Мое родное село Орлик, исходя из исторических документов, основано в 1730 году. Почти три столетия прошло со дня его основания, и более двухсот из них в Орлике стоял храм. Если обратиться к истории родного края, то можно увидеть, что самым важным для наших прабабушек и прадедушек было не материальное благополучие, а духовная жизнь – жизнь с Богом. Всей своей благочестивой жизнью наши предки прославляли Бога. Не потому ли и был Орлик самой богатой слободой в уезде не только в материальном плане и в численности населения, но, прежде всего, с духовной точки зрения. Об этом говорят и участие в богослужениях, и благоговейная забота о храме, и факты присутствия орликовских молитвенников на Святой Афонской земле, и, несомненно, на это указывает традиция празднования престольного праздника Преображения Господня, о которой я рассказала в своей статье. К со-жалению, за годы семидесятилетнего богоборческого пленения были утра-чены и забыты благочестивые православные традиции, в том числе изменилось у современного поколения и само отношение к родной земле. А ведь мы носим в себе память прошлых поколений и не смеем забывать историю земли, где родились. Кто же мешает нам возрождению православных традиций в своем селе и обретению того духовного ориентира, который знали наши прадеды – Православной Веры?
Глазкова_Ирина_ Ивановна.docx
Я иду по земле Твоей, Господи…
Я счастлива, что родилась и выросла
на родной земле, земле, дарованной
Богом моим предкам, а значит, и
мне…
С чего начинается Родина? На мой взгляд, она начинается с любви к
тому месту, где родился, с заботы о родной земле, с готовности встать на ее
защиту…А еще она начинается с желания остаться на этой, милой сердцу
земле, чтобы трудиться на ней и чтобы всегда помнить о прошлом родного
края, о прадедах своих, возделывающих дарованную Богом землю.
Триста лет назад на левом берегу реки Орлик среди лесов и
многочисленных балок поселились первые жители слободы Николаевка.
Именно так вначале называлось мое родное село Орлик. Трудно им жилось на
новом месте, но в этом переселении они видели Промысл Божий и потому не
сомневались в Его милости. Вскоре после заселения была построена
небольшая церковь, освященная во имя святителя Николая Чудотворца, ибо
твердо верили мои земляки: «Будет храм наладится жизнь». И,
действительно, с Божией помощью росло и развивалось мое родное село. Уже
к середине XIX века Орлик превосходил по численности все селения
Старооскольского уезда и до октябрьской революции оставался самой
крупной ремесленной слободой в уезде. Жители слободы славились своим
мастерством. Жили в Орлике и бондари, и кузнецы, и шорники, были здесь и
свои гончары, и скорняки и сапожники. Даже в царскую армию поставлялись
сапоги, производимые в орликовской сапожной мастерской. А о ярмарках,
проводимых в Орлике, известно было на всю округу, ведь на них съезжались
люди не только из соседних уездов, но даже из других губерний. Орликовские
ярмарки значатся в сборнике 1834 года СанктПетербургского издания «Списокъ существующихъ в Россiйской имперiи ярманокъ», где указано, что
стекалось на ярмарку в Орлик до восьми тысяч человек, а товаров
доставлялось на пятьдесят восемь тысяч рублей. Огромная сумма по тем
временам.
Почему же сегодня стали забыты промысла и ремесла и от чего так
уменьшилось население Орлика к концу двадцатого века? Не только войны и
репрессии виновны в этом. Причина в изменившемся за годы советской
власти мировоззрении сельского человека. Ведь прежде православная вера
формировала у наших предков отношение к природной и социальной среде.
Окружающий мир они воспринимали как мир Божий, а в связи с этим были
убеждены в том, что если ты родился на этой земле, в этом конкретном месте,
значит, не случайно Господь призвал тебя в бытие именно здесь. Потому в
большинстве своем новые поколения орликовцев оставались на отчей земле,
продолжая свой род и осваивая мастерство своих дедов.
Наши прадеды знали главное – Бога, их жизнь шла по церковному
календарю и никакое дело они не начинали без молитвы, без Божиего на то
благословения. Без благословения не вкушали и плоды нового урожая. Ждали
Яблочный Спас. Так в народе именовали двунадесятый праздник
Преображения Господня. Для орликовцев он был ещё и престольным
праздником. Ведь в центре села с 1882 года возвышался величественный
Преображенский храм, с пятью главами, с двумя приделами во имя святителя
Николая Чудотворца и во имя святителя Алексия, митрополита
Московского, и высокой колокольней, который являлся символом истинной
веры моих земляков, символом их отношения к Богу.
Народное название Преображения Господня «Яблочный Спас» связано с
древней традицией освящать в этот день плоды нового урожая, которые люди
несли в храм для благословения и в знак благодарности Богу. По церковным
правилам до 19 августа, праздника Преображения Господня, вкушать яблоки
православным не разрешается, считается грехом. Раньше об этом знали даже дети, слушая с малых лет родительское наставление: «Вся земля стоит на
благословении Господнем. Грех срывать плод до времени».
Готовились орликовцы к престольному празднику с особым
благоговением. Накануне все старались приготовить запас фруктов свежего
урожая. Некоторые собирали плоды, выращенные в собственном саду, но в
XIX веке садов было очень мало у жителей слободы. В основном, позволить
себе иметь сад могли только зажиточные люди. Основное же население
покупало яблоки, потому и спешили в канун Преображения на местный базар,
куда на пыльных телегах привозили большие возы яблок. Чтобы пахло в доме
праздником, яблоки раскладывали по всем столам и полкам, а самые лучшие,
те, которые должны были нести святить в церковь, обязательно старались
положить в красном углу под иконы на белый платок.
В светлый день Преображенья с раннего утра неумолчно звонили
колокола, и нарядно одетые прихожане с корзинкой или белым узелком
яблок торопились в храм Божий, где, наполняя храм своим ароматом, лежали
плоды пред святыми образами и ждали Божьего благословения. После
праздничного богослужения все старались угостить друг друга освященными
плодами во славу Божию. И только с этого дня наступало время сбора
яблок…
Сейчас много садов в Орлике, но нет у нас того благоговейного
отношения к яблочным плодам, которое было в прошлые века. Вот и срываем
мы их, и едим задолго до Яблочного Спаса, а потом ещё и жалуемся, почему
так скоро плоды осыпались, почему они стали портиться, находясь на
деревьях. И почему не хранятся до весны, как это было раньше, когда мой дед
в мае месяце возил их продавать в Нижнедевицк.
К сожалению, оставили свой след в душах людей трагические годы
безбожия ХХ века, когда не только были забыты многие благочестивые
традиции наших предков, но богоборческая власть все делала для того, чтобы
люди забыли о Боге... Уничтожая у народа историческую память, была уничтожена сама любовь к родной земле, к труду на ней. Вот и опустел
Орлик, и устремилось молодое поколение в город, лишив себя драгоценного
наследства – отчей земли и потеряв счастье ежедневно испытывать радость
от запаха свежескошенной травы и парного молока, от пения птиц на рассвете
и аромата цветущих яблонь в саду, от возможности каждый день ходить по
земле Твоей, Господи, земле, которую Ты дал моим предкам и мне… …
Исследовательская
Исследовательская
Исследовательская
Исследовательская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.