Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности гимназии
О.В. Неволин, учитель физической культуры МАОУ Гимназия №14
Специфика каждого предмета своя, но общий принцип, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип на уроке физической культуры, учитель должен выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность.
Каждый ученик должен получить за время учёбы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не причиняло вреда здоровью. Важная роль при этом отводится здоровье-сберегающими технологиями, цель которых – формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, развитие двигательных способностей, которые так необходимы в жизни. Дефицит движения школьников могут покрыть только занятия физической культурой и спортом, а в условиях школы это уроки физической культуры, секции по разным видам спорта, а также спортивно – массовые мероприятия. Поэтому современный урок физической культуры значительно выигрывает при использовании новых информационных технологий.
Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям, здоровому образу жизни и демонстрируют возможности для дальнейшего развития. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, учебные фильмы, электронные тренажёры поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Восприятие информации детьми именно в такой форме намного интереснее, привычнее, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео и звукорядом, что значительно повышает эффективность и усвоение материала, позволяет организовать индивидуальную и групповую учебную деятельность на уроках физической культуры.
Одним из плюсов использования информационных технологий в практической деятельности является возможность развивать познавательные навыки исследовательской и проектной деятельности, формировать умение работать с информацией, развивать коммуникативные компетенции.
По программе физического воспитания в школе закладываются основы техники специфических действий по разным видам спорта. Это может быть удар футбольного мяча, передача волейбольного мяча, прыжок в высоту в легкой атлетике и др. Обучение двигательному действию эффективно начинать с демонстрации показа техники изучаемого элемента. Эта цель прекрасно реализуется через использование различных интерактивных презентаций и тренажёров. Просмотр школьниками техники двигательных действий создаёт базу для теоретических знаний, способствует развитию логического, образного мышления, а применение цветового эффекта позволяет воссоздать реальную технику движений, способствует более быстрому усвоению учебного материала.
Применяя ИКТ в учебном процессе нужно помнить об оптимальной частоте и длительности, определяемых возрастом обучающихся и целесообразностью их использования в познавательной деятельности. Правильнее использовать ИКТ в начале изучения каждого раздела программы по физической культуре для становления зрительного образа изучаемых двигательных действий и закрепления ассоциативного мышления. Именно поэтому в своей деятельности я применяю информационные технологии. В первую очередь мною используется электронный журнал, где я могу прикрепить мультимедийные файлы, содержащие учебным материал по определённой теме, выдать индивидуальное творческое домашнее задание, вести диалог с родителями и обучающимися. При подготовке ребят к олимпиаде по физической культуре и прохождении инструктажа по технике безопасности на уроках применяю тестирующие компьютерные программы, которые позволяют объективно оценить теоретические знания обучающихся.
Помимо «Электронного журнала», дистанционную работу с обучающимися провожу через использование «Образовательного портала Гимназии 14», который позволяет выстраивать образовательный процесс по определённой теме урока с отсутствующими детьми. Так, я могу в каждую тему включить теоретический блок информации в виде презентации, электронных статей; практический блок в виде электронных тренажёров, онлайн-тестов и индивидуальных творческих заданий.
Во внеурочной деятельности при проведении спортивно-массовых мероприятий пользуюсь фото- и видеоаппаратурой, после чего фотографии выставляю на сайте гимназии. В процессе работы у меня возникла необходимость создания для классных руководителей моих классов группы «Физкульт-Ура!» в социальной сети Viber, где я выкладываю фото- и видеофрагменты своих уроков. Тем самым сохраняется взаимосвязь учителя и обучающихся и повышается интерес последних к занятиям физической культурой.
Мои обучающиеся могут применять информативные технологии при выполнении домашнего задания. Ребятам нужно выполнить любой вид деятельности (комплекс ОРУ, пешая прогулка, кросс, велопрогулка, катание на роликах, спортивные и подвижные игры, в зимнее время катание на лыжах и коньках, участие в соревнованиях, посещение спортивно-массовых мероприятий и т.д.) и зафиксировать на фото или видео. После предоставления этого материала учителю ребята получают оценку за домашнее задание. Такая работа меняет отношение ребят к домашнему заданию, они выполняют его более ответственно и с желанием.
Таким образом, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовывать контроль и учет знаний обучающихся. Организация и проведение современного урока физкультуры невозможны без использования ИКТ, так как это позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную деятельность, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.