Использование интерактивной доски

  • Интерактивная доска
  • doc
  • 25.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Оснащение начальной школы разнообразными средствами ИКТ и цифровыми инструментами ставит перед преподавателем комплекс задач, связанных с грамотным и целесообразным использованием техники в образовательном процессе. Поделюсь опытом использования интерактивного комплекса на уроках в начальной школе. Интерактивный комплекс дает возможность учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.
Иконка файла материала Использование интерактивной доски на уроке в начальной школе доклад.doc
Мастер – класс              « Использование интерактивной доски с целью  повышения                        познавательной активности младших школьников» Оснащение начальной школы разнообразными средствами ИКТ и цифровыми инструментами  ставит перед преподавателем комплекс задач, связанных с грамотным и целесообразным  использованием техники в образовательном процессе.  Поделюсь опытом использования интерактивного комплекса на уроках в начальной школе. В состав интерактивного комплекса, установленного в классе, где мной ведется преподавание разных предметов, входит интерактивная доска, мультимедийный проектор. Интерактивный комплекс дает возможность учителю сделать процесс обучения ярким,  наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые  «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.  Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание  учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она  целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя,  доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Применение интерактивной доски позволяет  привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока: 1. Объяснения нового материала или инструктирования класса. 2. Выполнения упражнений для закрепления нового материала. 3. Обобщения и закрепления изученного материала. 4. Контроля знаний, тестирования. 5. Проверки домашнего задания. Преимущества использования интерактивного комплекса на уроке: 1. Повышение доступности, глубины и качества освоения материалов, в том числе наиболее  сложных; 2. Экономия учебного времени, интенсификация обучения; 3. Усиление наглядности и «яркости» обучения; 4. Укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых; 5. Повышение внимания учащихся к содержанию урока, большая заинтересованность  школьников в изучаемом материале; 6. Развитие творческих способностей учащихся: соединение изучаемого материала и навыков  в области ИКТ; 7. Разнообразие форм итогового контроля; 8. Расширение видов деятельности на уроке; 9. Возможность представить материал, который без интерактивной доски практически  предоставить невозможно, а также материал, соединяющий звуковую, видео ­  иллюстративную информацию в систему. Трудности,   возникающие   интерактивного комплекса:       у   учителя   при   подготовке   урока   с   использованием 1. Увеличение времени на подготовку материалов к уроку, особенно, в период освоения  новой техники 2. Недостаточность навыков работы с техникой 3. Недостаточность методической поддержки в использовании интерактивного комплекса на  уроках в начальной школе Интерактивный комплекс позволяет        демонстрировать ученикам:иллюстративный материал  (фотографии, рисунки, схемы); текстовый материал;  мультимедийные  презентации, содержащие изучаемый материал;    материал, оформленный в виде таблиц;   видеоматериал; комплексный материал, содержащий тренировочные задания и задачи с интерактивной  проверкой и без нее. Интерактивный   комплекс   позволяет   организовать   деятельность   ученика   у   доски   без   мела   и тряпки.   Передвигать   объекты   на   доске,   вписывать   нужные   слова   и   числа   в   заготовленные шаблоны, управлять презентацией, находясь лицом к   классу, делать легко воспринимаемые и аккуратно оформленные чертежи и схемы, динамично дополнять изображение дополнительными рисунками, вносить поправки и дополнения по мере своего рассказа ­ вот не полный перечень возможностей, которые появились у меня и учеников моего класса с появлением интерактивного комплекса. Для работы с интерактивным комплексом на уроке        используются:  ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) профессиональных разработчиков;  ЦОР, созданные другими учителями;  собственные  авторские ЦОР; В дальнейшем планирую организовать деятельность учеников по созданию ими мультимедийных продуктов   по   тематическим   заданиям.   Ученики   могут   работать   как   самостоятельно,   так   и координироваться учителем. Мной   замечено,   что   активное   использование   контрольно­тренировочных   материалов   с интерактивной проверкой делает работу на уроке более динамичной, позволяет охватить большой по объёму материал, организовать различные формы самопроверки, взаимопроверки. «Живые» материалы делают учебный материал более доступным и понятным. Вижу своей основной задачей построение   педагогической деятельности таким образом, чтобы ученики были не только зрителями и исполнителями заданий учителя, а становились соавторами урока, выступая с созданными ими сообщениями и докладами, сопровождаемыми собственными  мультимедийными продуктами. Хотелось остановиться на некоторых  функциях интерактивной доски.   1. Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в   1   классе,   позволило   заложить   основы   ориентации   на   тетрадном   листе,   когда   начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. (показ функции) Младшие школьники охотно работают с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. 2. Еще есть интересная   функция ­ это «Шторка». «Шторка»   используется для того, чтобы скрыть текущую страницу или ее часть. Например, при работе над безударными гласными учитель на доску выводит слова с безударной гласной и проверочные слова. Проверочные слова учитель скрывает   шторкой.   После   того,   как   дети   подберут   самостоятельно   проверочные   слова,   идёт сверка с доской. (показ функции) Очень интересно проходят уроки с использованием ЦОР.  На уроках русского языка можно использовать следующие упражнения: 1) «Помоги собрать орехи Крошке Еноту» ­ правописание парных согласных  (слайд 1, 2); 2) «Составь слово из букв, ориентируясь на картинку – подсказку» ­ правописание словарныхслов (слайд 3, 4); 3)   «Зрительный   диктант».   Зрительный   диктант   направлен   на   развитие   оперативной   памяти ребенка,   что   также   способствует   развитию   техники   чтения.   Предлагаются   18   наборов   по   6 предложений в каждом. На один набор из 6 предложений уходит около 5 – 8 минут урока. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст (через 2­4 дня, в зависимости от уровня класса), можно переходить к следующему набору. Перед вами образец 1­ ого набора.  (слайд 5). На урока математики можно использовать следующие упражнения: 1) «Раскраска» ­ устный счёт в пределах 20 (слайд 6 – 14); 2) «Карточки – перевёртыши» ­ проверка таблицы умножения (слайд 15); 3) «Минутка чистописания» ­ начертание цифр (слайд 16 – 18)  4) «найди пропущенное число» ­ устный счёт, таблица умножения (слайд 19 – 20). Интерактивное   обучение   очень   большую   помощь   оказывает  на   уроках   окружающего   мира. Одного рассказа учителя и учебника будет недостаточно. Здесь на помощь приходят компьютер и интерактивная доска с их неограниченными возможностями. Можно использовать тренировочные упражнения с подачей новой информации. (слайд 21 ­25) Также большую помощь интерактивное обучение оказывает при проведении такого этапа урока, как рефлексия. Здесь помогает упражнение «Три «Я»». («Я повторил. Я запомнил. Я узнал»). Данные   вопросы   позволяют   учащимся   выделить   то   главное,   новое,   что   они   узнали   на   уроке, осознать,   где,   каким   образом  и   для   каких   целей   эти  знания   могут   быть  применены,   а  также закрепить полученные раннее знания. Активно использую электронные приложения к учебникам: 1. Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой «Литературное чтение». 2. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс» 3. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика. 2 класс» 4. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс»   Интерактивные доски оказывают позитивное воздействие на учеников начальных классов. Чем больше учащиеся использовали интерактивные доски на уроках, тем лучше были их успехи по предмету.  Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен,  каждый  вносит   свой   вклад   в  общий  результат  групповой   работы,  процесс   обучения становится более осмысленным и увлекательным. Следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует скурпулёзной, детальной  подготовки, хороших навыков работы с компьютером. Потраченные усилия и время обязательно  приводят к желаемому результату. Признаюсь, я получаю от этого огромное удовольствие и  творческое удовлетворение.  Как гласит китайская мудрость: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот  стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного  педагога.