Демина Т.П., учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №11»
Использование возможностей конструктора «ТИКО» для формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности
Сегодняшний уровень функциональной грамотности представлен в ФГОС НОО: это планируемые результаты обучения, которыми должен овладеть каждый учащийся.
Цель – формирование функциональной грамотности обучающихся средствами конструктора ТИКО во внеурочной деятельности.
Задачи:
-обучение основам технического творчества;
-развитие умения мыслить критически, нестандартно;
-формирование инженерно-конструкторских умений;
-развитие умения использовать предметные знания в разных жизненных ситуациях.
Процесс развития и формирования функциональной грамотности младших школьников осуществляется средствами обучения для начальных классов как в урочной так и во внеурочной деятельности.
Полученный опыт, приобретённые школой наборы конструкторов ТИКО и методические пособия позволили мне реализовать программу курса внеурочной деятельности «ТИКО-конструирование» в школе. Программа курса распределена на 4 года.Ключевую роль в ней играет предметно-преобразующая деятельность. Работа с конструктором развивает способности ребёнка и формируеттакие универсальные учебные действия как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Регулятивные умения:
- планировать и организовать собственную деятельность в процессе конструирования.
Познавательные умения:
-изучать информацию о конструируемой фигуре;
-анализировать структуру фигуры и представлять фигуру в пространстве.
Коммуникативные умения:
-договариваться, взаимодействовать друг с другом в процессе совместного конструирования.
Личностные умения:
-оценивать конструкцию фигуры, анализировать ее достоинства и недостатки.
Для педагогов и учеников конструктор хорош тем, что:
-расширяет границы внеурочной деятельности;
-хорошая основа для занимательного педагогически ценного путешествия в страну геометрических фигур и тел;
-учителю легко адаптировать внеурочные занятия по ТИКО-моделированию в продолжение уроков математики (например, тема «Геометрические фигуры», «Палетка»), технологии ( например, тема «Объемные тела», «Работа с разверткой»);
-учитель сразу внедряет 4 главных положения новых образовательных стандартов (развивает интеллектуальные, организаторские, коммуникативные и оценочные способности детей);
-одного набора на парту достаточно для командной работы детей;
-конструктор моментально погружает детей в самостоятельную деятельность и даёт ребенку возможность сразу наглядно оценить результат своего творчества; развивает фантазию и мелкую моторику ребёнка.
Конструктор можно применять и в урочной деятельности:
-использовать при изучении других предметов с целью повышения познавательной активности ( например урок окружающего мира 1 класс «Дикие и домашние животные», «Город и село» и др.);
-использование широкого спектра педагогических технологий (конструирование, моделирование) дает возможность нам продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Программа внеурочного курса «ТИКО-конструирование» состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи, которые реализуются одновременно и во взаимосвязи. Ученики работают с полными и контурными схемами, создают работы через зрительные и слуховые диктанты, решают логические задачи. Продвижение по заданию ученики фиксируют в листах самооценки.
№ п/п |
Инженерно-конструкторские умения
|
Самооценка |
1 |
умение создавать конструкции по алгоритму (слуховой диктант, графический диктант) |
|
2 |
умение пользоваться схемами, развертками, чертежами |
|
1 |
умение создавать объемные конструкции на заданную тему |
|
2 |
умение выполнять логические задания на достраивание и перестраивание объемных конструкций |
|
3 |
умение декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами |
|
4 |
умение презентовать ТИКО-изобретение |
|
5 |
умение обосновывать, доказывать и отстаивать собственное мнение |
|
Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях является метод проектов. После проведения каждого тематического проекта организуем выставки ТИКО-изобретений.
Участие в конкурсах повышает самооценку и положительно влияет на учебную мотивацию. Вот наши достижения.
Название конкурса |
Результат |
III районный чемпионат по ТИКО-моделированию среди 1-х классов |
3 место |
IV районный чемпионат по ТИКО-моделированию среди 2-х классов |
сертификат участника |
V районный чемпионат по ТИКО-моделированию среди 3-х классов |
2 место |
Школьный конкурс «ТИКО-мастера» в рамках предметной недели математики |
1 место |
С 2019 года работаю в воскресной школе по образовательному курсу ТИКО-моделирование, где с будущими первоклассниками использую наборы конструкторов «ТИКО - арифметика», «ТИКО - геометрия», что способствует развитию арифметических счётных способностей, знакомит с основными принципами геометрии, способствует в её осязательном усвоении; развивает умение определять местоположение объектов на плоскости и определять данное местоположение языковыми средствами: слева, справа над, под и т.д. У детей проявляется способность разрешать вопросы, содержание которых сопряжено с актуальными жизненными ситуациями, что способствует формированию функциональной математической грамотности.
Анализ мониторинга педагогической адаптации первоклассников в этом учебном году, посещающих воскресную школу, показывает, что 70% детей справились с заданиями геометрического характера, на пространственную ориентацию.
Итак, работа с конструктором ТИКО дает возможность развивать и математическую функциональную грамотность: понимание обучающимся необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций, требующих применения математических знаний, умений; способность устанавливать математические отношения и зависимости; работать с математической информацией; владеть математическими фактами, языком для решения учебных задач, построения математических суждений.
А также, работа с конструктором даёт возможность развивать основные навыки softskills, необходимые в современном мире, чтобы быть успешным.
Считаю, что для учителя «ТИКО-конструирование» – нужный, полезный и современный курс внеурочной деятельности для формированияоснов функциональной математической грамотности. А для ученика – это
· Т– творчество
· И– индивидуальность
· К– креативность
· О - организованность
Список литературы, интернет-ресурсы:
1. Н.М.Карпова, И.В.Логинова. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- ООО НПО «РАНТИС» 2014 с мультимедийными работами.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.