Исследовательская работа по теме "История железной дороги Ижевск - Балезино"
Оценка 4.7

Исследовательская работа по теме "История железной дороги Ижевск - Балезино"

Оценка 4.7
docx
22.04.2024
Исследовательская работа по теме "История железной дороги Ижевск - Балезино"
История железной дороги Ижевск–Балезино.docx

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

 

 

 

 

«Человек на войне»

История железной дороги Ижевск–Балезино

 

 

                                                     

                                                   Выполнила работу:

                                                                 Ефимова Анастасия

                                                                   ученица 3 «А» класса

                                                                                                   Руководитель:

                                                                                       Васильева Н.А.

                  

 

 

 

 

Глазов

 2024

 

 

 

Введение

Про  Великую Отечественную войну мы говорим часто и понимаем, насколько трудным был путь к Победе, какой подвиг совершили фронтовики и труженики тыла.

Одним из  подвигов стало строительство железной дороги Ижевск – Балезино протяженностью 146 км. Эта дорога имела важное  значение, потому что  должна была связать Урал, Сибирь и Север страны. Это стало жизненно необходимым в годы Великой Отечественной Войны.

Тема актуальная. Время идет, а участников Великой Отечественной войны в нашем городе с каждым годом становится меньше. Память об участниках должна сохраниться в памяти благодарных потомков.     Актуальность этой темы для меня  ещё и в том, что моя прабабушка тоже является участницей строительства железной дороги Ижевск – Балезино, и у меня появилась возможность больше узнать об этом строительстве и оценить народный подвиг во имя Победы.

Цель:

 изучение воспоминаний строителей железной дороги Ижевск – Балезино.

Задачи:

 1. Изучить историю железной дороги Ижевск–Балезино.

 2. Узнать, почему это главная стройка военного времени.

3. Узнать у бабушки о её маме – участнице строительства железной дороги.

4. Презентовать работу на уроке окружающего мира.

Гипотеза:  Если дети  и подростки будут знакомы с достоверными фактами, то они смогут сохранить память о прошлом, чтобы жить в будущем.

 

Главная стройка военного времени.

История железной дороги Ижевск–Балезино

Более 80 лет назад, в январские дни военного 1942 года в Удмуртии началось строительство железной дороги Ижевск-Балезино. Линия, протяженностью 146 км, создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга, имела важное  значение  по перевозке леса, каменного угля, металла и других грузов, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства республики.

Проектно-изыскательные работы по строительству железнодорожной линии Ижевск-Балезино проходили еще в 1931 году.

Проектно-изыскательские работы

Проектно-изыскательские работы.

Фото: Архивы Удмуртии

 

Дорогу строил народ в годы Великой отечественной войны. Основной рабочей силой были колхозники,  женщины и подростки.

 

Мою прабабушку звали Ельцова Лия  Андриановна. Она родилась в октябре 1929 г. в деревне Эшмет Юкаменского района.  Из рассказов бабушки я узнала, что когда её маме, моей прабабушке, исполнилось 12 лет,

ее отправили на   строительство железной дороги Балезино - Ижевск. Большинство мужчин были на войне, поэтому дорогу строили подростки либо женщины и старики.

В основном работы велись вручную, основным транспортом служили лошади. Сначала прорубалась просека, выкорчевывались пни, затем  готовили насыпь или копали выемку.

Фото из личного архива

… «Народу было видимо-невидимо со всех деревень Удмуртии. Землю на подъем насыпи возили на лошадях, запряженных в двухколесные тачки, работали старики и подростки. Есть досыта не приходилось, но работали с большим энтузиазмом, отовсюду были слышны песни и пляска, играла гармонь, а кто-то и плакал, видя проходившие санитарные поезда с ранеными и с военным грузом.»…

Работа была физическая, очень  тяжелая, люди часто забывали про еду и сон. Приходилось рубить деревья, носить на носилках землю, выкладывать рельсы. Зимой было еще тяжелее, было холодно, и есть было нечего, хлеб давали совсем немного. Летом ходили на луга и ели траву. Спали в шалашах, и спали очень мало.

Насыпь железнодорожного полотна была поднята в течение одного месяца – июня 1942 г., и сразу же возили и клали шпалы.

В строительстве принимали участие 29 районов Удмуртии. Максимальный выход рабочих был организован в июне и июле 1942 года, когда на трассе ежедневно трудилось 24 тыс. пеших и 7,5 тыс. конных колхозников.

Разработка выемки

Разработка выемки на 87-м км колхозниками Юкаменского района, 1943 год.

Фото: Архивы Удмуртии

 Весь заработок за июнь, июль 1942 г., за период максимальной мобилизации, колхозники перечислили на строительство танковой колонны имени Удмуртской республики. Было собрано более 2 млн. рублей.

.... «Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого было одно желание –быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине»...

 

Укладка последних звеньев пути

Фото: Укладка последних звеньев пути перед смычкой южного и северного участков железной дороги Ижевск – Балезино, 27 января 1943 года, Архивы Удмуртии

 

В марте 1943 года по железнодорожной линии Ижевск – Балезино было открыто рабочее движение. Тяжеловесные поезда, груженные  оружием, изготовленным на уральских заводах, устремились на запад, туда, где Красная Армия громила ненавистного врага, очищая родную землю от немецко-фашистских захватчиков. Только в 1943-1944 гг. по линии было перевезено более 1 млн. 600 тыс. тонн различных грузов, главными из которых явились спецдревесина для авиазаводов, рудостойка для Донбасса и топливо для оборонных предприятий.

Пассажирский поезд на ст. Игра

Пассажирский поезд на ст. Игра, 1943–1944 годы.

Фото: Архивы Удмуртии

9 февраля 1945 г. правительственная комиссия подписала акт о приемке железнодорожной линии Ижевск – Балезино в постоянную эксплуатацию.

Заключение

Выводы:

Изучая воспоминания строителей дороги, я убедилась в том, что дорогу строили дети, женщины, старики. Работы производились в основном ручными орудиями труда. Было проведено очень много земляных работ.

Дорога протяженностью 146 километров начала строится 1 января 1942 года, а завершилась 1 марта 1943 года. Построена для рабочего движения всего лишь за 1 год и 2 месяца. 166 мостов потребовалось возвести строителям-мостовикам. Для строительства потребовалось 27 тонн гвоздей, 12 тысяч штук болтов для мостовых креплений, 316 тонн сортового железа. Более 3 млн. кубометров земли потребовалось для строительства дороги. На пути строителей было 95 километров леса. 29 районов Удмуртии строили эту трассу.

12 сентября 1994 г. Вышло постановление совета министров Удмуртской Республики о строительстве памятника в с. Кекоран участникам строительства железной дороги Ижевск-Балезино.

Был увековечен трудовой подвиг строителей железной дороги Ижевск-Балезино в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1.     Литература:

- История Урала: XX век/ Под ред. Проф. Б.В.Личмана и проф. В.Д.Камынина. Екатеринбург, 1996.

- «Мы за ценой не постоим…» Из истории строительства железной М94 дороги Ижевск-Балезино: Документы и материалы.- Ижевск: Удмуртия, 2005.

2.     Архивные документы:

- Постановление СНК УАССР и Бюро Удмуртского Обкома ВКП(б) о начале строительства железной дороги Ижевск – Балезино и мобилизации колхозников от 25 декабря 1941 г. ЦГА УР (фотокопии)

- Рапорт строителей железной дороги Ижевск – Балезино Уполномоченному Государственного Комитета Обороны по УАССР А.П. Чекинову об открытии сквозного движения, 29 января 1943 года


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» «Человек на войне»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» «Человек на войне»

Введение Про Великую Отечественную войну мы говорим часто и понимаем, насколько трудным был путь к

Введение Про Великую Отечественную войну мы говорим часто и понимаем, насколько трудным был путь к

Главная стройка военного времени

Главная стройка военного времени

Балезино - Ижевск. Большинство мужчин были на войне, поэтому дорогу строили подростки либо женщины и старики

Балезино - Ижевск. Большинство мужчин были на войне, поэтому дорогу строили подростки либо женщины и старики

Разработка выемки на 87-м км колхозниками

Разработка выемки на 87-м км колхозниками

Красная Армия громила ненавистного врага, очищая родную землю от немецко-фашистских захватчиков

Красная Армия громила ненавистного врага, очищая родную землю от немецко-фашистских захватчиков

Более 3 млн. кубометров земли потребовалось для строительства дороги

Более 3 млн. кубометров земли потребовалось для строительства дороги

Список использованных источников и литературы 1

Список использованных источников и литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2024