Использование возможностей конструктора «ТИКО» для формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности
Оценка 5

Использование возможностей конструктора «ТИКО» для формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности

Оценка 5
doc
05.05.2022
Использование возможностей конструктора «ТИКО» для                                                    формирования функциональной грамотности во внеурочной  деятельности
конференция Демина Т.П. выступление 2021.doc

Демина Т.П., учитель начальных классов

                                                  МБОУ «СОШ №11»

 

Использование возможностей конструктора «ТИКО» для                                                    формирования функциональной грамотности во внеурочной  деятельности

Сегодняшний уровень функциональной грамотности представлен в ФГОС НОО: это  планируемые результаты обучения, которыми должен овладеть каждый учащийся.

Цель – формирование функциональной грамотности обучающихся средствами конструктора ТИКО во внеурочной деятельности.

Задачи:

-обучение основам технического творчества;

-развитие умения мыслить критически, нестандартно;

-формирование инженерно-конструкторских умений;

-развитие умения использовать предметные знания в разных жизненных ситуациях.

Процесс развития и формирования функциональной грамотности младших школьников осуществляется средствами обучения для начальных классов как в урочной так и во внеурочной деятельности.

Полученный опыт, приобретённые школой наборы конструкторов ТИКО  и  методические пособия позволили мне реализовать программу курса внеурочной деятельности «ТИКО-конструирование» в школе. Программа курса распределена на 4 года.Ключевую роль в ней играет предметно-преобразующая деятельность. Работа с конструктором развивает способности ребёнка и формируеттакие универсальные учебные действия  как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Регулятивные умения:

- планировать и организовать собственную деятельность в процессе конструирования.

Познавательные умения:

-изучать информацию о конструируемой фигуре;

-анализировать структуру фигуры и представлять фигуру в пространстве.

Коммуникативные умения:

-договариваться, взаимодействовать друг с другом в процессе совместного конструирования.

Личностные умения:

-оценивать конструкцию фигуры, анализировать ее достоинства и недостатки.

Для педагогов и учеников конструктор хорош тем, что:

-расширяет границы внеурочной деятельности;

-хорошая основа для занимательного педагогически ценного путешествия в страну геометрических фигур и тел;

-учителю легко адаптировать внеурочные занятия по ТИКО-моделированию в продолжение уроков математики (например, тема «Геометрические фигуры»,  «Палетка»), технологии ( например, тема «Объемные тела», «Работа с разверткой»);

-учитель сразу внедряет 4 главных положения новых образовательных стандартов (развивает интеллектуальные, организаторские, коммуникативные и оценочные способности детей);

-одного набора на парту достаточно для командной работы детей;

-конструктор моментально погружает детей в самостоятельную деятельность и даёт ребенку возможность сразу наглядно оценить результат своего творчества; развивает фантазию и мелкую моторику ребёнка.

Конструктор можно применять и в урочной деятельности:

-использовать при изучении других предметов с целью повышения познавательной активности ( например урок окружающего мира 1 класс «Дикие и домашние животные», «Город и село» и др.);

-использование широкого спектра педагогических технологий (конструирование, моделирование) дает возможность нам продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Программа внеурочного курса «ТИКО-конструирование» состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи, которые реализуются одновременно и во взаимосвязи. Ученики работают с  полными и контурными схемами, создают работы через зрительные и слуховые диктанты,  решают логические задачи. Продвижение по заданию ученики  фиксируют в листах самооценки.

п/п

Инженерно-конструкторские умения

 

Самооценка

1

умение создавать конструкции по алгоритму (слуховой диктант, графический диктант)

 

2

умение пользоваться схемами, развертками, чертежами

 

1

умение создавать объемные конструкции на заданную тему

 

2

умение выполнять логические задания на достраивание и перестраивание объемных конструкций

 

3

умение декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами

 

4

умение презентовать ТИКО-изобретение

 

5

умение обосновывать, доказывать и отстаивать собственное мнение

 

Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях является метод проектов. После проведения каждого тематического проекта организуем выставки ТИКО-изобретений.

Участие в конкурсах повышает самооценку и положительно влияет на учебную мотивацию. Вот наши достижения.

Название конкурса

Результат

III районный чемпионат по  ТИКО-моделированию среди 1-х классов

3 место

IV районный чемпионат по  ТИКО-моделированию среди 2-х классов

сертификат участника

V районный чемпионат по  ТИКО-моделированию среди 3-х классов

2 место

Школьный конкурс «ТИКО-мастера» в рамках предметной недели математики

1 место

С 2019 года работаю в воскресной школе по образовательному курсу ТИКО-моделирование, где с будущими первоклассниками использую наборы конструкторов «ТИКО - арифметика», «ТИКО - геометрия», что  способствует развитию арифметических счётных способностей, знакомит  с основными принципами геометрии, способствует в её осязательном усвоении; развивает умение определять местоположение объектов на плоскости и определять данное местоположение языковыми средствами: слева, справа над, под и т.д. У детей проявляется способность разрешать вопросы, содержание которых сопряжено с актуальными жизненными ситуациями, что способствует формированию функциональной математической грамотности.

Анализ мониторинга педагогической адаптации первоклассников в этом учебном году, посещающих воскресную школу, показывает, что 70% детей справились с заданиями геометрического характера, на пространственную ориентацию.

Итак, работа с конструктором ТИКО дает возможность развивать и математическую функциональную грамотность: понимание обучающимся необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций, требующих применения математических знаний, умений; способность устанавливать математические отношения и зависимости; работать с математической информацией; владеть математическими фактами, языком для решения учебных задач, построения математических суждений.

А также, работа с конструктором  даёт возможность развивать основные навыки softskills, необходимые в современном мире, чтобы быть успешным.

Считаю, что для учителя «ТИКО-конструирование» – нужный, полезный и современный курс внеурочной деятельности для формированияоснов функциональной математической грамотности. А для ученика – это

·        Т– творчество

·        И– индивидуальность

·        К– креативность

·        О - организованность

Список литературы, интернет-ресурсы:

1.      Н.М.Карпова,  И.В.Логинова.  Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- ООО НПО «РАНТИС» 2014 с мультимедийными  работами.

2.      Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3.      Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.

  1. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/-программа,  и дидактический материал для кружка «Геометрика»

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Демина Т.П., учитель начальных классов

Демина Т.П., учитель начальных классов

Программа внеурочного курса «ТИКО-конструирование» состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование»

Программа внеурочного курса «ТИКО-конструирование» состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование»

Анализ мониторинга педагогической адаптации первоклассников в этом учебном году, посещающих воскресную школу, показывает, что 70% детей справились с заданиями геометрического характера, на пространственную ориентацию

Анализ мониторинга педагогической адаптации первоклассников в этом учебном году, посещающих воскресную школу, показывает, что 70% детей справились с заданиями геометрического характера, на пространственную ориентацию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2022