Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова
Оценка 4.9

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русская литература
6 кл
25.04.2018
Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова
Публикация является частью публикации:
очерк Учительство.docx
« Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества»   Всероссийский открытый конкурс   Очерк  «Учительство в  Великой Отечественной войне» Автор работы Канукова Дарина ученица 8б класса МКОУ « СОШ №6 г.Баксана Руководитель учитель русского языка и литературы Сижажева Светлана Сафарбиевна 2018г Очерк  «Учительство в  Великой Отечественной войне» Великая Отечественная война и важная и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила   тяжёлый   отпечаток   на   систему   народного   образования   и   на деятельность   советской   школы.   Война   стала   суровым   испытанием   для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно,   политических   качествах   всей   интеллигенции,   в   т.ч.   учителей   и преподавателей. Главный лозунг людей в те годы был:  «Все для фронта, все для победы!». Перед школой тоже ставились определенные задачи: 1)   организация   бесперебойной   работы   и   обеспечение   обязательного   охвата всех детей школьного возраста; 2) повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве; 3) перестройка учебно­воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне; 4)   повышение   роли   идейно­политического,   патриотического   воспитания, укрепление дисциплины; 5) улучшение военно­физической подготовки; 6)   всемерное   развертывание   массовой   оборонной   и   политико   ­ просветительской работы среди учащихся и населения; 7)   оказание   активной,   посильной   помощи   фронту,   промышленному производству, семьям фронтовиков. Борьба с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно   ­   воспитательную   работу.   Ей   был   придан   боевой   патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Были   пересмотрены   темы   и   методы   преподавания   таких   предметов,   как физика, биология, химия. Преподавание этих предметов в рамках школьной программы   стало   носить   максимально  ­   практический   характер.   В   школах появились темы военно ­ оборонной направленности с целью установления более тесной связи школы с жизнью. Газета «Правда» в те дни писала: «Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть   всех   детей   и   учесть   хорошо,   несмотря   на   сложность   военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку».          Наркомат просвещения и местные организации принимают ряд мер по уточнению  учета  школьных  контингентов  (включая  и  эвакуируемых),  было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей   создавались   школы­интернаты.   Правительство   приняло   ряд   мер   по борьбе   с   безнадзорностью   детей,   явившейся   результатом   ухода   отцов   на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство. В начале 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. В краях и областях были созданы комиссии по борьбе   с   безнадзорностью,   организована   специальная   инспектура,   открыта сеть   детских   приемников   и   детских   домов,   организовано   трудоустройство подростков.   Многие   семьи   советских   граждан   стали   брать   к   себе   на воспитание детей­сирот. В связи с тем, что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к   педагогической   работе,   к   укреплению   работы   педагогических   училищ, учительских институтов и педагогических институтов. Как только Красная Армия освобождала какой ­ либо населённый пункт от немецко­ фашистских захватчиков школы открывались практически сразу. Большие   трудности   выпали   на   долю   учителей   западных   районов   Союза, оккупированных   немцами.   Но   даже   в   осаждённых   фашистами   городах продолжали работать школы. Особой страницей в истории Великой Отечественной войны является блокада Ленинграда.. Во время осады города было повреждено здание университета. В течение   долгих   месяцев   зимы   университет   не   отапливался,   не   имел электричества, воды, оконные стёкла заменяла фанера. Но и в это время здесь читались лекции, шли практические занятия. Надо   отдать   должное   руководству   города,   которое   уже   в   декабре   1941 организовало в Ленинграде 98 детских домов для детей от 3 до 14 лет.Один из таких  домов  № 51  был  создан  группой   преподавателей   под  руководством учительницы   истории   Марии   Михайловны   Шарый.Дети,   родители   которых сражались   на   фронте   или   погибли   от   вражеских   обстрелов   и   бомбёжки (частенько   бывало,   что   детей   просто   подбирали   на   улицах   или   в   пустых квартирах, так как их матери или родственники умерли от голода), получали медицинскую помощь, еду, крышу над головой. Некоторых детей спасти не удавалось: сильное истощение, дистрофия последней степени, цинга уносили маленький народ из жизни. Из воспоминаний Виктора Вайнштейн: «Мне   довелось   с   1942   по   1944   год   быть   воспитанником   детдома   №51 Выборгского   района.   Я   до   сих   пор   помню   всех   замечательных воспитателей этого детского дома по имени и отчеству и его директора – Марию Михайловну Шарый. А мы, малолетки из детдома №51, тоже не сидели сложа руки, ­ говорит Виктор Хельмутович. ­ Выступали перед ранеными в госпиталях, в 1943­м дважды выступали на Ленинградском радио, причем нередко во время записи наш хор при артобстреле уводили в бомбоубежище.   Летом   1942   и   1943   годов   мы   работали   на   соседнем совхозном   поле:   в   июне   пололи,   а   в   августе   собирали   урожай   брюквы, турнепса, моркови». Продолжали работать и школы. В период блокады в Ленинграде образована блокадная   школа   №   239.   Всю   войну   завучем   и   преподавателем   истории работала   замечательный   педагог   Ксения   Владимировна   Рубец.   Ксения Владимировна окончила Сорбону, была директором женской гимназии. После войны Ксения Владимировна написала прекрасную книгу о своих учениках в блокадном   Ленинграде   –   «Они   учились   в   Ленинграде».   Действие   книги открывается ещё до войны: выпускной балл, вручение аттестатов, гулянье на Неве   до   самого   утра   –   «священная   для   ленинградских   школ   традиция»; прекрасный город, наивные и добрые мечты выпускников о будущем…. И вдруг война… Пример подавала и столица нашей Родины ­ Москва. Зимой 1941 года, после разгрома   фашистов   под   Москвой,   в   столице   было   создано   32   учебно ­консультационных   пункта   для   учащихся   7­10   классов.   Ребята   учились самостоятельно, а в эти пункты приходили сдавать зачёты, получать задания и консультации. Учебные занятия в московских школах возобновились в сентябре 1942 года, когда многие дети школьного возраста вернулись из эвакуации в Москву. В 1942/43 учебном году в столице работало около 300 школ. Восстановление шло высокими темпами, и к концу войны были открыты 453 школы. Условия были   крайне   тяжелыми:   не   хватало   оборудования   и   учебных   пособий, письменных   принадлежностей,   топлива.   Из­за   нехватки   помещений большинство   школ   работало   в   две,   а   то   и   в   три   смены.   При   этом   почти повсеместно   для  учащихся  были   организованы  группы  продленного   дня,  и дети получали горячее питание. Учебные программы военного времени претерпели некоторые изменения. В школьных курсах стали глубже изучать темы, связанные с войной и обороной: отравляющие   вещества,   планы   и   карты,   современная   военная   техника   и военная   терминология,   сельское   хозяйство.   Было   усилено   патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной работе. Из воспоминаний ученицы того времени Аллы Георгиевны Москаленко: «Учебники   были   старые,   еще   с   текстами   о   Зиновьеве   и   Троцком. Портреты   «врагов   народа»   в   учебниках   были   закрашены   чернилами. Учебников, конечно, не хватало. Тетради добывали, кто как мог. У кого­то оставались тетрадочки после братьев и сестер, учившихся до войны, кто­ то   сшивал   листочки   бумаги.   Я   помню,   что   мне   папа   даже   с   фронта прислал   стопочку   трофейных   тетрадей,   сделанных   из   очень   хорошей бумаги, ­ на зависть всему классу.» Несмотря   на   трудности   военного   периода,   дети   очень   ответственно относились к учебе: успеваемость достигала 92%! В год Великой Победы 276 выпускников окончили школы сзолотыми и серебряными медалями. Ещё один пример. Небольшая школа на территории КБР в г.Баксан. Здесь учителем   математики   работала     Анацкая   Екатерина   Порфирьевна.   Она вспоминает: «Началась   война…   В   годы   войны   в   тяжелых   условиях приходилось работать не только нам, учителям, но и ученикам. Невольно вспоминается зима. В классах такой холод, что замерзали чернила. Дети за   партами   сидели   в   фуфайках,   шубейках   ­   да   кто   в   чем   мог!   И   это несмотря на то, что топку готовили заблаговременно. Учителя вместе с родителями   учащихся   летом   делали   пэшхэку,   которым   отапливались помещения. Да что это за топливо?! Мальчиков на лошадях посылали в лес за дровами. О тетрадях в то время дети и понятия не имели. Какие­ то листочки из архивных бумаг использовали они для письменных работ. Летом и школьники, и учителя работали в поле. Вручную пололи пшеницу, просо…   А   вечерами,   в   зимнее   время   собирались   в   помещении   сельского Совета   при   свете   коптилки,   вязали   шерстяные   носки   для   солдат. Варежки   вязали   с   двумя   пальцами,   чтобы   солдатам   удобнее   было нажимать на курок.» Все   мы   привыкли   видеть   учителей   с   указками   в   руках.   И   очень   трудно вообразить,   что   представители   этой   самой   гуманной   профессии   на   Земле, могут   сменить   указку   на   автомат.   В   годы   Великой   Отечественной   войны немало педагогов воевало на фронте. Учителя ­ ветераны, как много общего в их фронтовых биографиях. 17 ­ 20 ­ летние, они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями. Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте.   Многие   учителя   с   оружием   в   руках   сражались   с   врагом   и   были награждены   орденами   и   медалями,   удостоены   звания   Героя   Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от   фашистов.   В   1944   году   более   пяти   тысяч   лучших   учителей   и   других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей.

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова
Скачать файл