Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)
Оценка 4.7

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)

Оценка 4.7
Научные работы
doc
русская литература
4 кл
21.01.2018
Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках"(4класс)
В ходе своего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Мы прочитали много русских народных сказок, узнали из дополнительной литературы многое о Кощее Бессмертном. По сказкам мы сделали вывод о сущности образа Кощея Бессмертного. Мы выяснили: • Кощей Бессмертный – вымышленный сказочный персонаж, его прообразом является бог смерти и холод; • имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека • в сказках он предстает в образе безобразного старика, живущего во дворце среди золота, куда обязательно попадает главный герой; • по мнению юных читателей, Кощей Бессмертный – персонаж отрицательный; • Кощей Бессмертный – это чаще всего герой противопоставленный добру.
Зеленина Влада 4 класс.doc
Конкурс научно­исследовательских работ младших школьников «Я ­ исследователь» Тема: «Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках» Исследователь: Зеленина Влада 4 «А» класс МБОУ СОШ № 120 Научный руководитель: учитель начальных классов Саркисян Татьяна Альбертовна Барнаул, 2018 Оглавление Введение…………………………………………………………………………….3 Образ Кощея Бессмертного ……………………………………………………….4 Кощей Бессмертный  в русских сказках……………………………… ………….6 Анкетирование ……………………………………………………………………..7 Заключение………………………………………………………………………….8 Список литературы…………………………………………………………………9 Приложение 2 Введение Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. Я очень  люблю русские народные сказки.  На меня они производили очень сильное  впечатление. Мне стало интересно, а сказочный персонаж Кощей Бессмертный  всегда злой или как Баба­Яга может быть и злым и добрым. Где он живёт?  Кто его придумал?    Как появился такой образ?  Что означает его имя? Почему именно  Кощей? Чтобы ответить на заинтересовавшие нас вопросы, мы выбрали тему  исследования «Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках ». Актуальность исследования обусловлена тем, что Кощей Бессмертный   является одним из загадочных персонажей в русских народных сказках. Изучив  источник происхождения и суть образа Кощея Бессмертного, читатели смогут  глубже проникнуть в историю нашего народа, ближе познакомиться с культурой  своих предков, понять, как они жили, что их заботило,  что радовало. Цель.  Проанализировать   образ   Кощея   Бессмертного     в   русских   народных сказках и сделать вывод о его сущности. Задачи.  1. Исследовать историю возникновения Кощея Бессмертного как одного из ярких сказочных персонажей. 2. Выяснить, какую роль в сказке он играет. 3. Проанализировать образ Кощея Бессмертного и сделать выводы.      Объект исследования. Кощей Бессмертный. Предмет исследования. Русские народные сказки.      Гипотеза.  Кощей Бессмертный отрицательный персонаж в русских народных  сказках        Методы исследования. Размышления, чтение книг, сравнение,  анализ  результатов, обобщение, анкетирование. 3 1. Образ Кощея Бессмертного Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей.   Сюжеты, в которых присутствует этот образ, всегда заставляют сопереживать  главному герою — Ивану­царевичу, беспокоиться за его судьбу, так как его  противник силен, могуществен и, как кажется, неуязвим. Кроме того,  образ Кощея в сказках воспринимается как однозначно отрицательный.  Собственно, образ  Кощея Бессмертного — это один из вариантов образа противника героя, без  которого не могло бы состояться испытание, переводящее героя в новый этап его  сказочного бытия. Образ Кощея, как и Бабы­Яги, имеет мифологическую основу,  восходящую к глубокой древности. Именование этого персонажа заслуживает внимания. Сказочники называли его  «Кащей», «Кащ», «Каща». В русских народных сказках слово «Кощей» имеет  значение «худой, тощий человек, ходячий скелет». Не менее интересны и значимы  эпитеты, сопровождающие имя персонажа, а нередко воспринимающиеся как его  неотъемлемая часть. Это определения «поганый», «бездушный», «бессмертный».  Все они с точки зрения мифопоэтического сознания позволяют квалифицировать  Кощея как существо, принадлежащее «иному» сказочному миру. Эпитет  «поганый» указывает на противопоставление Кощея миру «святому»,  христианскому, которое отражает элементы традиционного мировосприятия,  касающиеся религиозной сферы на определенном этапе исторической  действительности. В эпической же реальности, где воспроизводятся архаичные  представления о «своем» и «чужом», он является признаком, характеризующим  персонажей «чужого» мира. Определения «бездушный» и «бессмертный» называют отличительные признаки Кощея, которые отражают мифологическую природу его  образа и — более узко — его потустороннее происхождение. На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, мира  смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея  находится очень далеко: герою приходится отправляться на край света. Туда из  всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные  сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему  приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к  4 помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и  даже погибать и воскресать. Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке  как дворец, замок, большой дом.  Здесь находятся несметные богатства — золото,  серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает  из его царства. По мнению исследователей, золотая окраска предметов в  мифопоэтическом сознании воспринимается как признак потустороннего мира. То  же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок,  расположен дворец Кощея Бессмертного. Принадлежность Кощея к «иному» миру прослеживается в черте, сближающей  его с образом Бабы­Яги. Как и Баба­Яга, он обнаруживает присутствие человека в  своем доме по запаху, и для описания этого момента сказочники используют одни  и те же формулы: «Фу­фу­фу, что­то в горнице русским духом пахнет». Внешний облик Кощея в сказках довольно нечеткий. В текстах обычно нет полного портрета этого персонажа, а встречаются лишь отдельные характеристики, в  основном явно указывающие на мифологическую природу образа. Один из  наиболее часто упоминаемых признаков — возрастной. Кощей Бессмертный  изображается как старый, «седой старик», «дряхлый человек».  Посмотрим на другие характеристики персонажа, восходящие к древним  мифологическим представлениям. Во многих сказках Кощей Бессмертный не  ходит, не ездит, а летает, подобно птице или вихрю, чем напоминает Змея  Горыныча. Полет Кощея вызывает бурные изменения в состоянии природы: «Вдруг гром гремит, град идет, Кощей Бессмертный летит». Причем нередко  передвижение Кощея в воздухе приводит к разрушительным действиям в  природном пространстве: «листья с деревьев полетели, ветер ужасный Кощей  летит». 5 2.  Кощей Бессмертный  в русских сказках Кощей Бессмертный наделяется в сказках огромной силой. От одного его дыхания  герои­богатыри «как комары летят». Кощей способен поднимать меч «в пятьсот  пудов», биться с героем целый день и побеждать. Вместе с тем сила Кощея  небеспредельна. Более того, как видно из сказок, и его сила, и он сам при  определенных обстоятельствах могут быть уничтожены.  Как   сказочный   персонаж,   принадлежащий   «иному»   миру,   Кощей Бессмертный является владельцем не только несметных богатств, но и чудесных вещей. Так, у него есть волшебный меч Сам­самосек, есть и необыкновенный конь. [Рис.1] Кроме «материальных» ценностей и волшебных предметов, Кощей  Бессмертный обладает властью над жизнью и смертью людей. Так, он с помощью  магического воздействия может превращать все живое в камень.  Главной же особенностью Кощея Бессмертного, отличающей его от других  сказочных персонажей, является то, что его смерть (душа, сила)  существует  отдельно от него. Она находится в яйце, которое спрятано в определенном месте.  Это место в мифопоэтических представлениях осмысляется как потустороннее  пространство, принадлежащее к «иным» мирам — верхнему или нижнему: «На  море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в  сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо». Иногда в сказках говорится, что  ящик или сундук с Кощеевой смертью находится на дубе, а дуб — на горе или в  поле, и «то дерево Кощей как свой глаз бережет». Кощеева смерть находится там,  где «никто не ходит, никто не ездит». А сам Кощей заботливо хранит тайну о  своей смерти, что делает его неуязвимым для врагов. Найти и раздобыть смерть  Кощея под силу только настоящему герою.  Изъятие яйца с Кощеевой смертью из места, где оно покоится, сразу же  отражается на его состоянии: он занемогает, ему делается плохо.  6 Какова же роль Кощея Бессмертного в сказке? Из текстов известно, что его  обычные занятия заключаются в том, что он летает по Руси, «ходит на войну»,  уезжает «на добычу» или на охоту, «шатается по вольному свету». В рамках же  развития сюжета сказки Кощей выступает как грозный противник главного героя.  Конфликт между ними всегда возникает из­за героини­невесты: Кощей является  похитителем невесты героя. Иногда в сказке нет никакой мотивировки похищения. Чаще же попадание героини под власть Кощея связывается с нарушением со  стороны главного героя какого­либо запрета, относящегося к до свадебному или  послесвадебному периоду. Это, например, нарушение требования жены (или  невесты) мужу (или жениху) заходить в одно из помещений дома: подвал или  кладовую. Несоблюдение этого запрета приводит к тому, что из закрытого  помещения освобождается Кощей, насильно захватывает героиню и уносит в свое  царство: «Старик ударился об землю, поддел Елену Прекрасную из саду и увез».  Нередко также встречается запрет на сжигание до истечения определенного срока  шкурки заколдованной или проклятой царевны­лягушки. Итак, образ Кощея стал восприниматься как темная, враждебная человеку  сила, как опасное демоническое существо. 3. Анкетирование было проведено среди учащихся 4­х классов.                  В исследовании принимали участие 100 учеников нашей школы.                                 По результатам было выявлено:  1. 2. 3. 4.   75% ребят знают кто такой Кощей Бессмертный.    90% смогли описать его внешность.   45% читали сказки о Кощее Бессмертном.   100% персонаж  отрицательный.  Таким образом, мои сверстники мало читают сказки, а  больше смотрят     мультфильмы и художественные фильмы.   Было предложено прочитать следующие сказки: «Иван Царевич и Серый Волк" «Царевна лягушка»  «Василиса Прекрасная»  «Кощей Бессмертный»       «Огонь, вода и медные трубы» «Марья Моревна» Также   нами   была   составлена  презентация   «Кощей   Бессмертный   в   русских народных сказках» для использования на внеклассных занятиях по литературному чтению. 7 Заключение В   ходе   своего   исследования   мы   нашли   ответы   на   многие   вопросы.   Мы прочитали много русских народных сказок, узнали из дополнительной литературы многое о Кощее Бессмертном. По сказкам мы сделали вывод о сущности образа Кощея Бессмертного. Я стала внимательно и более вдумчиво читать сказки и другие литературные произведения. Своими   знаниями   я   поделилась   со   своими   одноклассниками   на   уроке литературного   чтения.  Составила   презентацию  «Кощей   Бессмертный   в   русских народных сказках» для использования на внеклассных занятиях по литературному чтению. Так кто же он такой? Добрый помощник или злодей? Мы выяснили:  Кощей   Бессмертный  –   вымышленный   сказочный   персонаж,   его прообразом является бог смерти и холод;  имя «Кощей» происходит от слова «кость»  и означает   худосочного человека   в сказках он предстает в образе безобразного старика, живущего во дворце среди золота, куда обязательно попадает главный герой;  по   мнению   юных   читателей, отрицательный; 8  Кощей   Бессмертный  –   персонаж  Кощей   Бессмертный  –   это   чаще   всего   герой   противопоставленный добру.  Таким образом, гипотеза, что Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж в русских народных сказках, подтвердилась. Но теперь мы точно знаем, что лишь благодаря ему,  главный герой становится настоящим героем. Нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие­нибудь новые открытия. В ходе исследования я научилась: анализировать сказки, находить полезную  информацию,  делать выводы. Список  литературы: 1.   Даль   В.   И.   Толковый   словарь   живого   великорусского   языка/   Сост. Шахматова Н. В. С.­Петербург: ИД «Весь», 2004, – 1678 с. 2.  Кузнецов А. Н. Из времен незапамятных. – М.: Оникс, 2005, – 325с. 3.   Максимов  С. В. Нечистая,  неведомая  и крестная сила. –  М.:  Русское слово, 1995, – 568 с. 4.   Пропп   В.   Я.   Исторические   корни   волшебной   сказки.   –   С.­Петербург: Лабиринт, 1996, – 336 с. 5.  Русские народные сказки. Составитель Аникин В. П. – М.: Пресса, 1992, – 560 с. 6. http://www.ereading.club/chapter.php/  7. http://www.zagadochnaya­sila.ru/persons/199­slavyan/627­kb.html  9 Анкетирование   «Кощей Бессмертный  в русских народных сказках положительный герой или отрицательный?» Приложение № 1 1. Кто такой Кощей Бессмертный?  2. Опишите внешность Кощея Бессмертного 3. Читали ли вы сказки о Кощее Бессмертном? 4. Положительный или отрицательный персонаж Кощей Бессмертный? Приложение № 2 10 11 Рис. 1 « Кощей Бессмертный» Иван Билибин Рис. 2   Виктор Васнецов: Кощей Бессмертный Рис.3 . Кощей Бессмертный

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках"(4класс)

Исследовательская работа на тему " Образ Кощея Бессмертного  в русских народных сказках"(4класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018