Исследовательский мини-проект с использованием краеведческого материала на основе диалога культур XX и XXI веков как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы
Оценка 5

Исследовательский мини-проект с использованием краеведческого материала на основе диалога культур XX и XXI веков как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
06.02.2017
Исследовательский   мини-проект  с использованием   краеведческого материала  на основе диалога культур XX  и XXI  веков   как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся  на уроках русского языка и литературы
Главным содержанием уроков русского языка и литературы на основе краеведческого материала является понимание тех исторических процессов, которые отражены в литературных произведениях и произведениях устного народного творчества , формирование умения давать правильную оценку этим процессам, формирование речевых навыков, интеллектуального развития и успешной коммуникации учащихся. Изучая литературный и исторический процесс, учащиеся сами приходят к выводу, что параллельное изучение произведений разных исторических периодов, разных народов страны, даже смежных областей , дает возможность расширить границы восприятия культурного наследия . Актуальность таких уроков заключается, в первую очередь, в формировании уважительного отношения к литературному наследию и культуре других народов.Организация работы над исследовательским мини-проектом по русскому языку и литературе на основе краеведческого материала
метод комментарий урока на мастер класс Кортунова Воронежская область.docx
«Лицей села Верхний Мамон Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение 396460, Воронежская  обл., село Верхний Мамон, ул. Школьная, д.7,  тел.: 8(47355) 56145, 8(47355) 56545 Исследовательский   мини­проект  с использованием   краеведческого материала  на основе диалога культур XX  и XXI  веков   как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся  на уроках русского языка и литературы                                                                     учителя русского языка и литературы                                                               Кортуновой Лилии Николаевны                           Мастер­класс 2015 год Основная   цель   современного   школьного   образования   ­   целостное   и   многоаспектное развитие   личности   школьника,   его   социальная   адаптация,   эффективная   реализация   в   сфере будущей   профессиональной   деятельности.   Необходимым   условием   успешной   социализации, интеллектуального   и   эмоционального   развития   личности   является   повышение   общей   и коммуникативной культуры. В Стандартах  нового поколения особое внимание обращается  на развитие коммуникативной компетенции школьников ­ способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.                       Коммуникативная культура  – одно из определяющих свойств человека двадцать первого века, способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости   других,   подбору   и   предъявлению   аргументов,   обсуждению   проблемы, пониманию и уважению мнений других, к сопоставлению точек зрения;       В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих        отношений:   взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание сопереживание, сотворчество            Что такое коммуникативные УУД? Это умение: • • • •  оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться  с   одноклассниками   совместно   с   учителем   о   правилах   поведения   и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).        Отсюда вытекает  основная задача учителя­словесника: воспитание разносторонне  развитой, образованной и коммуникационно­компетентной  личности.          Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:  Знание языков общения, используемых народной культурой. • Опыт народной культуры. • • Опыт межличностного общения. • Опыт восприятия искусства. Коммуникативные технологии  Диалог  Работа в парах  Работа в группах  Дискуссия  Проектная деятельность                 В   основу   метода   проектов   положена   идея   о   направленности   учебно­познавательной деятельности   школьников   на   результат,   который   получается   при   решении   той   или   иной практически или теоретически значимой проблемы.     В современной методической литературе существует   несколько   разновидностей   учебных   проектов.   По   доминирующей   деятельности учащихся   выделяют   информационный,   ролевой,   практико­ориентированный,   творческий   и исследовательский проекты. В рамках одного урока это может быть мини­проект. Главным содержанием уроков русского языка и литературы на основе краеведческого материала является понимание тех исторических процессов, которые отражены в литературных произведениях  и произведениях устного народного творчества  , формирование умения давать правильную   оценку   этим   процессам,   формирование   речевых   навыков,   интеллектуального развития и успешной коммуникации учащихся. Изучая литературный и исторический процесс, учащиеся   сами   приходят   к   выводу,   что   параллельное   изучение   произведений     разных исторических   периодов, разных народов страны, даже смежных областей , дает возможность расширить границы восприятия культурного наследия  . Актуальность этих уроков заключается, в   первую   очередь,   в   формировании   уважительного   отношения   к   литературному   наследию   и культуре других народов.       Рассмотрим   возможные   пути   реализации   методической   задачи   повышения коммуникативной культуры на примере интегрированного  урока русского языка и литературы на основе краеведческого материала по теме  «Троицкий обряд Верхнемамонского района : истоки возникновения,  отражение в литературе и живописи» .             Основные этапы урока:  мобилизация  (предполагает   включение   учащихся   в   активную   интеллектуальную деятельность).   Учащиеся   рассматривают     и   обсуждают   фотографии,   на   которых изображены   эпизоды   традиционного   праздника   в   селе   Верхний   Мамон   ­ межрегионального фестиваля «Песни над Доном»  целеполагание  →   узнать  «вспомнить  → (учащиеся   самостоятельно   формулируют   цели   урока   по   схеме  научиться»).   осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно).  Учащимся предлагается рассмотреть фотографии разных лет , на которых изображен старинный обряд (Троицкий обряд кумления), о нем ребята не имеют никаких сведений: как он проходит, когда, кто в нем участвовал,  что символизировал, сохранен ли сейчас и т. д.  коммуникация  (поиск     новых   знаний     в   паре,   в   группе).   Учащиеся   самостоятельно разбиваются на 5 групп:  1.Группа «Этнографы» работает над вопросами: • Что общего между этими тремя фотографиями? • Почему группа женщин и девушек в народных костюмах стоят на берегу Дона? • С каким обрядом это может быть связано? • Что за ансамбль изображен на фотографиях? • Как это обряд проходил в других селах, областях?     работает над вопросами:            2.  Группа  «Географы»        Откуда берет начало река Дон?   История названия?   Как  словосочетание «казачий Дон»  можно объяснить   территорией  протекания  реки? 3.  Группа  «Литературоведы»     работает над вопросами:  Образ реки Дон в русской литературе, в народной песне.   Почему Дон часто называют  тихим? 4. Группа  «Я  зыковеды      »    работает над вопросом:  Выразительные средства языка в обрядовых песнях Воронежского края.  В каких литературных произведениях и произведениях устного народного творчества  упоминается Троицкий обряд?     5. Группа  «Искусство   • Как тема обрядов, в том числе обрядов на Троицу,  отражена в живописи?  »    работает над вопросом:  веды   отчет групп, защита мини­проектов;   рефлексия (осознание учениками  и воспроизведение в речи того, что нового они узнали и чему научились на уроке).  Сегодня  я узнала (а)…   Сегодня  я смогла (а)…   Сегодня мне было  интересно…   Сегодня мне было трудно…  То, что я узнал (а) сегодня, мне пригодится… Выводы по уроку: • Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей  неповторимость, укрепляют связь поколений и сегодня являются надежной основой для  приумножения и развития отечественной культуры. • Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей  неповторимость, укрепляют связь поколений и сегодня являются надежной основой для  приумножения и развития отечественной культуры. • Очень важно не утратить духовные ценности русского народа, способствовать их передаче  следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре. Заключение        Исследовательский   мини­проект по русскому языку и литературе   для школьников­ исследователей  – это возможность делать что­то интересное самостоятельно или в группе, максимально   используя   свои   возможности;   это   деятельность,   позволяющая   проявить   себя, попробовать   свои   силы,   приложить   свои   знания,   принести   пользу   и   показать   публично достигнутый результат.       Библиография 1. С.В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно­методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2002.  148 с. 2. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка / Л.М.Вахрушева  //Русский язык. – 2007. ­ №14. – С. 35­36. 3. Загрекова Л.В. и др. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для студентов пед. вузов. М.: Высшая школа, 2004. 157 с. 4.   Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка /  Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10. 5.   Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка // Русский язык в     школе, 2002, № 6. С.17–21. 6.   Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами:  рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. –  Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7­ 197. Интернет­ресурсы 1. httl: // pedsovet.org/…option,com…viewlink/link_id…Itemid… Чекусова Н. Б.  «Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах». 3. http://slka.diary.ru. Технология проблемного обучения на уроках литературы: цели, возможности и  способы применения. 4. httl: // pedsovet.org/…option,com…viewlink/link_id…Itemid… Чекусова Н. Б.  «Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах». 6.  httl: // ru.wikipedia.org› Эвристическое 7. httl: // www.ucheba.ru. Эвристическая беседа как метод познавательной активности учащихся. 8. httl: // metodist.edu54.ru/node/ Проблемно­диалогическое обучение. 10. httl:// festival.1september.ru/ Использование технологии проблемно­диалогического обучения.   обучение

Исследовательский мини-проект с использованием краеведческого материала на основе диалога культур XX и XXI веков как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Исследовательский   мини-проект  с использованием   краеведческого материала  на основе диалога культур XX  и XXI  веков   как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся  на уроках русского языка и литературы

Исследовательский мини-проект с использованием краеведческого материала на основе диалога культур XX и XXI веков как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Исследовательский   мини-проект  с использованием   краеведческого материала  на основе диалога культур XX  и XXI  веков   как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся  на уроках русского языка и литературы

Исследовательский мини-проект с использованием краеведческого материала на основе диалога культур XX и XXI веков как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Исследовательский   мини-проект  с использованием   краеведческого материала  на основе диалога культур XX  и XXI  веков   как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся  на уроках русского языка и литературы

Исследовательский мини-проект с использованием краеведческого материала на основе диалога культур XX и XXI веков как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Исследовательский   мини-проект  с использованием   краеведческого материала  на основе диалога культур XX  и XXI  веков   как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся  на уроках русского языка и литературы

Исследовательский мини-проект с использованием краеведческого материала на основе диалога культур XX и XXI веков как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Исследовательский   мини-проект  с использованием   краеведческого материала  на основе диалога культур XX  и XXI  веков   как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся  на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017