Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
Оценка 4.7

Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

Оценка 4.7
Документация +1
docx
библиотека
8 кл
20.10.2018
Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
Данная тема раскрывает основы деятельностного подхода, которая ставит главной целью развитие личности учащегося. Начальная школа даёт сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать и говорить, а формирует устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
конспект.docx
Доклад на тему: «Использование системно­деятельностного подхода в  обучении младших школьников».    Начальная школа даёт сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать,  слушать и говорить, а формирует устойчивую потребность в саморазвитии,  самообразовании.    Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир,  необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение  анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать  адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с  чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить  процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.     Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знания о том, как информацию добывать, интерпретировать, или  создавать новую. И то, и другое, и третье — результаты деятельности, а деятельность — это решение задач. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится  субъектом образовательной деятельности. Основным элементом работы учащихся  становится решение задач, т.е., освоение новых видов деятельности — учебно­ исследовательской, поисково­конструкторской, творческой и др. При освоении  учащимися учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе  содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение  школьников, которое в дальнейшем может задать определенную траекторию  жизненного пути.    Данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового  поколения, т.к. в его основе лежит деятельностный подход, ставящий главной целью  развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного  представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков;  формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми  учащийся должен овладеть к концу начального обучения.       Основная особенность такого подхода заключается в том, что новые знания не  даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной  исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и  подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.  Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.     Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является  необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная  работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в  начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения.    Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом  развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной  деятельности. Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как  всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.      Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель  объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что­то объясняет, проверяет  восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом  проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения  является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её  объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом.    Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы  выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к  переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной  учёбе в средней школе. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной  школы состоит не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том,  чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и  активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим  актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые  способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться  творчески и самостоятельно. Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только  обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.        В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное  развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые  испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи,  когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция. Одна из серьёзных  проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые  находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Научить ребёнка плавать  можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе  деятельности Деятельностный подход к обучению предполагает:  ­ наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и  конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);  ­ выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих  знаний;  ­ выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно  применять приобретённые знания; ­ формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их  завершения, так и по ходу;  ­ включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.    Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода,  применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать,  сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.  Расшифруем так: 2 ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать  информацию;  ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями,  критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь  противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и  вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные  со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и  литературы; СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать  разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;  ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в  группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать  свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и  коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.    В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с  вопросом.  Позиция ученика: за познанием мира, (в специально организованных для этого  условиях).    Деятельностный подход в обучении с позиции школьника состоит в  осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач,  имеющих для обучающегося личностно­смысловой характер. Учебные задача  становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей  действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется  процессу выработки учебных действий, которые определяются как способы решения  учебных задач.  Преимущества деятельностного подхода: У обучающихся в наибольшей степени:  ­ развиваются навыки самостоятельной работы; ­ формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;  ­ возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной  работе; ­ интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной литературы, что  расширяет познания ребёнка в области данной науки.      Чтобы обеспечить развитие школьников, необходимо организовать их участие в  разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений — от  отношений в классе и до включения в общественно политическую жизнь взрослых.    Системно ­ деятельностный подход ­ методологическая основа стандартов  начального общего образования нового поколения. Такой подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. 3 Список литературы 1. Сухов. В.П. «Инновационное обучение в школе — системно­деятельностный  подход», Москва. 2008 г.  2. Царёва С.Е. «Учебная деятельность и умение учиться» // Начальная школа №9,  2007г.;  3. Стандарт второго поколения "Как проектировать Универсальные учебные  действия в начальной школе" Москва. Просвещение 2011 г. 24. 01. 2017 год 4

Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2018