МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАВСКИЙ РАЙОН – ДЕТСКИЙ САД П. МОЛОЧНЫЕ ДВОРЫ
Мастер-класс для родителей
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».
Подготовила: Блинова С.В.
2023 год
Цель: ознакомление родителей с технологией«мнемотехника» для последующего применения ими мнемотаблиц при заучивании стихотворений с детьмистаршего дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «мнемотехника» «мнемоквадрат»,«мнемодорожка»; «мнемотаблица» и объяснить актуальность использования данной технологии.
2. Познакомить с этапами работы и различными вариантами использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.
3. Показать на практике, как создавать мнемотаблицы по содержанию стихотворения.
4. Вовлечь родителей к созданию мнемотаблиц для заучивания с детьми стихотворений дома.
Ход мастер-класса
-Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада, что вы нашли время и пришли на мой мастер-класс, который называется «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» (слайд 1). Пока название мастер-класса вам ни о чем не говорит, даже более, кажется непонятным и труднодоступным, но сегодня мы с вами не только окунемся в теорию данной техники запоминания, но и на практике опробуем ее применение, убедимся в эффективности данного метода и доступности его применения даже в домашних условиях. (слайд 2).
Девизом нашего мастер-класса я хочу сделать слова педагога К.Д. Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов скартинками, и он усвоит на лету». (слайд 3).Именно в данном изречении и скрывается эффективность применения наглядности, картинок, символов, схем при заучивании различного материала.
На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольноговозраста – явление очень редкое. Современный мир насыщенновейшими технологиями, дети живут в мощном потокеинформации, где живое общение заменяется общением скомпьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальнойпроблемой.(слайд 4).
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.В чём причина того, что стихи дети запоминают с трудом, а рекламу запоминают великолепно? Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Конечно, основная роль в запоминании отводится памяти. Она у детей разная, одни легко запоминают то, что слышат, другие – то, что видят. Память – это процесс запоминания,сохранения и воспроизведения того, что мывидим, слышим, думаем, делаем. Без памятинемыслимо формирование личности ребенка, таккак усвоение знаний об окружающем мире и осамом себе, овладение нормами поведения,приобретение умений, навыков, привычек – всеэто связано с работой памяти. (слайд 5).
И мы с вами, родители будущих школьников, как никто другой должны осознавать всю важность развития памяти у детей дошкольного возраста. В школе наши дети столкнутся с большим потоком информации, которая будет не так им интересна, как любимый мультфильм или отрывок из рекламы, песенка любимого героя из игры. Это будет информация, которая потребует усилий для запоминания, стихотворения большого объема, а не стишки на утренник, пересказывание текстов, описание картин, сочинение рассказов и т. д. и т.п.
Что же делать родителям, как помочь детям запоминать стихотворные формы, рассказы, сказки, отгадывать загадки и другое?
На помощь педагогам и родителям была разработана методика, основанная на применении в запоминании ассоциативной памяти, памяти, формирующейся из сопоставления слов и картинок. Это МНЕМОТЕХНИКА. (слайд 6).
Мнемотехника – искусство запоминания – система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет, таким образом, всё стихотворение зарисовывается. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Как и всякая методика, мнемотехника строится от простого к сложному (слайд 7). Начинается работа с простейших мнемоквадратов (рисунка-символа) (слайд 8). Так проводится работа над словом. Например, дается слово «девочка», ее символическое обозначение. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать».
Далее можно предложить выстроить мнемодорожку-зрительный ряд, составленный по тексту стихотворения. (слайд 9). Это является мощным активизатором для запоминания стихотворения и помогает устанавливать связь между словом и картинкой, вспомнить рифмованные слова, удержать в памяти последовательность событий. Для малышей используются иллюстрации, изображающие сюжеты или героев стихотворения. А для детей старшего возраста можно использовать графические изображения или ассоциативные символы-образы, которые придумывают сами дети (приём мнемотехники). Можно «перепутать» картинки для того, чтобы дети сами воспроизвели ряд в соответствии с необходимой последовательностью.
И самая сложная структура - это мнемотаблица. (слайд 10, 11,). Для детей до 5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток, а со старшими дошкольниками можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей ребенка.
Область применения данного метода очень обширна (слайд 12). Но особенно она показала свою эффективность в запоминании видов художественной литературы, имеющих стихотворную форму: потешки, скороговорки, басни, загадки, стихотворения.
Этапы работы над стихотворением с помощью мнемотехники таковы (слайд 13):
Взрослый выразительно читаетстихотворение.
Сообщает, что это стихотворениеребенок будет учить наизусть, затемеще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Задает вопросы по содержаниюстихотворения, помогая ребенкууяснить основную мысль.
Выясняет, какие слова непонятныребенку, объясняет их значение вдоступной для ребенка форме.
Читает отдельно каждую строчкустихотворения, а ребенок повторяетее с опорой на мнемотаблицу.
Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Таким образом, ребенок запоминает стихотворение с легкостью и надолго. На начальном этапе детям предлагаются готовые мнемоквадраты и мнемотаблицы, а по мере обучения в процесс создания мнемотаблиц включаются дети (сами рисуют мнемотаблицы).
Уважаемые родители, предлагаю и вам попробовать сейчас самим применить данный метод запоминания на практике:
1. Вот и мы сейчас попробуем заучить простое стихотворение «Елочка» с помощью мнемотаблицы. (слайд 14, 15).
2. Посмотрите на текст стихотворенияИ. Сурикова «Детство» (слайд 16, 17). Предлагаю Вам нарисовать свои ассоциативные рисунки - символы на слова: «дом», «снег», «санки», «сугроб», «смех».
3. У каждого из вас на столе лежит мнемодорожка к загадкам, скороговоркам и пословицам. Предлагаю вам посмотреть внимательно и попытаться прочесть текст. А в загадках и назвать отгадку.
4. «Зашифрованное стихотворение»
Предлагаю Вам разделиться на две группы. Каждой группе я даю по одной мнемотаблице. Теперь ваша задача - определить, что это за стихотворение и выразительно прочитать его по мнемотаблице. (В результате творческой работы родителей в группах определяются стихотворения:«Наша Таня громко плачет» и «Зайку бросила хозяйка» А. Барто) (слайд 18).
5. «Рисуем стихотворение»
Каждой группе родителей дается по одному стихотворению, шаблону мнемотаблицы и мнемоквадраты к стихотворениям: «Сшили Тане сарафанчик» и «Маша нашему малышке…». Задача родителей - попробовать составить к стихотворению мнемотаблицу.
Таким образом, можно сделать вывод. Овладение приемами работы с мнемотаблицами способствует развитию связной речи, расширению иобогащению словарного запаса детей; помогает в развитииосновных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучениясвязной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Таким образом, Выможете в игровой, ненавязчивой форме разучитьстихотворение или пересказать художественный текст иразвивать память ребёнка (слайд 19).
На этом наш мастер-класс закончен. Спасибо за внимание и активное участие. До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.