Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 1 класса (1 вариант)
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 1 класса (1 вариант)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
1 кл
27.12.2024
Адаптированная рабочая программа  по предмету «Русский язык»  для обучающихся 1 класса (1 вариант)
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также на основании нормативно-правовых документов
1. Русский язык 1кл.doc

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23

для детей с ограниченными возможностями здоровья».

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора                                          по учебно-воспитательной работе

_________________ С.П. Попова

« 31 » августа   2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКОУ

«Специальная (коррекционная)                                              общеобразовательная школы-интерната №23

__________________А.А. Устинов

приказ № 92-ОД от «2» сентября 2024 г.

 

 

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Русский язык»

для обучающихся 1 класса (1 вариант)

на 2024/25 учебный год

 

 

 

 

 

Учитель: Ворукова Фатимат Инальевна

Квалификационная категория: высшая категория

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

школьного методического совета

Протокол № 1 от «____» _____    2024 г.

 

 

 

 

 

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный уровень:

Требования Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021г. №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -  образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность». Перечень учебников, учебных пособий, используемых в учебном процессе ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» в 2024/25  учебном году

Федеральный закон от 31 июля 2020г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Программа воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» на 2024/25 г.

Примерные учебные планы АООП (http://fgosreestr.ru)

Уровень ОУ:

Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1)

 

Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета. Соответствует учебному плану школы.

 

1.1.1.   Цели реализации программы

 

Цель обучения: развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.

Задачи обучения:

      уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

      формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

      овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

      формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

      развитие навыков устной коммуникации;

      формирование  положительных  нравственных  качеств   и   свойств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе определяет следующие задачи:

      формирование у первоклассников  речевого слуха;

      коррекция нарушений звуковой стороны речи;

      коррекция    недостатков     сенсомоторной     сферы:     зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук;

      формирование и развитие элементарных навыков общения с учителем и одноклассниками, в том числе умения адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога.

Основные направления коррекционной работы:

-  развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-  развитие навыков каллиграфии;

-  развитие фонетико-фонематических представлений;

-  формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-  развитие  высших психических функций;

-  развитие речи, владение техникой речи;

-  коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

-  развитие зрительного восприятия и узнавания;

-  развитие пространственных представлений и ориентации;

-  развитие основных мыслительных операций;

-  развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;

-  коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;

-  обогащение словаря;

-  коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

-         коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

 

1.1.2.   Принципы формирования и механизмы реализации программы

 

В основу программы  положены следующие принципы:

― принципы государственной политики РФ в области образования[1] (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;

― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

― онтогенетический принцип;

― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; 

― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков, отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

― принцип сотрудничества с семьей.

Механизмы реализации адаптированной программы учитывают особенности и образовательные потребности обучающихся, традиции ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23», имеющееся ресурсное обеспечение программы.

К основным механизмам реализации программ относятся урочная и внеурочная деятельность школьников, построенная на принципах дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, в т.ч. обучение по индивидуальным учебным планам.

 

1.1.3. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

 

         Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

         Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти, в зависимости от уровня развития детей.

         Основные задачи добукварного периода:

-  подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма;

-  привить интерес к обучению;

-  выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

         В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках письма  и развития речи в добукварный период учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

         Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.

         На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой учатся рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

         К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.

         Букварный период.

         Основные задачи букварного периода:

-  формировать звукобуквенный анализ и синтез;

-  заложить основы овладения письмом.

         Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.

         При обучении письму дети учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.

 

2. Содержательный раздел

2.1. Планируемые результаты

 

Освоение обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Русский язык» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

 

Личностные результаты

-  формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;

-  развитие положительного отношения к школе, к урокам русского языка.

Планируемые предметные результаты по итогам обучения

Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Предметные результаты освоения  должны отражать следующие знания и умения:

-  формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-  понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

-  сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

-  овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

-  овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

-       различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

-       читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

-       с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию прослушанной сказки или рассказа, опираясь на наглядные средства;

-       списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.

 Достаточный уровень:

-       различать звуки на слух и в собственном произношении;

-       читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

-       отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

-       писать строчные и прописные буквы;

-       списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;

-       писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звукового проговаривания).

 

2.2.              Система оценки знаний обучающихся (промежуточная аттестация)

 

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Оцена личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

-       0 баллов - нет фиксируемой динамики;

-       1 балл - минимальная динамика;

-       2 балла - удовлетворительная динамика;

-       3 балла - значительная динамика.

 

Критерии оценки предметных результатов

 

Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения главным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные».

Критерий «верно» и (или) «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Работа обучающихся поощряется и стимулируется с использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»

Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

      «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;

      «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;

      «неверно» - задание выполнено менее, чем 30 %.

 

2.3.          Содержание учебного предмета  «Русский язык»

 

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

  Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти.

1.                     Знакомство с классом и школой-интернатом, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе и их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

2.                     Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3.                     Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

4.                     Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

5.                     Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).

6.                     Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

7.                     Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая  палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

  Букварный период.

  Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

  1-й этап.

1.   Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

2.   Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

    2-й этап.

1.   Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р.

2.   Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

3.   Образование открытых и закрытых двухзвуковыхслогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

4.   Составление, чтение и запись слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).

5.   Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н. р.

6.   Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

7.       Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

8.       Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

9.       Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

10.   Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов.

11.   Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

12.   Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

13.   Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

14.   Вставка Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

  3-й этап.

1.   Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

2.   Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

3.   Образование, чтение и запись открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил).

4.   Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

5.   Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт), слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

6.   Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

    4-й этап.

15.                 пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

  Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

  Учащиеся должны уметь:

-  различать звуки на слух и в произношении;

-  анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

-  плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

-  отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

-  писать строчные и прописные буквы;

-  списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

 

К концу учебного года ученики должны уметь:

-  списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;

-  писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;

-  с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий;

-  составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами (с помощью учителя), делить текст на предложения.

 

2.4.          Программа формирования БУД средствами  учебного предмета «Русский язык»

 

Личностные УУД:

-  воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;

-  ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей;

-  принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

-  внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;

-  выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в транспорте.

  Базовые учебные действия.

  ПознавательныеУД:

-  обучающийся, воспитанник познакомится  с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв.

-  будет продолжено формирование навыка безотрывного письма с наклоном;

-  ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

-  поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

-  понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

-  сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

-  группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

  КоммуникативныеУД:

-  соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

-  вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-  сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

-  участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

РегулятивныеУД:

-  организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

-  осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

-  формирование правильной посадки за столом;

-  правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради.

 

2.5.          Межпредметные связи учебного предмета

 

Предметная область «Язык и речевая практика», цель которой - овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму.

Одной из важнейших задач обучения выступает задача формирования у школьников представления о единой картине мира, о взаимосвязи явлений действительности. Большую роль в реализации этой задачи играют межпредметные связи, т. е. связи русского языка как учебного предмета с другими школьными предметами. Русский язык прежде всего связан с уроками литературы. Чтение и анализ литературного произведения не только повышают общую культуру школьников, но и обогащают их словарь, учат вдумываться в значение слов, понимать красоту и выразительность родного слова. Реализация основных положений программы по развитию речи на уроках русского языка и литературы способствует усвоению норм русского литературного языка, обогащению грамматического строя речи, предупреждению и исправлению речевых ошибок. В то же время необходимо помнить, что чтение дает образцы содержательной и выразительной речи, а лингвостилистический анализ текста помогает лучше понять художественный замысел и особенности стиля писателя.

Сведения из курса истории обогащают знания школьников в области этимологии, лексики и фразеологии, особенно это касается понятий (и слов), связанных с историческим прошлым страны.

Действенной для речевого развития является связь уроков русского языка с уроками музыки, основанная на фонетико-интонационной и эмоционально-экспрессивной общности изучаемого материала.

На уроках развития связной речи, обращаясь к репродукциям картин известных отечественных и зарубежных живописцев, учитель опирается на знания, полученные школьниками на уроках изобразительного искусства. Использование живописи на уроках русского языка позволяет соединить в сознании ребенка изображение и слово, а это, в свою очередь, влияет на развитие творческого мышления и речевых способностей. Кроме того, такая работа способствует эстетическому воспитанию учащихся.

В 1 классе программа рассчитана на 99 часов; в неделю 3 часов.

В случае перехода на дистанционный формат обучения планируется выдать весь материал в соответствии с расписанием путем уплотнения тем, схожих по содержанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.        Организационный раздел.

 

3.1.  Система реализации условий программы

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 

 

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1)

 

Учебники

 

Методический материал

 

Дидактический

материал

 

Дополнительная

литература

Букварь.1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные  основные общеобразовательные программы, в 2-х ч. А.К Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова  Москва, Просвещение,  2023 г.

 

А.К Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова  , Букварь.1 класс: Методические рекомендации. 1-4 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные  основные общеобразовательные  программы.

Коррекционные упражнения,

физминутки,

речевые разминки,

игровые упражнения,

наглядные пособия, рисунки, игрушки, плакаты.

 

 

 


 

3.2.          Тематическое планирование с использованием ЦОР и ЭОР

 

 

Тема урока.

Кол-во часов

Электронные образовательные ресурсы (виды)

1.                  

Добукварный (пропедевтический) период

14

Электронные образовательные ресурсы (виды)

Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

 Сайт «Я иду на урок русского языка»: http://rus.1september.ru

Сайт «СПЕКТР учебно-наглядные пособия»;

www.school-collection.edu.ru

http://zavuch.info/forums.html

http://www.gramma.ru

http://www.openclass.ru

http://www.gramota.ru

http://korped.rkc-74.ru

http://www.mgn.ru/~gmc/work.html

портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

2.                  

Обучение грамоте (букварный период)

85

 

Материально – техническое обеспечение

Технические средства обучения.

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3 Экспозиционный экран.

4. Принтер лазерный

 

Методическая литература

 

1.   Комплект динамических раздаточных пособий «Обучение грамоте» (веера).

2.   Комплект наглядных пособий «Набор букв русского алфавита»

3.   Алфавит.

4.   Лента букв.

 

 

Приложение

 

9. Календарно-тематическое планирование

 

 

Дата

Тема урока

Кол- во часов

Тип урока

план

факт

 

 

 

Добукварный (пропедевтический) период

14

 

1.               

03.09

 

Выявление знаний и умений обучающихся

1

Пропедевтика

2.               

05.09

 

Работа с цветными полосками. Обводка по шаблону фигур (яблоко, груша)

1

Пропедевтика

3.               

06.09

 

Обведение фигур по трафарету овощи (огурец, помидор). Штриховка.

1

Комбинированный

4.               

10.09

 

Обведение круглых фигур по трафарету: мяч, яблоко, помидор. Штриховка

1

Пропедевтика

5.               

12.09

 

Различение распространенных цветов: черный, синий, зеленый, белый. Штриховка

1

Пропедевтика

6.               

13.09

 

Обведение по шаблону геометрических фигур

1

Пропедевтика

7.               

17.09

 

Знакомство с тетрадью. Рабочая строка

1

Пропедевтика

8.               

19.09

 

Рисование контуров знакомых предметов. Рабочая строка. Письмо коротких прямых, наклонных линий, точки

1

Комбинированный

9.               

20.09

 

Письмо прямых линий коротких и удлинённых

1

Пропедевтика

10.          

24.09

 

Письмо короткой прямой линии с закруглением внизу, вверху

1

Пропедевтика

11.          

26.09

 

Письмо овала

1

Изучение нового материала

12.          

27.09

 

Письмо удлинённой прямой линии с петлёй внизу

1

Изучение нового материала

13.          

01.10

 

Письмо удлинённой прямой линии с петлёй вверху

1

Изучение нового материала

14.          

03.10

 

Письмо удлинённой наклонной линии с закруглением внизу, вправо и влево

1

Изучение нового материала

 

 

 

Обучение грамоте (букварный период)

85

 

15.          

04.10

 

Письмо строчной и заглавной буквы Аа

1

Изучение нового материала

16.          

08.10

 

Письмо строчной буквы у

1

Изучение нового материала

17.          

10.10

 

Заглавная буква У

1

Изучение нового материала

18.          

11.10

 

Письмо строчной буквы м

1

Изучение нового материала

19.          

15.10

 

Заглавная буква М

1

Комбинированный

20.          

17.10

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами (ам, ум, ма, му, ма-ма)

1

Изучение нового материала

21.          

18.10

 

Письмо строчной буквы о

1

Изучение нового материала

22.          

22.10

 

Заглавная буква О

1

Изучение нового материала

23.          

24.10

 

Строчная и заглавная буква Х

1

Изучение нового материала

24.          

25.10

 

Письмо слогов с буквой X

1

Изучение нового материала

25.          

05.11

 

Строчная и заглавная буква Сс

1

Изучение нового материала

26.          

07.11

 

Письмо слогов и слов с буквой С

1

Комбинированный

27.          

08.11

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Изучение нового материала

28.          

12.11

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Изучение нового материала

29.          

14.11

 

Строчная буква н

1

Изучение нового материала

30.          

15.11

 

Заглавная буква Н

1

Закрепление знаний

31.          

19.11

 

Письмо буквы ы

1

Закрепление знаний

32.          

21.11

 

Письмо слов с буквой ы

1

Изучение нового материала

33.          

22.11

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Изучение нового материала

34.          

26.11

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Комбинированный

35.          

28.11

 

Письмо строчной буквы л

1

Изучение нового материала

36.          

29.11

 

Письмо заглавной буквы Л. Письмо слов с буквой Л

1

Изучение нового материала

37.          

03.12

 

Строчная буква в

1

Изучение нового материала

38.          

05.12

 

Заглавная буква В

1

Изучение нового материала

39.          

06.12

 

Письмо слогов и слов с буквой Вв

1

Изучение нового материала

40.          

10.12

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Комбинированный

41.          

12.12

 

Строчная буква и

1

Изучение нового материала

42.          

13.12

 

Заглавная буква И

1

Изучение нового материала

43.          

17.12

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Изучение нового материала

44.          

19.12

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Комбинированный

45.          

20.12

 

Письмо строчной буквы ш

1

Изучение нового материала

46.          

24.12

 

Письмо заглавной буквы Ш

1

Изучение нового материала

47.          

24.12

 

Письмо слогов и слов с буквами Ш – С

1

Изучение нового материала

48.          

26.12

 

Написание слов с сочетанием ШИ

1

Изучение нового материала

49.          

27.12

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Изучение нового материала

50.          

09.01

 

Строчная буква п

1

Комбинированный

51.          

10.01

 

Заглавная буква П

1

Изучение нового материала

52.          

14.01

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Изучение нового материала

53.          

16.01

 

Строчная буква т

1

Изучение нового материала

54.          

17.01

 

Заглавная буква Т

1

Изучение нового материала

55.          

21.01

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Изучение нового материала

56.          

23.01

 

Строчная буква к

1

Изучение нового материала

57.          

24.01

 

Заглавная буква К

1

Комбинированный

58.          

28.01

 

Строчная буква з

1

Изучение нового материала

59.          

30.01

 

Заглавная буква З

1

Изучение нового материала

60.          

31.01

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Изучение нового материала

61.          

04.02

 

Строчная буква р

1

Изучение нового материала

62.          

06.02

 

Заглавная буква Р

1

Изучение нового материала

63.          

07.02

 

Буква Йй строчная и заглавная

1

Изучение нового материала

64.          

11.02

 

Письмо слов с буквой Йй

1

Комбинированный

65.          

13.02

 

Строчная и заглавная буквы Жж

1

Изучение нового материала

66.          

14.02

 

Написание сочетаний ЖИ-ШИ

1

Изучение нового материала

67.          

25.02

 

Строчная буква б

1

Изучение нового материала

68.          

27.02

 

Заглавная буква Б

1

Изучение нового материала

69.          

28.02

 

Строчная буква д

1

Комбинированный

70.          

04.03

 

Заглавная буква Д

1

Изучение нового материала

71.          

06.03

 

Строчная буква г

1

Изучение нового материала

72.          

07.03

 

Заглавная буква Г

1

Изучение нового материала

73.          

11.03

 

Буква мягкий знак – показатель мягкости

1

Комбинированный

74.          

13.03

 

Слова с мягким знаком на конце слова

1

Изучение нового материала

75.          

14.03

 

Строчная буква е

1

Изучение нового материала

76.          

14.03

 

Заглавная буква Е

1

Изучение нового материала

77.          

18.03

 

Письмо строчной и заглавной буквы Яя. Написание слогов с буквой я

1

Изучение нового материала

78.          

20.03

 

Написание слов и предложений с буквой Я

1

Изучение нового материала

79.          

21.03

 

Письмо строчной и заглавной буквы Юю. Написание слогов с буквой ю

1

Изучение нового материала

80.          

01.04

 

Написание слов и предложений с буквой Ю

1

Комбинированный

81.          

03.04

 

Письмо строчной и заглавной буквы Ёё

1

Изучение нового материала

82.          

04.04

 

Написание предложений. Списывание с печатного текста

1

Изучение нового материала

83.          

08.04

 

Строчная буква ч. Сочетание ча, чу. Написание слов с буквой ч

1

Изучение нового материала

84.          

10.04

 

Заглавная буква Ч

1

Комбинированный

85.          

11.04

 

Письмо строчной буквы ф

1

Изучение нового материала

86.          

15.04

 

Письмо заглавной буквы Ф

1

Изучение нового материала

87.          

17.04

 

Письмо строчной буквы ц. Написание слов с буквой ц

1

Изучение нового материала

88.          

18.04

 

Заглавная буква Ц

1

Комбинированный

89.          

22.04

 

Строчная и заглавная буква Ээ

1

Изучение нового материала

90.          

24.04

 

Написание слов с буквой Ээ

1

Изучение нового материала

91.          

25.04

 

Строчная и заглавная буква Щщ

1

Изучение нового материала

92.          

25.04

 

Написание сочетаний ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ

1

Изучение нового материала

93.          

06.05

 

Буква ъ. Написание слов с буквой ъ

1

Изучение нового материала

94.          

13.05

 

Написание слов с буквой ъ

1

Изучение нового материала

95.          

15.05

 

Написание слов с разделительными ь и ъ

1

Изучение нового материала

96.          

16.05

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Изучение нового материала

97.          

20.05

 

Письмо слогов и слов под диктовку

1

Комбинированный

98.          

22.05

 

Списывание предложений.

1

Изучение нового материала

99.          

23.05

 

Списывание текста

1

Закрепление знаний

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1]          Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка

Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка

Приказ Министерства Просвещения

Приказ Министерства Просвещения

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе определяет следующие задачи: − формирование у первоклассников речевого слуха; − коррекция нарушений звуковой стороны речи;…

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе определяет следующие задачи: − формирование у первоклассников речевого слуха; − коррекция нарушений звуковой стороны речи;…

РФ в области образования [1] (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории

РФ в области образования [1] (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории

Механизмы реализации адаптированной программы учитывают особенности и образовательные потребности обучающихся, традиции

Механизмы реализации адаптированной программы учитывают особенности и образовательные потребности обучающихся, традиции

Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками

Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками

Российской Федерации, языка межнационального общения; - сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; - овладение…

Российской Федерации, языка межнационального общения; - сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; - овладение…

Оцена личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: - 0 баллов - нет…

Оцена личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: - 0 баллов - нет…

Содержание учебного предмета «Русский язык»

Содержание учебного предмета «Русский язык»

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

КоммуникативныеУД: - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); - сотрудничать с товарищами…

КоммуникативныеУД: - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); - сотрудничать с товарищами…

Сведения из курса истории обогащают знания школьников в области этимологии, лексики и фразеологии, особенно это касается понятий (и слов), связанных с историческим прошлым страны

Сведения из курса истории обогащают знания школьников в области этимологии, лексики и фразеологии, особенно это касается понятий (и слов), связанных с историческим прошлым страны

Организационный раздел. 3

Организационный раздел. 3

Тематическое планирование с использованием

Тематическое планирование с использованием

Приложение 9. Календарно-тематическое планирование

Приложение 9. Календарно-тематическое планирование

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Письмо слов с буквой ы 1

Письмо слов с буквой ы 1

Строчная буква п 1

Строчная буква п 1

Заглавная буква Б 1

Заглавная буква Б 1

Письмо заглавной буквы Ф 1

Письмо заглавной буквы Ф 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2024