И. Л. Аккуратнова
МБДОУ «Детский сад №434г. Челябинска»
г. Челябинск
Использование степов в физкультурно – оздоровительной работе.
В данной статье представлен материал из опыта работы по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, с помощью комплекса ритмических упражнений, степ – аэробики.
В последнее время наблюдается снижение двигательной активности детей. Свой досуг они проводят, сидя за компьютером или у телевизора. В результате чего страдает мышечная система, снижается тонус мышц, работоспособность, выносливость, устойчивость организма к простудным заболеваниям, идет нарушение обмена веществ.
Образовательная область физического развития ФГОС формирует понятия о гигиене, здоровье, закаливании, определяет приоритеты коллективного общения. [2, с,7]. В его задачи входит ознакомление дошкольников с отдельными видами спорта.
Используя новые технологии, методы и формы, способствующие укреплению здоровья дошкольников, повышается интерес к занятиям по физическому воспитанию.
Особое внимание следует уделять подбору физкультурного оборудования. Одним из таких является степ-платформа.
«Степ» в переводе с английского языка означает «шаг» [4].
Это одно из направлений используемое в нашем дошкольном учреждении.
Степ – аэробика – комплекс ритмических движений под музыку с использованием степ – платформ[4].
Целью использования степ – аэробики является формирование у детей основ здорового образа жизни.
Задачи, помогающие достичь цель работы.
Использование степ – аэробики решает следующие задачи:
· Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
· Повышать работоспособность и двигательную активность;
· Формировать правильную осанку;
· Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;
· Развивать потребность в систематических занятиях спортом.
Для повышения результативности работа построена на следующих принципах:
· Принцип системности и последовательности (непрерывность материала и его повторение);
· Принцип постепенности;
· Принцип индивидуальности;
· Принцип доступности;
· Принцип чередования нагрузки;
· Принцип наглядности;
· Принцип сознательности и активности.
Использование степ – аэробики имеет ряд преимуществ перед обычной аэробикой:
· У детей формируется устойчивое равновесие;
· Совершенствуется ориентировка в пространстве;
· Развивается общая выносливость;
· Совершенствуется точность движений.
Представлена примерная структура занятий с использованием степ – аэробики.
Вводная часть.
Разминка – 4-5 минут. В разминку входят упражнения, направленные на разогрев мышц и суставов, подготовку их к работе. Это наклоны головы в стороны, повороты. Сгибание-разгибание рук, вращение в плечевых суставах. Наклоны корпуса в стороны, растягивание передней и задней поверхности бедер.
Основная часть.
Аэробная – 15-20 минут. Аэробная - основная часть включает в себя выполнение базовых шагов, объединенных в комбинацию движений или связку. Движения выполняются сначала с правой ноги, затем вся комбинация повторяется с левой ноги.
После аэробной части переходим к выполнению силовых упражнений и ОРУ.ОРУ выполняются как на степе, так и на полу: стоя или лежа.
Заключительная часть.
Растяжка – 5минут. Заключительная – растяжка. Выполняется упражнения на все группы мышц. Здесь используются упражнения из йоги а саны: «Кошка», «верблюд», «березка», «змея». Растягиваются мышцы спины, живота, ног, рук.
Мы применяем степ – платформы в разных видах физкультурно-оздоровительной деятельности: утренней гимнастики; как часть занятия (вводная или основная); в подвижных играх и эстафетах; во взаимодействии с родителями; воспитанники посещают степ- кружок.
В работе с воспитанниками, я активно использую информационно – магнитный стенд в вводной части занятия, где наглядно представлены схемы основных видов движений и передвижений по плану: разучиваем, повторяем, узнаем, играем, что способствует развитию у детей памяти, мышления, самостоятельности, произвольности, планированию своих действий.
В работе с детьми так же использую дидактические карточки, схемы.
Выполнение упражнений в различных построениях:
· в шеренгах;
· в шахматном порядке;
· по кругу;
· в одну линию и др.
Что позволяет проводить занятия игровым методом.
Степ тренировку мы осуществляем в соответствии с техникой безопасности:
· выполнять шаги в центр степ – платформы;
· ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
· опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степа – платформы;
· не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;
· не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной;
· делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами;
· в нашем дошкольном учреждении разработаны и изготовлены степ – платформы, которые соответствуют технике безопасности и обеспечивают безопасность движений ребенка;
· рабочая площадка степа изготовлена из фанеры, что создает особую прочность и безопасность. Длина - 50 см. 5 мм. Ширина – 30 см. 5 мм. Высота – 2 см;
· общая высота степа- 7,5 см.;
· рабочая площадка степа по кругу обложена кантом из ПВХ, углы скруглены, что обеспечивает безопасность движений;
· верхняя часть площадки оклеена дерматином и наложен противоскользящий резиновый коврик;
· снизу к рабочей площадке закреплены 4 г – образных ножек, со скругленными углами и оклеенными дерматином в тон рабочей площадке;
· снизу на ножках наклеены противоскользящие пятачки. Высота ножки – 5,5 см.
В данной работе мы используем упражнения и базовые шаги:
· Степ-ап
· Бейсик степ
· Шаг-колено
· Степ-кик (Шаг-кик)
· Степ-бек (Шаг-бек)
· Ви-степ
· Стедл-ап
· Ти-степ
· Овер-зе-топ
· Экросс
· Мамбо
· Ча-ча-ча
· Кёл
· Эльстеп
Эффективность работы с использованием степ – платформ подтверждается тем, что:
· у детей появился стойкий интерес к занятиям физической культурой;
· развивается уверенность, ориентировка в пространстве; общая выносливость; точность движений;
· повысились показатели физических качеств: ловкости, быстроты, силы, гибкости, пластичности, равновесия;
· снизилась заболеваемость детей.
Таким образом, степ - аэробика позволяет сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физической культуры, что является одним из важнейших условий формирования мотиваций здорового образа жизни.
Источник:
1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155». [Электронный ресурс]//www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html.
2. ФГОС Дошкольного образования. Издательство Дом «Ажур» Екатеринбург, 2018. – 23 с.
3. Губа, В.П. Основы двигательного развития детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / В.П. Губа, А.А. Солонкин. – М.: Физкультура и Спорт, 2009. – 88 с.
4. Борисова М.М. Степ- аэробика в работе с дошкольниками. Детский сад от А до Я. 2012г. №6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.