Исследовательская работа по географии
Оценка 4.8

Исследовательская работа по географии

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
география
8 кл
06.11.2023
Исследовательская работа по географии
Исследовательская работа учащихся 8 кл.
арктика.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.П. МАРЕСЬЕВА Г.ОРЛА

 

 

 

 

 

                           Исследовательский проект

 

             ЧЕЛОВЕК В АРКТИКЕ

 

 

 

 

 

                                                                                                     Выполнили:

                                                                                    учащиеся 8 "Б" класса

                                                  Ирков Даниил,                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                   Тимохин Вадим,

                                                                                    Пожидаева Ксения ,              

                                                                                

                                                                                     Руководитель проекта

                                                                                     Верховод Е.Ю.,

                                                                                     учитель географии           

 

 

                                                   

 

                                                      Орел 2020 г.

                                                  

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                  стр.

 

              Введение ..................................................................................................... 1

   

                  1.    Что такое Арктика?................................................................................. 2

2        Природа Арктики..................................................................................... 2

3         Русские, покорившие просторы Арктики............................................. 3

4        Орловская Арктика................................................................................... 4

5        Как живут Арктические люди?................................................................5

            6.    Заповедники   Арктики............................................................................ 6

6         Заключение...............................................................................................10

7         Классный час..........................................................................................11-15

8         Приложения …………………………………………………………   16-21

9          Список  использованной литературы ………………………………… 22

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Арктика, на наш взгляд, одно из самых неизведанных пространств на нашей планете и необычайно крупное белое пятно для современных учёных-географов. Этот физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу, включает в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также весь Северный Ледовитый океан с островами. Довольно обширные северные пространства долгое время оставались неизвестны обычному человеку. Мы попытаемся рассмотреть вопрос, связанный с трудностями в  освоении Арктики, расскажем о первых арктических путешественниках, о  нашем земляке-полярнике и создании природных заповедников в Арктике.   

     Данная тема была выбрана для исследовательского проекта, потому что она позволяет изучить малоизвестный для широкого круга людей мир Арктики, приблизиться к разгадке тайн суровых северных широт.

 

  Цель проекта:

 

  -     Изучить особенности природы Арктики, познакомиться с  историей её изучения и освоения.  

   - Разработать и провести классный час для младших школьников, который расширит их кругозор и даст мотивацию к самостоятельной исследовательской деятельности.

 

  Задачи проектной работы:

 

  -  Изучить  дополнительные материалы, узнать о первых арктических путешественниках, о природных заповедниках в Арктике;

  -   Подготовить презентацию и викторину,  которые помогут изложить материал младшим школьникам, и заинтересовать их рассказами про неизведанную Арктику;

   -Побудить младших школьников к изучению  краеведческого материала;

      -  Рассказать школьникам о нашем земляке полярном  исследователе      В.А.Русанове,

       -  Как живут люди в Арктике.

  - Природные заповедники.

 

  Актуальность

На уроках географии в 8 классе мы знакомимся с природными особенностями различных уголков России, на наш взгляд учебного времени, отведённого на изучение Арктики  слишком мало, а территориально России принадлежит самый большой её сектор  и современные исследования Арктики сегодня становятся все актуальнее. По данным из литературных и Интернет-источников мы подготовили проект на тему: «Человек в Арктике » ,  его материалы   были представлены вначале нашим одноклассникам, а затем учащимся 4 «А класса и вызвали у них интерес и желание посетить музей В.А.  Русанова в Орле.

Объект исследования: Арктика .

Гипотеза: Всё ли мы знаем об уголках нашей родины? И в чем же уникальность Арктики?

  Методы исследования

  - анализ географической и исторической литературы;

  -системный метод – анализ основных экспедиций по изучению Арктики и    выявления в ней роли и значения российских исследователей ;

  - анкетирование  среди младших школьников по итогам проведения классного часа

  -  сравнение;

  - обобщение.

                                                                                                                                                                                 

                                                 Что такое Арктика?

 

Арктика — огромная область земного шара, на карте представляющая собой правильный круг, чья площадь варьируется от 21 до 27 млн кв. км. В целом, в неё принято включать районы, простирающиеся от Северного полюса Земли до Северного полярного круга или северной границы тундры. В Арктику входят окраины Северной Америки и Евразии и прилегающие к ним океанические просторы — северные районы Тихого и Атлантического океанов плюс Северный Ледовитый океан полностью.

В плане административного деления ( рис 1.),  Арктика разделена между пятью странами — Россией, Норвегией и Данией (области материка Евразия) и США и Канадой (земли Северной Америки. Дании принадлежит и крупнейший остров арктической зоны  Гренландия. Наряду с норвежским архипелагом Шпицберген это самая легкодоступная туристическая Арктика, именно туда предлагается наибольшее количество «простых» арктических туров.

                                                 Природа Арктики.

 В высоких северных широтах (это территории и акватории, лежащие к северу от 65-й параллели) находится природная зона арктических пустынь, зона вечного мороза. Границы этой зоны, как и границы Арктики, достаточно условны ( рис.2). Хотя пространство вокруг Северного полюса не имеет суши, ее роль здесь выполняют сплошные и плавучие льды. В высоких широтах есть острова, архипелаги, омываемые водами Северного Ледовитого океана, в их пределах лежат и прибрежные зоны материков Евразия и Северная Америка. Эти кусочки суши почти целиком или в большей своей части скованы «вечными льдами», а точнее, остатками огромных ледников, покрывавших эту часть планеты в течение последнего ледникового периода

 Климат арктических пустынь чрезвычайно суров, с сильными ветрами, небольшим количеством осадков, очень низкими температурами . Снежный покров на суше держится почти круглый год, сходя лишь на месяц-полтора. Долгие полярные дни и ночи (рис3.), длящиеся по пять месяцев, непродолжительные межсезонья придают особый колорит этим суровым местам

 Там, где всё покрыто льдом, жизнь, кажется, невозможна. Но это совсем не так. В местах, где из-подо льда на поверхность выходят скалы-нунатаки, существует собственный растительный мир. В трещинах скал, где скапливается небольшое количество грунта, на оттаявших участках ледниковых отложений — морен, вблизи снежников селятся мхи, лишайники, некоторые виды водорослей и даже злаки и цветковые растения. Среди них:  мятлик, пушица, полярный мак, куропаточья трава-дриада, осока, карликовые ивы, березки, разные виды камнеломок. За холодное полярное лето они успевают зацвести и даже дать плоды.

На прибрежных скалах находят приют и гнездятся летом многочисленные птицы, устраивающие на скалах «птичьи базары», — гуси, чайки, гаги, крачки, кулики (рис.4).

 Обитают в Арктике и многочисленные ластоногие — тюлени, нерпы, моржи, морские слоны. Тюлени кормятся рыбой, заплывая в ее поисках ко льдам Северного Ледовитого океана. Перемещаться в воде с огромной скоростью им помогает вытянутая обтекаемая форма тела. Сами тюлени желтовато-серые, с тёмными пятнышками, а их детёныши обладают красивой белоснежной шерсткой, которую они сохраняют до взросления. Из-за неё они получили название бельков.

.                   

                                Русские, покорившие Арктику.

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север.

Семен Челюскин (около 1700 — после 1760)  

Семен Челюскин — выпускник основанной Петром I Московской школы математических и навигацких наук (рис.5). В 1721 году начал службу на Балтийском флоте. С 1733-го принимал участие в Великой Северной экспедиции, сделал важные географические описания полуострова Таймыр. В 1741 году начал работу по сухопутному исследованию Таймыра, в ночь с 8 на 9 мая Челюскин достиг крайней северной точки Евразии — мыса, названного впоследствии его именем.

Харитон Лаптев (1700-1763)

Первое арктическое плавание лейтенант Балтийского флота Харитон Лаптев (рис.6), совершил в 1737-1739 годах в качестве командира дубель-шлюпки "Якутск". Его команда прошла морем из Лены в Енисей. В 1739-1742 годах он совершил еще несколько морских и сухопутных экспедиций, итогом которых стало картографирование Таймырского полуострова и описание Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Енисея.

Александр Колчак (1874-1920)

Александр Колчак, ( рис.7) один из самых известных деятелей Белого движения, прославился и как исследователь Арктики. В 1900-1902 годах на шхуне "Заря" он участвовал в экспедиции к Новосибирским островам, его именем был назван один из этих островов и мыс в Карском море. В 1906 году Колчак опубликовал ряд специальных работ, в частности книгу "Лед Карского и Сибирского морей". Также участвовал в подготовке гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.

 Владимир Александрович Русанов (1875–1913) Орловский полярник.

                                                                                     

                                    Орловская Арктика.

 Музей посвящен жизни и деятельности выдающегося научного и общественного деятеля, полярного исследователя Владимира Александровича Русанова (1875–1913). Он был открыт 25 декабря 1982 г. ( рис.9) в деревянном одноэтажном доме с мезонином – объекте культурного наследия второй половины XIX в., расположенном в старом купеческом квартале Орла. Экспозиция музея размещена в доме, где прошли орловские годы жизни В.А. Русанова. Здесь он провел свое детство и юность, обучаясь в орловской гимназии, а затем семинарии, суда он приезжал из своих зарубежных поездок, а также северных путешествий.

 В музее уделено много внимания полярным экспедициям В.А. Русанова и их научной и практической ценности. Пять его экспедиций на Новую Землю (1907-1911 гг.) (рис.10), позволили составить точные и подробные карты этого северного архипелага, который в результате исследований В.А. Русанова вошел в состав России. В своей экспедиции на Шпицберген в 1912 г.

 В.А. Русанов занимался поиском рудных месторождений и установил 28 заявочных столбов на каменный уголь. Значительная часть экспозиции посвящена изучению обстоятельств и поиску следов последней экспедиции В.А. Русанова, направленной на изучение Северного морского пути. На ней представлены материалы Высокоширотной полярной экспедиции газеты «Комсомольская правда», путешествий экспедиции клуба путешественников «Приключение» и др.

В музее есть этнографическая экспозиция, повествующая о жизни народов Севера. Мемориальная часть музея дает представление о городском быте конца XIX – начала ХХ вв. На протяжении многих лет музей является членом Русского географического общества. 

                          Как живут «Арктические» люди.

Столица Чукотского автономного округа - город Анадырь. Самый восточный город России, находящийся на 64 градусе северной широты и ниже северного полярного круга, но при этом в зоне вечной мерзлоты. Анадырь получил статус города относительно не давно, только в 1965 году, но стремительное развитие началось несколько раньше, после строительства морского порта. Город представлен в основном пятиэтажной застройкой на сваях, для защиты от вечного холода. Как и многие населенные пункты в Арктике, здания разукрашены яркими цветами - особенно скрашивает быт долгими зимними днями (рис.12). Когда-то город был окружен кольцом военных городков и основное население было сосредоточено там, при этом оно было в несколько раз больше, чем население Анадыря. Но теперь почти все живут в городе, не считая нескольких сотен человек в Угольных Копях для обслуживания аэропорта.                                                

Сегодня в Арктике проживает почти четыре миллиона человек; точное количество варьируется в зависимости от того, как определяются границы Арктики. К населению Арктики относятся коренные народы Севера и переселенцы, охотники и оленеводы, сельские жители и горожане. Многие из этих коренных народов проживают только в Арктике, где они продолжают заниматься традиционными промыслами, в то же время, адаптируясь к условиям современного мира. Люди уже давно являются частью Арктики, влияя и испытывая на себе влияние местной и региональной среды. За прошедшие несколько столетий влияние переселенцев привело к значительному усилению давления на арктическую среду, в частности, через повышение объёмов улова и убоя животных, а также рост промышленного развития. Арктика также является родиной десятков групп коренных народов, образующих чёткие подгруппы и сообщества. Коренные народы составляют в настоящее время около 10% от общего населения Арктики; в Канаде они составляют около половины от всего населения Арктической части страны, а в Гренландии это большинство. Некоренные народы также включают в себя множество различных народов, имеющих отчётливую этническую принадлежность и занимающихся традиционными видами деятельности. В российской Арктике проживает 82,5 тыс. представителей коренных малочисленных народов из общей численности этой категории российского населения примерно в 250 тыс. человек. По своему этническому составу-  это: ненцы, чукчи, ханты, эвены, эвенки, селькупы, саамы, эскимосы, долганы, чуванцы, кеты, нганасаны, юкагиры, энцы, манси, вепсы, коряки, ительмены, кереки. Часть из них ведет кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с традиционными видами природопользования — оленеводством, рыболовством, морским зверобойным промыслом, охотой, собирательством (рис13), (рис.14). Большинство составляют оседлые жители, проживающие в поселках и городах. По  оценкам экспертов, часть года или круглогодично в Арктике кочуют около 20 тыс. человек, то есть около четверти аборигенного населения. При этом порядка 60% кочующего населения страны приходится на Ямало-Ненецкий автономный округ.

                                         Заповедники Арктики.

ЗАПОВЕДНИКИ – это места нетронутой человеком суровой и фантастически красивой природы. На их территории не ведётся никакая масштабная хозяйственная деятельность, нет разработок полезных ископаемых и предприятий промышленности — только небольшие поселения коренных жителей, многие из которых сегодня заброшены. Испещрённые устьями рек простирающиеся до горизонта долины, заповедные острова, тундры, полярные пустыни и даже неожиданные для этих широт песчаные пляжи — лишь малая часть арктических ландшафтов. Путешествуя по заповедникам Арктики, человек понимает,   насколько разнообразна эта кажущаяся безжизненной местность. Ну а совсем рядом начинаются ледяные просторы северной «шапки» Земли, ведущие к вожделенному пункту назначения для увлечённых путешественников всего мира — овеянному легендами _Северному полюсу. На территории русской Арктики с целью защиты уникальных экосистем созданы заповедники и национальные парки, они отличаются по статусу охраны природы. Заповедник - участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. Национальный парк - территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.

                    Национальный парк «Русская Арктика»

Национальный парк «Русская Арктика» располагается на территории Архангельской области (муниципальное образование городской округ «Новая Земля»). Территория нацпарка включает в себя северную часть острова Северный островов Новая Земля, Большие и Малые Оранские острова, о. Лошкина, о. Гемскерк и ряд других островов. Площадь суши «Русской Арктики» составляет 632 090 га, акватории - 793 910 га. Уникальное расположение национального парка, раскинувшего свои просторы на евроазиатской границе, определяет ряд его особенностей. Баренцево море, омывающее территорию парка с запада, под влиянием теплого Северо-Атлантического течения полностью не замерзает. Восточное Карское море, напротив, покрывается сплошным льдом на долгие месяцы. Сравнительно небольшая удаленность от материка и более высокие зимние температуры обуславливают большее разнообразие форм жизни, чем на других арктических территориях.

На территории «Русской Арктики» встречаются белые медведи (рис.15), моржи, нерпы, гренландские тюлени, песцы и даже северные олени. В короткое серверное лето свои листья к полярному солнцу поворачивают растения, которых здесь насчитывается 64 вида. Оранские острова с их пологими скалами – настоящий рай для множества полярных птиц. Здесь выводят свое потомство до 20 видов пернатых, а 5 видов отваживаются остаться на зимовку.

Кроме того, инспекторы «Русской Арктики» осуществляют функции охраны заказника «Земля Франца-Иосифа»,а также нацпарк занимается организацией работ по восстановлению его первозданного облика и сохранению культурного наследия».

 

                                    Национальный парк «Берингия»

 

Это международный национальный парк в районе Берингова пролива, расположен на Чукотском полуострове. Парк занимает большую часть территории двух административных единиц: Чукотского и Провиденского районов Чукотского автономного округа. Площадь парка составляет 3 053,3 тыс. га, включая прибрежные и внутренние акватории.

Животный и растительный мир Берингии уникален и разнообразен.                                                                                                                                                

 Путешественники и ученые из разных стран, мечтают попасть сюда хотя бы однажды. Их привлекают сотни видов растений, птиц и животных. Необычен и прекрасен ландшафт. Дикая природа пока еще полноправная хозяйка этих мест и человек сосуществует вместе с ней. Не боятся человека и гуляют парами журавли. Зайцы, лисицы – вполне обычное явление. Здесь они пока еще доверяют людям. Необыкновенные по красоте цветы успевают за короткое арктическое лето прожить яркую жизнь.

Постановление Правительства РФ о создании парка было подписано в январе 2013 года. Национальный парк «Беренгия» в будущем может стать частью российско-американской заповедной территории, которая будет включать также национальный парк Bering Land Bridge на территории США.

 

                                             Лапландский заповедник

 

Лапландский заповедник расположен в центральной части Мурманской области, ближайший город, Мончегорск, находится в 10 км от северо-восточной границы заповедника, вдоль восточной границы проходит автомобильная дорога Санкт-Петербург – Мурманск. Площадь заповедника составляет 276 435 гектаров. Характерной особенностью заповедника является то, что до его создания на этой территории не проживали люди, не занимались производственной деятельностью, поэтому вся территория заповедника представлена дикой нетронутой природой.

Лапландский заповедник расположен на 120–180 км севернее Полярного круга, вследствие чего зимой некоторое время солнце здесь вообще не показывается..
Летнее незаходящее солнце оставляет более сильное впечатление. Полярный день в заповеднике длится около 46 дней, белые ночи начинаются в конце апреля и заканчиваются в середине августа.

Несмотря на довольно высокие широты, климат Лапландии нельзя назвать суровым. Свободное ото льдов, благодаря теплому течению Гольфстрим, Баренцево море омывает мурманский берег и смягчает зиму на Кольском полуострове. Зима долгая, но температура самого холодного месяца, обычно это февраль, такая же, как и в восточной половине Средней России, около 13 градусов ниже нуля. Северное сияние, или сполохи (по-саамски – «ваувсказ») - красивое и замечательное явление северной зимы. Сияние можно наблюдать с конца августа, когда ночи становятся достаточно темными, и до середины апреля.

Ландшафты заповедника естественного природного происхождения. Леса занимают половину территории заповедника, еще треть горные тундры и скалы, еще 10% занято озерами, реками и болотами.

Заповедные леса относятся к старовозрастным, особо ценным лесам. Они образованы в основном тремя древесными породами: сосна Фриза, ель сибирская, и береза пяти видов: бородавчатая, субарктическая, извилистая, карликовая. К ним в незначительном количестве добавляются рябина, серая ольха, козья и двуцветная ивы, а местами, небольшими группами, осина. Средний возраст деревьев сосны 140 лет, ели 200 лет, березы 45 лет. Отдельные сосны и ели достигают высоты 28 метров, возраст таких деревьев около 500-600 лет.

Рельеф заповедной территории сильно пересеченный, включает пять отдельных горных массивов, разделяемых речными долинам. Главный горный массив заповедника, Чуна-тундра, вытянут с юга на север почти на 40 км. В переводе с саамского Чуна-тундра значит «Гусиные горы». Главная вершина Чуна-тундры, Эбр-чорр, достигает в высоту 1114 метров над уровнем моря, и является одной из главных возвышенностей Кольского полуострова.
Перевалом от Чуна-тундры отделена Монче-тундра, что в переводе с саамского значит «Красивые горы». Чуна-тундра и Монче-тундра, протянувшись вдоль восточной границы заповедника, являются естественной преградой для антропогенного воздействия.                                                                                                                                           

Болота в заповеднике разнообразны и по внешнему виду, и по происхождению. В лощинах с уклоном развиваются оригинальные ступенчатые болота. Они состоят из серии больших луж или топей, находящихся на разных уровнях и разделенных естественными плотинами. На склонах варак, облесенных холмов, формируются любопытные «висячие болота». Несмотря на наклонную поверхность такого болота, растительный покров его напитан как губка и удерживает воду. Поверхность некоторых озер затягивается зыбкой дерниной – «сплавиной», и с течением времени в таких местах образуются болота. Все перечисленные болота питаются проточной водой и называются низинными или болотами грунтового питания. Такая вода содержит немного минеральных солей.

 

                                      Большой Арктический заповедник

 

Заповедник находится на территории полуострова Таймыр и имеет общую площадь 4,2 млн га. Его протяженность с запада на восток 1000 км, с севера на юг - 500 км. Его берега омывают два моря Северного Ледовитого океана: Карское море и море Лаптевых. Заповедник состоит из семи участков. Диксонско-Сибиряковский участок включает остров Сибирякова с прилежащими мелкими островами и небольшие участки «Бухта Медуза» и «Бухта Ефремова». В состав участка «Острова Карского моря» входит около десятка островов средних размеров и довольно много мелких островов, отмели и косы, которые достаточно полно представляют все разнообразие арктических островов. Пясинский участок охватывает дельту реки Пясина, восточное побережье Пясинского залива, участки Таймыра к востоку от реки Пясина в бассейнах рек Хутудабига, Спокойная, Ленивая, западную часть берега Харитона Лаптева, шхеры Минина, а так же острова Плавниковые, Птичьи, остров Зверобой и другие. «Залив Миддендорфа» охватывает побережье, включает также прилежащие острова и примерно половину бассейна реки Толевая. Участок «Архипелаг Норденшельда» включает самый большой, не считая Северной Земли, архипелаг островов в Карском море. Участок «Нижняя Таймыра» охватывает низовья реки Нижняя Таймыра и бассейн ее притока - реки Шренк, а также побережье Таймырского залива и залив Толля. В участок «Полуостров Челюскин» входит побережье на северо-западе полуострова Челюскин, дельта реки Тессема, западное побережье залива Фаддея, острова Лишний и Гелланд — Гансена. Район полуострова Челюскин - единственные в мире материковые арктические пустыни. Только здесь представлена смена двух природных зон - тундр и полярных пустынь.

Кроме этих семи кластеров, заповеднику «Большой Арктический» административно подчинены два государственных природных заказника - «Североземельский» и «Бреховские острова».Географическое положение Таймырского полуострова уникально, т.к. он является наиболее северным крупным материковым выступом не только в Евразии, но и в мире, вследствие чего здесь представлен широкий спектр ландшафтов. Высокоширотное положение является основной предпосылкой формирования сурового климата Таймыро-Североземельской области. В материковой части тундры ветры имеют муссонный характер, при этом они в течение всего года холодные, летом дуют с холодного океана на материк, зимой - из внутренних районов охлажденного материка в океан.

Животный мир заповедника в видовом отношении небогат. Всех животных объединяет                                                                                                                                                     

специфика приспособления к жизни в полярных условиях.

 Фауна млекопитающих заповедника насчитывает 12 видов. Фауна птиц Большого Арктического заповедника насчитывает 124 вида, из которых 55 видов достоверно гнездятся на его территории. Характерными обитателями тундры является белая сова и тундряная куропатка, которые не покидают суровый Таймыр зимой. Такие птицы, как сибирская гага, белая и розовая чайки практически круглый год не выходят за пределы Полярного бассейна. С наступлением весны в Арктику прилетают многотысячные стаи птиц: белолобых гусей, черных казарок, северных куликов.

                                          Интересные факты. 

 

 -  Одно из самых загадочных явлений в Арктике - сферолиты. Это идеально круглые каменные шары от нескольких сантиметров до нескольких метров в диаметре, которые в большом количестве разбросаны на острове Чампа (архипелаг Земля Франца Иосифа). Версий их образования - множество: от природного до инопланетного происхождения.     

-     Какой звук можно услышать в непосредственной близости от айсберга?

Можно услышать шум пузырьков. Айсберг - это часть ледника, в котором заключенные пузырьки воздуха сжались под давлением льда. Когда лед начинает таять на поверхности воды - пузырьки воздуха,  освобождаются при этом , моментально взрываясь.

                                     Заключение.

 

Работая над исследовательским проектом,  мы познакомились с сайтами Русского Географического Общества, музея Русанова в городе Орле, научно-популярной литературой и различными интернет ресурсами. Мы узнали много нового про  историю освоения Арктики, про необходимость охраны  уникальной природы. В последние годы возрастает интерес учёных к изучению  данного региона, так как он имеет огромное значение с точки зрения использования природных ресурсов и глобального потепления климата.

В ходе исследовательской работы мы решили следующие задачи: узнали  о первых арктических путешественниках, о природных заповедниках в Арктике;

 подготовили  презентацию и викторину,  которые помогут изложить материал младшим школьникам, и заинтересовать их рассказами про неизведанную Арктику; рассказали  школьникам о нашем земляке полярном  исследователе      В.А.Русанове.

Поскольку наша презентация собранного материала вызвала интерес наших одноклассников и учащихся 4 «А»кл, мы делаем вывод, что основная цель проекта достигнута.     

  Разработали и провести классный час для младших школьников, который расширил их кругозор и побудил их самостоятельной исследовательской деятельности, так как они захотели познакомиться ближе с вкладом Русанова в изучение данного региона и посетить экспозицию музея.

      

 В дальнейшем мы хотим продолжить работу по изучению Арктики, так как Арктика является неотъемлемой частью России. Её природа завораживает. Она всегда будет манить человека красотой своей природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час: « Арктическая одиссея».

Цель:

повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики.

Задачи:

 -  познакомить учащихся с исследователями Арктики;

 -  рассказать о полярнике из Орла В.А. Русанове;

- познакомить учащихся с представителями животного и растительного мира

      Арктики;

- познакомить детей с  ее жителями;

 

- воспитывать у учащихся чувство патриотизма и экологической ответственности;

 - воспитывать любознательность, бережное отношение к природе;

- развивать умение работать в коллективе.

Оборудование: карта России, глобус, мультимедийная презентация.

Планируемые результаты:

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации ; использовать речь для регуляции своего действия.

П: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные    цели;

 логические - осуществление поиска существенной информации  из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти.
К :договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Ход мероприятия:

Мы  хотели  больше узнать про Арктику, и поэтому решили написать эту работу. Мы стали больше собирать материала по  данной территории, её отличие, многообразие и в тоже время суровость климата. Интересным растительным и животным миром, а также чудесным явление как Северное сияние.  Мы  взялись за изучение Крайнего Севера. Презентация – это, пожалуй, наиболее удобный способ вкратце рассказать про это необычное место земного шара. Предлагаем вам ознакомиться с нашей презентацией, в ней собраны самые интересные и наиболее понятные детям факты об Арктике.

-Что такое Арктика?- Слайд 6

-Природа Арктики, животный и растительный мир- слайд  7 и 8.

-Русские, покорившие просторы Арктики, слайд 9 и 10

-Орловская Арктика- слайд 11.

- Как живут  «Арктические люди?» слайд 12

- Народы Арктики – слайд 13

- Арктические заповедники- слайд 14 и 15

Результатом нашей работы будет дидактическая игра на тему: «Арктика», которую мы провели в 4 «А» классе, МБОУ СОШ №13 г.Орла. Эта дидактическая игра способствует закреплению знаний, полученных во время просмотра презентации.

Задание №1. Предлагаем ребятам отгадать загадки:

Постарайся, угадай,

Что это за край:

Все кругом белым-бело —

Снегом белым замело.

Валит снег из низкой тучи,

День и ночь мороз трескучий.

Ветра свист, метелей вой —

Край холодный, ледяной. (Арктика)

 

Здесь Ледовитый океан.                                              

Плывёт на льдине капитан.

Он в белой шубе,он лохмат

Как брат лесной, он косолап. (Белый медведь)

 

Он король полярных льдин,

Черно-белый господин.

Ух, для птички он велик,

Ходит очень важно.

Самый южный материк

Заселил отважно. (Пингвин)

 

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (Северное сияние)

 

Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной.

Знает каждый капитан,

Как опасен великан. (Айсберг)

 

Задание №2  Собираем пазлы.

 Для игры понадобятся карточки с животными или с  другими характерными явлениями Арктики. Делим класс на группы и засекаем время, за которое участники соберут картинку. Побеждает та группа, у которой первым сложится картинка.

https://sun9-27.userapi.com/c856028/v856028779/181458/Sh99kema-UI.jpg

Задание №3  Угадай что?

Сначала все карточки складываются в колоду картинками вниз. В процессе игры , наш ведущий, достает по одной карточке из колоды и показывает ребятам.. Задача игроков – назвать, что на ней изображено. Тот, кто первый угадывает, забирает карточку себе. Естественно, побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

 https://sun9-13.userapi.com/c855436/v855436779/1dabc4/3BqPYnm9be0.jpg

 

https://sun9-30.userapi.com/c853624/v853624779/1d9709/nNBSgPZR6SA.jpg

 

В конце нашей игры, мы предложили ребятам ответить на вопросы нашей анкеты.

 

 

 

АНКЕТА

              

1. Что называют Арктикой?

 

2. Почему на карте Арктику изображают белым цветом?

 

3. Кто из путешественников Арктики вам запомнился больше всех?

 

4. Хотели бы вы посетить музей полярника В.А. Русанова?

 

5.Какой бы вы хотели видеть Арктику в 21 веке? ( Разорванной на кусочки или белой , как сейчас?).

 

6. Вы ждете нас снова в гости?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 ПРИЛОЖЕНИЕ. 

 

 Рис. 1

 

Рис. 2

 

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

 

Рис. 6

Рис. 7

 

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

 

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

1.      Учебник: « География России. Природа». И.И. Баринова, «Дрофа», 2018г.

  2.     Атлас океанов. Термины, понятия, справочные таблицы. — М.: ГУНК МО                                                      СССР, 1980

3 . Географический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1986.

4.. Гаккель Я. Я. Наука и освоение Арктики. — Л., 1957.

5.  Гордиенко П. А. Северный Ледовитый. — Л., 1973.

6. История географических открытий. Северный Ледовитый океан

7 . Сенкевич Ю., Ревенко М.В. “Малышам о географических открытиях” М: Книга по требованию, 2012.

8. Арнольд Э.Е. Русские географы и путешественники. Л., 1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

Введение. Арктика, на наш взгляд, одно из самых неизведанных пространств на нашей планете и необычайно крупное белое пятно для современных учёных-географов

Введение. Арктика, на наш взгляд, одно из самых неизведанных пространств на нашей планете и необычайно крупное белое пятно для современных учёных-географов

Как живут люди в Арктике. -

Как живут люди в Арктике. -

В плане административного деления ( рис 1

В плане административного деления ( рис 1

На прибрежных скалах находят приют и гнездятся летом многочисленные птицы, устраивающие на скалах «птичьи базары», — гуси, чайки, гаги, крачки, кулики (рис

На прибрежных скалах находят приют и гнездятся летом многочисленные птицы, устраивающие на скалах «птичьи базары», — гуси, чайки, гаги, крачки, кулики (рис

Александр Колчак, ( рис.7) один из самых известных деятелей

Александр Колчак, ( рис.7) один из самых известных деятелей

Как живут «Арктические» люди.

Как живут «Арктические» люди.

Часть из них ведет кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с традиционными видами природопользования — оленеводством , рыболовством , морским зверобойным промыслом , охотой, собирательством…

Часть из них ведет кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с традиционными видами природопользования — оленеводством , рыболовством , морским зверобойным промыслом , охотой, собирательством…

Баренцево море, омывающее территорию парка с запада, под влиянием теплого

Баренцево море, омывающее территорию парка с запада, под влиянием теплого

Постановление Правительства РФ о создании парка было подписано в январе 2013 года

Постановление Правительства РФ о создании парка было подписано в январе 2013 года

Отдельные сосны и ели достигают высоты 28 метров, возраст таких деревьев около 500-600 лет

Отдельные сосны и ели достигают высоты 28 метров, возраст таких деревьев около 500-600 лет

Таймыра к востоку от реки Пясина в бассейнах рек

Таймыра к востоку от реки Пясина в бассейнах рек

Интересные факты. -

Интересные факты. -

В дальнейшем мы хотим продолжить работу по изучению

В дальнейшем мы хотим продолжить работу по изучению

Классный час: « Арктическая одиссея»

Классный час: « Арктическая одиссея»

Орловская Арктика- слайд 11. -

Орловская Арктика- слайд 11. -

Побеждает та группа, у которой первым сложится картинка

Побеждает та группа, у которой первым сложится картинка

В конце нашей игры, мы предложили ребятам ответить на вопросы нашей анкеты

В конце нашей игры, мы предложили ребятам ответить на вопросы нашей анкеты

Результаты:

Результаты:

ПРИЛОЖЕНИЕ. Рис. 1

ПРИЛОЖЕНИЕ. Рис. 1

Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9

Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9

Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13

Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13

Рис. 14

Рис. 14

Учебник: « География России. Природа»

Учебник: « География России. Природа»

Исследовательская работа по географии

Исследовательская работа по географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023