Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
«Человек на войне»
История железной дороги Ижевск–Балезино
Выполнила работу:
Ефимова Анастасия
ученица 3 «А» класса
Руководитель:
Васильева Н.А.
Глазов
2024
Введение
Про Великую Отечественную войну мы говорим часто и понимаем, насколько трудным был путь к Победе, какой подвиг совершили фронтовики и труженики тыла.
Одним из подвигов стало строительство железной дороги Ижевск – Балезино протяженностью 146 км. Эта дорога имела важное значение, потому что должна была связать Урал, Сибирь и Север страны. Это стало жизненно необходимым в годы Великой Отечественной Войны.
Тема актуальная. Время идет, а участников Великой Отечественной войны в нашем городе с каждым годом становится меньше. Память об участниках должна сохраниться в памяти благодарных потомков. Актуальность этой темы для меня ещё и в том, что моя прабабушка тоже является участницей строительства железной дороги Ижевск – Балезино, и у меня появилась возможность больше узнать об этом строительстве и оценить народный подвиг во имя Победы.
Цель:
изучение воспоминаний строителей железной дороги Ижевск – Балезино.
Задачи:
1. Изучить историю железной дороги Ижевск–Балезино.
2. Узнать, почему это главная стройка военного времени.
3. Узнать у бабушки о её маме – участнице строительства железной дороги.
4. Презентовать работу на уроке окружающего мира.
Гипотеза: Если дети и подростки будут знакомы с достоверными фактами, то они смогут сохранить память о прошлом, чтобы жить в будущем.
Главная стройка военного времени.
История железной дороги Ижевск–Балезино
Более 80 лет назад, в январские дни военного 1942 года в Удмуртии началось строительство железной дороги Ижевск-Балезино. Линия, протяженностью 146 км, создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга, имела важное значение по перевозке леса, каменного угля, металла и других грузов, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства республики.
Проектно-изыскательные работы по строительству железнодорожной линии Ижевск-Балезино проходили еще в 1931 году.
Проектно-изыскательские работы.
Фото: Архивы Удмуртии
Дорогу строил народ в годы Великой отечественной войны. Основной рабочей силой были колхозники, женщины и подростки.
Мою прабабушку звали Ельцова Лия Андриановна. Она родилась в октябре 1929 г. в деревне Эшмет Юкаменского района. Из рассказов бабушки я узнала, что когда её маме, моей прабабушке, исполнилось 12 лет,
ее отправили на строительство железной дороги Балезино - Ижевск. Большинство мужчин были на войне, поэтому дорогу строили подростки либо женщины и старики.
В основном работы велись вручную, основным транспортом служили лошади. Сначала прорубалась просека, выкорчевывались пни, затем готовили насыпь или копали выемку.
Фото из личного архива
… «Народу было видимо-невидимо со всех деревень Удмуртии. Землю на подъем насыпи возили на лошадях, запряженных в двухколесные тачки, работали старики и подростки. Есть досыта не приходилось, но работали с большим энтузиазмом, отовсюду были слышны песни и пляска, играла гармонь, а кто-то и плакал, видя проходившие санитарные поезда с ранеными и с военным грузом.»…
Работа была физическая, очень тяжелая, люди часто забывали про еду и сон. Приходилось рубить деревья, носить на носилках землю, выкладывать рельсы. Зимой было еще тяжелее, было холодно, и есть было нечего, хлеб давали совсем немного. Летом ходили на луга и ели траву. Спали в шалашах, и спали очень мало.
Насыпь железнодорожного полотна была поднята в течение одного месяца – июня 1942 г., и сразу же возили и клали шпалы.
В строительстве принимали участие 29 районов Удмуртии. Максимальный выход рабочих был организован в июне и июле 1942 года, когда на трассе ежедневно трудилось 24 тыс. пеших и 7,5 тыс. конных колхозников.
Разработка выемки на 87-м км колхозниками Юкаменского района, 1943 год.
Фото: Архивы Удмуртии
Весь заработок за июнь, июль 1942 г., за период максимальной мобилизации, колхозники перечислили на строительство танковой колонны имени Удмуртской республики. Было собрано более 2 млн. рублей.
.... «Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого было одно желание –быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине»...
Фото: Укладка последних звеньев пути перед смычкой южного и северного участков железной дороги Ижевск – Балезино, 27 января 1943 года, Архивы Удмуртии
В марте 1943 года по железнодорожной линии Ижевск – Балезино было открыто рабочее движение. Тяжеловесные поезда, груженные оружием, изготовленным на уральских заводах, устремились на запад, туда, где Красная Армия громила ненавистного врага, очищая родную землю от немецко-фашистских захватчиков. Только в 1943-1944 гг. по линии было перевезено более 1 млн. 600 тыс. тонн различных грузов, главными из которых явились спецдревесина для авиазаводов, рудостойка для Донбасса и топливо для оборонных предприятий.
Пассажирский поезд на ст. Игра, 1943–1944 годы.
Фото: Архивы Удмуртии
9 февраля 1945 г. правительственная комиссия подписала акт о приемке железнодорожной линии Ижевск – Балезино в постоянную эксплуатацию.
Заключение
Выводы:
Изучая воспоминания строителей дороги, я убедилась в том, что дорогу строили дети, женщины, старики. Работы производились в основном ручными орудиями труда. Было проведено очень много земляных работ.
Дорога протяженностью 146 километров начала строится 1 января 1942 года, а завершилась 1 марта 1943 года. Построена для рабочего движения всего лишь за 1 год и 2 месяца. 166 мостов потребовалось возвести строителям-мостовикам. Для строительства потребовалось 27 тонн гвоздей, 12 тысяч штук болтов для мостовых креплений, 316 тонн сортового железа. Более 3 млн. кубометров земли потребовалось для строительства дороги. На пути строителей было 95 километров леса. 29 районов Удмуртии строили эту трассу.
12 сентября 1994 г. Вышло постановление совета министров Удмуртской Республики о строительстве памятника в с. Кекоран участникам строительства железной дороги Ижевск-Балезино.
Был увековечен трудовой подвиг строителей железной дороги Ижевск-Балезино в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Список использованных источников и литературы
1. Литература:
- История Урала: XX век/ Под ред. Проф. Б.В.Личмана и проф. В.Д.Камынина. Екатеринбург, 1996.
- «Мы за ценой не постоим…» Из истории строительства железной М94 дороги Ижевск-Балезино: Документы и материалы.- Ижевск: Удмуртия, 2005.
2. Архивные документы:
- Постановление СНК УАССР и Бюро Удмуртского Обкома ВКП(б) о начале строительства железной дороги Ижевск – Балезино и мобилизации колхозников от 25 декабря 1941 г. ЦГА УР (фотокопии)
- Рапорт строителей железной дороги Ижевск – Балезино Уполномоченному Государственного Комитета Обороны по УАССР А.П. Чекинову об открытии сквозного движения, 29 января 1943 года
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.