Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2», г.Осташков
Исследовательская работа
По теме: «Математика в магазине»
Выполнили: Баркова Дарья, Веселова Полина, Гуляева Ульяна
учащаяся 4 А класса
Руководитель: Баранникова Е.С.
2022
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Историческая справка………………………………………………………………4
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Математика в жизни человека……………………..................................................5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………9
ВВЕДЕНИЕ
Однажды у нас возник вопрос «А для чего нужна математика? Почему мы ее изучаем с детского сада?» Мы попыталась узнать всю важность этого предмета.
Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Любой ребенок даже, который не изучал арифметику сталкивался с цифрами. Он узнает в поликлинике свой вес, рост, так же ему известен его возраст. А еще он не один раз за день столкнется с различными задачами по подсчету игрушек в комнате или конфет, чтобы угостить своих друзей.
С возрастом мы решаем все больше и больше задач: Какое количество продуктов нужно купить, чтобы хватило на неделю?
В школе мы изучаем математику с первого класса и до окончания школы,
Без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна.
Цель: Изучить, где математика встречается в магазине и доказать ее необходимость.
Задачи:1. Изучить, где в магазине человеку не обойтись без математики .
2. Ответить на вопросы: Зачем нужна математика? Что может дать математика каждой отдельной личности?
Гипотеза: Математика в нашей жизни необходима не только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни, например в магазине.
Актуальность:
В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор ученики задают вопрос «А зачем нам нужна математика? Только в магазин сходить?».
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Историческая справка.
«Математику уже затем
изучать следует, что она ум в
порядок приводит»
М.В. Ломоносов
С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний. Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был нужен, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом пальцы рук и ног. Наскальный рисунок, сохранившийся до наших времен от каменного века, изображает число 35 в виде серии выстроенных в ряд 35 палочек-пальцев. Первыми существенными успехами в арифметике стали концептуализация числа и изобретение четырех ᴏϲʜовных действий: сложения, вычитания, умножения и деления. Первые достижения геометрии связаны с такими простыми понятиями, как прямая и окружность.
В основе развития математики лежат запросы практической деятельности человека. "Возникновение и развитие наук обусловлено производством", - писал Ф. Энгельс. - " Математика возникла из практических нужд людей: из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, из счисления времени и из механики".
Используя опыт ушедших поколений, первые великие мыслители своими закладывали фундамент древнейшей из наук, имя которой – математика. Неслучайно корень этого слова в переводе с греческого означает «наука». Десятки веков канули в прошлое, но до нас дошло овеянное славой имя древнегреческого ученого Пифагора, жившего в середине тысячелетия до нашей эры. "Все есть число" - считал он, и мир чисел жил для Пифагора и его последователей особой жизнью. В копилке мировых знаний не поблекли сокровища, подаренные человечеству Архимедом, великим древнегреческим математиком и механиком, погибшим при защите Сиракуз от римлян за 200 лет до нашей эры. «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю," - говорил Архимед.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Математика в жизни человека.
Все профессии важны, с математикой дружны! Математика один из важнейших предметов в школе. Не существует профессий или отраслей, в которых не применялись бы математические знания, приобретённые в школе. Даже с древних времен человек в своей повседневной жизни не мог обходиться без счёта.
Мы решила провести опрос учащихся 4 х классов нашей школы и выяснить насколько они осознают значимость математики в повседневной жизни. 63 ребятам разного возраста было предложено продолжить фразу: « Я изучаю математику потому, что…» со следующими вариантами ответов:
а) пригодится в жизни;
б) заставляют родители;
в) нравится предмет.
Результаты исследования показали:
4 классы(26 человек)
Пригодится в жизни – 61 %
Заставляют родители – 4 %
Нравится предмет – 35 %
Число учащихся, которым нравится предмет, остается невысоким.
На следующих примерах я хочу показать где встречается математика в магазине и доказать ее необходимость в жизни человека.
Для начала мы должны посчитать свои деньги. Вот тут нам пригодятся знания о сложении единиц, десятков, сотен и тысяч.
Потом необходимо знать какое количество штучного товара и вес развесного нам необходим. Мы должны посчитать стоимость всей покупки, чтобы знать, что хватит денег на покупку. Или можно вычислить сколько денег останется после покупки. Например, у меня было 100 рублей, и после покупки 2 батонов я могу посчитать ,что останется сдача 60 рублей. И я тут же посчитаю, что на эти деньги можно купить 200 грамм конфет.
Покупка продуктов. В магазине нам постоянно приходится производить математические расчеты. Например, нам нужно пойти в магазин и купить продуты по списку:
колбаса 0,5 кг
хлеб (белый и половинку буханки черного)
молоко 2 литра
кефир 1 литр
яйца 2 десятка
яблоки 1,5 кг
- Или в семье из нескольких человек необходимо рассчитать, сколько продуктов или других товаров будет достаточно на всех в течении, например, недели, чтобы хватило и не покупать лишнего. Здесь нам пригодится умножение.
- Так же математика поможет избежать такой неприятности, как покупка просроченного товара. Для этого нам просто надо посчитать, сколько дней или месяцев прошло с даты изготовления и сколько осталось до окончания срока годности.
- А ещё часто в магазинах можно встретить информацию о скидках. Она измеряется в процентах. И я могу посчитать сколько будет стоить товар с учетом скидки.
- А ещё помимо скидок в магазинах существуют различные бонусы и акции. Бонусы можно накапливать на специальных бонусных картах, и потом совершать за них покупки со скидкой или даже бесплатно. Или при покупке товара по акциям можно получить третий товар в подарок.
Приобретение одежды. Нет ничего приятнее, чем покупка красивых новых вещей! Вот приходим мы в магазин, видим красивую кофточку, радостно хватаем ее…Но тут подходит продавщица и интересуется какой размер нам нужен и этот вопрос приводит нас в замешательство. Мы, конечно, можем попросить ее подобрать нам одежду по размеру. Но не будешь, же с каждой вещью бегать к продавцу. Тут нам снова приходиться обратиться к математике и вспомнить свой рост – он нам нужен для того, что вещь не оказалась очень длинной или же короткой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы мною были выполнены задачи:
1. Изучены виды деятельности, где человеку в магазине не обойтись без математики.
2. Получены ответы на вопросы: Зачем нужна математика? И насколько ребята ее знают
Выполнив данную работу, мы сделали вывод: математика требуется нам повсюду, и нет такой области жизни, где бы мы могли без нее обойтись.
Вот так на примере простого похода в магазин, мы убедились, что математика действительно одна из самых важных наук!
Выдвинутая гипотеза о том, что математика в нашей жизни необходима не только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни – подтвердилась. Математика - это важный, интересный, увлекательный и главное необходимый во всех отраслях жизнедеятельности предмет. Вам мой совет: Учите математику на 5!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова. М. Д. - Энциклопедия для детей.Т. 11. Математика/ Главный ред. М.Д. Аксенова. - М. Аванта, 1998.
2. Глейзер.Г.И. «История математики в школе»
3. Сергеев И.С. «Примени математику»
4. Спивак А.В. Математический праздник. 4.1 - М.: Бюро Квантум, 2000 (Приложение к журналу «Квант», №2/2000).
5. Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва «Слово» 1997,1999.
6. Материалы интернет ресурсов ( www.webmath.ru, ru.wikipedia.org )
Анкета
Я изучаю математику потому, что…» со следующими вариантами ответов:
а) пригодится в жизни;
б) заставляют родители;
в) нравится предмет.
- Нужна ли тебе математика в жизни?
а) да
б) нет
- Нужна ли тебе математика при походе в магазин?
а) да
б) нет
в) незнаю
- Как ты думаешь, хорошо ли ты знаешь математику?
а) да
б) нет
в) незнаю
- Нужно ли учить математику в школе?
а) да
б) нет
в) возможно
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.