Исследовательская работа как способ повышения познавательной активности учащихся начальной школы
Оценка 4.8

Исследовательская работа как способ повышения познавательной активности учащихся начальной школы

Оценка 4.8
doc
31.10.2022
Исследовательская работа как способ повышения познавательной активности  учащихся начальной школы
Исследовательская работа в начальной школе.doc

Исследовательская работа

как способ повышения познавательной активности

учащихся начальной школы на уроках русского языка

 

 

      Язык есть исповедь народа,

      В нём слышится его природа,

      Его душа и быт родной …

                            (П.А. Вяземский)

 

      Такими словами начинается учебник русского языка в 4-ом классе образовательной системы «Школа 2100». Однако, если исключительная роль русского языка в школьном образовании и жизни человека для учителя очевидна, то она далеко не всегда осознаётся учащимися.

      Раскрыть перед учащимися практическую значимость каждой темы очень сложно, но нельзя упускать даже малейшую возможность, позволяющую на конкретных, близких детям примерах показать необходимость приобретённых знаний.

      Начальная школа – важная ступень не только базового образования. Она является основой для формирования азов исследовательской культуры.

      Основной целью включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность является организация решения единых учебно-исследовательских задач, при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся.

      Это значит, что необходимо подбирать такие приёмы и формы работы, в которых ученики смогли проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

      Большое значение, я уделяю исследовательской деятельности в лексике русского языка.

      Опыт показывает, что уже начиная с первого класса можно проводить элементарные исследования над явлениями и фактами, происходящими в лексике русского языка.

      Сначала ученики практически знакомятся с тем фактом, что слова имеют значение, обозначают окружающие предметы. Например: дети читают загадку с пропущенным словом и рассматривают рисунок к загадке, на котором нет предмета, обозначаемого пропущенным словом.

      В чистом поле у берёзки

      На снегу видны полоски

      Подошла лиса поближе

      Здесь бежали чьи - то (…)

 

     - Спрашиваю: «Какого слова не хватает в загадке? Какого предмета нет на рисунке?

      Дети дописывают слово в текст и дорисовывают недостающие предметы на картинке.

      Первоклассники не получили никакого определения лексического значения слова, но термин включался в вопросы и постепенно усваивался и употреблялся детьми.

      Работу по обогащению словаря младшего школьника я выстраиваю поэтапно с использованием исследовательской деятельности.

      На хорошо знакомых словах с конкретным значением первоклассникам показывается, что одно и то же слово может обозначать разные предметы. Для этого используются слова игла, звезда, перо, гребешок и сами предметы (или картинки): лист сосны и стальная игла; рисунок расчёски и петушиного гребешка; засушенная морская звезда и звезда, склеенная из бумаги; перо птицы и зелёное перо лука.

      Дети рассматривали знакомые предметы (к примеру, иглы) и отвечали на вопросы: Каким словом называется каждый из этих предметов? Сколько названий у этих разных предметов?

      В результате учащиеся пришли к выводу: «Одно и то же слово может называть разные предметы».

      Во II и IV классах исследовательская работа по лексике связывается с изучением грамматических тем. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Родители вместе с детьми выполняют несложные исследования, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования своих исследований, помогают ребёнку готовить защиту своей работы.

      На протяжении четырёх лет младшие школьники должны запомнить значительное количество слов, не подчиняющихся каким-либо правилам. Учитель вынужден постоянно тренировать учеников, возвращаясь почти на каждом уроке к словам с этой орфограммой. Несмотря на частое повторение, характер упражнений оказывается весьма ограниченным: это различные диктанты, составление предложений и связанных текстов с данными словами, ведение словариков и т.д.

      Ребятам предлагается провести лингвистическое исследование по слову. Лингвистическое исследование мы проводим по такому плану:

1.     Слово (мои ассоциации).

2.     Лексическое значение слова

- по толковому словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой

- по толковому словарю В.И. Даля

- по другому источнику.

3. К истокам слова (этимологическая справка).

4. Однокоренные слова (наблюдение над единообразным написанием корня).

5. Сочетание слов.

6.  Пословицы, поговорки, считалки.

7. Частушки, песни, потешки, дразнилки.

8. Загадки.

9. Синонимы, антонимы.

10. Поиск предложений (выписать предложения из художественных текстов, познавательной литературы, стихотворений, указывают название автора и произведения).

11. Поиск стихотворений (с указанием автора и названия).

      Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать со словарём, книгой, газетой, журналом, развивает познавательную активность.

      Главная же моя задача – это стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления самостоятельно искать истину.

      При написании творческих работ, изложений и свободных диктантов, учащиеся часто используют слова – синонимы. Ребятам было предложено исследовать синонимы и установить, всегда ли можно употреблять одно слово вместо другого в любых словосочетаниях.

      Для исследования были взяты слова – синонимы: питание, провиант, корм, кушанье, еда.  Дети установили, что это слова – синонимы с общим значением «то, что употребляют в пищу». Но в речи нельзя употребить эти слова одно вместо другого в любых словосочетаниях. Так можно сказать питание для растений (а не еда), провиант для воинской части (а не питание), корм для скота (а не кушанье); кушанье для гостей.

      Итогом исследования стал вывод: недостаточно знать смысл слова, существующего в языке, надо ещё помнить, в каких словосочетаниях принято употреблять его в речи.

      При изучении темы («Глагол») ребятам было предложено провести исследование синонимических рядов глаголов и установить в чём состоит близость значений, а в чём выражается отличие одного слова от другого, каков оттенок значения каждого слова.

      Учащиеся записывают три ряда глаголов – синонимов, в каждом из которых доминанта – слово падать:

      I -  падать, валиться, шлёпаться, лететь

      II – падать, идти, сыпать, сеяться, валить

      III – падать, снижаться.

      На доске записаны для справки существительные с предлогами и без предлогов, раскрывающие значение и оттенок значения каждого глагола: на землю, от усталости, в грязь, со стула; дождь, снег; жара, температура.

      Ребята пришли к выводу, что первый ряд глаголов – синонимов мы используем если говорим о человеке, второй – об осадках, погоде, третий – о других явлениях. Учащиеся, взвешивая слова, используя справочные существительные, установили, по отношению к чему употребляются слова каждого ряда. Далее выяснили оттенки значения, «добавочные» значения, заключённые в каждом из слов: какое из слов первого ряда обозначает действие «падать с шумом» (шлёпаться)? Когда говорят «валиться с ног»? От чего можно валиться с ног? Какое слово первого ряда употребляется по отношению к дождю и снегу? В каком слове заключено значение «непрерывно идёт»? О любом ли дожде говорят «сеется»? О каком снеге можно сказать «валит»? Какое же добавочное значение в нём имеется?  (Обильно идёт.) Такие исследования дают возможность обогатить речь учащихся.

      Главное - заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности (исследования), и тогда результат будет закономерен.

      Детям  даю ряд предложений. Предлагаю провести исследование и определить, правильно ли подобраны антонимы в следующих предложениях? Объяснить в чём ошибка? Дать правильные ответы.

1.     Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шляпкой, а мухомор – несъедобный.

2.     У меня собака большая и умная, а у тебя – маленькая и некрасивая.

3.     У бабочки крылья большие, а у стрекозы  - прозрачные.

4.     На тарелке лежало два яблока: одно зелёное, а другое – кислое.

 

      Исследования, основанные на знании теории, провожу в виде игры «Верно ли?»

1.     Верно ли, что «слово окулист и око однокоренные

Верно. Слово окулист и око восходят к латинскому окулюс в значении глаз.

2.     Верно ли, что …

Я исследую – это словосочетание.

Нет. Неверно. Это грамматическая основа.

3.     Верно ли, что …

… слова друг, товарищ, приятель, дружище, подруга

синонимы

  

Верно. Они близки по значению

 

      Исследовательская деятельность открывает огромные возможности для сотрудничества учеников и ученика с учителем. Учащиеся уверенно чувствуют себя на научных конференциях, не боятся публичных выступлений, умеют отстаивать собственное мнение и позицию. Исследовательская работа прививает вкус к научной работе.

 

       

 

     

 


Исследовательская работа как способ повышения познавательной активности учащихся начальной школы на уроках русского языка

Исследовательская работа как способ повышения познавательной активности учащихся начальной школы на уроках русского языка

Первоклассники не получили никакого определения лексического значения слова, но термин включался в вопросы и постепенно усваивался и употреблялся детьми

Первоклассники не получили никакого определения лексического значения слова, но термин включался в вопросы и постепенно усваивался и употреблялся детьми

Синонимы, антонимы. 10. Поиск предложений (выписать предложения из художественных текстов, познавательной литературы, стихотворений, указывают название автора и произведения)

Синонимы, антонимы. 10. Поиск предложений (выписать предложения из художественных текстов, познавательной литературы, стихотворений, указывают название автора и произведения)

О любом ли дожде говорят «сеется»?

О любом ли дожде говорят «сеется»?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2022