МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
(учебный корпус №3)
(о вреде сквернословия)
Исследовательская работа по русскому языку
Работу выполнила
Честных Ольга Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
п. Первомайский
Тамбовская область
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...3
1. О сквернословии ………………………………………………………….4
2. Отношение к сквернословию в обществе……………………………….4 - 6
3. О вреде сквернословия…………………………………………………...7 - 9
3.1 Обращение к обучающимся школы (о грехе сквернословия)
3.2 Сэр Хрюклик «Ода сквернословию»
4. Сквернословие и наказания……………………………………………...10 - 11
4.1 Административные правонарушения
4.2 Уголовный кодекс РФ
Заключение………………………………………………………………….12 – 13
Информационные источники………………………………………………14
Приложение 1 «Лекция «Вирус сквернословия»…………………………15 - 16
Приложение 2 «Анкета «Сквернословие в моей жизни»………………...17
Приложение 3 «Творческий конкурс «Актуальное интервью»………….18 – 20
Приложение 4 «Листовка с обращением к ученикам школы»…………...21 – 22
Приложение 5 «Классный час «Как слово наше отзовётся…»…………..23 – 29
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время употребление в речи сквернословий распространено повсюду. Мат несется на нас с экранов телевизоров, с театральных и эстрадных подмостков, из радиоприемников. Мы слышим его в магазине, в автобусе, на улице, иногда в семье. Нецензурная брань захлестнула Россию. Известный лингвист Владимир Даль писал в XIX веке: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Давно уже учёными доказано, что слова могут разрушать живые организмы на молекулярном уровне. «Злые» слова (мат, обидные замечания, грубые фразы и др.) вызывают агрессию, ранят психику человека, понижают самооценку, влияют на настроение, приводят к стрессам, то есть оказывают прямое воздействие на здоровье.
Почему же люди употребляют нецензурную брань в своей речи и понимают ли они, в чем ее опасность? Надо ли бороться за чистоту русского языка?
Исходя из всего этого, возникла необходимость в нашей работе.
Цель нашей работы:
· выявление причин употребления людьми бранной речи.
Задачи работы:
· изучить значение слова «скверна»;
· выявить причины употребления сквернословий;
· определить отношение обучающихся и учителей к сквернословию в речи;
· убедить обучающихся в том, что сквернословия вредны и опасны;
· повысить интерес к культуре речи и ответственность за слова и поступки.
Данные исследования проводились нами среди обучающихся и педагогов МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» (корпус №3).
1. О СКВЕРНОСЛОВИИ
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» - писал поэт Вадим Сергеевич Шефнер. Эти слова всегда будут звучать актуально. Важно знать, что и когда ты говоришь. Обратимся к ненормативной лексике. Выясним, что такое сквернословие?
Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием – от слова «скверна». В словаре В.И.Даля, который является результатом глубокого изучения живого народного языка, сказано: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное. Непотребное. Что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, мертвечина, извержения, кал; …разврат, нравственное растление; все богопротивное».
2. ОТНОШЕНИЕ К СКВЕРНОСЛОВИЮ В ОБЩЕСТВЕ
Употребление нецензурной лексики в обществе очень распространено. Что это? Невежество? Непонимание опасности, которую несут сквернословия не только одному человеку, но и всему народу, государству в целом? Нас волновал проблемный вопрос: почему люди употребляют нецензурную брань в своей речи и понимают ли они, в чем ее опасность? Можно предположить, что употребление нецензурной лексики (сквернословий) разрушает культуру людей (гипотеза). Нам предстояло изучить отношение обучающихся и учителей школы к проблеме сквернословия и выявить причины употребления людьми бранной речи.
В ходе исследования было протестировано и опрошено:
· учителей – 9 человек;
· обучающихся 5 – 8 классов – 60 человек.
На вопрос, почему люди употребляют сквернословия, ученики дали следующие ответы в своих мини-сочинениях:
· для оскорбления людей, на которых держат зло;
· потому что плохо воспитаны;
· потому что находятся в нетрезвом состоянии;
· хотят показать, какие они «крутые»;
· чтобы успокоить душу, выпустить пар;
· иногда доводят до такого состояния;
· когда не знают культурных слов, а хотят выразить свои эмоции.
Анкетирование показало, что среди обучающихся 40 человек иногда употребляют в речи нецензурную брань, 14 человек никогда этого не делают. У 17 учеников люди, которые сквернословят, вызывают отвращение, а 27 человек к этому явлению относятся безразлично. Большинство ребят впервые услышали нецензурную лексику от посторонних людей (43 человека). Только 23 человека знают о негативных последствиях сквернословия, остальные ответили категорично «нет» - 16 человек, « что-то слышал (а), но точно не знаю» - 16, а 5 человек совсем не дали ответа. Более 50% (33 человека) от числа опрошенных обучающихся согласились, что нужно искоренять сквернословие, бороться с этим языковым явлением любыми доступными методами.
Анкетирование учителей показало, что проблема злоупотребления в речи ненормативной лексики в нашей школе существует (90%), чаще нецензурно выражаются юноши (90%). Кстати, 50% от числа опрошенных педагогов ответили, что сквернословия не употребляются учителями нашей школы, остальные 50% этого не замечали. Лишь 70% знают или что-то слышали о негативных последствиях сквернословия. По мнению учителей школы, для решения проблемы сквернословия среди школьников необходимо принимать следующие меры:
· воспитание и повышение уровня культуры родителей;
· проводить беседы с родителями и детьми;
· беседовать на классных часах;
· приводить примеры этикетной речи;
· со стороны родителей запретить просмотр далеко не детских
передач, фильмов;
· от одних учителей мало что зависит;
· наказывать;
· сообщать родителям.
Таким образом, практический этап нашего исследования подтвердил, что проблема сквернословий в школьной среде существует. Цель исследования достигнута, найдены пути решения задач.
3. О ВРЕДЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ
Чтобы искоренить сквернословие, нужно объяснить людям значение этого слова, познакомить их с тем, откуда оно пришло в наш язык, чем оно опасно для самого человека и людей, его окружающих, дать необходимую информацию о различных взглядах на эту злободневную проблему.
Используя Интернет-ресурсы и другие информационные источники, подготовила листок с обращением к обучающимся школы «О грехе сквернословия» и выступила на классных часах.
3.1 Обращение к обучающимся школы (о грехе сквернословия)
· В мате сатанинский дух!
· Все, для кого «мат» и «мать» едины, должны помнить, что добровольно служат сатане!
· Всех, кто матом ругается, ждет ад!
· Сквернословие – это начало богоотступничества!
· Господствуй над языком, чтобы не умножать грехов своих!
(Из высказываний мудрецов)
3.2 Сэр Хрюклик «Ода сквернословию»
Старшеклассников познакомила с «Одой сквернословию». Ученики высказывали свои суждения о ее содержании, о негативном отношении к нецензурной брани.
Славословлю я
Сквернословие!
Без него тяжело вдалеке,
И причин - не счесть,
И потребность есть
В богатырском родном языке.
Сквернословие –
Не злословие,
И двойного не ведает дна:
Просто шлешь его
Нехорошего,
И пойдет он как миленький на…
Сквернословие
Суесловию
Не товарищ, не брат, не свояк.
Однозначно все обозначено:
И кого, и куда, чем и как!
Сквернословие –
Вне сословия,
И профессор, поправив пенсне,
Не протянет дня,
Не промямлив «бля»,
В позабытой Всевышним стране.
Сквернословию
Обусловлено
Антистрессовым клапаном быть.
Благодать придет,
И оно умрет,
Только нам до того дожить???…
Кроме того, разработала лекцию «Вирус сквернословия» (см. приложение 1), в ней дается ответ на проблемный вопрос: почему люди употребляют нецензурную брань в своей речи и понимают ли они, в чем ее опасность? Читала лекцию на встрече с обучающимися 8 – 11 классов, затем состоялось обсуждение данной информации, а в итоге мы вместе пришли к выводу, что употребление нецензурной лексики (сквернословий) разрушает культуру людей.
В помощь классным руководителям 5 – 11 классов составила анкету «Сквернословие в моей жизни» (см. приложение 2).
Приведенные выше материалы помогут убедить обучающихся в том, что сквернословия вредны и опасны, повысить интерес к культуре речи и ответственность за свои слова и поступки.
4. СКВЕРНОСЛОВИЕ И НАКАЗАНИЯ
Приведенная ниже информация возвращает нас в прошлое, знакомит с наказаниями, предусмотренными Административным и Уголовным кодексом за оскорбление личности, употребление в речи нецензурных слов и выражений в настоящее время.
Известно, что сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и очень долго являлось уголовно наказуемым. А во времена царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича выматерившегося человека подвергали публичной порке.
В настоящее время за сквернословие предусмотрены следующие наказания:
4.1 Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
Статья 20.1. Мелкое хулиганство
1. Мелкое хулиганство, то
есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу,
сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным
приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого
имущества, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти
минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до
пятнадцати суток.
4.2 Уголовный кодекс РФ
Статья 130. Оскорбление
1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Изучив данные выше материалы о наказаниях, обучающиеся поняли, что надо думать, прежде чем произнести нецензурные слова, говорить ли то, что думаешь сейчас. Мудрый Цицерон однажды сказал: «Прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их сначала через верхнюю часть».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Привычка к сквернословию формирует нравственный облик человека, мешает его приобщению к культуре, делает его ненадежным во взаимоотношениях с другими. Употребление сквернословий – признак духовного и нравственного разложения человека. «Невинная» привычка употреблять нецензурную лексику привела к тому, что многие используют его для связки слов, вставляя мат через каждое нормальное слово. Это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного опустошения. Так можем ли мы, простые русские люди, быть равнодушными свидетелями нравственного разложения нашего народа, распада исконных духовных ценностей нашего Отечества? Бесспорно, нет. О сути сквернословия должны знать и взрослые, и дети. Особенно дети!
Данное исследование навело нас на мысль, что необходимо информировать всех обучающихся школы о сквернословии, причинах и опасности употребления нецензурной лексики в речи. Нами проведены различные мероприятия: лекция «Вирус сквернословия» (8 – 11 классы), конкурс творческих работ «Не сквернословь! И в мире всегда будет весна!» (5 – 7 классы), конкурс листовок «О вреде сквернословия!» среди 8 – 9 классов (см. приложение 4), круглый стол «Актуальное интервью» среди 9 – 11 классов (см. приложение 3), классные часы и беседы о сквернословии (см. приложение 5).
Результаты нашего исследования подтверждают, что у большинства обучающихся изменилось отношение к нецензурным словам, они хотят избавиться от употребления сквернословий в речи.
Данное исследование о сквернословии «Как слово наше отзовется…» позволяет сделать следующие выводы:
· изучили значение слова «скверна»;
· выявили причины употребления сквернословий;
· определили отношение обучающихся и учителей к сквернословию в речи;
· убедили, что сквернословия опасны для формирования нравственного облика человека;
· изменили отношение к нецензурным словам, употребление которых – признак деградации русской культуры;
· пробудили стремление избавиться от сквернословий в речи, так как каждый человек несёт ответственность за слова и поступки.
Поверьте, бранные слова крутости не придают! И мое условие – долой сквернословие!
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Газета «Школьный психолог» №20/2018
2. Журнал «Наука и жизнь» - 2015. - №5. – С. 34 – 42.
3. Лекция о сквернословии. oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206
4. oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html
5. Сквернословие // Centre Magik. www.magik.ru/s68.asp
6. Эмото Масару. Любовь и вода. М.: София, 2016.
7. www.liveinternet.ru/users/alfijushka/post67412745
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лекция «Вирус сквернословия»
Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова.
Логан Пирсолл Смит
Перед проведением классного часа по теме «Вирус сквернословия» раздайте ученикам анкеты «Сквернословие в моей жизни» (см. приложение 2).
Что такое сквернословие?
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моде. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, является оружием неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
Матерная брань – это не просто набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».
В наше время мат используется для:
1) повышения эмоциональности речи;
2) эмоциональной разрядки;
3) оскорбления, унижения адресата речи;
4) демонстрации агрессии;
5) демонстрации отсутствия страха;
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;
7) демонстрации принадлежности к «своим».
На самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева). К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.
Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.
Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета «Сквернословие в моей жизни»
Класс_______ ___
Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________________ Спасибо за откровенность!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Творческий конкурс «Актуальное интервью»
Интервью «Что вы думаете о сквернословии?»
Корреспондент: - Поговорим о нашей речи. Часто ли мы обращаем внимание на то, как мы говорим, какие слова произносим? Почему зачастую не режут нам слух «словечки» ненормативного лексикона? Что вы думаете о сквернословии?
НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ
Честных Ольга Валерьевна (филолог): - Сквернословие повергает меня в ужас! Сейчас ужасно коверкается язык. Много самых простых слов носят неприличный характер. На уроке иногда даже слов не подобрать. Что касается нецензурной брани – отвратительно! Мужчинам ругаться – плохо, а девушкам – непристойно!
Попова Нина Тихоновна (биолог): - Я скажу коротко: я в ужасе!
Кочерова Татьяна Викторовна (историк): - Мне очень неприятно, что в школьном учреждении опускаются до такого уровня, что нецензурно выражаются!
НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ УЧЕНИКИ ШКОЛЫ
Вика и Катя (9Л): - Когда рядом с нами ругаются матом, мы просто не обращаем на это внимание! Если честно, нам все равно!
Толик (10Л): - Я не против мата. Иногда его можно использовать, но нужно знать, где и когда.
Артём и Антон (10К): - Это не очень плохо. Мы считаем, что ученикам младших классов нельзя ругаться, а старшеклассникам можно (только не при маленьких и взрослых), но нельзя злоупотреблять им.
Оксана и Настя (8Л): - А мы против бранных слов!!!
НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ РОДИТЕЛИ
Мама ученика 5 класса (не назвала себя): - Я не против мата! Иногда человеку свойственно вспылить!
Бабушка Зобниной Юлии (10Л): - Это очень плохо. Мат – это невоспитанность. Даже маленький ребенок это скажет!
Бабушка Честных Кристины (6К): - У меня отношение негативное, отрицательное. Это непорядочность и невоспитанность.
Папа Кирьянова Ивана (10К): - Ну что тут скажешь? Так развита молодежь!
Корреспондент: - Как вы видите, мнения расходятся. И все-таки преобладает количество голосов против сквернословия, но есть и те, кто его не отвергает, а даже приветствует. Многие, хотя и знают, что это бескультурье и необразованность, все равно используют нецензурные выражения в своей речи. Это вредная привычка! Нужно стараться отвыкать от сквернословий, хотя это и сложно, стараться пересилить себя. Ведь это нужно не только для окружающих тебя людей, но прежде всего для тебя.
Мы призываем вас: старайтесь отвыкать от сквернословия! Оно портит не только язык, но и отношение окружающих людей к вам. Следите за своей речью!
Интервью подготовила и провела
О.В.Честных
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Листовка с обращением к ученикам школы
Дорогие ребята!
Задумывались ли вы над тем, как влияет нецензурная брань на здоровье человека?
2020 год
Известный лингвист Владимир Даль писал в XIX веке: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Учёные доказали: слова могут разрушать живые организмы на молекулярном уровне.
Пётр Горяев создал аппарат, который «переводил» человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем исследовал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности – ДНК. С помощью этого чуда техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова. Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы. Во время отборной брани «корёжатся и рвутся» хромосомы. Затем опыту подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель по три-четыре часа в день магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибло, а выжившие стали генетическими уродами.
– Любое произнесённое слово – это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь, - говорит Горяев. – Иногда слово может
сработать как убийца, вызвать, например, рак, а иногда способно лечить.
Другой ученый, Владимир Морозов, утверждал: «Важно, не ЧТО говорит собеседник, а КАК». Его тесты показали, что более 60% людей оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении нашей психики: агрессия в сознании многих стала нормой.
Ученый Карасёв приводит свои аргументы: «В том, что мат, обидные, колючие замечания глубоко ранят человека, думаю, сомневаться не будет никто. Вспомните, когда вас самих обругают – грубо, грязно (не важно, по поводу или без повода), начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится, и в результате это приводит к стрессам и преждевременному старению.
ДУМАЙТЕ, КАК ВАШЕ СЛОВО ОТЗОВЁТСЯ, ДРУЗЬЯ!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Цель: обсуждение проблемы загрязнения современного русского языка нецензурными выражениями.
Задачи:
· предупреждать употребление обучающимися грубых слов;
· прививать любовь к родному языку;
· воспитывать культуру речевого поведения;
· показывать влияние грубой речи на здоровье человека.
Оборудование: презентация, рисунки, плакаты, стихи о слове, стенгазета «Как слово наше отзовётся», выставка книг по культуре речи, портреты Д.С.Лихачёва и Л.Н.Толстого, таблички с названиями команд.
Всякая мысль, выраженная словами,
есть сила, действие которой беспредельно.
Л.Н.Толстой.
Ход урока-дискуссии
1. Чтение стихотворения учеником.
Есть
слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
2. Дискуссия о бранных словах.
Учитель. Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами поговорим об очень важной проблеме - о сохранении чистоты родного языка, о влиянии загрязнения языка на здоровье человека. Здоровье зависит не только от наследственности, вашего образа жизни, но и от того, как и что мы говорим. Давайте рассмотрим различные точки зрения на данную проблему. Я представляю вам группы участников: “Исследователи”, “Лингвисты”.
Исследователи. Когда мы готовили материал к сегодняшнему разговору, то стали внимательно прислушиваться к речи окружающих. Наблюдения повергли нас в шок: степень загрязнения речи настолько велика, что создалось впечатление, будто сквернословят все вокруг, на нас просто хлынула лавина брани. Мы поинтересовались мнением известных русских людей по этому поводу. Д.С. Лихачев, великий русский просветитель, сказал: «Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создаёт ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело». Известный лингвист Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».
Лингвисты. Давайте посмотрим, откуда в языке появилось слово “брань”. Полторы тысячи лет назад на Руси начали выплавлять и ковать железо. Тогда и возникло слово “бронь”- доспехи. От него образовалось “брань”, означающее “сражение”. Слова и выражения, которые употреблялись на поле брани, назывались “бранными словами”. Они служили вызовом, презрением к противнику. Употребление их в повседневной жизни считалось грехом. К сожалению, нынешнее поколение не унаследовало сдержанность наших предков.
В языке существует норма – один из многих вариантов языковой единицы, который исторически принят обществом как единственно правильный. Многие подростки при анкетировании говорили, что следовать нормам – это скучно, каждый говорит так, как ему удобно. Брань, по их мнению, способ самоутверждения и стремления “быть как взрослые”, способ расслабления, часто – последний аргумент в споре.
Исследователи. Психологи утверждают, что расслабление необходимо, но расслабиться можно в танце, в музыке, в спорте, в путешествии. Человек, употребляющий в речи бранные слова, насыщает пространство негативной энергетикой, засоряет его. Окружающие, соприкоснувшись с этой энергией, могут заболеть. Последние исследования учёных – генетиков доказали, что слово материально.
Взрослым и детям. Наука предупреждает.
Не убивайте бранным словом!
В Институте Управления Российской академии наук группой учёных под руководством видного молекулярного биолога П.П.Горяева проводятся исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: “ Что же происходит сегодня с родом человеческим?”
С помощью аппаратуры, разработанной в лаборатории, учёные пришли к выводу: молекулы ДНК воспринимают человеческую речь! И более того, под воздействием человеческой речи эти молекулы, ответственные за наследственность, меняют свою форму и структуру. А это значит, что каждый человек своей речью влияет на собственную жизненную программу!
Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет бранные слова, несущие разрушительный снаряд, его хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Причём до такой степени, что происходит видоизменение молекулы ДНК, и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации. Отсюда, все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства.
Наука предупреждает, что каждое слово, сказанное или воспринятое нами, воздействует на нас явно или скрыто, поэтому необходимо беречь себя и окружающих от бранных слов, несущих разрушение!
Лингвисты. Замечательные слова сказал по этому поводу Л.Н.Толстой: “Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно”.
Исследователи. Никто, кроме современного человека, не внёс в русский язык столько “прекрасного”. Речь наших сверстников порой совершенно нельзя понять, можно составить целый словарь молодёжного сленга: шнобель – нос, копыта – ноги, лупы – глаза, хлеборезка – рот, грабли – руки, шнурки – родители, базар – речь и так далее. Брань теперь не редкость в литературных произведениях, в публичных выступлениях, в фильмах. Опасно ли распространение сквернословия? Да, оно принимает угрожающие размеры и формы, охватило все возрасты и стало опасным. Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда под наркозом ругались интеллигентные люди, никогда не употреблявшие грубых слов.
Лингвисты. Наш язык болеет. Об этом с тревогой пишут сегодня и ученые, и педагоги, и журналисты. Бурная, противоречивая общественная жизнь отразилась на состоянии языка. Его наполнили элементы уголовного жаргона, неуклюжие заимствования. Естественный процесс развития языка оборачивается его разрушением.
Исследователи. Мы хотим проиллюстрировать это утверждение примером. Представьте себе реку, в которую завод сливает отходы производства. Чтобы не произошла экологическая катастрофа, за количеством отходов следит специальное ведомство. Но в один прекрасный день это ведомство распустили, больше не запрещено загрязнять реку вредными веществами. Чем окончится такая безответственность? Гибелью реки!
Лингвисты. Всякое сравнение, в том числе и это, неточно, река – это не язык. Но ведь язык, как и река, представляет собою сложную систему, где каждый элемент занимает определённое место.
Систему разрушает хаос. Так, например, всякому подростку понятна разница между словами “девочка” и “девка”. Но если в современном языке эти слова звучат в печати, их говорят герои телефильмов, тогда они начинают восприниматься как равноправные синонимы. Это и есть разрушение, нашу речь уже невозможно правильно понять и оценить. Вы, например, хотите искренне поприветствовать человека, а он ваше обращение воспринимает как оскорбительный выпад. Язык теряет надёжность, красоту и начинает работать со сбоями, как компьютерная программа, зараженная вирусом. Как же быть с теми, кто сквернословит?
Исследователи. У тех, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включать программу самоуничтожения; второй – духовного роста, совершенствования, путь красоты. Для этого не надо употреблять слова ненормативной лексики, не заменять ругательства начальными буквами, не надо заменять сквернословие культурными ругательствами, они не чище обычных. Исправить всё общество мы не в состоянии, но пресечь сквернословие в школе, в семье, в компании, на улице можно.
Лингвисты. В речи существуют нейтральные выражения, заменяющие грубое и непристойное, они называются эвфемизмы. Можно сказать “пудрить мозги”, а можно – вводить в затруднение; вместо “жирный” - полный, вместо “сдохнуть” - умереть. Эвфемизмы помогут избежать конфликтов, проявить уважение к собеседнику.
Учитель. С древних времён мудрые люди знали о великом значении слов, придумали о них множество пословиц и поговорок. Предлагаю вспомнить их.
Хоть
слово не обух, а от него люди гибнут.
Язык голубит, язык и губит.
Слово – не воробей, вылетит – жди беды.
Слово – не стрела, а пуще стрелы разит.
У него что на уме, то и на языке.
Рана от копья - на теле, рана от речей – в душе.
Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.
На гнилое слово держи ухо глухо.
Каков разум таковы и речи.
Жало остро, а язык острей того.
За худые слова слетит и голова.
И доброе слово не уймёт злого.
Дурное – что смола; пристанет – не отлепишь.
Гнило слово от гнила сердца.
Как сказано, так и сделано.
Работа в группах:
· 1-я группа – составление “Словаря добрых слов” для различных ситуаций (общение в транспорте, в театре, разговор по телефону, приглашение, благодарение, прощение и т.д.);
· 2-я группа – составление памятки для учащихся “Берегите чистоту речи”.
Памятка.
Не
говорите плохих слов сами.
Не копируйте других.
Не говорите как все, не старайтесь быть похожими на кого – то, сохраняйте
самобытность и свою культуру речи.
Помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.
3. Рефлексия.
· О какой проблеме мы сегодня говорили?
· На ваш взгляд, опасно ли сквернословие?
· Какие варианты решения проблемы сквернословия для общества вы предлагаете?
· Как вы будете решать эту проблему для себя?
Добрые слова.
Ах,
как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот час,
Когда они другим необходимы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.