ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мудрые слова, можно с ними соглашаться , а можно и не соглашаться. Но как-бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, « подталкивают» нас, к решению ряда проблем разными путями, один из которых - применение новых технологий. Современное общество справедливо называют информационным. Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входит в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Я сторонник использования ИКТ в работе с детьми, потому что считаю, что педагог , что бы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями. Даже гиперактивные дети, внимание которых достаточно сложно удержать в течении продолжительного времени, с огромным интересом получают информацию, представленную на большом экране, да еще и сопровождаемую различными играми, музыкой. Проникновение современных технологий в образовательную практику открывает новые возможности. Современный воспитатель, используя информационные технологии , делает образование современным, образовательная деятельность приближается к мировосприятию современного ребенка, так как он больше слушает и смотрит, чем читает и говорит , устанавливает отношения взаимопонимания , взаимопомощи между педагогом и воспитанником, увеличивается плотность образовательной деятельности, обогащает новым ярким содержанием, добытым с помощью технических средств и дает возможность более образно и эмоционально подать материал. Для оптимального применения интерактивного оборудования в работе с воспитанниками необходимо соблюдать следующие рекомендации. -Интерактивная доска используются в работе со старшими дошкольниками как дидактическое средство при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических норм и рекомендаций. - информационно-дидактические пособия должны соответствовать возрастным, психическим и психофизиологическим возможностям детей и учитывать уже имеющие у детей знания -занятие, на котором применяется интерактивная доска, состоит из нескольких частей и только одна из них посвящена непосредственной работе с интерактивной доской. На занятии так же важно использовать элементы предметно-развивающей среды, игрушки, игры. Для максимального включения детей в образовательную деятельность с использованием интерактивной доски возможны следующие варианты организации детей. -Работа подгруппы детей с поочередным выполнением заданий; -самостоятельное выполнение задания одним ребенком, остальные проверяют , оценивают и доказывают правильность выполнения задания; -дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у доски; -дети задают задание ребенку работающему у доски. За время использования интерактивной доски в работе со старшими дошкольниками, были достигнуты положительные результаты, которые стали возможны благодаря следующим преимуществам интерактивной доски:
-использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео; -скорость передачи информации выше по сравнению с традиционными средствами обучения, подача информации более ясная, яркая и динамичная, улучшается восприятие материала благодаря разнообразию иллюстративного ряда; - педагог постоянно взаимодействует с детьми. Все это позволяет педагогу создавать для детей принципиально новые средства развития ребенка. Практика показала , что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к деятельности, повышается уровень познавательных возможностей. Для активизации дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности я активно использую презентации в программе РР. Как вариант использования интерактивной доски предлагаю игры на развития внимания. Изучая тему «Народные промыслы :гжель» использую игры : «Собери из частей целое» , «Наведи порядок», «Что изменилось», «Чего не стало», « Отгадай», «Что лишнее». Играя в такие игры, дети начинают понимать, что предметы и игрушки на экране - это не реальные вещи, а только знаки, символы этих предметов. У детей начинает развиваться «знаковая функция» сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова, числа и т.д. Сказка «Колобок» , выполненная с помощью программы мимио-студио, позволяет активизировать коммуникативную деятельность дошкольников . При обучении дошкольников рассказыванию использую алгоритмы и мнемотаблицы. Разнообразные физминутки , динамические паузы, гимнастики для глаз и т. п. используются в процессе двигательной деятельности. Используя видеокамеру или документ-камеру, можно записать видео инструкцию выполнения той или иной работы по аппликации, лепки или рисования. Так же интерактивная доска используется непосредственно для рисования в программе МИМИО: дошкольники самостоятельно выбирают цвет и толщину пера. Использование доски помогает мне добиться «феномена удивления», раскрепощения детей, вариативности, интерактивности. Занятия детей с интерактивной доской способствует развитию мелкой моторики детей. Доказано, что чем больше делается мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Интерактивные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Ребенок входит в сюжет игры, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результата. В работе используются игры, в которых есть свои герои, которым необходимо помочь выполнить то или иное задание. Так же они приобщают ребенка к сопереживанию, воспитывают желание оказать помощь герою. Игры с использованием интерактивной доски не только развивает интеллектуальные способности детей, но и воспитывает у них такие качества как самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость. В программе МИМИО , предлагаем дошкольникам образец для конструирования плоскостными фигурами, ребенок выполняет задание у доски, остальные - за столами. С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики. Не стоит забывать, что использование ИКТ в образовательном процессе дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.