Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса
Оценка 4.8

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Оценка 4.8
Научные работы
docx
русская литература
Взрослым
26.02.2017
Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса
Цель: сформировать у учащихся знания о литературоведческих понятиях и навыки их применения через исследовательскую беседу. Задачи: создание условий для изучения литературоведческих терминов в процессе исследовательской беседы через организацию групповой работы; способствовать пониманию основных характеристик и классификаций литературоведческих терминов посредством применения стратегий диалогического обучения; развитие умения через анализ литературоведческих понятий делать суждения относительно личностной позиции учащегося. Ожидаемый результат: знать необходимый перечень литературоведческих понятий; понимать их отличительные признаки и ключевые характеристики; уметь создавать через эти знания свои работы (устные выступления, синквейны, творческие работы) и оценивать собственные возможности.«Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса»
Доклад по теме Исследовательская беседа как способ изучения литер. терминов.docx
Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса             1.Актуальность проблемы.             Администрация и коллектив специализированной школы­гимназии  для одарённых детей с обучением на трёх языка, в которой я работаю,  выдвинула приоритетное направление в своей работе: готовить своих  учеников жить и действовать в новом мире, помочь ученикам освоить такие способности, которые станут востребованы в их жизни, а именно:  способность нестандартно мыслить, уметь наблюдать, анализировать,  вносить свои предложения, аргументировать их, творчески мыслить,  оценивать свои силы и возможности. Таким образом, коллектив нашей  школы уже более 10 лет решает задачу подготовки ученика к  самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим  творческой группой учителей разработана и внедряется программа по  совершенствованию исследовательской и научной деятельности прежде  всего одарённых детей. Только за последние 2 года 11 учеников нашей  школы стали победителями и призёрами в конкурсах научных проектов,  один из них – победитель Международной научной конференции во  Франции. Однако процесс исследования должен осуществляться и на  каждом уроке.                        Работая   в   школе   с   такими   богатыми   традициями   в   сфере исследовательской деятельности учеников, я не могла, обучаясь на курсах повышения   квалификации   по   Программе   второго   уровня,   не   обратить внимания   на   исследовательскую   беседу   при   изучении   модуля  «Новые подходы в обучении и преподавании» в разделе «Диалогическое обучение». Я   поняла,   что   исследование   –   неотъемлемая   потребность   ребёнка, заложенная в нём изначально. Мыслительные процессы, активность – всё, о чём я говорила выше, развивается именно через деятельность, имеющую исследовательский  характер. Ключевым стало  для меня утверждение:«В результате   анализа   исследований   была   установлена   связь   между говорением,   слушанием   и   обучением   учеников   .Барнс   (1976)   и   Мерсер (2000)   утверждают,   что  исследовательская   беседа  является   тем типом   беседы,   который   необходимо   совершенствовать   учителям». (Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики   Казахстан   второго   уровня,   стр.145).Этот   постулат   стал отправной   точкой   для   окончательной   формулировки   моей   темы   для исследования в действии. Таким образом, актуальность темы объяснима и 1 потребностью современной школы, и открытием новых методов воспитания личности ученика, и для совершенствования учителя. 2.Постановка проблемы.              Итак, где наиболее актуально будет данное исследование, как оно будет востребовано другими учителями в их практике? Поэтапно отвечая на эти вопросы, проанализировав свою многолетнюю практику, соизмерив собственные знания, я пришла к выводу, что данный подход будет наиболее актуален в выпускном классе, но, так как в 11 классе по сути личность уже сформирована и обладает определённым набором инструментов в данной области,   я   остановила   свой   выбор   на   9   выпускном   классе.   Многие   из учащихся   уйдут   из   школы,   поступят   в   колледжи,   и   навыки исследовательской беседы   помогут им в выборе в том числе их будущей профессии. Это в будущем. Сейчас же актуальным для девятиклассников является сдача первых в их жизни выпускных экзаменов, в том числе по русскому   языку   и   литературе.   Так   как   наша   школа   имеет   статус   «для одарённых детей», это будет сочинение по классическим произведениям русской литературы 19 века. Мне, как филологу, ясно, что без понимания произведения,  без его  анализа  это  сделать невозможно.  В  свою  очередь, анализ произведений, к тому же таких сложных, как тексты драматические, невозможен   без   знания   литературоведческих   терминов.   Таким   образом, тема получила  конкретный диапазон применения и реализации. Однако мне важно было получить мнение и советы своих коллег. Я провела беседу с заместителем   директора   по   учебной   работе М.С.Г.,   которая   также   является   учителем русского языка и литературы и имеет большой опыт работы. Она одобрила тему, отметив, что эта тема актуальна ещё по ряду причин: 1.В   литературоведении   на   данный   момент немного изучению литературоведческих   терминов   именно   в   9 классе.  2.Класс,   языковой   компетенцией, отличается   высокой   культурой   чтения, полиязычный, вами ведётся в данном классе драматический кружок, то есть существуют   все   предпосылки,   база   для   осуществления   исследования   в полном объёме. 3.Изучение   и   применение   анализа   литературоведческих   терминов   – проблема, которая остро стоит в целом на современных уроках литературы, и выработка новых подходов в данном направлении актуальна как никогда.   выбранный   для   исследования,          Беседа с завучем   работ   по      Учитывая сказанное выше, я провела беседу с учителями группы  2 «Lesson  study»,  прошедшими   курсы   повышения   квалификации   1   и   3 уровней,   а   также   классным   руководителем.   Они   отметили,   что актуальность   темы   в   данном   случае   нельзя   доказать   только   цифрами   о качестве знаний в данном классе по предмету «Литература», к тому же качество в течение нескольких лет стабильно высокое :75­80%. Важно не допустить его снижения, так как курс литературы в 9 классе и требования к знаниям и умениям качественно и количественно повышены.В особенности это   касается   именно   понимания   и   применения   терминов   при   изучении сложных произведений в дальнейшем –в 10­11 классах. В этом  аспекте   9   класс   является   базовым,   так   как   все   термины   должны   быть сформированы. Я   понимала,   что   для   окончательной   формулировки   темы   у   меня недостаточно собрано объективных данных. Но каких? Ответ я получила, перечитав   тему  «Диалогическое   обучение»:«Когда   учащимся предоставляется   возможность   внести   свой   вклад   в   диалоговое обучение   в   классе   различными   способами,   они   могут   осознать ограничения своего понимания. В то же время они практикуют новые способы использования речи в качестве инструмента для формирования знания». (Программа,стр.144) Я   поняла   необходимость   проведения   анкетирования   учащихся, чтобы понять их видение данной проблемы и заручиться их косвенной, но поддержкой.     Я   предложила   ответить   на   ряд   вопросов,   связанных   в   целом   с актуальностью уроков литературы, также давались вопросы о том, каким вы хотели бы видеть урок литературы, как вам лучше работается  ( индивидуально или в группах), нужно ли изучать термины и почему вы так считаете. Отдельное   анкетирование   было   проведено   на   знание   терминов. Данные помогли мне сделать вывод о том, что почти половина опрошенных не   знает   термины   и   не   умеет   приводить   примеры.   Таким   образом,   моё предположение   о   том,   что   традиционный   урок   не   даёт   в   полной   мере изучить нужный перечень понятий и есть необходимость внести изменения в свою практику, нашло фактическое подтверждение.  Результаты представлены в таблице и диаграмме. Класс Всего уч­ ся Вырази т. ср­ва + ­ Элем. Сюж. Комп. + ­ При меры Драм. произ. При меры + ­ Прим. 11­68% 5­31% 10­62% 8­50% 8­50% 8­50% 8­50% 8­50% 6­38% 9  класс 16(до изучения темы) 3 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 Да Нет Важен урок? Знат ь т ерм. Груп.раб. Знание т . на 80% Таким образом, мною была окончательно поставлена проблема для исследования в действии: «Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса»      Цель: сформировать у учащихся знания о литературоведческих понятиях и навыки их применения через исследовательскую беседу.   Задачи:  создание условий для изучения литературоведческих терминов в процессе исследовательской беседы через организацию групповой работы;  способствовать   пониманию   основных   характеристик   и   классификаций литературоведческих   терминов   посредством   применения   стратегий диалогического обучения;  развитие   умения   через   анализ   литературоведческих   понятий   делать суждения относительно личностной позиции учащегося.   Ожидаемый результат:  знать необходимый перечень литературоведческих понятий;  понимать их отличительные признаки и ключевые характеристики;  уметь   создавать   через   эти   знания   свои   работы   (устные   выступления, синквейны, творческие работы) и оценивать собственные возможности. 3. Пути решение проблемы. Следующим   шагом   после   формулирования   проблемы   было спланировать и разработать необходимые действия для её решения. Будучи филологом, я обратила внимание на тему «Диалогическое обучение», ведь беседа   –   это   важнейший   механизм,   приводящий   в   действие   урок литературы, это основной источник и формирования знаний, и контроля  за пониманием   этих   знаний   учащимися.   Но   ведь   диалоговый   подход применялся мною всегда. Однако ответ я получила, обратив внимание на следующее замечание: «Вовлечение учеников в исследовательскую беседу, как правило, реализуется в условиях работы в малых группах, в которых 4 участники   имеют   общую   проблему,   формируют   совместное   ее понимание,   обмениваются   идеями   и   мнениями,   обсуждают   и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами, ученики мыслят совместно» (Программа для учителей, стр. 145). Теперь я понимала, какие шаги мне необходимо предпринять для организации исследовательской беседы и изучения её влияния на процесс изучения литературоведческих терминов. Девятый     класс,   выбранный   для   исследования,   небольшой, коллектив сформирован, проблем с дисциплиной нет, ученики читающие. В таком   классе   группы   должны   формироваться   каждый   раз   новые   (чтобы ученики могли примерить на себя разные роли в разных сочетаниях), малые ( по 4 человека). В связи с этим заранее продумала деление на группы. Для достижения целей заявленной темы групповую работу я связала с   приёмами  критического   мышления,   так   как   именно:«Критическое мышление,  как   правило,   сопровождает   процессы   рассуждения, формулировки  выводов  или решения  проблемы,  т.е.  всякий раз,  когда необходимо установить,  чему  верить,  что  делать и  как  действовать разумным и рефлексивным способом»(Программа, стр.126)    Продумала внедрение ИКТ в серии уроков для гибкости подачи заданий на уроке, объяснения новых терминов, контроля за их пониманием, демонстрации видеофрагментов для повышения интереса к уроку. Обратилась   к   более   опытным   коллегам,   создав   группу  «Lesson study», для совместного планирования серии последовательных уроков и просьбой о наблюдении за учениками А,Б,В. 5 Характеристика А,Б и В Начиная   с   первого   урока,   заявленная   тема   исследования   начала   реализовываться.   Через   исследовательскую   беседу   ученики   приходили   к выявлению основных особенностей, закрепляли и применяли при анализе пьесы.   Обсуждение   проходило   конструктивно   и,   отметили   ученики   в рефлексии,   диалог   в   группе   помог   им   найти   верный   путь   объяснения терминов и их применения.     Данный  урок должен был  показать, насколько  выбранные  методы актуальны для решения заявленной темы исследования. После применения приёма  «Корзина   идей»  учащиеся   смогли   спрогнозировать   основные проблемы произведения. Задания по группам были спланированы так, что каждая команда должна была оперировать набором терминов, связанных с понятием  «Драма».  Как я и предполагала, выступление одной из групп, которая должна была представить эти термины, стала залогом успешной реализации всех задач урока, особенно при выполнении задания «Афиша», так как этот приём должен был показать не только качество запоминания, но   и   степень   применения   терминов   при   анализе   текста.   Проведённый   в конце урока  Терминологический диктант  показал, что все допустили 6 лишь   по   одной   ошибке.   Анализ   урока,   сделанный   через   просмотр видеофрагментов, убедил, что  большинство учащихся были  вовлечены в исследовательскую беседу через указанные мною приёмы во время группового обсуждения.  Вот отрывок из беседы: Постер по "Афише" смогут   ­   Я   считаю,   что   Молчалин   имеет   такую   фамилию,   потому   что   молчит. (Ученица А) ­А   если   он   не   просто   молчит,   он   молчит, когда ему выгодно? ( Б) ­Когда например? Я не помню? (В) ­ Когда говорит Фамусов. (А) ­Уверена? А когда с Софьей? (Б). ­  Да,  согласен,  точно,  я вспомнил.  Диалог вначале был (В) ­ А как вы думаете, монолог его нам может о чём­ то сказать? (А) ­Хорошая мысль, посмотрим на завязку комедии (Б)     Такой анализ (с помощью видео) в данном случае помог выяснить и то,   над   чем   предстоит   работать   дальше:   я   поняла,   что   необходимо разнообразить   приёмы,   во   время   которых ученики   заниматься   мини­ исследованием   не   только   в   группах,   но   и   в парах,   а   также   сами   обобщать   результаты исследования. В связи с этим на втором уроке я   провела   в   парах   приём  «Ложное утверждение»,   который   и   был   направлен именно   на   выявление   проблемы   (ложного утверждения)   и   на   то,   как   можно   его исправить.   Все   задания   были   спланированы так, что требовали найти нестандартный подход («Узнай героя по видео»), проявить интуицию  («Поймай вопрос»),творческие способности, навыки использования терминов («Портрет героев»).     тест с самопроверкой и самостоятельно объяснили свои ошибки.  Для  коррекции на следующем уроке группы выполнили итоговый Работа по приёму "Ложное  утверждение" А ­ была лидером на протяжении всего урока. Активно работала индивидуально, в парах, помогала своей слабой группе, не совсем уверенно чувствовала себя при работе с видео, сама объяснила, что нет культуры зрителя,   но   приём   интересный   и   даже   посоветовала   себе   посмотреть спектакль по комедии полностью. Б – работа сложилась не совсем удачно. Он был скорее теневым лидером.   Несмотря   на   это   было   заметно,   что   термины   он   усвоил,   в интервью   первым   дал   определение   той   беседе,   которая   применялась   на 7 уроке, как «исследование», и сам объяснил процесс. Ход его мышления был правильным. Необходимо добиться раскрытия этого потенциала. В­  учащийся  сам по  себе активный  и  порой  мешал на уроке. Но теперь его энергия была направлена в нужное русло. Он блистал идеями, был активен в обсуждении новых терминов, сам помогал другим. Мешало то (как он сам отметил), что он не очень хорошо знал текст пьесы, поэтому в   рефлексии   отметил,   что   надо   перечитать   текст.   Его   активность   и стремление узнать больше отметили в группе.     Для того чтобы исследование не заканчивалось после звонка с урока, а продолжилось дома, ученики А, Б и В получили дифференцированное домашнее задание: А ­ обобщила термины по теме фамусовское общество в виде презентации, Б – в виде письма герою, В– в виде кроссворда.   Таким образом, после второго урока я имела объективные факты того,  что   исследовательская   беседа   не   просто   реализуется   на   уроках,  а именно   в   процессе   данной   деятельности   ученики,   в   результате сотрудничества, учатся совместному изучению, запоминанию и применению литературоведческих терминов. В связи с этим мне необходимо было для реального   подтверждения   первоначальных   выводов   собрать   ещё   более веские   доказательства,   а   также   расширить   сферу   исследовательской беседы, предложив учащимся описанное выше домашнее задание, которое стало   мини­исследованием,   являющимся   отправной   точкой   для исследовательской беседы на третьем уроке.     приём  «Пазлы» Само деление на группы уже носило исследовательский характер: ­Какой эпизод у вас изображён? Объясните, как вы это поняли?    Я предложила на урок задания:  «Лови ошибку», «Литературная     дуэль»,требовавшие от учащихся выявления проблемы, умения находить пути её решения и объяснения с опорой не просто на знание   терминов,   а   их   анализ,   выдвижения   их   в качестве   гипотезы   или   в   качестве   доказательства. Основная   нагрузка   легла   на   ключевые   задания: «Группа   стикеров»    (характеристика   Чацкого)   и сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина. Я   обратила   внимание,   что   последние   задания, вызывавшие раньше трудности у учащихся, на данном уроке   были   выполнены   более   чётко,   точно, рассмотрены с разных точек зрения, так как особенно последнее   задание   выполнялось   через   прием «Карусель»,   а   значит   предполагало   не   только собственное исследование по теме, его результат и афиширование в виде таблицы,   но   и   анализ   того,   как   это   исследование   выполнялось   другими группами.  Приём "Группа  стикеров" 8 задания «Карусель».   Транскрипт отрывка исследовательской беседы в ходе выполнения Ученица А Ученик Б Ученик В ­ Да­да, вот они  пишут, что герой – носитель взглядов  декабристов, а  Фамусов –  представитель века  минувшего.  Поставим 2 балла? ­Я считаю, что  группа не раскрыла  отношение Чацкого  к фамусовсому  обществу. Они не  показали конфликт,  нет примеров из  монологов Чацкого. В итоге не показана  драма героя.  Поставим 1 балл? ­ Согласна. Им  просто надо было  более чётко  проследить по  элементам  композиции  развитие  конфликта. ­ Подожди, есть примеры по  развитию  действия, вот  они пишут, что  герой  противопоставл ен этому  обществу.  Значит, они  понимают  основной  конфликт? ­ Да, 2 балла. У  них всё­таки не  все понятия  раскрыты.     Это значило уже не столько количественный  прогресс(количество изученных терминов увеличивалось от урока к уроку), но и качественный ­ продвижение учащихся от мышления низшего порядка к высшему.  Четвёртый урок должен был дать окончательный ответ на вопрос о том,   как   исследовательская   беседа   способствует   изучению   терминов   на уроках литературы. Я решила не упрощать задания. Как можно заметить, ИКТ   использовалось   мной   и   как   ключевая   презентация   (ознакомление, подача   заданий,   самопроверка   и   т.д.),   и   как   видеофрагмент,   и   как исследование ученицы А. На последнем уроке я решила пойти дальше и связать ИКТ  с моей темой. Группа учащихся(среди них были А и В) должны были,   проведя   исследование   языковых   пластов   комедии,   создать   за определённое   время   презентацию,   используя   информационные   ресурсы. 9 Таким образом я получила доказательства не только в виде тестов, эссе, постеров, таблиц, но и в виде мультимедиа. Отмечу   заключительную   рефлексию  «Моя   рука»,  специально     проведённую на последнем уроке серии. Лучшее, что было сказано, это то, что   за эти 4 урока ученики, не первый год проводившие вместе, окрыли друг   друга   с   новой   стороны,   научились   сотрудничеству,   приоритету самостоятельного достижения знаний, а не по указке учителя. Научились уважать   мнение   другого,   даже   если   оно   расходится   с   их   взглядом   на решение проблемы. Это самый ценный результат урока и серии уроков в целом,   так   как   они   превзошли   предполагаемые изначально:   исследовательская   беседа   не   только помогла изучению терминов, но и способствовала развитию   духа   коллективизма,   сотрудничества, творчества   (ученица   А   написала   серию синквейнов по комедии Грибоедова «Горе от ума» а   ученик   В   открыл   в   себе   способности   к живописи, портреты героев комедии, нарисованные им, получили первое место на городском конкурсе) Рефлексия " Моя рука" , Примеры синквейнов ученицы А 4.Доказательства и выводы. По окончании серии уроков я поняла, насколько реализация данной идей способствовала росту моего профессионализма через   апробирование и   внедрение   в   практику   исследовательской   беседы,   сочетая   её   с   ИКТ, работой   с   одарёнными   детьми   и,   конечно,   групповой   работой.  Моим принципом   по   отношению   к   ученикам   стали   слова:  «Хочешь   наукой 10 воспитать ученика ­ люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».(Л. Толстой)                      Уже на этапе планирования серии последовательных уроков я задумалась над тем, какова будет доказательная база исследования.    Необходимо   было   понять,   какую   часть урока занимает исследовательская беседа для изучения терминов до и после эксперимента. Наблюдение уроков с помощью группы  Lesson study  и видео показали следующее(дано время, отведённое на исследовательскую беседу) Формы работы Индивид. исследов Исследов.  в парах Исследоват. беседа  в группах Исслед.  при  помощи учителя Наблюдатель группы Lesson study Результат  изуч. терминов               На уроке На уроке На уроке На уроке 1 2 3 4 5мин. 7мин. ­ 7 15мин 20мин 20мин 10 уч­ся 15мин. 12уч­ся 7мин. 10 20мин. 10мин. 14уч­ся 5мин. 10мин. 25мин. 5мин. 16уч­ся Данная   таблица   наглядно   демонстрирует,   что   уровень   знаний   учащихся связан   с   более   высокой   долей   времени   использования   на   уроке исследовательской беседы. 25%     времени   урока­       58%   (качество   знаний   по   усвоению   учащимися терминов). 41% времени урока­    94% (качество знаний).       Соответственно,   доля   участия   учителя     при   этом   становится минимальной:   он   меньше   объясняет   сам,   ученики   самостоятельно овладевают знаниями в ходе исследовательской беседы.        Разноуровневые   вопросы   помогли   определить   уровень   мышления учащихся А,Б и В в ходе исследовательской беседы в течение серии уроков. Результаты представила в таблице. 11 Так как исследовательская беседа предполагает групповую работу, я   использовала   разнообразные   приёмы,   в   том   числе  диалогического обучения, критического мышления.  Наблюдения,   анкетирования,   устные   ответы   учащихся     показали, какие   приёмы   оказались   наиболее   эффективными   с   точки   зрения организации на них исследовательской беседы. Более половины  учащихся  «Ложное (75%)   отдали   предпочтение   таким   подходам, утверждение», «Представитель», «Лови ошибку» и «Портрет героя» (через приёмы «Драма» и «Афиша»).   как Результаты представлены в диаграмме. 12 Лови ошибку 5 Ложное утверждение 12 Афиша 7 Представитель 10   12  и 10 учащихся соответственно назвали 2 приёма «Лови ошибку»     и  «Ложное   утверждение»  как   те,   что   дали   им   возможность   решать проблемные вопросы вместе, выполнять сложную работу в группе, когда нужно понять вопрос и найти на него ответ.       Данный   анализ   показал,   что   ребята   проводят   через   диалог исследование, им нравится сообща находить правильное решение, и делают они   это   более   эффективно   нежели   самостоятельно,   тем   более   через указания, лекцию учителя.        Для   доказательства   последнего   утверждения   о   том,   что исследовательская   беседа   способствовала   эффективному   изучению терминов, я провела после серии уроков повторное анкетирование, чтобы проследить динамику знания, понимания и умения приводить примеры.    Я сделала это в сравнении с 7 классом, где   изучаются такие же     литературоведческие понятия, но на более простом уровне. Необходимость возникла из того, чтобы обосновать изучение терминов через возрастные особенности   и   в   будущем   применить   исследовательскую   беседу   для эффективного обучения и в данном классе.   13 Средний   результат   качества   знаний   литературоведческих   понятий (по всем трём категориям) в 9 классе показан в диаграмме 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 81% 56% 73% 50% 43% 18% До исслед. После иссл Знает Не знает Привод. примеры                          Объективную информацию я получила из анализа видеоинтервью учеников А, Б и В.   ( транскрипт фрагментов интервью с учениками после первого урока): Уже на первом уроке учащиеся почувствовали изменения  С ученицей А: 14 ­ Твои впечатления от урока? ­   Понравился,   так   как   мы   беседовали   в   группе   и   совместно   находили решение сложных вопросов.  ­ Можешь привести пример того, как вы работали в группе? ­ Во время создания постера я выдвинула идею о теории создания комедии, девочки не соглашались, но я привела факты и переубедила их, мы ещё обсудили, и я поняла, что в одном месте была не совсем права, в итоге мы пришли к единому мнению и нарисовали постер. С учеником  Б: ­ Что было для тебя новым на уроке? ­ Групповая работа. ­ Было задание, с которым ты не справился? ­Нет. Моя группа не давала мне расслабиться. Мы обсуждали постоянно. ­ Что для тебя было самым важным? ­Поддержка группы. С учеником В: ­ Сложно тебе было на уроке? ­ Когда как. Сложно было одновременно слушать других и одновременно рисовать постер. ­ Как вы работали? ­Слаженно. Вместе пытались найти ответы на вопросы.     Если сравнить эти беседы с ответами после серии уроков, то можно отметить   более   высокий   уровень   ответов,   говорящих   об   умении анализировать и оценивать себя и других ( мышление высокого порядка– ученица   А),   видеть   взаимосвязи   и   анализировать   (   мышление   высокого порядка   –ученик   Б),понимать   и   уметь   применять   полученные   знания (ученик В)             Для доказательства приведу транскрипт интервью с учениками А,Б и В после заключительного урока Вопросы (открытые)  ­Как ты  можешь  оценить  себя во  время  урока? Ученик А Ученик Б Ученик В ­Не всё, так как я не  очень хорошо  работал со статьёй  Гончарова. Были недочёты в начале  урока, затем я взяла на  себя роль лидера, в итоге мы вместе преодолели  комплексы и ученик П.  внёс интересное  предложение, когда у нас было задание составить  синквейн. Были  некоторые  разногласия по  выбору ответа,  но к концу  урока мы их  преодолели,  благодаря  командному  духу. 15 Чему  научила  тебя  групповая  работа? Уметь слушать других, а  не считать только свои  ответы верными. Я тоже  была несколько раз не  права и признала это. Мы сплотились ещё  больше. ­Лучше работать в  команде, слушать  других это  пригодится в жизни.  Учиться принимать  критику. Как ты  оцениваешь  себя по  изучению  терминов? Термины я изучила на  отлично, и теперь эти  знания пригодятся мне в  дальнейшем чувствовать  себя увереннее при  анализе произведений. В целом я справился. Были 2 термина,  которые дались  сложнее.Но за все 4  урока я изучил их и  смогу применить на  следующих уроках. Умению  работать  вместе, вообще  мне жаль, если   групповой  работы не  будет. Я бы  хотел так  изучать и  остальные  произведения. Сначала мне  помогали, а  потом и я сам  помог другим  понимать  термины. Сам  выступал с  заданиями.      Качественные изменения можно увидеть по участию учащихся А,Б и В в исследовательской беседе в различных видах деятельности на уроке: Вид деят­ти А 1 урок 4 урок  Б 1 урок 4 урок С 1 урок 4 урок Участвовал   в обсужд. Приводил примеры Объяснял другим Был спикером Оценивал более 7мин.                              3­5мин    5 мин      5­7мин Таким образом, я могу сказать, практика подтвердила тему моего     исследования: ­учащиеся   посредством   исследовательской   беседы   изучили   необходимые литературоведческие понятия; ­ научились понимать их основные характеристики, объяснять их; 16 ­ смогли на основе полученных знаний о терминах создавать свои работы и делать суждения относительно своей жизненной позиции.     Исследовательская   беседа   не   только   способствовала   изучению литературоведческих   понятий,   но   и   развитию   ценностных   качеств: лидерство   в   ученице   А,   упорство   в   ученике   Б,   а   в   ученике   В ­самовыражение,   научила   не   бояться   высказывать   своё   мнение,   не оставаться в тени лидеров. 5.Барьеры и пути их преодоления.                             Любое   новшество   сталкивается   с  внешними   и  внутренними барьерами   важно   их   увидеть,  понять   пути   преодоления.  Анализ   преград нужен для того, чтобы выявить ошибки с целью недопущения их в будущей практике.   Отмечу   в   первую   очередь   барьеры,   связанные   с   собственной деятельностью.     В реализации идей основного модуля в рамках моей темы  «Новые подходы в обучении и преподавании» не отрегулировала тактику групповой работы.   Так   как   ранее   на   уроках   использовались   отдельные   элементы групповой работы, в конце первого урока я заметила усталость учащихся из­за   неверного   распределения   заданий   по   времени.   Урок   был   слишком насыщен, прошёл в очень быстром темпе. Не всегда чётко давала группам задания, приходилось повторять, тратить время. При   использовании   модуля  «Использование   ИКТ   в   обучении   и      преподавании» не вполне удачно применила на втором уроке видеоресурс – фрагмент   спектакля:   не   все   ученик   поняли   суть   задания,   некоторые   с интересом   смотрели   отрывки,  но   не   следили   за   ремарками   и   не  смогли связать   с   последующими   вопросами.   Я   не   смогла   правильно   связать вопросы с просмотренным видео. В процессе внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» были   недостатки   в   планировании   третьего   урока   :слишком   большое количество   различных   стратегий   привело   к   тому,   что   ученики   стали путаться, а в рефлексии отметили, что урок показался им длинным.      При выборе сбора данных были допущены ошибки, так как не все анкеты,   заявленные   вначале   исследования,   оказались   целесообразными   и доступными для учащихся, слишком насыщенными, содержащими большое количество вопросов. Это привело к непониманию учениками того, что и как им необходимо заполнить. Я пришла к выводу, что лучшими способами сбора   информации   стали   наблюдение   и   видеосъёмка,   а   также   интервью учащихся. Здесь также существуют свои барьеры, так как главным является умелая   постановка   вопросов,   их   содержание   и   последовательность.   Не менее важным является то, как держится тот, кто задает вопросы­ учитель. У меня присутствовал страх того, что я могу спросить не то или не так, 17 поэтому не смогла установить личный контакт с детьми, не смотрела на них, а это важно для откровенного разговора.     Выделю   барьер   стереотипного   мнения   о   том,   что   позитивную диагностику лучше всего видно на примере учащихся Б и В, однако я была нацелена на то, чтобы рост касался и ученицы А. Считаю, что тема моего исследования нацелена на позитивную динамику всего класса, в том числе и группы А.Одарённые дети требуют  более пристального внимания, поэтому я  целенаправленно  давала   А  более  сложные   задания.  Исследовательская беседа   требовала   от   неё   выработки     новых   идей,   для   этого   она задействовала   весь   свой   потенциал,   что   позволит   ей   в   последующем самостоятельно работать и принимать решения по более сложным заданиям на олимпиадах. К   барьерам   со   стороны   учащихся   отнесу   слишком   большую   их     активность, иногда это не помогало, а мешало, особенно при выполнении заданий,   которые   требовали   вдумчивости,   глубины.   Были   определённые психологические преграды во время первого интервью.               6. Использование в практике.     Считаю   важным   оттачивать   своё   мастерство   в   практике использования приёмов диалогического обучения, разнообразить их, в связи с этим планирую создать банк инструментов диалогического обучения для использования на уроках литературы. Связать свою практику учителя, с практикой коуча, так как эти навыки помогут мне стать более уверенной, быть   в   курсе   инноваций.   Планирую   провести   на   уроках   литературы исследование ещё в одном классе. Также считаю важным познакомить с идеями   своего   исследования   коллег   по   МО,   провести   открытый   урок   с использованием новых подходов, выступить на педагогических чтениях. Быть активным участником преобразований, проводимых в школе, в связи с этой целью координировать свою работу с коллегами, прошедшими курсы по Программе первого и третьего уровня, оказывать всестороннюю помощь учителям для совершенствования их педагогической деятельности. 18 Используемая литература: 1.   «Программа   курсов   повышения   квалификации   педагогических работников   Республики   Казахстан».     Второй   уровень.   Издание   третье 2012г. 19 20 Среднесрочное планирование 4­х последовательных уроков литературы в 9 классе по теме:  А.С.Грибоедов «Горе от ума» 21 № 2.Тема.  Основные  цели обучения                                                по уроку (по  таксономии  Блума) 3.Какие стратегии 7 модулей вы  планируете  использовать в  образовательном  процессе?  4.Как вы будете  включать всех  детей в обучение (в  том числе, учеников А,Б,В).  5. Как вы  будете  оценивать  (формативно и  суммативно)? 6. Каких  результатов вы  планируете достичь в обучении?  7.Какие  ресурсы  планируете  использовать? Общая тема раздела: Грибоедов « Горе от ума» Основные цели обучения в целом по разделу: Познакомить с  особенностями драматического произведения на примере комедии, проанализировать   систему образов­ персонажей. Раскрыть драму Чацкого. Показать  мастерство А.С. Грибоедова в создании характеров. Раскрыть особенности языка комедии. Развить навык работы с критической статьёй. Углубление знаний о литературоведческих понятиях по теме, их применение в знакомой  и новой учебной ситуациях.   Тема исследования в действии: Как исследовательская беседа способствует усвоению литературоведческих  понятий учениками 9 класса? 1  урок А.С.  Знать историю  создания комедии,  термины по теме  «Драматич.  произвед.». Оценивание  через  наблюдение. Взаимооценива ние учащихся. Понимать смысл  названия комедии,  отличия видов  драмы. Уметь сравнивать  произ. классицизма и комедию  Грибоедова,  характеризовать  героев через их  фамилии.   В:выделяют  ключевые слова. Б­ составляют   вопросы. А­ формулируют  задачи.   Презентация, текст комедии, иллюстрации к  комедии, карточки с  заданиями, маршрутные  листы для групп. Сигнальные  карточки. Рабочие   тетради. 22 Модули: ДО, КМ, Новые подходы,  Управление и  лидерство.   Вводная часть 1.Организационный момент. Приветствие.  Объяснение  рефлексии :  «Маршрутный лист» 2.Подготовка к  восприятию темы. Работа по названию:  «Ассоциации» и  «Корзина идей»  3.Работа с  презентацией (На  всех этапах урока) Грибоедов  «Горе от ума»  – «комедия  нравов,  галерея живых  типов и острая сатира».  (Ист. создания, особ.  конфликта) Цели:  1.Познакомить с историей  создания  комедии, со  смыслом  заглавия  пьесы,  героями;  проанализиров ать,  раскрывает ли  заглавие идею  2.Основная часть. 1.Постановка  Вопросы разного  уровня для А,Б,В. ОдО Четверть I Тема урока:                                                Цель: Результат обучения для  ученика А: Результат обучения для  ученика Б: Результат обучения для  ученика В: Основные ключевые идеи: День 9.09.2014г. Неделя 2 Урок 1 А.С. Грибоедов «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира».  (История создания, особенности  конфликта) 1.Познакомить с историей создания комедии, со смыслом заглавия пьесы, героями.  ­ проанализировать, раскрывает ли заглавие идею и основной конфликт комедии; ­закрепит знания о драм. произвед.          2.Формирование аналитического мышления и интеллектуальных навыков сопоставления,  обобщения, структурирования, развитие речевых навыков. 3. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности. Знают историю создания комедии и могут систематизировать данные знания, могут сравнить  драм. произв. разных направлений через понимание литер. понятий о драм. произв., могут  выделить главные моменты в проблеме и на основе этого поставить цели, определить алгоритм  работы. Знают героев и могут их классифицировать. Знает историю создания комедии ,могут объяснить смысл названия, Находит ключевые слова, размышляет над проблемными вопросами произведения, собирает  нужные характеристики в графы таблицы, знают героев и их особенности, понимают функции  литер. понятий. Знают историю создания комедии, понимать основные понятия по теме «Драм.произв.»,умеют  отвечать на открытые вопросы, находить ответы на них в учебнике, знать и уметь перечислить  основных героев комедии. "Горе от ума"­ одно из самых загадочных произведений русской литературы, произведение  парадоксальное. Интересна и загадочна история создания, а также смысл названия "Горе от ума". Гельвеций,  французский философ ­ материалист 18 века, писал: "Ум подготавливает счастье". Но в комедии  Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе. Возникает вопрос:  почему? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока. Этому  будет способствовать основной подход – исследовательская беседа. Деятельность учителя а  Оценка  группы  Соревнование идет не только индивидуальное, но и между группами,  для чего каждая из них получает маршрутный лист группы.  23 Вид деятельности и время Вводная часть Четверть I 1.Организационный момент Учитель  настраивает ребят на работу, по итогам которых каждый  Тема урока: учащийся получит оценку в зависимости от количества набранных  баллов, которые будет заносить в свой маршрутный лист, заранее  начерченный в тетради.  Неделя 2  «А судьи кто?» Нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества. День  12.09.2014г. 1. Показать жизненные идеалы представителей «века минувшего»; ­ продолжить работу над характеристикой героев комедии; ­расширить знания о терминах: портрет, речевая характеристика и др. Задания  Самооценк №п/п Цель: Деятельность ученика Урок 2  Обучающиеся  слушают  вступительное слово  учителя 2.Развивать умение анализировать героев драматического произведения, умения анализировать и обобщать. 3.Воспитывать нравственные качества, необходимые молодому человеку в жизни.  Знают и дают оценку поступкам героев, рассуждают о причинах их поведения, связывают  с названием пьесы и основным конфликтом. Моделируют поступки, актуализируя с сегодняшним днём. Знают представителей фамусовского общества ,определяют их качества, задают по ним вопросы,  устанавливают черты их характера. Читают наизусть отрывки. Знают и умеют перечислить представителей фамусовского общества, могут узнать героя ,знают содержание  произведения, воспроизводят основные моменты, выразительно зачитывают отрывки. Комедия построена на противопоставлении « века минувшего» с  «веком нынешним». Основная идея данного занятия – раскрыть идеи «века минувшего», т.е. представителей фамусовского общества. Основной приём: характеристика персонажей. Использую приёмы КМ для  развития мыслительных способностей учащихся, способности учиться самостоятельно. Деятельность учителя Организационный момент Постановка целей урока.                                                Результат  обучения для  ученика А: Результат  обучения для  ученика Б: Результат  обучения для  ученика В: Основные  ключевые идеи: Вид деятельности  и время Вводная часть Активизация  знаний. Деятельность  ученика Учащиеся  записывают  тему и идею  урока. 1.Теоретическая разминка. Найти ложное утверждение.   Разделитесь на пары.  Запишите 3 утверждения, одно из которых является ложным.  Передайте свои утверждения другой паре. Вторая пара читает и обсуждает утверждения, определяя какое из трех не является  истиной. 2.Мини­игра на знание текста, используя приём  «Поймай вопрос»  Примерные вопросы. Самооценивани е. Внимательно  слушают, отвечают. 24 *Как звали секретаря Фамусова, жившего у него в доме? (Молчалин) *Сколько лет назад Чацкий покинул Москву? (3 года) *Сколько лет Софье теперь, во время действия комедии? (17 лет) *К кому обращены слова Чацкого: «Велите ж мне в огонь: пойду как на обед»? (Софье) *О каком чине мечтает Скалозуб? («Мне только бы досталось в генералы») *От чего Софья потеряла сознание перед приемом гостей? (Молчалин упал с лошади) *О ком слова: «Лгунишка он, картежник, вор… Да мастер услужить» (Загорецкий) *О ком слова: «Ах! Этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства!» (Чацкий) *Кто произносит слова: «Да, мочи нет: мильон терзаний груди от дружеских тисков…»  (Чацкий) Сегодня на уроке для деления на группы предлагаются карточки  с именами героев  комедии. Вы ,конечно, догадались, что группа будет анализировать тот персонаж,  который записан на карточке. Деление на  группы. Ученики  делятся на  группы. 25 Основная часть 1. Подготовка  обучающихся к  активному и  сознательному  усвоению нового  материала. 2.Работа над  новой темой. Парад героев. Вывод. Итоги:  Комментированн ое  сопровождение  учителя. Узнать героя: используются отрывки из видеоресурса Спектакль по комедии. Ответить на тонкие и толстые вопросы. Смотрят видео. Отвечают на  вопросы. Каждая группа составляет  портрет своего героя, пользуясь планом ,который им даётся.  Вам необходимо будет представить своего персонажа. Приём « Постер» 1­я группа­ образ Фамусова.  ­ план к образу: 1) П.А.Фамусов – типичный представитель московского барства;  2) занятие Фамусова, его времяпровождение;  3) взгляды Фамусова на свои служебные обязанности;  4) отношение  к науке, просвещению;  5)  отношение к дочери;  6) отношение к слугам;  7) особенности речи  Ученики  работают по  плану, делают  записи в  тетрадях, 2­ я группа – образ Скалозуба.  3­я группа – образ Молчалина.  4­я группа – образ Софьи.  «Литературное рисование» психологических портретов помогло нам увидеть главное:  пьеса А.С.Грибоедова построена не на столкновении ума и глупости (это было бы  слишком слабо, слишком упрощённо для высокой комедии), она строится на конфликте  различных типов ума. Ученик  самостоятельно делают выводы. 26 Игра­задание  «Оторвите  лепесток». Творческое  задание. Заключительная  часть. Этап выходного  контроля и  рефлексии    Ресурсы: Домашнее  задание: Охарактеризуйте своё отношение к уму героя, персонажа, указанного на лепестке. Ум для себя. Ум критический. Письменный ответ на вопрос. Какой тип ума вы предпочитаете? Обоснуйте свой ответ. Обсуждение. Столкновение в комедии «Горе от ума» разных типов ума.  Ученики пишут тест . Рефлексия: «Плюс. Минус. Интересно». Берут лепестки  и прикрепляют  на доске.   Письмен ные  ответы на  закрытый  вопрос. Зачитывают. Отвечают на  готовых  бланках. Видеоотрывки из спектакля  « Горе от ума».Карточки с планом хар­ки героев. Тест. Кроссворд. Лист  обратной связи. Рабочие тетради Характеристика Чацкого. Наизусть монолог «А судьи кто?» А: приготовить презентацию по изученной теме “Фамусовское общество” Б: прием «Напишите письмо» ­ написать письмо от имени героя произведения. В­ составить кроссворд. Четверть I Неделя 3 День 16.09.2014г. Урок 3 27 Тема урока: Цель: Результат обучения для ученика  А: Результат обучения для ученика  Б: Результат обучения для ученика  В: Основные ключевые идеи: Вид деятельности и время Вводная часть 1.Организационный момент Драма Чацкого. 1.Познакомить с  идейным содержанием и общечеловеческим смыслом комедии на примере  характеристики главного героя; расширить умение точно и кратко высказываться о личности  героя, используя как простые, так и сложные синтаксические конструкции. 2.Стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; ­развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать  выводы. 3.Воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность). Знать и уметь объяснить наличие 2 конфликтов в пьесе, делать обобщение по  герою,  опираясь на цитаты и высказывания критиков, раскрывать  характер героя через  инсценирование, давать свою оценку поступкам героя. Сравнивать его с другими  персонажами пьесы. Знать и уметь объяснить 2 сюжетные линии в пьесе, знать суть основного конфликта, уметь  составлять целостную характеристику героя, сравнивать его с другими персонажами,  отвечать на проблемные вопросы, выразительно читать по ролям. Знать суть основного конфликта в пьесе, уметь рассказать о Чацком, выразительно читать по  ролям. В центре урока ­ Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был  стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать  реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные  черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин  являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот  только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?  Вот главные вопросы урока. Применяю с целью ответа на эти вопросы приёмы диалогического обучения , критического  мышления с целью не управлять, а направлять учащихся в процессе обучения. Деятельность учителя Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня  мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”. Деятельность ученика Настраиваются на урок.  Учащиеся говорят, встав в круг по часовой стрелке  добрые слова пожелания Задают вопросы по  28 2.Проверка дом. зад. 3.Деление на группы. 4. Мозговой штурм. Прежде чем мы определим тему  нашего урока, я предлагаю  вспомнить выводы, сделанные  нами на предыдущем уроке. Учитель:  ­Каким представлено московское дворянство 10­20х годов XIX  века в комедии Грибоедова «Горе от ума»?   ­Сформулируйте жизненные принципы этих людей.( личная  выгода, карьера, почести, богатство; служение лицам, а не делу;  ценность человека по его положению, состоянию)  ­Как вы считаете, есть ли противоядие, сила, способная  противостоять этому злу? Проверка дом. зад.:приём «Горячий стул» комедии. Вашему вниманию предлагается презентация ученицы А   «Фамусовское общество».Смотрите внимательно, т.к. этот  материал понадобится вам для выполнения следующего задания. Просмотр  Презентации учащегося А. Письмо герою ученик Б Кроссворд  ученик   В Приём «Пазлы» ­какой эпизод у вас изображён? Объясните, как вы это поняли?  Глубокое аудирование  и  визуализация уч­ся. Ученики выбирают пазл  ,являющийся часть целой  иллюстрации из комедии. Затем они собирают целую картину ,находя нужные  части Таким образом  собирается пазл. Ученики выходят к доске  и записывают на кластере  с одной стороны качества  представителей фам.  общества, в центре­ какие  качества противостоят  им,в 3­й части­ качества  передового человека . Ответы на закрытые  вопросы. 29 ( сила в просвещении, прогрессе, которые несут обществу  передовые, прогрессивные люди) ­  Какого человека, по вашему мнению, называют передовым,  прогрессивным? ( с передовыми взглядами, с активной жизненной позицией, с  высокими нравственными убеждениями, идеалами…) Основная часть Работа над новой темой. 1.В чем смысл активности  человека, жизненных его  усилий? – вот вопросы, ответы  на которые я предлагаю найти,  обратившись к образу главного  героя комедии «Горе от ума» ­  Чацкому. 2.Сравнительная характеристика Чацкого  и Молчалина. Переход к новой теме. Повторение терминов Приём  «Лови ошибку», одновременно на  знание афоризмов :«Литературная дуэль» (2уч­ся)  Работа над проблемным вопросом  «Основной конфликт». Приём «Пробел в информации». Характеристика Чацкого. Приём «Драма» и «Группы стикеров» Заполнение таблицы. Каждая группа заполняет графы таблицы.  Затем используется приём «Карусель». Находят ошибку в  определении термина,  исправляют. Самопроверка. Работа в парах: собирают  информацию воедино,  представляют. Инсценирование. Заполнение таблицы по  характеристике героя. Уч­ся размышляют на  заданную тему и  согласовывают свое  мнение с членами группы.  Каждый записывает  несколько предложений на 30 Чацкий  Молчалин         Сопоставительные признаки Происхождение Воспитание,  образование Жизненные  ценности. Отношение к  Софье Отношение к  фамусовскому  обществу 3.Вывод по образу Чацкого.  Ответ на вопрос « В чём драма  Чацкого?» Работа с карточками  – высказываниями.  Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком.  Выслушиваются мнения учащихся. Общий вывод: восприятие  образа Чацкого в литературе. Каждая группа получает по  одному высказыванию. Карточка № 1 Герцен А. И.: “…Это декабрист, это человек, который  завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере,  на горизонте обетованную землю… которой он не увидит”. Карточка № 2 Белинский В. Г.: “…Это просто крикун, фразер, идеальный шут,  на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза  дураками и скотами, ­ значит быть глубоким человеком?.. Это  заданную тему, затем  каждый передает тетрадь  соседу, который должен  продолжить его  размышления, тетради  передаются до тех пор,  пока каждая тетрадь не  вернется к своему  хозяину). Группы отвечают на  вопросы по  высказываниям. Учащиеся внимательно  слушают и делают  короткие записи в  тетрадях по мере  необходимости. 31 Заключительная часть Ресурсы: Домашнее задание: новый Дон­Кихот, мальчик на палочке верхом, который  воображает, что сидит на лошади…Глубоко оценил эту комедию кто­то, сказавший, что это горе, ­ только не от ума, а от  умничанья…Мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить  в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с  обществом, а вышло Бог знает что”. Карточка № 3 Гончаров А. И.: “ Чацкий неизбежен при каждой смене одного  века другим. Положение Чацкого на общественной лестнице  разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных  государственных и политических личностей, управляющих  судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу”. Итоги к уроку высказывают сами учащиеся Рефлексия анкета «Каким я был на уроке?» и самооценивание  групп по фразам стихотворения. Презентация учащихся. Текст по комедии. Карточки с заданиями. Листы А­4,3 фломастеры. Учебник. Таблица. Рабочие тетради. Выписать афоризмы ,конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний» Б­ Подобрать цитаты А.С.Пушкина о комедии.  А­ подгот. ответ на вопрос: «В чём значение творчества Грибоедова?» 32 Четверть I Тема урока: Цель: Результат обучения для  ученика А: Результат обучения для  ученика Б: Результат обучения для  ученика В: Основные ключевые идеи: День 19.09.2014г. Неделя 3 Художественное своеобразие комедии «Горе от ума». Особенности прочтения и толкования  комедии в XIX веке. 1.Проследить новаторские приёмы А.С. Грибоедова в индивидуализации речевых характеристик  героев комедии, познакомить  с мнениями критиков о комедии(тезисная работа по статье Ивана  Александровича Гончарова «Мильон терзаний») 2.Развивать монологическую речь учащихся,  умение сотрудничать  в группах. 3. Повышать  интерес к художественным произведениям писателей и поэтов XIX века. Урок 4 Знает афоризмы и объясняет их смысл, показывая ,в какой жизненной ситуации они применимы.  Составляет план работы с критич. статьёй, фиксирует и интерпретирует основные положения.  Объясняет значимость комедии. Цитирует наизусть ,анализирует, пользуясь полным набором  литер. понятий. Может не только составить афоризм, но и определить ,кому он принадлежит. Устанавливает  соответствие речи героя с его положением в обществе. Определяет ключевые моменты  критической статьи. Читает и комментирует. Знают и умеют воспроизвести афоризмы из комедии, работают по учебнику , находят нужный  материал, воспроизводит прочитанное , поднимается на шаг : может объяснить почитанное  ,высказывая своё понимание. Выразительно читает. Новаторство – своеобразный язык «Горе от ума». Грибоедов мастерски владел  методом речевой характеристики персонажей. Индивидуализм речи в художественном произведении выражается в том, что каждое  действующее лицо говорит языком, соответствующим его характеру, социальному  происхождению и культурному уровню. Грибоедов блестяще осуществил этот принцип. Каждый герой его комедии говорит своим  языком. Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья  33 Вид деятельности и время Вводная часть 1.Организационный момент.  Сообщение темы урока. 2.Деление на группы. 3.Проверка дом.зад. Приём  «Паутина» Деятельность ученика Приветствие.  Психологический настрой.  И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы  он затронул? Деятельность учителя Наш сегодняшний урок будет посвящен тому, что еще, по мнению Пушкина, должно было обеспечить комедии “Горе от ума”  бессмертие, любовь многих поколений – меткому,  афористичному языку комедии. Все критики, писавшие о  комедии сходились в том, что  “язык ее героев – это  естественная, простая, взятая из жизни речь”. И сегодня нам  предстоит выявить справедливость этих суждений, показать, как  пользуется писатель таким средством создания образа, как  речевая характеристика. Попытаемся проникнуть в тайны  художественного творчества и понять, как создается живой,  непосредственный образ, за которым читатели видят живого  человека. Учащимся предлагаются карточки со словам, взятыми из  афоризмов комедии. Чтобы объединиться в  группу, надо найти  все слова. Дома вы должны были выписать афоризмы, так что это задание не будет для вас сложным. Каждая группа получает лист с «паутиной». Задание: Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов,  данных в виде предложений или словосочетаний на одной или  разных карточках. А.С.Пушкин, познакомившись с комедией, воскликнул: «О  стихах не говорю: половина из них  должны войти в пословицу». В.Г. Белинский тоже отмечал эту особенность комедии: «Стихи  Грибоедова обратились в пословицы и поговорки и разнеслись  между образованными людьми по всем концам земли Русской». Ученики сами приводят  примеры таких выражений,  которые нашли дома в  тексте комедии и отвечают  на вопрос ,к каким реалиям,  ситуациям жизни он  применим? Самопроверка.  Учащиеся группы А делают  выводы. 34 4.Обобщение. Основная часть. Особенности языка комедии. 1.Работа с учебной статьёй. Ключевая презентация. Грибоедов мастерски владел  методом речевой характеристики  персонажей. Индивидуализм речи в художественном произведении  выражается в том, что каждое действующее лицо говорит языком, соответствующим его характеру, социальному происхождению и  культурному уровню. Грибоедов блестяще осуществил этот принцип. Каждый герой его комедии говорит своим языком Работа группы учеников по составлению презентации «Язык  комедии». Остальные три группы работают с учебной статьёй. Каждая команда читает свою часть статьи, затем объясняет  другой команде. Приём  «Представитель». Учащиеся знакомятся с  материалом ,затем ученик В  назначается  представителем «Горе от ума» написано на стыке 3 литературных эпох, и в этом  его своеобразие, в этом отличие, в этом бессмертие. Еще одно новаторство – своеобразный язык «Горе от ума». ­ Грибоедова  до глубины души возмущало то, что в большинстве  представители дворянства не владеют своим родным языком,  Ответы учащихся на  открытые вопросы. 35 2.Анализ языка персонажей. русской речью. Вспомните, ребята, культ какого языка и  культуры царил в XIX веке в России? (Французского). ­ Да, это отмечали и современники Грибоедова. Так И.М.  Муравьёв­Апостол говорил: «Войди в любое общество:  презабавное смешенье языков, разных наречий французского с  русским пополам». ­ Ребята, в нашей комедии тоже есть подобное высказывание. Это произносит Чацкий: …Здесь нынче тон таков? На съездах, на балах, по праздникам приходским Господствует смешенье языков: Французского с нижегородским?» Представление презентации учащихся. Задание (формулировка, общая для всех групп) По данным  репликам определите,  кому эти реплики  принадлежат, выявите характерные особенности речи этого  персонажа. Карточка для первой группы    Час битый ехала с Покровки, силы нет… Вели их накормить, дружочек мой, ужо. Ведь создал же Господь такое племя! Чёрт сущий… Ух! Я точнёхонько избавилась от петли… Прощайте, батюшка, пора б перебесится… Ответ: Это реплики Хлёстовой. Признаки речевой манеры: Специфическое просторечие с примесью слов, выражений, взятых из простонародного языка. Бесцеремонность, грубость, властность. Учащиеся используют  лексические понятия,  вычленяют их из данных  примеров. 36 Карточка для второй группы По – прежнему­с… С бумаги­с… Нет­с, свой талант у всех… По мере я трудов и сил, С тех пор, как числюсь по архивам, Три награжденья получил… Мне так довелось с приятностью почесть… Ответ: Реплики принадлежат Молчалину. Признаки речевой манеры: Почтительное, угодливое­с, отражающее подхалимство. Отпечаток канцелярски­делового языка, что говорит об  ограниченности Жеманность. Карточка для третьей группы Искусно так коснулись вы Предупреждения Москвы К любимцам. к гвардии. к гвардейцам, к гвардионцам… Взглянуть, как треснулся он – грудью или в бок?.. Мы с нею вместе не служили… Ответ: Это реплики Скалозуба. Признаки речевой манеры: Насыщенность речи военной терминологией Грубость бесцеремонность Грубые «солдафонские» шутки, говорящие об ограниченности и  тупости. Карточка для четвёртой группы Я видела из глаз… Я полагала вас далёко от Москвы… Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!.. Какой эшарп cousin мне подарил!.. Ответ: Реплики Натальи Дмитриевы и 3­й княжны. 37 3.Вывод по заданию. Признаки речевой манеры: Искусственность, книжность, построение фраз по законам  французского языка. Употребление французских слов без знания французского  эквивалента.   Выступления групп. Что можем сказать о языке героев? ( Проанализировав реплики, вы смогли убедиться, что язык  каждого действующего лица индивидуален. Оставаясь в рамках  общенародной живой разговорной речи, вместе с тем  он  настолько колоритен, что сквозь него отчетливо проступают  черты индивидуального человеческого характера. Грибоедов  окрашивал речевую манеру действующего лица своеобразными  индивидуальными характерными словечками, оборотами.  Благодаря этому Грибоедов создал типичные  и вместе с тем  индивидуально­выразительные образы). Создав комедию «Горе от ума», Грибоедов стал художником­ реалистом и новатором в области литературного языка. Вопросы языка имели для него исключительно важное значение, и в решении их он далеко опередил большинство писателей – своих  современников. Можно сказать, что наряду с Крыловым,  Пушкиным Грибоедов был подлинным создателем русского   литературного языка.  Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй  на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний».  Какие основные вопросы  он затронул? Приём Мозговой штурм. Оценивание по заранее  выработанным критериям. 38 Задание по группам: Что говорит Гончаров о героях комедии. Свои ответы подкрепить цитатами из статьи. 1 гр.­ о Чацком. 2 гр.­ о Софье. 3 гр.­ о Фамусове. 4 гр.­ о значении комедии. 4.Работа над статьёй  Гончарова « Мильон терзаний» Проблемный Вопрос Вопрос –задание.  Что Чацкий – жертва,  понятно, но почему –  победитель? Работа с тезисами статьи.  Запись в тетради ключевых  примеров. Создание кластера. Учащиеся высказывают свое  мнение к теме урока. 39 Заключительная часть Рефлексия.  Ресурсы: Домашнее задание: Синквейн  по произведению. Прием: «Моя рука» Ученики пишут на стикерах и  вывешивают.  Итоговая презентация. Учебник. Статья Гончарова  «Мильон терзаний». Стикеры. Рабочие тетради. Начать подготовку к сочинению. А­ представить список тем. Б­ вспомнить ,как составлять сложный план. В­выписать цитаты из статьи Гончарова ,которые могут подойти для написания вступления и  заключения. 40

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса

Исследовательская беседа как способ изучения литературоведческих терминов учащимися 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017