Исследовательская или проектная деятельность?
Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирование активной позиции обучающегося в учебном процессе. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы образования.
К сожалению, многие педагоги ошибочно считается, что проектная и исследовательская деятельность – это одно и то же. Но это совсем не так.
Так в чем же отличие исследовательской деятельности от проектной.
Во-первых – это цель:
Цель проектной деятельности – изменить действительность с помощью специально созданного продукта (макета, книги, т.д.), «получение такого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел», а цель исследовательской деятельности является проведение некоего исследования с целью уяснения какой-либо закономерности.
Во-вторых, по направленности.
Проектная деятельность – это деятельность, «направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата». Результат четко обозначен в начале.
Исследовательская деятельность «предполагает выполнение обучающимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте».
Исследовательская деятельность ориентирована на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания.
При реализации проекта надо продумать план и стараться четко следовать ему от начала и до конца. При исследовании тоже планируются свои действия, но планы могут меняться в зависимости от результатов исследований.
Проектная деятельность развивает: потребность непосредственно влиять на ситуацию, организуется как процесс создания замысла и его воплощения.
В-третьих, исследование подразумевает обязательное выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования. А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет и гипотезы.
В-четвертых, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Но нужно всегда помнить, что результатом проектной деятельности является продукт (запланированный! заранее известный!), который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел, а результатом исследовательской деятельности является знание (заранее неизвестное) и доказательство истинности этого знания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.