценки. Все еще раз подтвердили девиз : «Кто создал хоть
однажды красивую вещь, будет стараться сделать и
другую»
Спасибо всем за творческий труд. (Кому интересно,
можно предложить посмотреть дома фильмы о «Гжели»
Искусство гжели
Искусство гжели
Искусство гжели
Искусство гжели
Искусство гжели
Искусство гжели
Искусство гжели
Искусство гжели
Искусство гжели
Искусство гжели
Искусство гжели
Искусство гжели
Искусство гжели
Искусство гжели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.