« Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества»
Всероссийский открытый конкурс
Очерк «Учительство в Великой Отечественной войне»
Автор работы
Канукова Дарина
ученица 8б класса
МКОУ « СОШ №6 г.Баксана
Руководитель
учитель русского языка и литературы
Сижажева Светлана Сафарбиевна
2018г Очерк «Учительство в Великой Отечественной войне»
Великая Отечественная война и важная и скорбная страница в истории нашего
государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно,
наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на
деятельность советской школы. Война стала суровым испытанием для
советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно
важно, политических качествах всей интеллигенции, в т.ч. учителей и
преподавателей.
Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!».
Перед школой тоже ставились определенные задачи:
1) организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата
всех детей школьного возраста;
2) повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в
армию или заняты на производстве;
3) перестройка учебновоспитательного процесса, подготовка детей к труду и
обороне;
4) повышение роли идейнополитического, патриотического воспитания,
укрепление дисциплины;
5) улучшение военнофизической подготовки;
6) всемерное развертывание массовой оборонной и политико
просветительской работы среди учащихся и населения;
7) оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному
производству, семьям фронтовиков.
Борьба с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших
учебно воспитательную работу. Ей был придан боевой патриотический
характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии.
Были пересмотрены темы и методы преподавания таких предметов, как
физика, биология, химия. Преподавание этих предметов в рамках школьной программы стало носить максимально практический характер. В школах
появились темы военно оборонной направленности с целью установления
более тесной связи школы с жизнью.
Газета «Правда» в те дни писала: «Как бы мы ни были поглощены войной,
забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о
всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны
учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного
времени... Никаких ссылок на военную обстановку».
Наркомат просвещения и местные организации принимают ряд мер по
уточнению учета школьных контингентов (включая и эвакуируемых), было
разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных
детей создавались школыинтернаты. Правительство приняло ряд мер по
борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода отцов на
фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство.
В начале 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы
с детской безнадзорностью. В краях и областях были созданы комиссии по
борьбе с безнадзорностью, организована специальная инспектура, открыта
сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство
подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на
воспитание детейсирот.
В связи с тем, что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию,
были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование,
к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ,
учительских институтов и педагогических институтов.
Как только Красная Армия освобождала какой либо населённый пункт от
немецко фашистских захватчиков школы открывались практически сразу.
Большие трудности выпали на долю учителей западных районов Союза,
оккупированных немцами. Но даже в осаждённых фашистами городах
продолжали работать школы.
Особой страницей в истории Великой Отечественной войны является блокада
Ленинграда.. Во время осады города было повреждено здание университета. В
течение долгих месяцев зимы университет не отапливался, не имел
электричества, воды, оконные стёкла заменяла фанера. Но и в это время здесь
читались лекции, шли практические занятия.
Надо отдать должное руководству города, которое уже в декабре 1941
организовало в Ленинграде 98 детских домов для детей от 3 до 14 лет.Один из
таких домов № 51 был создан группой преподавателей под руководством
учительницы истории Марии Михайловны Шарый.Дети, родители которых
сражались на фронте или погибли от вражеских обстрелов и бомбёжки
(частенько бывало, что детей просто подбирали на улицах или в пустых
квартирах, так как их матери или родственники умерли от голода), получали
медицинскую помощь, еду, крышу над головой. Некоторых детей спасти не удавалось: сильное истощение, дистрофия последней степени, цинга уносили
маленький народ из жизни.
Из воспоминаний Виктора Вайнштейн:
«Мне довелось с 1942 по 1944 год быть воспитанником детдома №51
Выборгского района. Я до сих пор помню всех замечательных
воспитателей этого детского дома по имени и отчеству и его директора –
Марию Михайловну Шарый. А мы, малолетки из детдома №51, тоже не
сидели сложа руки, говорит Виктор Хельмутович. Выступали перед
ранеными в госпиталях, в 1943м дважды выступали на Ленинградском
радио, причем нередко во время записи наш хор при артобстреле уводили в
бомбоубежище. Летом 1942 и 1943 годов мы работали на соседнем
совхозном поле: в июне пололи, а в августе собирали урожай брюквы,
турнепса, моркови».
Продолжали работать и школы. В период блокады в Ленинграде образована
блокадная школа № 239. Всю войну завучем и преподавателем истории
работала замечательный педагог Ксения Владимировна Рубец. Ксения
Владимировна окончила Сорбону, была директором женской гимназии. После
войны Ксения Владимировна написала прекрасную книгу о своих учениках в
блокадном Ленинграде – «Они учились в Ленинграде». Действие книги
открывается ещё до войны: выпускной балл, вручение аттестатов, гулянье на
Неве до самого утра – «священная для ленинградских школ традиция»;
прекрасный город, наивные и добрые мечты выпускников о будущем…. И
вдруг война…
Пример подавала и столица нашей Родины Москва. Зимой 1941 года, после
разгрома фашистов под Москвой, в столице было создано 32 учебно
консультационных пункта для учащихся 710 классов. Ребята учились
самостоятельно, а в эти пункты приходили сдавать зачёты, получать задания и
консультации.
Учебные занятия в московских школах возобновились в сентябре 1942 года,
когда многие дети школьного возраста вернулись из эвакуации в Москву.
В 1942/43 учебном году в столице работало около 300 школ. Восстановление
шло высокими темпами, и к концу войны были открыты 453 школы. Условия
были крайне тяжелыми: не хватало оборудования и учебных пособий,
письменных принадлежностей, топлива. Изза нехватки помещений
большинство школ работало в две, а то и в три смены. При этом почти
повсеместно для учащихся были организованы группы продленного дня, и
дети получали горячее питание.
Учебные программы военного времени претерпели некоторые изменения. В
школьных курсах стали глубже изучать темы, связанные с войной и обороной:
отравляющие вещества, планы и карты, современная военная техника и
военная терминология, сельское хозяйство. Было усилено патриотическое
воспитание школьников на уроках и во внеурочной работе.
Из воспоминаний ученицы того времени Аллы Георгиевны Москаленко: «Учебники были старые, еще с текстами о Зиновьеве и Троцком.
Портреты «врагов народа» в учебниках были закрашены чернилами.
Учебников, конечно, не хватало. Тетради добывали, кто как мог. У когото
оставались тетрадочки после братьев и сестер, учившихся до войны, кто
то сшивал листочки бумаги. Я помню, что мне папа даже с фронта
прислал стопочку трофейных тетрадей, сделанных из очень хорошей
бумаги, на зависть всему классу.»
Несмотря на трудности военного периода, дети очень ответственно
относились к учебе: успеваемость достигала 92%! В год Великой Победы 276
выпускников окончили школы сзолотыми и серебряными медалями.
Ещё один пример. Небольшая школа на территории КБР в г.Баксан. Здесь
учителем математики работала Анацкая Екатерина Порфирьевна. Она
вспоминает: «Началась война… В годы войны в тяжелых условиях
приходилось работать не только нам, учителям, но и ученикам. Невольно
вспоминается зима. В классах такой холод, что замерзали чернила. Дети
за партами сидели в фуфайках, шубейках да кто в чем мог! И это
несмотря на то, что топку готовили заблаговременно. Учителя вместе с
родителями учащихся летом делали пэшхэку, которым отапливались
помещения. Да что это за топливо?! Мальчиков на лошадях посылали в
лес за дровами. О тетрадях в то время дети и понятия не имели. Какие
то листочки из архивных бумаг использовали они для письменных работ.
Летом и школьники, и учителя работали в поле. Вручную пололи пшеницу,
просо… А вечерами, в зимнее время собирались в помещении сельского
Совета при свете коптилки, вязали шерстяные носки для солдат.
Варежки вязали с двумя пальцами, чтобы солдатам удобнее было
нажимать на курок.»
Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно
вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле,
могут сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной войны
немало педагогов воевало на фронте. Учителя ветераны, как много общего в
их фронтовых биографиях. 17 20 летние, они уходили на фронт из школ
вместе со своими учениками и их родителями.
Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на
фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были
награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского
Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли
от фашистов. В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других
работников народного образования были награждены медалями и орденами за
самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей.
Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова
Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова
Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова
Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова
Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова
Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.