Введение
…Архитектура - летопись мира.
Она говорит тогда, когда
молчат песни и предания.
Гоголь Н.В.
Городец – замечательный по своей красоте и исторической значимости древнейший русский город Среднего Поволжья, ровесник Москвы, старший брат Нижнего Новгорода. Почти 9 веков его интересной и сложной истории наполнены множеством славных и трагических событий, породивших бесчисленные героические предания и легенды.
Прошлое Городца сохранилось в облике каменных купеческих домов украшенных крылечками с ажурным кружевным навесом, с целыми железными кружевами на печных трубах и водостоках.
Но проходят года, десятилетия, века… Здания теряют свою прежнюю красоту, но не перестают быть исторически и культурно значимыми объектами.
Номинация «История памятников архитектуры и культуры» дает нам возможность представить удивительное строение учебный корпус №2 Городецкого Губернского колледжа.
Тема нашего выступления актуальна, так как формирует бережное отношение к культурному и историческому наследию родного края.
На «тихой» улице, на Зафабричной,
Где фабрики давно в помине нет,
Есть трехэтажный дом кирпичный,
Который ловит окнами рассвет.
И по утру распахивает двери,
И створки рам, как лепестки цветы.
И смотрятся в них голубые ели
Да скверика зелёные кусты
Улица Зафабричная имеет большое историческое значение и несет важное культурное наследие. Здесь можно увидеть каменные и деревянные невысокие домики, присущее неповторимому стилю Городца, среди которых особо выделяется здание бывшей богадельни нижегородского купца Н.А. Бугрова, ныне это учебный корпус №2.
1.Улица Зафабричная
Тихая, всегда приветливая, улица Зафабричная имеет удивительную историю, которая складывалась веками. В XVIII веке здесь была деревня Коротайка. В селе Гордец, которое находилось на расстоянии трех километров, жило и работало множество мастериц, изготовлявших легкие, прочные льняные ткани, которые затем окрашивались, расшивались орнаментом или покрывались набивным рисунком. Спрос на красители в Городце был столь велик, что для их производства на месте в 1770-х годах создаются на горе у сосновой рощи сразу две фабрики: нижегородцем Николаем Прянишниковым и петербургским купцом Иваном Семеновичем Бельским. Они производили лазоревую краску. Красок хватало не только на изготовление крашенин и набоек, но и на производство местных яркоцветных шалей, выдавшихся за кошемирские.
Фабрика просуществовала до 1800 года.
После смерти Бельского, фабрика досталась его сыновьям. Однако, дети известного купца не справились с производством красок. Многочисленные экономические затруднения привели фабрику к краху. Александр Прянишников переселился на жительство в Балахну.
Шли годы… Помещение фабрики ветшало, деревня Коротайка присоединилась к селу Городец и улица на которой было производство красок получила название Зафабричная. Местные жители разобрали строение фабрики, а так же культурный слой сохранил лазоревую краску (рассказ жительницы Дома №8 В.Н. Девяткиной).
Каждый дом улицы имеет индивидуальное «лицо» и непохож на стоящий рядом.
Именно здесь на рубеже XIX – XX веков начинался бульвар – излюбленное место встреч и прогулок молодых людей. Бульвар был весьма благоустроен: его украшали красивые тополя, кустарники, пышные клумбы, многочисленные лавочки.
Бульвар — аллея или полоса зелёных насаждений вдоль улицы, вдоль берега реки.
Краеведы города Гордца считают что бугровская богадельня была построена на фундаменте бывшей фабрики.
2. Славный купеческий род.
Добротно построенное здание из красного кирпича принадлежало богатому человеку. Именно на деньги Николая Александровича Бугрова построена женская богадельня предположительно в 1909 году (дом №6). Николай Александрович Бугров (1839-1911), нижегородский купец первой гильдии, мануфактур-советник, почетный гражданин Нижнего Новгорода. Этот выдающийся предприниматель значительно преумножил семейный капитал, доведя его почти до 6 миллионов рублей. Воспоминания старожилов рисуют внешний облик Николая Александровича таким образом: «большой, полный, высок ростом и широк в плечах, с крупными чертами лица, с небольшой рыжей бородой, волосы стрижены в скобку и расчесаны на пробор, лицо веснушчатое с высоким лбом». Характер у него тоже был дедовский, по воспоминаниям, он был: «довольно твердым и жестким человеком».
Никто из Бугровых не имел ни какого официального образования, но Николай Александрович был явно образованнее отца и деда, что хорошо видно из деловых бумаг. Он легко и быстро усвоил грамоту старообрядческого обучения, хорошо читал и писал, но богословским книгам предпочитал науку жизни, постигая ее в строительных порядках деда и на фамильных мельницах. Все это свидетельствует об относительно высокой грамотности Николая Александровича, что в сочетании с твердым характером позволял ему взять на себя главное, мельничное дело семьи.
Во второй половине XIX века Бугровы начали переводить свои мельницы на паровые машины. К модернизации своих мельниц Николай Александрович подходил осмотрительно, по-хозяйски. «Список фабрик Балахнинского уезда за 1886 год» фиксирует две бугровские мельницы: Мысковской волости на реке Сейме и мельницу в деревне Новишки. В результате модернизации существенно возросла и производительность, это выводит Бугрова на первое место среди мукомолов не только нижегородских, но и всего Поволжья. К 1895 году мелничное хозяйство Бугровых составили четыре мельницы («Передельниковская», «Новишенская», «Володиха» и «Средняя»).
В 1896 году Николай Александрович попросил Городскую думу отвести ему под паровую машину участок на берегу Оки, в Благовещенской слободе. В 1899 году дума отвела ему 2000 квадратных сажен. По каким-то обстоятельствам Бугров мельницу ставить не стал, но в 1900 году на этом месте вырос бугровский пивоваренный завод.
Николай Александрович успешно продолжал и отцовскую инициативу: скупал леса обедневших дворян. По губернскому «Алфавиту землевладельцев» 1885 года он значился крупным владельцем в Балахнинском и Семёновском уездах. Н.А. Бугров снабжал нижегородцев дровами и стройматериалами , среди бугровского топлива 1893 году значился и дворец губернатора. Бугров активно продолжал и строительное дело, в результате он стал крупнейшим домовладельцем Нижнего Новгорода. По окладной книге 1900-1903 годов ему принадлежало 17 домов. Сам Николай Александрович жил в родительском доме на Нижневолжской набережной.
Еще в 1892 году на дедовской усадьбе Бугров возвел первую женскую богадельню, каменную, двухэтажную, с полным бытовым удобством. Затем он обратил свой взор на Городец, древний центр старообрядчества беглопоповского согласия, которого придерживались Бугровы. Николай Александрович подал прошение местным властям о разрешении построить богадельню. Свою просьбу он мотивировал необходимостью «призрения престарелых и увечных». Но чиновники и бюрократы десять лет волокители дело. Лишь когда Бугров обратился лично к губернатору Н.М. Баранову, вопрос сдвинулся. Губернатор согласился с просьбой Николая Александровича, но поставил условие: богадельня строится и содержится на средства Бугрова, а в случае смерти опекается его родными.
Бугров восстановил Городецкую часовню в каменном исполнении и поставил две богадельни: небольшую при часовне на 22 мужских места и отдельную на 100 женских мест, которая после революции была национализирована, и старушек приняли в свои дома монашки.
3. Н.А. Фрелих штрихи биографии
О многом могут рассказать старинные дома Городца. Они доносят до наших времен приметы прошлой жизни. «В них связь поколений и вкусы столетий, в них память далеких ушедших годов…». Они помнят своих строителей и владельцев. И если мы сегодня прикоснемся руками к стенам этих домов, то словно ощутим через года и века доброе рукопожатие этих людей.
Каким человеком был Н.А. Фрелих – архитектор здания колледжа?
Что знаем мы о нем?
Николай Адамович Фрелих – для постройки богадельни Бугров пригласил одного из лучших нижегородских архитекторов того времени. Фрелих окончил институт корпуса путей сообщения в Санкт-Петербурге. Молодым 19-летним специалистом в 1849 году прибыл в Нижний Новгород на должность архитектурного помощника в губернской строительной и дорожной комиссии, навсегда связав с ним свою дальнейшую жизнь, прожив здесь более полувека.
В 1858 году ему поручено исправлять обязанности ярмарочного архитектора, а через несколько месяцев он становится архитектором нижегородского ярмарочного гостиничного двора.
Более тридцати лет Н.А. Фрелих был членом нижегородской управы, где заведовал строительным отделением и осуществлял высокопроффисеональный технический надзор в городе – нес «труд двойной и нелегкий». Городской глава А.М. Меморский отмечал: «…служба Н.А. Фрелиха была продолжительна, плодотворна и у всех на виду,… он был образцовым общественным деятелем и человеком,… а бескорыстие и честность его известна всем от мала до велика».
«Во всех отношениях уважаемый деятель», Николай Адамович принимает самое активное участие в работах по благоустройству города, строительству водопровода.
Н.А. Фрелих является автором ряда проектов и построек в Нижнем: Александровской богадельни, имеющей самую широкую известность у нижегородцев, Вдовьего дома Бугровых и Блиновых, Мариинского института для воспитания девиц недостаточных дворян Нижегородской губернии и многих других, о которых можно сказать: «здания по наружной архитектуре есть лучшие во всем городе».
Благородный, добропорядочный, усердный в своей службе человек…
Он, наверное, был и замечательным отцом, потому как после оставления службы уехал в Сибирь к своему сыну, отбывавшему там наказание за революционную деятельность.
Современники отмечают: «Познания Н.А. Фрелиха в технике… имеют заслуженную известность». О нем говорят: «С таким человеком можно работать и строиться. Дай Бог всем так строиться и все здания будут хороши…» Основательность, добротность, красота – вот что отличает постройки Н.А. Фрелиха. Наверное, поэтому он имеет такие крепкие связи с династией промышленников Бугровых. Н.А. Бугров, будучи человеком практичным, старался иметь в своих делах помощников надежных и постоянных. Не случайно Фрелих был постоянным автором, архитектурно воплощавшим идеи Бугрова. И был им глубоко уважаем и почитаем.
Здание бывшей богадельни купца и наместника Н.А. Бугрова – было последней постройкой Фрелиха. Престарелый и не вполне здоровый архитектор, которому исполнилось 70 лет, не мог отказать Бугрову в составлении проекта. Проект каменного трехэтажного здания был составлен и в январе 1901 года представлен на утверждение в строительное отделение… Строительством этого здания был подведен итог многолетней творческой деятельности талантливого нижегородского зодчего, неутомимого труженика, честно служившего людям.
4. Архитектурные особенности Бугровской богадельни.
Здание богадельни расположено на пригорке в месте соединения почти параллельных друг другу ул. Зафабричной и ул. Горького. Трехэтажный каменный продольный корпус поставлен с отступом от красной линии, выделяясь в окружающей застройке крупными размерами и высотой. Перед главным фасадом имеется курдонер с газоном. Здание имеет прямоугольный план (45,3х21,1 м) с развитием боковых крыльев вглубь двора. В основе планировочной структуры – п-образный коридор с двусторонним размещением комнат, общих поэтажных залов, кухонь и уборных.
Симметрия плана с двумя лестничными клетками отвечает и композиция главного фасада в пятнадцать световых осей. Фасад расчленен тремя выступами-ризалитами, подчеркивающими центр и флаги, где расположены входы. За широким центральным ризалитом в пять осей света находится высокий двусветный зал.
Ризалиты увенчаны прямыми ступенчатыми аттиками. Развитые пояса в уровне межэтажных перекрытий, фризы с чередованием кронштейнов и филенок под венчающими карнизами задают мощную тему горизонталей. Ее уравновешивает равномерный ритм высоких окон, чередующихся с лопатками, подчеркивающими основные членения фасада. Помещение зала акцентировано окнами большей высоты с полуциркульными архивольтами и небольшими квадратными проемами второго света.
Здание отличается хорошими пропорциями и обладает строгим, моментальным архитектурным обликом; его крупный объем из красного кирпича выглядит очень внушительно. Это образец эклектики с использованием, упрощенной ордерной системы, удачно интерпретированной в кирпиче.
Богадельня Н.А. Бугрова стала одним из самых крупных зданий, построенных в Городце до революции. По размерам оно уступает лишь зданию мужской гимназии на улице Новой. В целом здание богадельни сохранило свой облик. В настоящее время главный фасад оказался отгорожен от улицы плотной стеной выросших в курдонере деревьев.
5. История учебного корпуса №2 Городецкого Губернского колледжа.
В настоящее время в этом здании функционирует педагогические отделения Городецкого Губернского колледжа.
Впервые в Приказе №188 от 5 октября 1934 года в фондах Городецкого краевого отдела народного образования упоминаются Городецкие педагогические курсы, которые вели подготовку преподавателей математики, физики, естествознания, химии, истории, географии, русского языка, литературы для неполной средней школы.
В 1936 году открыто дневное дошкольное отделение училища, с 1938 года стало работать заочное отделение, училище пополняется новыми педагогами.
В годы Великой Отечественной войны в здании педучилища был помещен эвакуированный детский дом, но училище не прекращало подготовку специалистов.
В 1944 году открыто школьное отделение.
В 1963 году в педучилище начало действовать художественно-графическое отделение по подготовке специалистов для преподавания черчения и изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.
С 1986 года вновь открывается школьное отделение, постоянно расширяется спектр дополнительной специализации. В 1992 году был первый прием студентов на математическое отделение, и начала подготовка учителей математики, для неполной средней школы.
С 1993 года в училище открылось отделение «Социальная педагогика», что отвечает потребности в работе с социально незащищенными группами населения и подрастающим поколением.
28 августа 1998 года училищу присваивается статус колледжа. В 2000 году в коледже открыто отделение «Английский язык».
В последние годы колледж, благодаря современному дизайну, стал уютным и красивым. И в этом большая заслуга бывшего директора Тимохиной Людмиле Александровне. Совершенствуется качество подготовки специалистов. Благодаря введению дополнительных специальностей расширяется сфера деятельности выпускников колледжа.
С 2006 по 2011 год директором Городецкого педагогического колледжа была Галина Николаевна Тальникова. Придя на работу в училище в 1987 году, она последовательно прошла по ступеням профессионального роста: преподаватель русского языка и литературы, заведующая школьным отделением, заместитель директора по учебно-методической работе. С 2011 года Городецким Губернским колледжем руководит Валерий Иванович Ериков. Коллектив педагогов продолжает работать в режиме развития, осознавая важность подготовки компетентного специалиста для системы образования, которое в прямом смысле слова «образует» личность.
В 2014 году педагогическое училище отмечает 80-летний юбилей.
Заключение
За время нашей работы мы убедились, что каждый дом имеет уникальную неповторимую. Бывшая бугровская богадельня является уникальным памятником архитектуры и культуры регионального значения.
Архитектура каменного трехэтажного здания привлекает своей основательностью, добротностью и своеобразной красотой не только студентов но и ученых, таких как доцент Лисицина Александра Владиславовна.
Каждая встреча с этим интересным человеком, дает нам новые направления в исследовательской работе по изучению архитектурных особенностей учебного корпуса №2 бывшей бугровской богадельни.
История домов – это наша с вами история. Через нее можно понять характер жизни разных поколений, проследить важные события в истории страны. История домов может дать нам важные уроки хозяйствования, житейского опыта, нравственности, духовности, мудрости.
Изучение истории памятников архитектуры способствует формированию у наших студентов бережное отношение к культурному и историческому наследию родного края.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.