Актуальность
В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу; учитывают и используют закономерности развития, позволяют приспосабливаться к уровню и особенностям индивидуума. Современные дошкольные образовательные учреждения начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников. В решении жизненных задач поможет использование игр, основанных на использование приемов ТРИЗ. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.
Дидактические принципы ТРИЗ:
-Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.-Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.-Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.-Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.-Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Этапы
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например: мяч- как можно использовать предмет?Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо».Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новую игрушку и др. Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывании новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д. На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь педагог только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.
Методы технологии ТРИЗ:
Обучение детей творческому рассказыванию по картине.
Работа с противоречием.
Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок.
Обучение детей созданию образных характеристик объектов.
•Обучение детей сочинительству и словотворчеству.
•Обучение детей составлению текстов сказочного содержания.
Игра «Пять волшебников»
Цель: активизация словаря по данной теме.
Например, лексическая тема: «Фрукты», волшебники - это глаз, нос, рот, рука и ухо.
Логопед предлагает детям рассмотреть арбуз и задаёт детям вопрос: «Что о нём скажет каждый волшебник?» Например, волшебник глаз скажет, что он снаружи зелёный, полосатый, а внутри - красный, волшебник рот скажет какой он на вкус волшебник; нос скажет, что он вкусно пахнет; волшебник ухо скажет, что он тихий и его неслышно, он не пищит, не свистит, не шумит; волшебник рука скажет, что он снаружи твёрдый, а внутри мягкий.
«Хорошо – плохо»— берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например: шарф — мягкий, теплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвется…
Что таким бывает?
Цель: автоматизация определенного звука. Ход игры. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстрирующие слова на заданный звук. Логопед задает вопрос, например: «Что бывает волшебным? Синим?» и т.д., в зависимости от отрабатываемого звука. Участники игры, используя картинки, составляют с заданными прилагательными всевозможные словосочетания.
Игра «Мои друзья»
Педагог : «Я – свисток. Мои друзья – это те, кто умеет свистеть, звенеть, гудеть».
Дети отбирают соответствующие картинки или изображают.
«Противоположности» — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — огонь (холодный — горячий, уголь – мел (белый — черный, металл – пух (легкий — тяжелый, и т. п.
«Поиск аналогов» — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма, заяц (скачет, шина (из резины) и т. д.
ТРИЗ: сочинение сказок
Вопросы для составления сказки:
Кто будет главным героем?
Где он живет?
Что любит делать?
Кто его друзья и родственники?
Что с ним случилось?
Как он решил выйти из сложной ситуации?
Кто ему помог?
Как ему помогли?
Кто ему мешал?
Как ему мешали?
Что спасло героя?
Чем все закончилось?
Какой смысл у этого события?
«Коллаж из сказок», «Знакомые герои в новых обстоятельствах»
Однажды осенью в лесу Ёжик и Лягушонок встретили Петушка. Он пошёл в лес за грибами и заблудился. Пошли они искать тропинку домой и встретили….. Видят, навстречу им Красная Шапочка идёт и горько плачет…Затем сказка продолжается совместно с ребёнком.
Круги Луллия
1 тип: найди реальное сочетание. При объединении картинок под стрелкой формируется реальная картина мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делаются выводы.
2 тип: объясни необычное сочетание. При раскручивании кругов рассматривается случайное соединение объектов и как можно более достоверно объясняется необычность их взаимодействия.
3 тип: придумай фантастическую историю или сказку. При раскручивании кругов рассматривается случайное совпадение объектов, которое служит основой для фантазирования.
4 тип: реши проблему. В фантастических сказках с героями происходят разные истории, необходимо формулировать проблемы, предлагается выдвигать идеи по их решению.
В арсенале ТРИЗ существует огромное количество приёмов и методов. Часть из них успешно используется на индивидуальных и подгрупповых коррекционных логопедических занятиях. Все описанные игры формируют у дошкольников умение рассуждать, развивают творческое мышление, находить решения проблемы. ТРИЗ направлен не только на развитие смекалки, творчества и креативности, но помогает решить коррекционные задачи и помогает развивать связную речь у дошкольников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.