Использование электронных образовательных ресурсов на уроке в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.8

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.8
Научные работы
docx
русская литература +1
Взрослым
07.11.2019
Использование электронных образовательных ресурсов  на уроке в условиях реализации ФГОС
На современном этапе развития образования традиционные формы обучения не обеспечивают решения задач организации образовательного процесса, поэтому возникает потребность в осмыслении новых педагогических возможностей, связанных с применением ИКТ и сочетания их с традиционными педагогическими технологиями в рамках ФГОС. Сегодня в обществе к учителю предъявляются высокие требования. В Профессиональном стандарте педагога (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544) среди необходимых умений и знаний, которыми должен владеть учитель, выделены умения: - применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; - проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Современный урок литературы трудно представить без использования ЭОР, учитель должен в достаточной степени владеть компьютером, уметь работать в Интернете. Сегодня на уроках чаще всего используется показ презентаций, проигрывание музыкальных композиций, просмотр видеофильмов. Многие классические произведения уже нашли свое новое воплощение в кинематографе. Последние постановки произведений М.Булгакова, романов Ф.М.Достоевского, М.Ю.Лермонтова, а также старые советские фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Можно использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а также организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного фильма. Последняя форма наиболее актуальна в силу значительных расхождений между авторским текстом и его режиссерской интерпретацией. Также использование ЭОР на уроке связано с музыкой. Не секрет, что тексты многих современных песен и старинных романсов представляют переложенные на музыку стихотворения известных поэтов. Кроме того, музыка позволяет создать нужный эмоциональный фон для литературной гостиной.
Использование электронных образовательных ресурсов.docx
Использование электронных образовательных ресурсов  на уроке в условиях реализации ФГОС Корбова Марина Александровна,  преподаватель русского языка и литературы Бюджетное учреждение  профессионального образования  «Нижневартовский политехнический колледж»,  г.Нижневартовск На   современном   этапе   развития   образования   традиционные   формы   обучения   не обеспечивают решения задач организации образовательного процесса, поэтому возникает потребность в осмыслении новых педагогических возможностей, связанных с применением ИКТ и сочетания их с традиционными педагогическими технологиями в рамках ФГОС. Сегодня   в   обществе   к   учителю   предъявляются   высокие   требования.   В Профессиональном стандарте педагога (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ   №   544)   среди   необходимых   умений   и   знаний,   которыми   должен   владеть   учитель, выделены умения: ­ применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; ­   проводить   учебные   занятия,   опираясь   на   достижения   в   области   педагогической   и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Современный   урок   литературы   трудно   представить   без  использования   ЭОР,  учитель должен в достаточной степени владеть компьютером, уметь работать в Интернете. Сегодня   на   уроках   чаще   всего   используется   показ   презентаций,   проигрывание музыкальных композиций, просмотр видеофильмов.  Многие классические произведения уже нашли свое новое воплощение в кинематографе. Последние   постановки   произведений   М.Булгакова,   романов   Ф.М.Достоевского, М.Ю.Лермонтова,   а   также   старые   советские   фильмы   служат   хорошим   подспорьем   на уроках   литературы.   Можно   использовать   отдельные   видеофрагменты   при   проведении традиционного   урока,   а   также   организовать   киносеанс   с   обязательным   последующим обсуждением   просмотренного   фильма.   Последняя   форма   наиболее   актуальна   в   силу значительных расхождений между авторским текстом и его режиссерской интерпретацией. Также использование ЭОР на уроке связано с музыкой. Не секрет, что тексты многих современных   песен   и   старинных   романсов   представляют   переложенные   на   музыку стихотворения   известных   поэтов.   Кроме   того,   музыка   позволяет   создать   нужный эмоциональный фон для литературной гостиной. И все же одним из оптимальных и доступных для учителя средств использования ЭОР на уроках литературы является создание презентаций. Основная функция презентации – служить   наглядным   материалом.   При   помощи   проектора   на   экран   выводятся   цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии, оживляющие ход урока, пробуждающие   в   обучающихся   интерес   к   литературным   произведениям,   позволяющие образно   представить   жизнь   и   личность   писателя.   Кроме   того,   презентации   могут   быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом. В отдельных случаях презентация бывает основой для урока заочной экскурсии. Кроме этого,  презентации  используются  как  на  уроках­ викторинах, так  и  в  ходе проведения литературных гостиных. Для литературной гостиной важна определенная атмосфера на уроке,   поэтому   презентация   может   содержать   музыкальные   композиции   и видеофрагменты. Вторая функция презентации – информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить возможность учащимся применять   анимационные   эффекты,   выделяющие   значимые   элементы   структуры разрабатывать   гипертекстовые   комментарии,   выявляющие   интертекстуальную диалогический потенциал презентации позволяет: 1. текста; 2. составлять   лексические,   исторические   и   культуроведческие   комментарии, необходимые для понимания литературы прошлого (на основе словарей, энциклопедий, включая поисковое поле интернета); 3. природу художественной литературы; 4. литературу в контексте других искусств, что углубляет ее восприятие и понимание. Анимационные эффекты позволяют:  в нужном порядке или с целью выявления элементов сюжета произведения;  выделять в тексте слова по определенному признаку, например, эпитеты, глаголы или   слова   с   повторяющимися   гласными   или   согласными   (звукопись),   это   наглядно демонстрирует учащимся значимость тех или иных структурных элементов текста. включать   в   урок   аудиоматериалы   и   видеоматериалы,   позволяющие   изучать переставлять фрагменты текста или иллюстрации, например, чтобы расположить их самостоятельно  работать   с  ними.  А  это  важно,   так  как  старшеклассники   мало   читают классическую литературу. Презентации   на   уроках   открывают   новые   возможности   анализа   текста.   Так   как Обучение составлению лексических и историко­культурных комментариев на основе справочной   литературы   и   интернет­ресурсов   можно   осуществить   дифференцированно, определив   зоны   непонимания   текста   разными   учениками   и   поставив   для   них индивидуальные познавательные задачи. Процесс самостоятельного добывания и усвоения литературной информации поможет учащимся убедиться ,что в художественном тексте нет незначимых элементов и всякий элемент структуры несет в себе определенный смысл Применение компьютерных презентаций на уроках открывает и новые возможности анализа   текста,   например,   позволяют   разрабатывать   гипертекстовые   комментарии, выявляющие интертекстуальную природу художественной литературы, что «объясняется достаточно   специфическим   соотношением   интертекстуальной   природы   литературы   и электронного гипертекста». Очень важно, что «компьютерный гипертекст как организованная внутри текста и визуализированная система ссылок соотносится с интертекстом как внешняя и внутренняя структура,   то   есть   компьютерный   гипертекст   может   стать   средством   объективации   и наглядного   представления   гипертекста».   Сам   формат   компьютерного   гипертекста   дает возможность находиться в пространстве нескольких текстов одновременно и позволяет переходить от основного текста к скрытым цитатам и обратно. Анимационные эффекты презентации демонстрируют  и внутреннюю структуру интертекста, «показывая, что все цитаты, реминисценции и аллюзии присутствуют в тексте одновременно и их пересечение создает особое существование человека в культуре». Актуализация интертекстуального содержания расширяет литературный кругозор, обогащает   читательский   опыт   и   культурную   память,   и,   главное,   углубляет   понимание произведения   школьниками,   потому   что   обращение   к   внутрипредметным   связям   и смысловому   отбору   нужных   текстов   выявляет   новые   грани   смысла,   обнаруженные   в скрытых цитатах. Весьма   показательно,   что   гиперссылки   дают   возможность   показывать   не   только текстовые,   но   и   изобразительные   или   музыкальные   объекты.   Например,   при   изучении «Петербургских   повестей»   Н.В.   Гоголя,   наполненных   историко­культурными   реалиями (Рафаэль,   Гвид,   Тициан,   фламандцы   и   др.),   можно   включить   в   гиперссылки   не   только сведения о художниках (текстовая информация), но и показать качественные репродукции их   известных   полотен   (изобразительная   информация).   А   при   изучении   повести   М.А. Булгакова   «Собачье   сердце»   заложить   в   гиперссылки   презентации   фрагменты   арий   из оперы Дж. Верди «Аида», которые напевает профессор Преображенский. Весьма важно, чтобы в любом компоненте гипертекста была заложена избыточная информация, обеспечивающая дифференцированный подход к школьникам в зависимости от того, какие элементы содержания изучаемых произведений окажутся в данной учебной ситуации в зоне непонимания каждого ученика. Поэтому средства ЭОР в процессе анализа произведения могут помочь учащимся от поверхностного понимания (на уровне сюжета) прийти к его глубинному пониманию (как многоуровневой и многоаспектной структуры). Такие возможности анализа текста могут быть осуществлены только в условиях работы в электронном формате. Сегодня   есть   достаточное   количество   электронных   образовательных   ресурсов (ЭОР),   которые   содержат   максимальную   информацию   о   том   или   ином   писателе.   Так, например,   серия   электронных   книг   «Классика»,   выпущенная   на   компакт­дисках, предлагает  не только  полное  собрание  сочинений  классиков  русской  литературы,  но  и содержит портретную галерею как самого писателя, так и его родственников, фотографии или картины тех мест, где жил писатель. Это уникальная возможность показать учащимся автографы   писателей,   их   черновики.   Уроки   с   использованием   таких   электронных   книг позволяют   не   просто   перечислить   основные   этапы   жизни   и   творчества,   но   и   наглядно показать, как и чем жил писатель, сообщить интересные факты из его жизни. Так в 10 классе при изучении жизни и творчества Л.Н. Толстого использовалась электронная книга из серии «Классика» «Лев Николаевич Толстой», учащиеся заинтересовались личностью писателя,   когда   познакомились   с   материалами   диска.   Позже   в   сочинении   многие упоминали факты из биографии писателя. Сегодня   в   интернете   есть   много   сайтов,   на   которых   собрана   информация практически   обо   всех   известных   писателях,   учителю   достаточно   сказать   ученикам   их адреса,   чтобы   они   использовали   это   при   подготовке   к   уроку.   В   этом   случае   ученики стараются найти что­то действительно для них интересно из жизни писателя, что может заинтересовать и одноклассников, и учителя. Интерес к личности писателя повышается и как результат чтение произведений становится осознанным. Интерактивные тесты, тесты on­line помогут учителю на уроках контроля. Сегодня есть программы, которые позволяют учителю составить необходимый ему тест по нужной теме. Использование электронных учебников позволяет сделать урок более интересным, такая форма работы дает ученику больше свободы, так как в таких учебниках содержится большое   количество   информации   и   она   часто  выходит   за  рамки   школьной   программы, учащиеся могут по своему выбору изучать ту или иную тему. Сегодня выпущено достаточно различных электронных пособий по литературе, в частности   электронные   учебники   для   каждого   класса   средней   и   старшей   школы,   они универсальны и подходят для любого УМК по литературе у учителя есть выбор, он может не   ограничиваться   традиционным   учебником,   также   работа   с   электронным   учебником повышает интерес учащихся к предмету, особенно у мальчиков, которые ранее интереса к предмету особо не проявляли. Среди таких электронных пособий нам хотелось бы особо отметить   пособия   «Виртуальная   школа   Кирилла   и   Мефодия».   Это   настоящее образовательное   пространство,   разработчики   не   только   создали   учебники   по   всем предметам для всех классов, но еще предлагают достаточное количество продуктов для учителя,   например,   конструктор   уроков,   который   значительно   превышает   возможности обычной мультимедийной презентации. «Виртуальная   школа   Кирилла   и   Мефодия»   помогает   разнообразить   уроки литературы, сделать их более познавательными и интересными. Например, при изучении темы   «Серебряный   век»   русской   поэзии»   использование   учебника   «Уроки   литературы Кирилла и Мефодия 11 класс» позволяет не просто рассказать о литературных течениях того времени, но и показать их в соотношении с другими видами искусства. Несомненно, электронный   учебник   расширяет   информационное   пространство,   учит   работать   с информацией,   развивает   информационную   компетенцию   учащихся.   Гиперссылки   внутри текста статей учебника позволяют не только посмотреть термины, биографии писателей, но и перейти к текстам произведений, которые содержатся в библиотеке электронного учебника.   Каждый   урок   заканчивается   тестированием,   которое   позволяет   ученику определить, что им усвоено в изучаемой теме, а над чем необходимо еще поработать. Такие интерактивные   тесты   возможно   пройти   еще   раз   в   случае   неудовлетворительного результата, просмотрев материалы урока повторно. ‹   Дудко   Ю.Н.   Конструктор   интерактивных   упражнений   на   уроках   русского   языка   и литературы Вверх Петрова Л.В. Проектная деятельность с использованием ЭОР как форма работы с одаренными детьми (в системе изучения творчества Л.А.Кассиля) ›

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке в условиях реализации ФГОС

Использование электронных образовательных ресурсов  на уроке в условиях реализации ФГОС

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке в условиях реализации ФГОС

Использование электронных образовательных ресурсов  на уроке в условиях реализации ФГОС

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке в условиях реализации ФГОС

Использование электронных образовательных ресурсов  на уроке в условиях реализации ФГОС

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке в условиях реализации ФГОС

Использование электронных образовательных ресурсов  на уроке в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2019