«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в условиях коррекционной школы — интерната»
Развитие и сохранение здоровья школьников – это одна из важнейших
задач, которая стоит перед школой, а тем более перед коррекционным образовательным
учреждением.
Забота о сохранении здоровья наших воспитанников в процессе обучения,
применение здоровьесберегающих технологий как на уроках, так и в неурочное
время одна из приоритетных задач учителя и воспитателя, которая помогает
учащимся усваивать знания должным образом и применять их в жизни в будущем.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Мы, педагоги,
должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое
здоровье. На здоровье школьника влияют две группы факторов: не поддающиеся
нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, качественная и своевременная
медицинская помощь и т. д.) и управляемые факторы (организация
оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление
физического, психического и социального здоровья детей).
Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит
учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает
значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает
различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к
кому-либо или чему-либо, взрослеет.
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть
здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать,
что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек
счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы,
стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и
воспитать, начиная с самого раннего детства. Для достижения поставленной
цели необходимо выполнить следующие задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу
жизни;
формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, физического
воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
обеспечить двигательную активность школьников во внеурочное время.
Здоровьесберегающие технологии делятся на три группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
3. Коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования
Динамические паузы , физминуткиПодвижные и спортивные игры
Релаксация
Гимнастика пальчиковая
Гимнастика для глаз
Гимнастика дыхательная
Организация работы в режиме смены позы
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурные занятия
Точечный массаж
Проблемно – игровые и коммуникативные игры (игротреннинги и игротерапия)
Беседы, занятия
Коррекционные технологии
СказкотерапияПесочная терапия
Арт –терапия (корекция через творчество)
Музыкотерапия
ЦветотерапияЛичный пример учителя.
Гимнастика пальчиковая: Способствует овладению навыкам мелкой моторики
Помогает развивать речь
Повышает работоспособность коры головного мозга
Развивает психические способности: мышление, память, воображение;
Снимает тревожность.
Во время мероприятий и самоподготовки обязательно используются физминутки.
Причем, физминутки подпираются с учетом возрастных особенностей учащихся.
Технологии обучения здоровому образу жизни
С ребятами постоянно проводятся мероприятия, беседы, просмотр видеофильмов по
профилактике вредных привычек: «Жизнь без вредных привычек», «Курить – здоровью
вредить», «Алкоголь и подросток» и т.д; по профилактике ПДД: «Легко ли быть
пешеходом?», «Знай правила движения – заслужишь уважение» и т.д; по
профилактике детского травматизма: «Правила безопасного поведения на прогулке»,
«Огонь – друг, огонь – враг», «Как уберечься от порезов, ушибов, переломов» и
т.д.Технологии сохранения и стимулирования
Подвижные игры
Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися приобретает важное
значение в связи с вовлечением школьников в организованную
двигательно-оздоровительную деятельность. Она может включать подвижные и
спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия со спортивным
инвентарем, на специально оборудованных площадках, прогулки на свежем
воздухе и т. д.
В практике своей работы широко применяю игровые и групповые технологии,
помогающие решать не только проблемы здоровьесбережения и социализации, но и
проблемы мотивации, развития обучающихся. В игре ребенок «вырастает» на
несколько лет вперед, потому, что в игре ребенок сам принимает решения, сам
выбирает способ обыграть товарища. Игра помогает человеку самореализоваться,
принять ответственность за выполненное действие и через игровое общение у
растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность
воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре
независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же
благотворно влияет на здоровье.
Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать,
причем действовать результативно.
Например, подвижные игры («Салочки»,
«Самый быстрый», «Кто вперёд», «Не ходи на гору», «Выше ноги от земли» и т.д.)
Следует предоставлять больше возможности для самостоятельной активности
учащихся в школе. Игры должны быть не сложными, заранее разученными и умеренно
эмоциональными. Для профилактики травматизма в игры не нужно вовлекать
учеников, отличающихся по возрасту, физическому развитию и степени
подготовленности.
Нельзя не сказать и о дыхательной гимнастике, которая положительно влияет на
обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и
легочной ткани, улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает
нарушенное носовое дыхание способствует восстановлению нормального крово - и
лимфоснабжения, повышает общую сопротивляемость организма.
Гимнастика для глаз: Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз
Укрепляет мышцы глаз
Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения
на разных расстояниях.Если мы говорим о коррекционных технологиях, то это конечно
АРТ – терапия. Раскраски анти – стресс, рисование в пене, выжигание,
торцевание, то есть те занятия, которые приносят радость и удовольствие детям.
Подводя итог выше изложенному, можно сказать следующее. Только комплексное
использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе
можно назвать здоровьесберегающим.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению
показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и
школе в целом.
Литература.
1.И.Г.Андреева, Сохранение и
укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания
образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева
//Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.
2.Е.А.Менчинская, Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе:
Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся [Текст] / Е. А.
Менчинская. — М.: Вентана - Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
3. Е.П.Митина, Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная
школа», 2006, №6.
4.В.Ф.Феоктистова, Образовательные здоровьесберегающие
технологии.-Волгоград.-2009.
5. Л.Л.Шевченко, От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа»,
2006, №8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.