Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
08.02.2017
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках русского языка и литературы учащийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию.Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть педагогической технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Мастер-класс Технология критического мышления СидороваАИ.docx
технологии развития критического мышления на уроках русского языка
«Мастеркласс по использованию
и литературы».
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить
опыт своей работы.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение
применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На
уроках русского языка и литературы учащийся должен уметь работать с
текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем,
умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к
сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к
поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема:
современное образование требует развития информационной компетенции, а у
большинства школьников культура работы с текстом низкая. В чем причина
этого? Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе? Для
достижения положительных результатов своей деятельности учителю
необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.
Среди многих меня заинтересовала «Технология развития критического
мышления» (ТРКМЧП). Критическое мышление – это один из видов
интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким
уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его
информационному полю.
Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся,
необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть данной
педагогической технологии очень точно передана в китайской пословице:
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США
(Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских
отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а
также сотрудничества, развивающего обучения; она является
общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему,
формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного
пространства, развитие качеств гражданина открытого общества,
включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для
решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
В основу технологии положена базовая дидактическая модель, состоящая
из трех этапов (стадий):
I стадия – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению
новой информации) ;
II стадия – «Осмысление» содержания (получение новой информации); III стадия — «Рефлексия» (осмысление, рождение нового знания).
Ожидаемые результаты применения технология РКМЧП и её
отдельных приёмов на уроках русского языка и литературы:
1.У учащихся формируются следующие компетенции:
коммуникативная (формирование навыков общения);
интеллектуально познавательная (умение учиться);
практико – ориентированная (умение принимать взвешенные решения);
деятельностная (добывание знаний через деятельность);
интерактивная или информационная (систематизация и обмен
информацией).
2. В основе ТРКМЧП заложено формирование базовых качеств
личности:критическое
мышление, рефлективность,мобильность, толерантность, ответственность
личности за результат своей деятельности.
Методические задачи:
Познакомиться с технологией развития критического мышления
(ТРКМ)
Приобрести практический опыт использования некоторых приемов
ТРКМ
Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической
деятельности.
Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья
расставлены для работы в группах по 4 человека. На столах лежат: текст об
имени числительном, карточки с приветствиями на разных языках, таблицы
«инсерт», карточки с заданием «верные неверные утверждения», карточки с
историями числительных, смайлики (грустные и веселые) Если вы мыслите ясно, вы и писать будите ясно,
если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение
Джек Лондон
Ход мастеркласса
Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех, кто собрался
сегодня в этом классе.
Тема моего мастеркласса: Применение технологии “Развитие
критического мышления” на уроках русского языка и литературы.
Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое
мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.
В своем мастерклассе я хочу продемонстрировать вам некоторые
методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую
на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на
учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях(семинары,
рабочие встречи, педсоветы и т.д.). (Слайд 2)
Чтобы всем хорошо себя чувствовать и плодотворно поработать, я
предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько
карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех
громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы
хором отвечает на этом же языке.
Я начну на своем родном языке, на марийском:
Салам лийже! Здравствуйте!
Нихао ! (Китай)
Гомар Джоба ! (Грузия)
Хэллоу! (Англия)
Бонжур! (Франция)
Здравей! (Болгария)
Здоровэньки булы! (Украина)
Норуон норгуй! (Якутия) Джечь буречь (Удмуртия)
Добры дзень! (Белоруссия)
Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше
здоровье должно удесятериться. Тогда приступим к серьезной части моего
выступления.
Я не просто так заговорила о материализации мыслей. Мысль. Мышление –
это ключевое слово в основе технологии, некоторыми приемами которой я
хочу с вами поделиться.
1. Этап.Теория.
Краткая характеристика основных идей технологии.
Технология развития критического мышления была разработана
американскими учеными. В России она появилась в 1997 году.
Думать критически ЭТО –
Проявлять любознательность;
Использовать исследовательские методы;
Ставить перед собой вопросы;
Вскрывать причины и последствия фактов;
Сомнение в общепринятых истинах;
Выработка точки зрения и способность отстаивать еѐлогическими
доводами.
Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными
способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия,
аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и
на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов
на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Технология привлекает тем, что может быть использована в различных
предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое
образование, иностранный язык, география, экология, мировая
художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная,
"надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими
подходами и технологиями. Чем еще привлекает меня данная технология? Детей не легко
мотивировать.
как
заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем
предпочтение форме и забываем о содержании.
И нам приходится постоянно придумывать,
Базовая модель РКМЧП (слайд 3)
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
∙ Фаза вызова
∙ Фаза реализации смысла (осмысление)
Фаза рефлексии
(слайд 4)
О чем вам говорят эти слова?
Перечитывая различные высказывания известных людей об образе педагога,
его деятельности, я обратила внимание на то, что некоторые авторы,
характеризуя профессию учителя, сравнивают ее с какойлибо другой
профессией.
На более глубокие размышления по поводу всех этих сравнений меня
натолкнуло высказывание замечательного педагога и психолога Шалвы
Александровича Амонашвили. В своей книге “Единство цели” он говорит о
том,
что… «Люблю сравнивать свою профессию учителя, воспитателя,
педагога с разными другими профессиями. Это дает мне возможность
углубиться в суть педагогической жизни.
Хочешь осознать, чему ты служишь? Тогда сравнивай свою службу, с
точки зрения общественных ценностей, с профессиональной службой
других, и ты почувствуешь, как важна и неповторима твоя жизнь для
общества»
Давайте мы тоже сравним нашу педагогическую профессию с другими:
(Слайд 5)
Мне настолько понравилась идея Амонашвили, что я тоже решила составлять
подобные сравнительные памятки, но не в форме прямых лозунгов и
призывов, как у него, а в иной форме.
Действительно, учителю дана огромная сила сила слова.
Пользуясь этой силой мы способны создавать миры (Слайд 6)
Но эта же самая сила способна разрушать... (Слайд 7)
Зачастую активно работая, мы педагогически выгораем (Слайд 8)
«Светя другим – сгораю сам…» Как сохранить свою душу от «профессионального выгорания»?
Где взять силы для ежедневного вдохновения?
Тема нашего урока :
КТО МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ С ТОБОЮ, УЧИТЕЛЬ? (слайд 9)
Первая стадия критического мышления – вызов.
Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к
учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и
дома.
Цели:
∙ Продемонстрировать некоторые методические приемы технологии
“Развитие критического мышления”;
∙ Охарактеризовать роль нравственной оценки и самооценки в
профессиональной деятельности педагога.
Что мы будем делать? (слайд 10)
Сравнивать профессию учителя с какойлибо другой профессией.
Зачем мы это будем делать?
Для того что бы:
∙ Выявить все самое лучшее и светлое в нашей профессии;
∙ Почувствовать, как важна и неповторима наша жизнь для общества;
∙ Выработать позитивную установку на профессию учителя.
Как мы это будем делать?
Работая в группах, создадим синквейны и оформим их в виде небольших
плакатов.
СИНКВЕЙН (слайд 11)
Синквейн
– это стихотворение, которое требует синтеза информации и
материала.
Работать мы будем в двух группах, поэтому к окончанию занятия у нас будет
сразу два ваших коллективных творческих проекта. Я уверена, что они станут
достойным украшением нашей творческой недели.
У кого какие вопросы по организации работы? Всем все понятно? Тогда
давайте, начнем работать.
Результат синквейна (учителя читают) (Слайд 12) Вторая фаза – осмысление.
Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и
освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести
новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы,
как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей
типа двойных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц;
выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где?
когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление
целей, заявленных на стадии вызова.
Одним из приемов технологии развития критического мышления
являются КЛАСТЕРЫ. (слайд13)
Составление кластера на тему « Кто может сравниться с тобою
учитель?»
КЛАСТЕР
оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какието записи,
зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым
образом, компонуем по категориям.
выделение смысловых единиц текста и графическое
(Образец: Учитель: Садовник гений Цветовод Провидец Созидатель
Капитан Айболит Философ Советчик)
Я хочу познакомить вас с приемом ТРКМ ИНСЕРТ (слайд 14)
«Чтение с пометками «INSERT»(позволяет информацию разделить на
известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста
необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить
таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы).
«v» если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
«» если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или
думали, что знали;
«+» если то, что вы читаете, является для вас новым;
« ?» если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить
более подробные сведения по данному вопросу.
Работа с группами: 1группа составляет кластер, 2 инсерт
Профессия учителя – это особая профессия. Учитель постоянно живет в
мире сверхзадач. (16 слайд)
(слайд 14,15) Общество предъявляет учителю непомерно высокие требования: стать
идеалом человека хотя бы для своих учеников.
Учитель не имеет права быть рядовым, он вынужден быть особенным.
А это так не просто. ..
Третья фаза – рефлексия.
Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной
информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому
материалу.
На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая
форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию,
излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе;
сказка; телеграмма.
"Все у меня в руках" способ организации рефлексии в конце занятия.
(17слайд)
На доске крепится плакат с изображением ладони .Большой палец "Над
темой я хотел(а) бы еще поработать", указательный "Здесь мне были даны
конкретные указания", средний "Мне здесь совсем не понравилось",
Безымянный "Психологическая атмосфера", мизинец "Мне было интересно
узнать"...Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри
контура свои ответы на эти вопросы. Затем обсуждаются результаты работы.
Я вам рассказала о наиболее интересных приемах и те, которые
нравятся детям.
Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического
мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:
Изменила отношение детей к урокам литературы, русского языка.
Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям,
возникающим в ходе учебной деятельности.
Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и
коллективной работе.
Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся.
Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы.
Повысились активность детей на уроках, оживился интерес учащихся к
познанию.
Анри Барбюс сказал, что «школа – это мастерская, где формируется
мысль подрастающего поколения». А стратегии критического мышления будоражат мысли, активизируют
процесс изучения темы. Откликается ученик, особенно когда видит
поддержку учителя и учащихся, заинтересованных в поиске истины. Как
важна похвала для ученика, понимающего, что и от него, от его работы в
группе зависит образовательный продукт. Ведь еще древние мудрецы
утверждали: «Слово, идущее от сердца, проникает в сердце».
Удачи Вам во всем, дорогие коллеги! Спасибо за внимание.
(18слайд)
Приложение
Каким же должен быть учитель?
Мне бы хотелось предложить вашему вниманию МОЙ ВОЛШЕБНЫЙ
ЦВЕТОК, с помощью которого я много лет стараюсь сотворить чудо
превращения маленького человека в УЧЕНИКА с большой буквы. Мой цветок
называется « СЕМЬ У»
1. УМЕРЕННОСТЬ сочетание спокойной требовательности с хорошим
доброжелательным отношением к детям. Ребёнок должен знать, что если
учитель даёт задание, он его обязательно проверит. С другой стороны, четкие
дисциплинарные рамки на уроке при общении учитель ученик создают
ощущение безопасности. Когда ребёнок видит границы в поведении (что
можно, что нельзя), не возникает страх и не рождается агрессия
2. УСПЕШНОСТЬ это история о том, что дети не любят пирожки ни с
чем. Это значит, образ учителя должен служить олицетворением активной
успешной жизненной позиции.
3. УДИВИТЕЛЬНОСТЬ учитель начальной школы должен уметь удивлять.
Ребёнок в начальной школе это альпинист, стоящий у подножия высокой вершины, на которую ему предстоит взбираться долгие 11 лет. Психологи
считают, что оттого, насколько учителю школы удастся сохранить мотивацию
к обучению на протяжении 11 лет, настолько эта мотивация будет в
дальнейшем. Недаром основная цель НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ!
4. УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ учитель должен уметь разговаривать с детьми на
их языке. Швейцарский психолог Жан Пиаже сказал, что «ребёнок это не
маленький взрослый». У детей свой мир, свой язык, свои понятия и
определения. Конечно, не надо сбиваться на «птичий язык», но найти такие
слова и формулировки, чтобы быть для ребёнка понятным и убедительным
учитель просто обязан!
5. УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ понятно, что уважение к личности каждого
маленького человечка – основа успешного общения на уроке и соответственно
всего процесса обучения в начальной школе.
6. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ нервозность учителя на уроке всегда
передаётся детям, что провоцирует страх: боязнь неверно ответить на уроке.В
таком случае даже зная правильный ответ, ребёнок будет сидеть, не поднимая
руки.На уроке должно быть интересно, а иногда даже и весело. А в классах с
нервозной обстановкой и неуравновешенным учителем дети боятся
реагировать смехом даже на шутку учителя.
7. УЛЫБЧИВОСТЬ ещё Экзюпери сказал, что «улыбка рабочий
инструмент учителя». Единственное условие улыбка должна быть
искренней, потому что всё же самое главное – любить этого маленького
человечка, только начинающего путь во взрослую жизнь.
Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла
Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла
Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла
Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла
Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла
Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла
Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла
Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла
Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла
Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.