Тема: Использование технологии интерактивного обучения на уроках русского языка в классах с таджикским языком обучения
Аннотация
В настоящей статье рассматривается эффективность и потенциал использования технологии интерактивного обучения на уроках русского языка в классах, где основной язык обучения - таджикский язык. Основной акцент сделан на исследовании методов и инструментов интерактивного обучения, способствующих эффективному изучению русского языка в мультиязычной среде. Обсуждаются плюсы и минусы использования таких технологий, а также предлагаются рекомендации для учителей и методистов, стремящихся улучшить качество образования в условиях языкового многообразия.
Введение
Современное образование постоянно эволюционирует в контексте использования новых технологий и методов обучения. В условиях мультиязычия, таких как классы, где таджикский язык выступает основным, изучение русского языка может представлять определенные трудности для учащихся. В этой связи, внедрение интерактивных методик обучения может значительно улучшить процесс освоения русского языка в таких классах. Современное образование находится в постоянном состоянии трансформации, стремясь не только соответствовать новым технологическим достижениям, но и эффективно реагировать на потребности мультиязычных образовательных сред, таких как классы, где таджикский язык является основным средством обучения. Изучение русского языка в таких условиях может стать сложной задачей для учащихся, ведь существует языковой барьер, затрудняющий усвоение материала. Однако внедрение современных интерактивных методик обучения представляет собой потенциальное решение этой проблемы, открывая путь к более эффективному и интересному освоению русского языка в контексте мультиязычных классов, стимулируя активное вовлечение учеников и обеспечивая более глубокое понимание языковых концепций.
Использование интерактивных методов обучения не только улучшает усвоение материала, но и является мощным инструментом для мотивации учащихся. Эти методы способствуют созданию стимулирующей и захватывающей обучающей среды, вовлекая учеников в активное участие и предоставляя им возможность контролировать собственное обучение. Интерактивные уроки, основанные на играх, задачах с наградами, онлайн-квизах и других формах активной работы с материалом, поддерживают интерес к изучению и мотивируют учащихся к достижению лучших результатов. Помимо этого, возможность мгновенного получения обратной связи при выполнении заданий в интерактивной среде стимулирует учащихся к самосовершенствованию и улучшению своих знаний и навыков в изучении русского языка. Такой подход к обучению не только повышает эффективность усвоения материала, но и способствует формированию у учеников позитивной мотивации к изучению русского языка в мультиязычной образовательной среде.
Эффективность интерактивного обучения
Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.
При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения.
Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде [12, 35].
В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы.
Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать.
Интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности, формирования у учеников положительной мотивации к русскому языку, осознания значимости этой науки в практической деятельности.
При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся общаться и работать в коллективе.
Интерактивное обучение представляет собой метод обучения, основанный на активном взаимодействии учащихся с учебным материалом через использование современных технологий. Этот подход включает в себя использование компьютерных программ, мобильных приложений, онлайн-ресурсов и других средств, которые позволяют учащимся участвовать в обучающих заданиях, играх, дискуссиях и т.д.
В контексте изучения русского языка в классах с таджикским языком обучения, интерактивные методики могут улучшить понимание языковых концепций, развить навыки чтения, письма, аудирования и устной речи. Например, использование онлайн-платформ для изучения русского языка с интерактивными упражнениями по грамматике, аудио- и видеоматериалами может стимулировать интерес учащихся и повысить их мотивацию к изучению языка.
Плюсы и минусы использования интерактивных технологий
Плюсы:
1. Увлекательность обучения : Интерактивные методики делают процесс обучения увлекательным и интересным для учащихся.
2. Индивидуализация обучения : Технологии позволяют персонализировать учебный процесс, учитывая индивидуальные потребности каждого ученика.
3. Мгновенная обратная связь : Учащиеся могут сразу получать обратную связь о своих успехах и ошибках, что способствует более эффективному усвоению материала.
Минусы:
1. Необходимость доступа к технологиям : Не все ученики имеют доступ к необходимым техническим средствам для полноценного использования интерактивных методов обучения.
2. Зависимость от технических сбоев : Неполадки с интернетом или программным обеспечением могут препятствовать нормальному ходу урока.
3. Ограниченность контента : Некоторые интерактивные ресурсы могут быть ограничены в содержании или не соответствовать образовательным стандартам.
Заключение
Использование технологии интерактивного обучения на уроках русского языка в классах с таджикским языком обучения представляет собой перспективное направление для улучшения качества образования. Однако необходимо учитывать как преимущества, так и ограничения данной методики, а также предоставлять альтернативные подходы для обучения тех учащихся, которые не имеют доступа к технологиям.
Список литературы
1. Гаранова И.В. "Интерактивные методы обучения русскому языку как иностранному". М.: Издательство "Просвещение", 2018.
2. Петрова Т.С. "Использование информационных технологий в обучении русскому языку как иностранному".
3. Журнал "Иностранные языки в школе", №3, 2020.
4. Смирнова Е.А. "Интерактивные технологии в образовании: от теории к практике". Издательство "Высшее образование", 2019.
5. Грега Т. Интерактивные методы на уроках // Завуч.-2004-№7(193).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.