Учитель начальных классов Степура Олимпиада Георгиевна
МБОУ Мохсоголлохская СОШ с УИОП
Урок изобразительного искусства по теме "Искусство Гжели". 1й класс
Тип урока. Комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения и урока формирования умений и навыков).
Вид урока. Уроксообщение, изучение.
Форма урока. Индивидуальная деятельность.
Цель урока:
Расширение представлений учащихся о гжельской керамике, ознакомление с приемами гжельской росписи.
Задачи урока:
научить применять простейшие приемы, элементы и мотивы гжельской росписи: мазок с тенями, точки, сеточка, штрихи, дужки;
продолжить формирование навыка и умения рисовать кистью.
прививать любовь к народному искусству;
развивать эстетический вкус;
развивать творческое воображение, мышление, учить вариации и импровизации в работе;
развивать зрительную и слуховую память, внимание.
Развивающий аспект. Развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие.
Планируемые результаты
Предметные
– базовый уровень: умение видеть форму изделия. Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку
произведениям гжельской керамики;
– повышенный уровень: умение творчески сотрудничать со сверстниками.
Метапредментые результаты – познавательные:
коммуникативные:
– Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
– Устанавливать причинно следственные связирегулятивные:
– Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
– Умение вступать в диалог и участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
– Уметь последовательно выполнять необходимые операции (алгоритм действий).
– Осознавать связь изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР): Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер, видеопроектор.Технологическая карта урока
Деятельность учителя
познавательные
Деятельность обучающихся (УУД)
коммуникативные
регулятивные
1
Осуществляем
ые действия
Формируемые
способы
действия
Осуществляем
ые действия
4
Организационный этап. Подведение к цели урока.
2
3
Формируемые
способы
действия
5
Осуществляем
ые действия
6
Формируемы
е способы
действия
7
Задача: включение учащихся в деятельность на личностнозначимом уровне.
В кабинете оформлена выставка изделий из
гжельской керамики и работ выполненных обучающимися
прошлых лет.
Цель урока:
Расширение представлений учащихся о гжельской
керамике, ознакомление с приемами гжельской росписи.
Организованное
самоуправление
Осознанное и
произвольное
построение
высказывания,
Взаимодействи
е с учителем и
друг с другом
Планирование
учебного
сотрудничества
создание
мысленного и
зрительного
образа будущего
Осуществлен
ие
мотивационн
ой установки
Волевая
саморегуляци
я
на
предстоящую
работу
Задачи урока:
научить применять простейшие приемы, элементы
и мотивы гжельской росписи: мазок с тенями,
точки, сеточка, штрихи, дужки;
продолжить формирование навыка и умения
рисовать кистью.
прививать любовь к народному искусству;
развивать эстетический вкус;
развивать творческое воображение, мышление,
учить вариации и импровизации в работе;
развивать зрительную и слуховую память,
декора на
примерах
фольклорных и
исторических
мотивов и
символов.внимание.
Развивать творческое мышление, активность,
эмоциональное восприятие.
Что вы видите на доске? (Геометрические фигуры)
Что в них общего? Чем они отличаются друг от друга?
(Это четырёхугольники. Они близки по цвету. Все они
голубоватосиние.) у детей на парте подобные карточки
Расставьте эти четырёхугольники в таком порядке, чтобы
было видно усиление цвета. Начинайте с бледных тонов к
более тёмным. Затем переверните четырёхугольники и вы
узнаете тему нашего сегодняшнего урока.
Г Ж Е Л Ь
Сине–голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … Гжель.
Деревня в подмосковье
Прославилась теперь.Известно всем в народе
Её названье – Гжель.
Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.
Научатся
выполнять
эскизы и
Работа с презентацией к уроку
Знакомятся с
традиционными
видами росписи,
материалами и
технологиями
гжельского
народного
промысла.
простейшие
композиции,
упражнения
кистевые
Взаимодейству
ют друг с
другом
Понимание
расположения
узора в ряд, в
шахматном
порядке, в
клетках между
линиями, точек
Выполняют
последовательн
о необходимые
операции
разработанного
алгоритма
узора.
Осуществляют
взаимоконтро
ль, применяют
и сохраняют
учебную цель
и задачу,
умеют
слушать и
высказываться
.
Цели и задачи:
для учителя – научить учеников особенностям росписи точек
и прямых линий, бордюров, капелек и цветов
Учитель: Гжель – это фарфоровые изделия синебелого
цвета. Своё название она получила от названия села, что
находится в 60 км от Москвы. Поэтому Родиной Гжели
считается Московская область.Там впервые стали
изготавливать эти изделия. Первые гжельские изделия – из
глины. Это произошло очень давно – ещё в 14 веке.
Гжельская земля очень богата высококачественными
глинами белого цвета. Из неё и изготавливают различные
предметы быта. Слово «Гжель» – родственник слова
«жечь». . Изделия из глины для прочности обжигают в
печах при очень высокой температуре. Поэтому в слове
«Гжель» слышится отзвук глагола «жечь».
Роспись Гжели выполняется кобальтом. Каждое изделие
обжигали 2 раза: первый – для закрепления формы,
второй – после росписи изделия кобальтом. Минерал
кобальт использовали именно потому, что он не выгорает
при температуре свыше 1000 градусов и даёт красивый.
синий цвет различных оттенков. Но оттенки цвета
появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок
кобальтом выглядит серочерным.
А какими же элементами украшали свои изделия
Гжельские мастера? Давайте посмотрим на слайды.
Широкой полосой или букетом выделяется главная часть
сосуда, более узкими лентами – края горла, дна и ручек.
Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы,
полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики, форма
которых перерабатывается и становится довольно
условной, но живописной и декоративной. Пожалуй,
самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она
изображена крупно, широкими мазками. А иногда,
написана
кисточкой.
Концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо
изогнутые стебельки и усики; Очень затейливая, нарядная
получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали
называть ее «нежноголубое чудо».
тоненькой
Центр Гжели собрал вокруг себя 3 десятка деревень. Гжель,
от слова «жечь». В мире существует несколько видов похожей
синей росписи. Это в Германии и Голландии. Но русская гжель
узнаётся сразу, по неповторимой форме, народному орнаменту.
Сама глиняная посуда называется – керамика, если
покрыта глазурью (жидким стеклом) – майолика.
Посуда из белой глины называется фаянс, а из
особенной белой глины – фарфор.
Мастера для росписи используют краску, которая
называется кобальт (чёрный), а при обжиге и покрытииглазурью приобретает голубой или синий цвета, в
зависимости от толщины слоя краски)
Учитель: Какая характерная особенность росписи гжели?
*Использование красок 2 видов: белой и синей, а также
их оттенков.
(На подставке прикреплён лист ватмана, на котором
учитель показывает приёмы рисования, а ребята
повторяют)
Учитель: Представим, что мы в мастерской
гжельской росписи. Мастера росписи применяют
необычный мазок «мазок на одну сторону». Он
представляет особую трудность
и требует
Попробуем работать
определённых навыков.
используя их технику рисования. Сначала простые
приёмы, а затем усложним.
1.
Точки и прямые
линии.2. Бордюры
3. «Капелька»
Взаимодействие
с учителем и
друг с другом4. «Цветочек»
Физкультминутка
Прежде чем приступить к работе, давайте немного
отдохнём:
если я буду называть предмет белого цвета, то вы
присядете, если синего или голубого – встанете и
поднимите руки вверх:
море, заяц, небо, река, облако, солнце, василек, cнег,
колокольчик, соль, волосы Мальвины, сахар, глаза,
зубы, лягушка, язык, озеро, вата, гжель.Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической
Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.
деятельности каждого учащегося.
Цели и задачи:
для учителя – закрепить навыки основных приёмов росписи,
применяемых в традициях промысла гжель.
для учащихся – выполнение упражнений на закрепление
навыков основных приёмов росписи, применяемых в традициях
промысла гжель.
Каждому обучающему даётся карточка «Распиши чашку»
Учатся
основным
приемам
кистевого
мазкового
письма на
плоскости
Умение
использовать в
гжельской
росписи
традиционные
мотивы и
символические
элементы.
Озвучивают и
демонстрируют
последовательн
ость
выполнения
упражнений:
а) с опорой на
рисунки и
наглядные
оригинальные
изделия;
б) с опорой на
схемы –
демонстрация
выполненных
премов и
упражнений
Построение
Самоконтроль
и
взаимоконтроль
выполнения
задания и
упражнения в
парах
монологических
высказываний,
умение строить в
коммуникации
понятные для
партнеров
способы
действия,
определять что
он видит и
понимает, а что
нет.
Планировать
свои действия
в соответствии
с поставленной
задачей,
обнаруживать и
исправлять
отклонения от
эталона,
вносить
коррективыи
исправлять
ошибки.
Этап «Первичная проверка понимания».Задача: проверить усвоение новых понятий, способов оформления изделия
Учитель: Ответьте на вопросы.
Этот цвет используется в гжельской росписи.
Как называют глиняные изделия, обожжённые в
(голубой)
печи? (керамика)
Именно они преобладают в росписи посуды.
(цветы)
Какого цвета гжельская керамика? (белого)
Какие техники гжельской росписи сегодня узнали?
ами
Обучающиеся в
подгруппах
выбирают
необходимые
узоры,
комментируют и
демонстрируют
выбранный
вариант.
Организуют
самоуправлени
е , озвучивают
и
мотивационно
комментируют
вариант ответа.
Развивают
принципы
коллективного
творчества и
сотрудничества
по конкретной
теме.
Умение
использовать
выбранные
варианты декора
для конкретной
формы,
достраивать « в
уме» фрагменты
до целой
композиции.
Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор орнамента
Учитель. – Ребята! А сейчас выберите себе набросок
цветка и постарайтесь его расписать в технике
гжельских мастеров.
Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором
отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку
синего цвета.
Рисовать надо так: четкие мазки лепестков и листьев
темносинего цвета или мазки с мягкими размытыми
краями наносятся всей кистью обильно насыщенной
краской.
Роспись самого цветка необходимо начинать с середины,
затем наносятся два мазка слева и два мазка справа.
Затем тёмносиней краской наносим тени.
Выбирают
орнамент и
цветовые
решения для
росписи цветка,
осуществляют
анализ объектов
народного
художественного
творчества с
выделением
конкретных мест
для выполнения
декора.
Осознанно и
произвольно,
обосновывая
свои действия,
наносят
предварительные
эскизы.
В парах
кооперируют
свои усилия по
решению
учебной задачи,
сообщают свои
действия и
решения,
эскизы и
наброски
Строят
высказывания,
понятные
партнеру.
Рефлексия своих
действий (полное
отображение
предметного
содержания и
условий
осуществляемых
действий).
Понимают на
слух советы и
ответы
обучающихся
Самоконтроль
и
саморегуляция
теоретической
деятельности
для
определения
верного и
оптимального
решения
поставленной
задачи.
Осуществляют
взаимоконтроль
процесса
выполнения
задания,
правильности
построения
узора в эскизах,
набросках и
предварительн
ых рисунках по
форме объекта.
Принимают и
сохраняют
поставленную
учебную
задачу
Принимают и
сохраняют
поставленную
учителем цель
и задачу на
данном
конкретном
этапе, умеют
обнаружить и
устранить
отклонения от
эталона
оригинального
образца
гжельской
росписиБордюры рисуются тонким концом кисти.
Рассмотрите различные элементы росписи, придумайте
свой узор.
Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
Помощь учащимся,
практическое сотворчество,
комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и
способах их устранения;
Учитель проводит коррекционно
индивидуальную работу,
Анализируют
оригинальные
произведения
Мастера с целью
выполнения
практической
задачи – росписи
по форме,
выполняют
творческие
композиции и
импровизации на
тему
традиционного
кистевого
письма с
использованием
приемов и
озвучивают и
демонстрируют
удачные
результаты
практической
деятельности в
своих
«командах»,
комментируют
их.
Рефлексия своих
действий,
сравнительный
визуальный
анализ
продуктивного
творчества с
комментировани
Осуществляют
самоконтроль и
взаимоконтроль
хода и
результата
выполненных
практических
действий в
конечном и
Вносят
необходимые
коррективы по
ходу
практической
деятельности,
после
обсуждения иконтролирует и направляет
процесс деятельности
обучающихся, демонстрирует у
дачные и ошибочные варианты
ученических работ, проговаривает
способы устранения недочетов в
работе.
участвуют в
обсуждении
продуктивной
деятельности.
технологий в
росписи
кистевым
мазком.
ем своих
действий в
подгруппах.
поэтапном
продуктивном
творчестве : от
первичного
подмалевка –
до полного
«разживочного»
кистевого
письма по
объемной
форме.
согласования в
подгруппах
выполняют
импровизации
– композиции с
сохранением
общей
учебной цели
и задачи и
сохранением
символики
цвета и
элементов
росписи.
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
Выставка работ
Цели и задачи:
Обобщение темы урока, подведение итогов урока
,организация и комментирование детских работ, фронтальная
оценка деятельности обучающихся.
Молодцы, славно потрудились. Проявили отличные навыки и
знания. Замечательные из вас получились мастера гжельской
росписи.
Вы славно и творчески поработали на уроке, и
каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок
закончен.
комментировани
е и самоанализ
выполненной
работы, чему я
сегодня
научился и
какую себе бы я
поставил оценку
Осознанно и
произвольно
обосновывают
качество
продуктивной
деятельности в
парах
Взаимодейству
ют с друг с
другом и с
учителем во
фронтальном
режиме,
озвучивают
индивидуальны
е оценки.
Уметь строить в
коммуникации
оценочные
суждения на
основе
предложен ного
алгоритма
оценки работ и
сравнительных
характеристик с
оригинальном
Осуществляют
самооценку и
взаимооценку в
парах,
контролируют
правильность и
полноту
выполненных
практических
заданий,
определяют
аргументирова
нно оценки.Все еще раз подтвердили девиз : «Кто создал хоть
однажды красивую вещь, будет стараться сделать и
другую»
Спасибо всем за творческий труд. (Кому интересно,
можно предложить посмотреть дома фильмы о «Гжели»