Использование электронных образовательных ресурсов
на уроках изобразительного искусства
Золотых Светлана Ивановна,
учитель изобразительного искусства
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Воркуты
На современном этапе модернизации отечественного образования использование ЭОР на уроках изобразительного искусства - это требование времени, позволяющее повысить интерес к предмету, качество обучения, отразить существенные стороны изображаемых объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.
Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами, подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.
Система ЭОР делится на классы, разделы и тематические элементы. Для каждого тематического элемента имеется три типа электронных учебных модулей:
• модуль получения информации
• модуль практических занятий
• модуль контроля
Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления.
На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет.
При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.
Если кабинет подключен к сети Интернет, можно предложить провести урок в форме виртуальной экскурсии.
Хорошим подспорьем при проведении уроков изобразительного искусства для меня является разнообразие существующих коллекций и их возможности в сети Интернет:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://eor.edu.ru/
- База цифровых образовательных ресурсов сайта «Открытый класс»
- Портал «Сеть творческих учителей»
Эти сайты содержат большое количество электронных пособий - оригинальные предметно обучающие системы, разработанные по модульному принципу; электронные библиотеки.
Кроме этого хорошим подспорьем на уроки искусства для меня являются диски – готовые программные продукты, которые я приобрела на курсах повышения квалификации для учителей искусства.
— Эрмитаж искусство Западной Европы
— Шедевры русской живописи
— Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства
— Энциклопедия классической музыки
Интереснейший и полезный материал из них можно использовать при подготовке к уроку или на уроке.
Таким образом, анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
-обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
-повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
-рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
-формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.