Исследовательский метод обучения как универсальный способ освоения действительности
Оценка 4.9

Исследовательский метод обучения как универсальный способ освоения действительности

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
преподавание
Взрослым
10.10.2022
Исследовательский метод обучения как универсальный способ освоения действительности
Трофимова Н.В._.docx

Трофимова Наталья Валентиновна,

учитель начальных классов,

г.Новый Уренгой, ЯНАО

 

Исследовательский метод обучения как универсальный способ освоения действительности

Исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

·         постановка проблемы;

·         изучение теории, посвященной данной проблематике;

·         подбор методик исследования и практическое овладение ими;

·         сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

·         собственные выводы.

Целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в науке. Цель исследовательской деятельности в образовании заключается в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности,  развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Следовательно, самостоятельно получаемые учеником в результате исследовательской или проектно-поисковой деятельности, являются новыми не для человеческой культуры, а для конкретного учащегося, т.е. личностно значимыми.

Главная цель данного подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передавая учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. Ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, направляемого учителем. Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений. По мнению М. В. Кларина, это обучение, в котором учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем. При этом в качестве содержания образования выступают не только учебные знания, но и способы исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющая целью построение учеником субъективно нового знания.

Психологической основой исследовательской деятельности учащихся является их поисковая активность, которая присуща каждому человеку. Поисковая активность, в свою очередь, обусловливает исследовательское поведение. Исследовательская деятельность, в отличие от поисковой активности и исследовательского поведения, является осознанной и целенаправленной, предполагает применение соответствующих культурных средств.

Поскольку каждый человек постоянно сталкивается с разнообразными бытовыми, профессиональными и глобальными проблемами, постольку актуально владение исследовательским методом, поисковыми способностями или, как принято говорить, исследовательской компетенцией.

Базисом исследовательской компетенции служат исследовательские способности (умения), которые проявляются в исследовательском поведении учащихся: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы) и посредством этого развивают свои творческие способности. Это повышает успешность человека в образовании и профессиональной деятельности, поскольку именно творческая личность является более конкурентоспособной.

В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации индивида.

Исследовательская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельности.

Каковы же основные ценности этой исследовательской деятельности?

В исследовании ведущей является ценность истины и достижения именно истины, или точнее постоянного движения, приближения и стремления к ней.

Второй ценностью является неизменно деятельностный характер исследования. Исследование требует как постоянной мыследеятельности, так и практической деятельности.

Третья ценность — творческий подход к решению проблем, что предполагает готовность и способность человека при решении возникающих перед ним проблем двигаться новыми, нестандартными, изобретательскими путями; не довольствоваться готовыми схемами и стереотипами, а выходить за рамки нормативов и стандартов.

Четвертая ценность связана с необходимостью постоянной коммуникации.

Так как каждый цикл деятельности воплощается в конкретном результате — продукте, следовательно, пятая ценность заключена в продуктивности.

 

Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися на ступени начального общего образования

В работе с младшими школьниками можно использовать игры, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребенка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Игра-исследование состоит из двух этапов: 1) тренировочные занятия; 2) самостоятельные исследования.

Первый этап – тренировочные занятия

Подготовка к занятию. Готовятся карточки с символическими изображениями методов исследования («подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент» и др.) и «тем» будущих исследований. (растений, животных, зданий и т.д.).

Выбор темы и методов исследования. Для выбора темы и методов исследования учащиеся располагаются вокруг стола с карточками. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы учитель с учащимися определяет тему исследования, выбирая ту или иную карточку и размещая ее на середине стола. Остальные карточки убираются.

Учитель объясняет детям, что задача заключается в подготовке сообщения по теме, для чего нужно собрать всю доступную информацию.  Важно побудить учеников к размышлению об источниках информации и подвести к мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая информация необходима исследователю. После этого на стол выкладывается карточка с символом, обозначающим действие «подумать».

Затем учащиеся постепенно выстраивают линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «прочитать в книгах», «посмотреть по телевизору», «получить информацию из Интернета» и т.д. Следует иметь в виду, что набор используемых методов исследования зависит от реальных возможностей.

Сбор информации. Разложенные на столе карточки представляют собой план исследования. Собранные данные фиксируются в виде краткой записи, схемы или рисунка. 

Учителю следует помнить, что у младшего школьника способность концентрировать внимание еще недостаточно развита. Поэтому данную работу стоит осуществлять, отрабатывая один метод за другим, но так, чтобы по мере их освоения, поддерживался темп исследования и не пропал к нему интерес.

Обобщение информации. Полученная информация анализируется и обобщается. Необходимо выяснить, что нового и интересного дети узнали по теме; сделать выводы и рассказать о результатах проведенного исследования. В процессе обобщения результатов младший школьник учится выделять главные идеи и видеть второстепенные, пытается дать определение понятиям и т.д. 

Сообщение по результатам исследования. После обобщения информации следует подготовить сообщение по теме исследования. После выступления необходимо обсудить сообщения, задать вопросы. Важно похвалить детей-исследователей за работу.

Главным результатом первого занятия в форме игры-исследования является знакомство с общей схемой исследовательской деятельности. 

Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в учреждении образования должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Второй этап – самостоятельные исследования

Подготовка к исследованиям. Для самостоятельных исследований младшим школьникам понадобятся карточки, которые использовались на тренировочных занятиях. Из новых средств потребуется «папка исследователя». Кроме того, каждый ребенок должен получить неограниченное количество маленьких листочков для фиксации информации и ручку, карандаш, фломастеры. 

Проведение исследований. В исследовательский поиск вовлекается весь класс. Педагог играет роль консультанта, старшего помощника. Начинается занятие с выбора темы исследования. Карточки с изображением раскладываются на столе. Каждый ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится,  получает специальную «папку исследователя» и листы для сбора информации. План исследования фактически зафиксирован на кармашках папки.

Получив все необходимое, ученик или группа учеников начинают действовать самостоятельно. Задача – собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации, обобщить их и подготовить доклад по результатам исследования. Все это делается в течение одного занятия. Найденную информацию ученик фиксирует на больших листах бумаги, которые вкладывает в кармашки папки. Например, если информация найдена в книге, то листок с записями кладется в кармашек «книга» и т.д.

Собранные листы впоследствии вынимаются из карманов папки. На их основании составляется краткое сообщение об итогах исследования. Для того чтобы его составить, ученику нужно:

                    структурировать материал, определив главное и второстепенное;

                    дать определение основным понятиям;

                    обобрать наиболее интересные данные и неожиданные результаты.

Доклады по результатам исследования. Сообщения по результатам исследовательской работы можно рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик не только должен рассказать о том, что узнал, но и передать эти сведения одноклассникам. Дети легко включаются в спор, задают вопросы, вносят свои поправки в выступления одноклассников. Все это способствует развитию критического мышления. По итогам выступлений учителю необходимо поощрять не только тех, кто выступал с докладом, но и тех, кто задавал вопросы.

Проведение игр-исследований с младшими школьниками будет способствовать развитию исследовательских умений и творческих способностей учащихся. Именно таким образом осуществляется введение элементов исследовательской деятельности в образовательный процесс начальной школы.

Список литературы

1.                  Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н.И.Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008.

2.                  Зачёсова, Е.В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е.В.Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.

3.                  Земскова, Г. М. Управление исследовательской деятельностью учащихся через работу школьного научного общества / Г. М. Земскова // Методист. – 2011.

4.                  Карпов, А. О. Как организовать систему исследовательского обучения школьников / А. О. Карпов // Исследовательская работа школьников. – 2011.


 

5.                  Скачано с www.znanio.ru

Трофимова Наталья Валентиновна, учитель начальных классов, г

Трофимова Наталья Валентиновна, учитель начальных классов, г

Психологической основой исследовательской деятельности учащихся является их поисковая активность, которая присуща каждому человеку

Психологической основой исследовательской деятельности учащихся является их поисковая активность, которая присуща каждому человеку

В работе с младшими школьниками можно использовать игры, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребенка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований

В работе с младшими школьниками можно использовать игры, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребенка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований

Второй этап – самостоятельные исследования

Второй этап – самостоятельные исследования

Карпов, А. О. Как организовать систему исследовательского обучения школьников /

Карпов, А. О. Как организовать систему исследовательского обучения школьников /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2022