искусство гжели

  • Презентации учебные
  • doc
  • 15.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Урок рисования Степура О.Г Искусство Гжели.doc
Учитель начальных классов Степура Олимпиада Георгиевна   МБОУ Мохсоголлохская СОШ с УИОП Урок изобразительного искусства по теме "Искусство Гжели". 1й класс Тип урока. Комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения и урока формирования умений и навыков). Вид урока. Урок­сообщение, изучение. Форма урока. Индивидуальная деятельность. Цель урока:   Расширение представлений учащихся о гжельской керамике, ознакомление с  приемами гжельской росписи. Задачи урока:            научить применять простейшие приемы, элементы и мотивы гжельской росписи: мазок с тенями, точки, сеточка, штрихи, дужки; продолжить формирование навыка и умения рисовать кистью. прививать любовь к народному искусству;  развивать эстетический вкус; развивать творческое воображение, мышление, учить вариации и импровизации в           работе; развивать зрительную и слуховую память, внимание.  Развивающий аспект. Развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие. Планируемые результаты Предметные – базовый уровень: умение видеть форму изделия. Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку  произведениям гжельской керамики; – повышенный уровень: умение творчески сотрудничать со сверстниками.  Метапредментые результаты – познавательные: коммуникативные: – Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.  – Устанавливать причинно следственные связирегулятивные: – Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. – Умение вступать в диалог и участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. – Уметь последовательно выполнять необходимые операции (алгоритм действий). – Осознавать связь изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.  Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР): Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер, видеопроектор.Технологическая карта урока Деятельность учителя познавательные Деятельность  обучающихся (УУД) коммуникативные регулятивные 1 Осуществляем ые действия Формируемые способы действия Осуществляем ые действия 4 Организационный этап. Подведение к цели урока. 2 3 Формируемые способы действия 5 Осуществляем ые действия 6 Формируемы е способы действия 7 Задача: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне. В кабинете оформлена выставка изделий из  гжельской керамики  и работ выполненных обучающимися  прошлых лет.  Цель урока:   Расширение представлений учащихся о гжельской  керамике, ознакомление с  приемами гжельской росписи. Организованное самоуправление  Осознанное и произвольное построение высказывания, Взаимодействи е  с учителем и друг  с другом  Планирование учебного сотрудничества  создание мысленного и зрительного образа будущего Осуществлен ие мотивационн ой  установки Волевая   саморегуляци я на предстоящую работу Задачи урока:            научить применять простейшие приемы, элементы и мотивы гжельской росписи: мазок с тенями,  точки, сеточка, штрихи, дужки; продолжить формирование навыка и умения  рисовать кистью. прививать любовь к народному искусству;  развивать эстетический вкус; развивать   творческое   воображение,   мышление, учить вариации и импровизации в           работе; развивать зрительную и слуховую память,  декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.внимание. ­Развивать творческое мышление, активность,  эмоциональное восприятие. ­Что вы видите на доске? (Геометрические фигуры) ­Что в них общего? Чем они отличаются друг от друга?  (Это четырёхугольники. Они близки по цвету. Все они  голубовато­синие.) у детей на парте подобные карточки  ­Расставьте эти четырёхугольники в таком порядке, чтобы было видно усиление цвета. Начинайте с бледных тонов к  более тёмным. Затем переверните четырёхугольники и вы  узнаете тему нашего сегодняшнего урока.                                                                                                                         Г Ж Е Л Ь Сине–голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре­ Синяя купель. Это называется       Просто роспись … Гжель. Деревня в подмосковье Прославилась теперь.Известно всем в народе Её названье – Гжель. Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала. Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.   Научатся выполнять эскизы и Работа с презентацией к уроку  Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями гжельского народного промысла. простейшие композиции, упражнения  кистевые Взаимодейству ют друг с другом Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек Выполняют последовательн о необходимые операции разработанного алгоритма узора. Осуществляют взаимоконтро ль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться . Цели и задачи:  для учителя – научить учеников особенностям росписи точек  и прямых линий, бордюров, капелек и цветов   Учитель:  Гжель – это фарфоровые изделия сине­белого цвета. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Поэтому Родиной Гжели считается   Московская   область.Там   впервые   стали изготавливать эти изделия. Первые гжельские изделия – из глины. Это произошло очень давно – ещё в 14 веке. Гжельская   земля   очень   богата   высококачественными глинами белого цвета. Из неё и изготавливают различные предметы   быта.   Слово   «Гжель»   –   родственник   слова «жечь».  .  Изделия  из  глины   для  прочности  обжигают   в печах при очень высокой температуре. Поэтому в слове «Гжель» слышится отзвук глагола «жечь». Роспись Гжели выполняется кобальтом. Каждое изделие обжигали   2   раза:   первый   –   для   закрепления   формы, второй   –   после   росписи   изделия   кобальтом.   Минерал кобальт использовали именно потому, что он не выгорает при температуре свыше 1000 градусов и даёт красивый.  синий   цвет   различных   оттенков.   Но   оттенки   цвета появляются   лишь   после   обжига,   в   сыром   виде   рисунок кобальтом выглядит серо­черным. ­А   какими   же   элементами   украшали   свои   изделия Гжельские   мастера?   Давайте   посмотрим   на   слайды. Широкой полосой или букетом выделяется  главная часть сосуда, более узкими лентами – края горла, дна и ручек. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики, форма которых   перерабатывается   и   становится   довольно условной,   но   живописной   и   декоративной.    Пожалуй, самый  излюбленный   узор  – гжельская  роза.  Иногда  она изображена   крупно,   широкими   мазками.   А   иногда, написана кисточкой. Концом кисти наносят жилки,  штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; Очень затейливая, нарядная получилась   посуда.   Полюбилась   она   людям,   и   стали называть ее  «нежно­голубое чудо». тоненькой      Центр Гжели собрал вокруг себя 3 десятка деревень. Гжель,   от слова «жечь». В мире существует несколько видов похожей  синей росписи. Это в Германии и Голландии. Но русская гжель  узнаётся сразу, по неповторимой форме, народному орнаменту. Сама глиняная посуда называется – керамика, если  покрыта глазурью (жидким стеклом) – майолика. Посуда из белой глины называется фаянс, а из  особенной белой глины – фарфор. Мастера для росписи используют краску, которая  называется кобальт (чёрный), а при обжиге и покрытииглазурью приобретает голубой или синий цвета, в  зависимости от толщины слоя краски) Учитель: Какая характерная особенность росписи гжели? *Использование красок 2 видов: белой и синей, а также их оттенков.  (На   подставке   прикреплён   лист   ватмана,   на   котором учитель   показывает   приёмы   рисования,   а   ребята повторяют) Учитель:   Представим,   что   мы   в   мастерской гжельской   росписи.   Мастера   росписи   применяют необычный   мазок   «мазок   на   одну   сторону».   Он представляет   особую   трудность     и   требует   Попробуем   работать определённых   навыков. используя их технику рисования. Сначала простые приёмы, а затем усложним. 1. Точки   и   прямые   линии.2. Бордюры 3. «Капелька»   Взаимодействие с учителем и друг  с другом4.    «Цветочек» Физкультминутка Прежде   чем   приступить   к   работе,   давайте   немного отдохнём:  если я буду называть предмет белого цвета, то вы присядете,  если   синего  или  голубого   –  встанете  и поднимите руки вверх:  море, заяц, небо, река, облако, солнце, василек, cнег,  колокольчик, соль, волосы Мальвины, сахар, глаза,  зубы, лягушка, язык, озеро, вата, гжель.Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала. деятельности каждого учащегося. Цели и задачи:  для учителя –  закрепить навыки основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель.  для   учащихся   –  выполнение   упражнений   на   закрепление навыков основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель.  Каждому обучающему даётся карточка «Распиши чашку» Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости Умение использовать в гжельской росписи традиционные мотивы и символические элементы. Озвучивают и  демонстрируют последовательн ость  выполнения  упражнений:   а) с опорой на  рисунки и  наглядные  оригинальные  изделия; б) с опорой на  схемы –  демонстрация  выполненных  премов и  упражнений Построение Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах  монологических высказываний, умение строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет. Планировать  свои действия  в соответствии  с поставленной  задачей,  обнаруживать и  исправлять  отклонения от эталона,  вносить  коррективыи  исправлять  ошибки.                                                                                                       Этап «Первичная проверка понимания».Задача: проверить усвоение новых понятий, способов оформления изделия Учитель: Ответьте на вопросы.  Этот   цвет   используется   в   гжельской   росписи.  Как   называют   глиняные   изделия,   обожжённые   в (голубой) печи? (керамика)  Именно   они   преобладают   в   росписи   посуды. (цветы) Какого цвета гжельская керамика?  (белого)  Какие техники гжельской росписи сегодня узнали? ами Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант.    Организуют  самоуправлени е , озвучивают  и  мотивационно  комментируют  вариант ответа.  Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме.   Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции.   Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи. Задача: выбор орнамента   Учитель. –  Ребята! А сейчас выберите себе набросок цветка   и   постарайтесь   его   расписать   в   технике гжельских мастеров.  Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета.   Рисовать   надо   так:   четкие   мазки   лепестков   и   листьев темно­синего   цвета   или   мазки   с   мягкими   размытыми краями   наносятся   всей   кистью   обильно   насыщенной краской. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем   наносятся   два   мазка   слева   и   два   мазка   справа. Затем тёмно­синей краской наносим тени. Выбирают  орнамент и  цветовые  решения для  росписи цветка,  осуществляют  анализ объектов  народного  художественного творчества с  выделением  конкретных мест для выполнения  декора.   Осознанно и  произвольно,  обосновывая  свои действия,  наносят  предварительные эскизы. В парах  кооперируют  свои усилия по  решению  учебной задачи, сообщают свои  действия и  решения,  эскизы и  наброски  Строят  высказывания,  понятные  партнеру.  Рефлексия своих действий (полное отображение  предметного  содержания и  условий  осуществляемых  действий).  Понимают на  слух советы и  ответы  обучающихся  Самоконтроль  и  саморегуляция  теоретической  деятельности  для  определения  верного и  оптимального  решения  поставленной  задачи. Осуществляют  взаимоконтроль  процесса  выполнения  задания,  правильности  построения  узора в эскизах, набросках и  предварительн ых рисунках по форме объекта. Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу Принимают и  сохраняют  поставленную  учителем цель  и задачу на  данном  конкретном  этапе, умеют  обнаружить и  устранить  отклонения от эталона  оригинального образца  гжельской  росписиБордюры рисуются тонким концом кисти. Рассмотрите   различные   элементы   росписи,   придумайте свой узор.                                                                                                            Этап «Применение освоенного в практической деятельности» Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся. Помощь   учащимся,     практическое   сотворчество, комментирование,   показ   удачных   и   ошибочных   моментов   и способах их устранения;  Учитель проводит коррекционно­ индивидуальную работу,  Анализируют  оригинальные  произведения  Мастера с целью  выполнения  практической  задачи – росписи по форме,  выполняют  творческие  композиции и  импровизации на  тему  традиционного  кистевого  письма с  использованием  приемов и  озвучивают и  демонстрируют  удачные  результаты  практической  деятельности в  своих  «командах»,  комментируют  их. Рефлексия своих действий,  сравнительный  визуальный  анализ  продуктивного  творчества с  комментировани Осуществляют  самоконтроль и взаимоконтроль  хода и  результата  выполненных  практических  действий в  конечном и  Вносят  необходимые  коррективы по ходу  практической  деятельности,  после  обсуждения иконтролирует и направляет  процесс деятельности  обучающихся,  демонстрирует у  дачные и ошибочные варианты  ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в  работе. участвуют в  обсуждении  продуктивной  деятельности. технологий в  росписи  кистевым  мазком. ем своих  действий в  подгруппах. поэтапном  продуктивном  творчестве : от  первичного  подмалевка –  до полного  «разживочного»  кистевого  письма по  объемной  форме. согласования в  подгруппах  выполняют  импровизации  – композиции с  сохранением  общей  учебной цели  и задачи и  сохранением  символики  цвета и  элементов  росписи. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов. Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне. Выставка работ                       Цели и задачи:    Обобщение   темы   урока,   подведение   итогов   урока ,организация и комментирование  детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.  Молодцы, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились  мастера гжельской росписи. Вы   славно   и   творчески   поработали   на   уроке,   и каждому   за   работу   ставлю   высший   бал.   На   этом   наш   урок закончен. комментировани е и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку Осознанно и  произвольно  обосновыва­ют  качество  продуктивной  деятельности в  парах  Взаимодейству ют с друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальны е  оценки. Уметь строить в  коммуникации  оценочные  суждения на  основе  предложен ного  алгоритма  оценки работ и  сравнительных  характеристик с  оригинальном  Осуществляют  самооценку и  взаимооценку в парах,  контролируют  правильность и  полноту  выполненных  практических  заданий,  определяют  аргументирова нно оценки.Все еще раз подтвердили девиз : «Кто создал хоть однажды   красивую   вещь,   будет   стараться   сделать   и другую»  Спасибо всем за творческий труд. (Кому интересно, можно предложить посмотреть дома фильмы о «Гжели»

Посмотрите также