Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальном общем образовании
Оценка 4.9

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальном общем образовании

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
чтение
26.11.2023
Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальном общем образовании
На уроках литературного чтения я использую задания, направленные на развитие следующих компонентов интереса к чтению: эмоционально-ценностное отношение к книге; развитие восприятия литературного произведения; развитие речевого творчества детей; развитие театральных навыков у школьников. В данной работе по развитию интереса у детей можно выделить три направления: 1. Развитие читательских умений при восприятии литературного произведения: умение эмоционально откликаться на художественные произведения; умение создавать в своём воображении картины, адекватные авторскому замыслу (словесное рисование); умение воспринимать произведения в единстве содержания и формы на уроках литературного чтения. 2. Развитие речевого творчества детей (сочинение собственных сказок, стихов). 3. Развитие театральных навыков детей (участие в инсценировках, дидактических спектаклях). Для приобщения четвероклассников к чтению я провожу уроки литературного чтения с применением игровых технологий.
Использование игровых технологий на уроках литературного чтения.docx

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальном общем образовании

 

На уроках литературного чтения я использую задания, направленные на развитие следующих компонентов интереса к чтению: эмоционально-ценностное отношение к книге; развитие восприятия литературного произведения; развитие речевого творчества детей; развитие театральных навыков у школьников.

В данной работе по развитию интереса у детей можно выделить три направления:

1. Развитие читательских умений при восприятии литературного произведения: умение эмоционально откликаться на художественные произведения; умение создавать в своём воображении картины, адекватные авторскому замыслу (словесное рисование); умение воспринимать произведения в единстве содержания и формы на уроках литературного чтения.

2. Развитие речевого творчества детей (сочинение собственных сказок, стихов).

3. Развитие театральных навыков детей (участие в инсценировках, дидактических спектаклях).

Для приобщения четвероклассников к чтению я провожу уроки литературного чтения с применением игровых технологий.

Рассмотрим примеры игровых технологий, которые я использую на уроках литературного чтения в 4 классе.

Игра «Сравнение»

Задание, которое может вызвать у школьника интерес к чтению, представляется в виде сравнений национальных поговорок. Ученикам  предлагается самостоятельно найти это сходство или найти по предложенной пословице похожую пословицу из другого языка.

Например: Где огонь там и дым (турецкая). Нет дыма без огня (русская) или: Друг зеркало друга (таджикская). Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты (русская). Хочешь узнать человека узнай его друга (японская).

Советы, что же прочитать, даёт ребёнку Карлсон. Он шлёт ему письма, от каких книг он сам без ума. Это авторитетное мнение любимого героя оказывает своё положительное действие. Ребёнок с радостью берётся за чтение, которое любит сам Карлсон. Примеры писем от Карлсона.

Игра «Сочинительство сказок». Младший школьник выступает в роли автора сказки, он ее сочиняет и иллюстрирует.

«Создание творческого проекта». Совместно с учителем дети создают проекты, выступают с  презентациями своих работ.

В результате такой работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность детей. У них развивается интерес к чтению, эта работа соединяет детей, родителей и учителей в достижении общей цели.

Игры-соревнования. Класс делится на две команды. Ученикам  предлагается решить поставленные задачи (сопоставить литературного героя с названием произведения, составить ребус по названию, решить кроссворд). За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы. Побеждает та, которая к концу игры имеет больше баллов.

Игра-импровизация. Ученикам предлагается сочинить собственную сказку. Каждый ученик по очереди составляет предложение. Каждое высказывание должно быть продолжением предыдущего. Сказка фиксируется на диктофон. Затем ребята прослушивают свое произведение, анализируют его.

Игра «Мим-театр». Сказка В. Гаршина «Лягушка - путешественница». Задания этой игры выполнялись в парах. На листочках было записано название сказки ил имя персонажа. Ребятам надо было мимикой и жестами изобразить название персонажа, а классу назвать, то, что им изображали (шёпотом на ухо учителю). Даются карточки правильно угадавшему ученику  и ребятам-актёрам, если их название или персонажа разгадали. Данную игру мы использовали на уроке сразу после прочтения произведения, на уроках обобщения.

Игра  «Сказки о животных». Класс был разбит на 4 команды. Каждой по жребию досталось одно животное. В течение нескольких дней дети готовились к этой игре. Они подбирали книги о своём герое, готовили небольшие инсценировки эпизодов из изученных сказок, готовились к творческой работе «Поляна сказок». Игра началась с выставки книг сказок. Ученики рассказали о своих книгах (краткое содержание, где можно найти и прочитать). Затем в конкурсе «Угадай сказку» каждая команда представила свою сказку, а зрители должны её называли. Победила та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. После этого дети выполнили творческую работу. Каждая группа на листе бумаги нарисовала свою сказочную поляну, на которой появились герои увиденных и прочитанных сказок. Затем команды представили свои работы, и каждый ученик рассказал о животном, которое нарисовал.

Игра «Василиса». Тема урока: «Итоговое повторение». В ней были задействованы более сильные ученики.

Найдите в предложениях устойчивые сочетания (фразеологизмы). Выпишите их. Василиса подошла к старухе, отдала ей низкий поклон. Поужинай да спать ложись. Утро вечера мудренее! Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили. Шила она, не покладая рук, и скоро дюжина сорочек была готова. А мачехины дочки, несмотря на то, что всегда сидели сложа руки, худели и дурнели от злости.

Игра «На крыльце». Тема урока: «Рассказы К.Ушинского, Л. Толстого».

Слово красный в древнерусском языке имело значение «красный, красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях: Вдруг прилетают двенадцать голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, ветками красное солнце закрыл. Пустил стрелу средний брат полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

Игра «Крестьянский сын». Игра проводилась несколько раз течение эксперимента.

В сказках встречаются слова, которые теперь или не употребляются, или употребляются очень редко. Объясните значение выделенных слов в приведенных ниже предложениях. Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путь дорогу. Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или чуете вы, что Иван крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если родился, так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью! Спасибо. С мечами нам куда сподручнее биться будет!

Игра «Незнайка». Игра проводилась несколько раз в течение эксперимента. Один ученик читает, а другой исправляет допущенные ошибки.

Игра «Волк и заяц». Тема урока: «В.Берестов «Воробушки», Р.Сеф «Чудо»». Один ученик начинает читать текст, второй вступает после того, как первый дойдет до точки и пытается его догнать.

Игра «Мы верим и не верим». Игра проводилась несколько раз в течение эксперимента. Учитель читает предложение из текста, сделав ошибку в слове. Дети находят это предложение, говорят: «Мы верим» или «Мы не верим» и читают это предложение.

Игра «Интервью». По окончании времени на обсуждение каждая пара представляет результаты работы, обмениваются своими идеями и аргументами со всем классом.

Игра «Земля - небо». Игра проводилась несколько раз в течение эксперимента. По команде «Земля» дети наклоняются к книге и читают текст. По команде «Небо» поднимают головки вверх, убирая указания от текста. Опять  «Земля» ученики глазами находят, они завершили читать.

Игра «Дождик». Тема урока: «Стихи К. Чуковского, О. Дриза, И Пивоваровой, О.Григорьева, И Токмаковой». Дети читают хором: накрапывает дождь (тихо). Дождь пускается сильнее (громче). Ливень (громко). Дождь ослабевает (тише). Дождь перестал (чтение прекращается).

Игра «Волны». Игра проводилась несколько раз в течение эксперимента. Из учеников выбирается ведущий, который задает «тон и темп» игры. Текст читается так, как волна прибивается к берегу и отходит от него: тихо громче громко тише тихо громче и т.д.

Игра «Рыбки». Игра проводилась несколько раз в течение эксперимента. Молчаливое чтение учениками текста, каждый в своем темпе, при этом дети могут шевелить губами.

Игра «Губы на замке». Игра проводилась несколько раз в течение эксперимента. То же молчаливое чтение, но шевелить губами запрещено.

Игра «засечки - бросок». Тема урока: С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». По команде «Бросок» все дети начинают читать вполголоса текст. По команде «засечки» останавливаются и карандашом отмечают последнее прочитанное ими слово. Этот же текст таким же образом читают еще раз. При повторном чтении дети убеждаются, что прочитали больший объем «засечка» поставлена уже дальше. Это доказывает им необходимость многократного чтения текста, ведь с каждым разом результаты улучшаются.

Игра «Найди ошибку». Учитель читает стихотворение, допуская ошибки. Ученики внимательно слушают и исправляют.

Игра «Снежинка» («Цветочек», «Листик») в зависимости от времени года. Текст читает ученик, на парту которого упала снежинка (цветочек, листочек).

Игра «Не перерыва цепочку». Дети один за другим читают по одному предложению (или по одному слову, строфе) текст. Все должны следить, чтобы цепочка не прервалась.

Игра «Котик и Мышка». Эта игра эффективна при работе над совершенствованием техники чтения. Первой начинает читать «Мышка». Когда она прочтет несколько слов или одно предложение, начинает читать «Котик». Он пытается догнать «Мышку». Игра прекращается, когда оба ученики читают одно и то же.

Игра «Лото». Темы урока: Повторение изученных произведений. Дети делятся на четыре команды. Каждая команда получает одинаковые карты. Первая группа карточек содержит фамилии авторов, вторая названия произведений, третья фрагменты из произведений. Задача: выбрать из общего количества карточек те, которые  касаются одного автора. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Игра «Волшебная лотерея». Для ее проведения второклассники были разделены на четыре команды. Каждая команда получила одинаковые карточки, на которых записаны ключевые слова из определенного произведения. Задача: быстро прочитать слова, определить название произведения и автора слов. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Игра «Шифровальщики». Тема урока: «Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Для проведения игры дети разделены на четыре команды. Каждая команда получила карточку с одинаковым заданием: в каждой строке найти «лишнюю» букву, сложить все «лишние» буквы из каждой строки, прочитать название произведения, указать автора произведения. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

 Игра «Переделаем сказку». Тема урока посвящена повторению раздела. Даются опорные слова: петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, и называют лишние слова, на основе которых придумывают новые интересные действия в известной сказке. Наводящие вопросы: «Каким был петушок? Что случилось с ним? Кого и как позвал он на помощь? Кто и как помог избежать ему лисьих зубов?»

Игра «Чужие сказки». Сказочные ситуации для создания текстов сказочного содержания:

1). В новогоднюю ночь сказочные герои так плясали, что многие попали не в свои, а в чужие сказки. Так медведь, волк, Красная Шапочка, лиса, Кот в сапогах, Баба-Яга, три поросенка оказались вместе. Что им делать? Помогите этим героям, придумав новую сказочную историю, в которой они уживутся вместе.

2). Дети увидели на берегу старика, который вместе с золотой рыбкой поймал акулу, щуку. Помогите ему.

3). Много в сказочной стране неведомых дорожек, и одна из них привела в сказку «Царевна-лягушка».

Игра «Воображение». Дети придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.

а) Представьте зимний день. Много снежинок опускается на землю, одна красивее другой. Каждая из них о чем-то думает, чего-то ждет, с каждой из них что-то произойдет. Представьте себе новую снежинку, нарисуйте ее, найдите слова, которыми ее можно описать. Что ее ждет на земле: куда она попадет, что увидит, понравится ли ей, что с ней станет? Сочините историю своей снежинки или продолжите истории, которые начали ваши друзья.

б) Вам приходилось прислушиваться к звону дождевых капель? Вам никогда не казалось, что они ведут себя. как живые: смеются, грустят, плачут, переговариваются? Может быть, если внимательно послушать и присмотреться, многое можно узнать? Придумайте свою сказочную историю о дождевых каплях.

в) Течет по земле быстрая речка. Она многое видит на своем пути, радуется солнышку, друзьям-ручейкам, которые бегут с ней рядом, ребятам, которые пускают кораблики. Сочините сказочную историю о быстрой речке. Нарисуйте словами своего героя и придумайте какой-нибудь случай из его жизни.

Игра «Шесть шляп». Игра предполагает шесть разных видов мышления. Белая шляпа беспристрастные факты, информация. Ученик надевают эту шляпу и конструирует факты, цифры без каких-либо эмоций и субъективных оценок. Желтая шляпа положительное, позитивное мышление. Учащиеся выделяют только позитивные стороны для аргументирования. Черная шляпа минусы. Ребята выявляют противоречия, недостатки, их причины, называют только отрицательные черты. Красная шляпа эмоции. Ученики называют эмоции, которые возникли у них в связи с исследуемым предметом. Также указывают, с чем они связаны, как изменяются, определяют связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями. Зеленая шляпа творческое начало и расцвет новых идей, поиск новых граней в изучаемом материале. Надевая эту шляпу, учащиеся презентуют свой проект, свою идею. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Ученики обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы.

На этапе закрепления мы проводили игры-путешествия. Активность учащихся в этих играх была выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. Работу на уроке организует мультимедийная презентация, которая предлагает «маршрут» с преодолением воображаемых препятствий. При этом проверяется знание текста, умение пересказывать, отвечать на проблемные вопросы, сопоставлять.

Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

«Чтение строчек, наоборот, по словам». Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве». Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д). Задание: прочитайте текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

«Поочередное чтение слов нормально и наоборот». Тема урока: В.Бианки «Мышонок Пик». Первое слово читается как обычно, второе наоборот».

«Восполнение пропусков слов в предложении». Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами.

«Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов». Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Ночевала тучка золотая». Ученикам предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

«Тексты с «хвостами» незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу и расставить по порядку. Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула».

«Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней». Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и наоборот. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте.

Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем на слух. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

«Бюро находок». Тема урока: «Басни Крылова».

Обучающимся предлагается определить героя, которому принадлежат, представленные на доске вещи.

Почему ты думаешь, что этот предмет принадлежит именно этому герою?

Можешь ли ты подтвердить свой ответ словами из текста?

Игра  «Найди лишнее слово».

Выберите слово и объясните, почему оно лишнее:

Скороговорка, прибаутка, пословица, рассказ.

Присказка, зачин, пестушка, концовка.

Рассказ, поэма, сказка, роман.

Чем отличается рассказ от скороговорки, прибаутки, пословицы?

Игра  «Шифровки»

креанвупанвлмкузжха

1,4,8,9,12,15,18,19

л-ст-п-дн-ч-к

Вставьте пропущенные гласные.

Такие игровые ситуации я использовала для определения темы урока. После того, как слово названо, предлагаю детям поразмышлять над тем, о чём будет произведение.

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения возможно на всех его этапах – на этапе изучения нового материала, на этапе актуализации знаний, на этапе закрепления изученного материала.

Таким образом, разработанная система игр будет способствовать приобщению младших школьников к чтению.


 

Скачано с www.znanio.ru

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальном общем образовании

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальном общем образовании

Друг – зеркало друга (таджикская)

Друг – зеркало друга (таджикская)

Игра «Сказки о животных». Класс был разбит на 4 команды

Игра «Сказки о животных». Класс был разбит на 4 команды

Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца

Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца

Игра «Дождик». Тема урока: «Стихи

Игра «Дождик». Тема урока: «Стихи

Игра «Котик и Мышка». Эта игра эффективна при работе над совершенствованием техники чтения

Игра «Котик и Мышка». Эта игра эффективна при работе над совершенствованием техники чтения

Кого и как позвал он на помощь?

Кого и как позвал он на помощь?

Нарисуйте словами своего героя и придумайте какой-нибудь случай из его жизни

Нарисуйте словами своего героя и придумайте какой-нибудь случай из его жизни

Задание: прочитайте текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения

Задание: прочитайте текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения

Выберите слово и объясните, почему оно лишнее:

Выберите слово и объясните, почему оно лишнее:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2023