Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла
Оценка 4.7

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
08.02.2017
Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках русского языка и литературы учащийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию.Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть педагогической технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Мастер-класс Технология критического мышления СидороваАИ.docx
технологии развития критического мышления на уроках русского языка «Мастер­класс по использованию и литературы». Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить  опыт своей работы.       Современный школьник должен получить не только знания, но и умение  применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На  уроках русского языка и литературы учащийся должен уметь работать с  текстом, а для этого необходимы  творческий подход к решению проблем,  умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию.  Но, к  сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к  поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема:   современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая.  В чем причина  этого?  Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?  Для  достижения положительных результатов своей деятельности учителю  необходимо развиваться,  овладевать современными технологиями.     Среди многих  меня  заинтересовала «Технология  развития критического  мышления» (ТРКМЧП). Критическое мышление – это один из видов  интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким  уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его  информационному полю.  Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся,  необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть данной  педагогической технологии очень точно передана в китайской пословице:  «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».    Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США  (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а  также сотрудничества, развивающего обучения; она является  общепедагогической, надпредметной.    Технология РКМЧП представляет собой целостную систему,  формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.  Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного  пространства, развитие качеств  гражданина открытого общества,  включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для  решения большого спектра проблем в образовательной сфере. В основу технологии положена базовая дидактическая модель, состоящая из трех этапов (стадий): I стадия – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению  новой информации)          ; II стадия – «Осмысление» содержания (получение новой информации); III стадия — «Рефлексия» (осмысление, рождение нового знания).   Ожидаемые результаты применения технология РКМЧП и её  отдельных приёмов на уроках русского языка и литературы: 1.У учащихся формируются следующие компетенции: ­коммуникативная  (формирование навыков общения); ­интеллектуально ­ познавательная  (умение учиться); ­практико – ориентированная  (умение принимать взвешенные решения); ­деятельностная  (добывание знаний через деятельность); ­интерактивная  или информационная  (систематизация и обмен  информацией). 2.   В основе ТРКМЧП заложено формирование базовых качеств  личности:критическое  мышление, рефлективность,мобильность, толерантность, ответственность  личности за результат своей деятельности. Методические задачи:  Познакомиться с технологией развития критического мышления  (ТРКМ)  Приобрести практический опыт использования некоторых приемов  ТРКМ  Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической  деятельности. Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья  расставлены для работы в группах по 4 человека. На столах лежат: текст об  имени числительном, карточки с приветствиями на разных языках, таблицы  «инсерт», карточки с заданием «верные ­ неверные  утверждения», карточки с  историями числительных, смайлики (грустные и веселые) Если вы мыслите ясно, вы и писать будите ясно, если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение Джек Лондон Ход мастер­класса Организационный момент. Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех, кто собрался  сегодня в этом классе.  Тема моего мастер­класса: Применение технологии “Развитие  критического мышления” на уроках русского языка и литературы.  Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое  мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.  В своем мастер­классе я хочу продемонстрировать вам некоторые  методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую  на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на  учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях(семинары,  рабочие встречи, педсоветы и т.д.).                                          (Слайд 2) Чтобы   всем   хорошо   себя   чувствовать   и   плодотворно   поработать,   я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на этом же языке. Я начну на своем родном языке, на марийском: ­Салам лийже! Здравствуйте! ­ Нихао ! (Китай) ­ Гомар Джоба ! (Грузия) ­ Хэллоу! (Англия) ­ Бонжур! (Франция) ­ Здравей! (Болгария) ­ Здоровэньки булы! (Украина) ­ Норуон норгуй! (Якутия) ­ Джечь буречь (Удмуртия) ­ Добры дзень! (Белоруссия) Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше  здоровье должно удесятериться. Тогда приступим к серьезной части моего  выступления. Я не просто так заговорила о материализации мыслей. Мысль. Мышление –  это ключевое слово в основе технологии, некоторыми приемами которой я  хочу с вами поделиться. 1. Этап.Теория.    Краткая характеристика основных идей технологии. Технология развития критического мышления  была разработана  американскими учеными. В России она появилась в 1997 году.     Думать критически ЭТО – Проявлять любознательность; Использовать исследовательские методы; Ставить перед собой вопросы; Вскрывать причины и последствия фактов; Сомнение в общепринятых истинах; Выработка точки зрения и способность отстаивать еѐлогическими  доводами. Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными  способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия,  аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и  на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов  на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов. Технология привлекает тем, что может быть использована в различных  предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое  образование, иностранный язык, география, экология, мировая  художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная,  "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими  подходами и технологиями. Чем   еще   привлекает   меня   данная   технология?   Детей   не   легко  мотивировать.   как заинтересовать   ребенка?   Порой   в   этом   процессе   мы   больше   отдаем предпочтение форме и забываем о содержании.   И   нам   приходится   постоянно   придумывать, Базовая модель РКМЧП                                                (слайд  3) В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: ∙  Фаза вызова ∙  Фаза реализации смысла (осмысление)           Фаза рефлексии                                                                                                        (слайд 4) О чем вам говорят эти слова? Перечитывая различные высказывания известных людей об образе педагога,  его деятельности, я обратила внимание на то, что некоторые авторы,  характеризуя профессию учителя, сравнивают ее с какой­либо другой  профессией.   На более глубокие размышления по поводу всех этих сравнений меня  натолкнуло высказывание замечательного педагога и психолога Шалвы  Александровича Амонашвили. В своей книге “Единство цели” он говорит о  том,  что…          «Люблю сравнивать свою профессию учителя, воспитателя,  педагога с разными другими профессиями. Это дает мне возможность  углубиться в суть педагогической жизни.           Хочешь осознать, чему ты служишь? Тогда сравнивай свою службу, с  точки зрения общественных ценностей, с профессиональной службой  других, и ты почувствуешь, как важна и неповторима твоя жизнь для  общества» Давайте мы тоже сравним нашу педагогическую профессию с другими: (Слайд 5) Мне настолько понравилась идея Амонашвили, что я тоже решила составлять  подобные сравнительные памятки, но не в форме прямых лозунгов и  призывов, как у него, а в иной форме. Действительно, учителю дана огромная сила ­ сила слова. Пользуясь этой силой мы способны создавать миры           (Слайд 6) Но эта же самая сила способна разрушать...                            (Слайд 7) Зачастую активно работая, мы педагогически  выгораем       (Слайд 8) «Светя другим – сгораю сам…» Как сохранить свою душу от «профессионального выгорания»?     Где взять силы для ежедневного вдохновения?  Тема нашего урока :  КТО МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ С ТОБОЮ, УЧИТЕЛЬ?     (слайд 9) Первая стадия критического мышления  – вызов.   Ее   присутствие   на   каждом   уроке   обязательно.   Эта   стадия   позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать   устойчивый   интерес   к   изучаемой   теме;   мотивировать   ученика   к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Цели: ∙        Продемонстрировать некоторые методические приемы технологии  “Развитие критического мышления”; ∙        Охарактеризовать роль нравственной оценки и самооценки в  профессиональной деятельности педагога. Что мы будем делать?                                                       (слайд 10) Сравнивать профессию учителя с какой­либо другой профессией. Зачем мы это будем делать? Для того что бы: ∙        Выявить все самое лучшее и светлое в нашей профессии; ∙        Почувствовать, как важна и неповторима наша жизнь для общества; ∙        Выработать позитивную установку на профессию учителя. Как мы это будем делать? Работая в группах, создадим синквейны и оформим их в виде небольших  плакатов.                                                      СИНКВЕЙН                          (слайд 11) Синквейн     – это стихотворение, которое требует синтеза информации и  материала. Работать мы будем в двух группах, поэтому к окончанию занятия у нас будет  сразу два ваших коллективных творческих проекта. Я уверена, что они станут достойным украшением нашей творческой недели. У кого какие вопросы по организации работы? Всем все понятно? Тогда  давайте, начнем работать. Результат синквейна   (учителя читают)                       (Слайд 12) Вторая фаза – осмысление. Она   дает   возможность   ученикам:   получить   новую   информацию   и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей типа   двойных   дневников   и   бортовых   журналов,   концептуальных   таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова. Одним из приемов технологии развития критического мышления  являются КЛАСТЕРЫ.                                                           (слайд13)   Составление кластера на тему « Кто может сравниться с тобою  учитель?»      КЛАСТЕР­ оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие­то записи,  зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым  образом, компонуем по категориям.   выделение смысловых единиц текста и графическое  (Образец: Учитель: Садовник­ гений ­Цветовод ­Провидец ­Созидатель  ­Капитан ­Айболит ­Философ ­ Советчик) Я хочу познакомить вас с приемом ТРКМ ИНСЕРТ     (слайд 14) «Чтение  с   пометками   «INSERT»(позволяет   информацию   разделить   на известную,   новую,   интересную,   непонятную. Во   время   чтения   текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы). «v» ­ если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; «­»­ если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или  думали, что знали; «+» ­ если то, что вы читаете, является для вас новым; « ?» ­ если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить  более подробные сведения по данному вопросу. Работа с группами:  1группа составляет кластер,  2 ­ инсерт Профессия учителя – это особая профессия. Учитель постоянно живет в  мире сверхзадач.                                                      (16 слайд) (слайд 14,15) Общество предъявляет учителю непомерно высокие требования: стать идеалом человека хотя бы для своих учеников.      Учитель не имеет права быть рядовым, он вынужден быть особенным. А это так не просто. .. Третья фаза – рефлексия.   Здесь   основным   является:   целостное   осмысление,   обобщение   полученной информации;   присвоение   нового   знания;   расширение   предметного   поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.   На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма. "Все у меня в руках"­ способ организации рефлексии в конце занятия. (17слайд) На   доске   крепится   плакат   с   изображением   ладони   .Большой   палец   ­"Над темой я хотел(а) бы еще поработать", указательный ­ "Здесь мне были даны конкретные   указания",   средний   ­   "Мне   здесь   совсем   не   понравилось", Безымянный ­ "Психологическая атмосфера", мизинец ­ "Мне было интересно узнать"...Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем обсуждаются результаты работы. Я   вам   рассказала   о   наиболее   интересных   приемах   и   те,   которые нравятся детям.    Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов: ­Изменила отношение детей к урокам литературы, русского языка. ­Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности. ­Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и  коллективной   работе. ­Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся. ­Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы. ­Повысились активность детей на уроках, оживился интерес учащихся к  познанию.  Анри Барбюс сказал, что «школа – это мастерская, где формируется  мысль подрастающего поколения». А стратегии критического мышления будоражат мысли, активизируют  процесс изучения темы. Откликается ученик, особенно когда видит  поддержку учителя и учащихся, заинтересованных в поиске истины. Как  важна похвала для ученика, понимающего, что и от него, от его работы в  группе зависит образовательный продукт. Ведь еще древние мудрецы  утверждали: «Слово, идущее от сердца, проникает в сердце». Удачи Вам во всем, дорогие коллеги! Спасибо за внимание.   (18слайд)                                                                       Приложение Каким же должен быть учитель? Мне бы хотелось предложить вашему вниманию МОЙ ВОЛШЕБНЫЙ  ЦВЕТОК, с помощью которого я много лет стараюсь сотворить чудо  превращения маленького человека в УЧЕНИКА с большой буквы. Мой цветок называется « СЕМЬ  У»  1. УМЕРЕННОСТЬ ­ сочетание спокойной требовательности с хорошим  доброжелательным отношением к детям. Ребёнок должен знать, что если  учитель даёт задание, он его обязательно проверит. С другой стороны, четкие  дисциплинарные рамки на уроке при общении учитель­ ученик создают  ощущение безопасности. Когда ребёнок видит границы в поведении (что  можно, что нельзя), не возникает страх и не рождается агрессия 2. УСПЕШНОСТЬ ­ это история о том, что дети не любят пирожки ни с  чем. Это значит, образ учителя должен служить олицетворением активной  успешной жизненной позиции.  3. УДИВИТЕЛЬНОСТЬ ­ учитель начальной школы должен уметь удивлять. Ребёнок в начальной школе ­ это альпинист, стоящий у подножия высокой вершины, на которую ему предстоит взбираться  долгие 11 лет. Психологи  считают, что оттого, насколько учителю школы удастся сохранить мотивацию  к обучению на протяжении 11 лет, настолько эта мотивация будет в  дальнейшем. Недаром основная цель  ­ НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ! 4. УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ ­ учитель должен уметь разговаривать с детьми на  их языке. Швейцарский психолог Жан Пиаже сказал, что «ребёнок­ это не  маленький взрослый». У детей свой мир, свой язык, свои понятия и  определения. Конечно, не надо сбиваться на «птичий язык», но найти такие  слова и формулировки, чтобы быть для ребёнка понятным и убедительным  учитель просто обязан! 5. УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ ­ понятно, что уважение к личности каждого  маленького человечка – основа успешного общения на уроке и соответственно всего процесса обучения в начальной школе. 6. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ ­ нервозность учителя на уроке всегда  передаётся детям, что провоцирует страх: боязнь неверно ответить на уроке.В таком случае даже зная правильный ответ, ребёнок будет сидеть, не поднимая руки.На уроке должно быть интересно, а иногда даже и весело. А в классах с  нервозной обстановкой и неуравновешенным учителем дети боятся  реагировать смехом даже на шутку учителя. 7. УЛЫБЧИВОСТЬ ­ ещё Экзюпери сказал, что «улыбка­ рабочий  инструмент  учителя». Единственное условие­ улыбка должна быть  искренней, потому что всё же самое главное – любить этого маленького  человечка, только начинающего путь во взрослую жизнь.

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017