Разработка технологической карты урока по теме:
«Правописание падежных окончаний имён существительных в дательном падеже»
|
Выполнила Воронова Лариса Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ «Средняя школа № 1 г. Кировское Шахтерского м. о.»
|
|
|
2025
АННОТАЦИЯ
В данной работе рассмотрены основные компоненты технологической карты урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных в дательном падеже».
Выполнила – Воронова Л. И., учитель начальных классов ГБОУ «Средняя школа № 1 г. Кировское Шахтерского м. о.»
Данная работа состоит из введения, технологической карты урока, выводов, списка использованных источников информации.
Целью работы является составление технологической карты урока по русскому языку в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО.
Основными задачами являются:
- проанализировать научно-педагогическую литературу по проблеме исследования для составления технологической карты урока по новым требованиям ФГОС НОО;
- составить технологическую карту урока по русскому языку в четвертом классе по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных в дательном падеже».
Методы исследования: изучение и анализ информационных источников; анализ учебного материала; составление заданий и упражнений для использования в обучении правописания падежных окончаний в дательном падеже.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
1.1. Технологическая карта урока. Её структура и особенности
1.2. Технологическая карта урока по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных в дательном падеже».
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования в учебных учреждениях. Он ориентирует на достижение новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной образовательной системы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.
В соответствии с требованиями ФГОС у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Согласно ФГОС НОО научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно-деятельностный подход.
Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие Программы формирования универсальных учебных действий в комплексе Федеральной основной образовательной программой начального общего образования обуславливает актуальность формирования у педагогов умения планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять достижение планируемых результатов обучения, нашедших отражение в ФГОС НОО, ФОП НОО, Федеральных рабочих программах по учебным предметам. Эта необходимость и определила структуру предполагаемых технологических карт урока, призванных зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и результаты работы.
По теории Т. И. Шамовой, технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающей в себе традиционное тематическое планирование с поурочным.
Цель работы: составление технологической карты урока на усвоение правил правописания падежных окончаний в дательном падеже.
Основные задачи:
- изучить основные требования к уроку по новым ФГОС НОО;
- разработать технологическую карту урока по теме: «Правописание падежных окончаний в дательном падеже».
Объект: русский язык.
- Предмет: технологическая карта урока по теме: «Правописание падежных окончаний в дательном падеже».
Методы:
- изучение методический источников;
- анализ учебных материалов;
- сравнение, классификация, систематизация теоретического материала для составления технологической карты урока.
Технологическая карта урока позволяет увидеть учебный материал целостно и системно. Проектирование образовательного процесса на уроке по освоению темы, позволяет гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с обучающимися, согласовывая их действия, организовывая их деятельность для достижения личностных результатов в учебной деятельности.
РАЗДЕЛ I
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
1.1. Технологическая карта урока. Её структура и особенности
Существует большое разнообразие предлагаемых вариантов технологических карт. Есть многокомпонентные модели: три карты на один урок, или конспект плюс технологическая карта, или одна карта на тему (на весь цикл уроков по теме). Есть карты, которые позволяют хорошо продемонстрировать деятельностную структуру урока. Другие фокусируются на описании специфики используемых учителем заданий. Появились карты, которые обращают внимание учителя на формирование метапредметных результатов как итога урока. Обязательными разделами в технологической карте должны быть деятельность учителя и деятельность учащихся.
В своей деятельности педагог уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
Деятельность ученика направлена на выполнение задания: они приводят примеры, составляют схемы, выполняют задания, озвучивают понятия, выявляют закономерности, формулируют выводы, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке.
В технологической карте отражена возможность использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов по теме, являющихся учебно-методическими материалами, а именно игровых программ, электронных учебников и задачников и т.п.
Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно использовать универсальную карту. Учитель вписывает большинство нужных на уроке параметров:
- все известные типы уроков;
- все УУД;
- известные цели и задачи;
- общую концепцию хода урока.
При разработке технологической карты следует исходить из известных принципов:
· частные дидактические цели этапов урока в своей совокупности обеспечивают достижение интегрирующей цели урока;
· реализованная обратная связь – основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний;
· учебный материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;
· при построении карты соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
· структура карты должна соответствовать логике урока того или иного типа.
Создание технологических карт подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя. Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного.
Рефлексивное управление обучением дает возможность:
· увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;
· полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;
· корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
· согласовывать действия учителя и ученика;
· организовать самостоятельную деятельность обучающихся в процессе обучения.
Логика конструирования технологической карты (по Т. И. Шамовой):
1) Определение конечных результатов изучения предстоящей учебной темы в действиях учащихся.
2) Определение первого и заключительного учебных занятий.
3) Разбиение содержания изучаемой темы на блоки.
4) Определение в каждом содержательном блоке количества и типов учебных занятий.
5) Прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия в блоке учебных занятий.
6) Составление заданий для самоконтроля учащихся.
7) Различают технологическую карту темы и технологическую карту учебного занятия.
1.2. Технологическая карта урока по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных в дательном падеже»
Класс: 4 класс
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён существительных в дательном падеже.
Цель урока (стратегия деятельности учителя): систематизация знаний обучающихся о правописании падежных окончаний имён существительных в дательном падеже.
Планируемые результаты урока.
Предметные:
- актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных;
- сформировать представление о родительном и дательном падежах имен существительных;
- формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах;
- овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.
Метапредметные
- познавательные: открывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, жизненный опыт и полученную на уроке информацию; осуществлять поиск необходимой учебной информации: отличать новую информацию от уже известной с помощью учителя (умение ориентироваться в собственной системе знаний);
- регулятивные: определять цели и формулировать задачи на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленными на уроке задачами; осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую помощь при работе на уроке; выполнять самопроверку и корректировку;
- коммуникативные: строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; слушать и понимать речь других участников учебного процесса; использовать речевые средства для представления результата деятельности; договариваться и приходить к общему решению при работе в парах, группах.
Личностные:
- формировать умение высказывать собственное мнение;
- проявлять интерес к изучению темы;
- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
Педагогические задачи (тактика деятельности учителя):
- понять значение и роль в предложении дательного падежа;
- научиться находить существительные в дательном падеже;
- отрабатывать способы определения падежа у существительного;
- совершенствовать навык подбора однокоренных слов;
- развивать наблюдательность, устную и письменную речь;
- воспитывать коллективизм, чувство товарищеской взаимопомощи.
Педагогические задачи (тактика деятельности учителя):
- образовательные: систематизировать представление учащихся о склонении имен существительных, повторить название падежей, формировать умения работать в парах; слушать учителя и выполнять его инструкции;
- развивающие: развивать умения определять падежи существительных, изменять существительные по падежам, ставить вопросы, анализировать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму); продолжить развивать умение работать с учебником; расширять словарный запас учащихся;
- воспитательные: воспитывать эстетическую культуру общения в паре, в группе со сверстниками, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.
Базовая технология: комбинированный.
Тип урока: комбинированный.
На уроке использованы методы:
1) метод наглядности (работа с презентацией, интерактивным столом);
2) словесные методы (обучающая беседа);
3) создание ситуаций успеха.
Ресурсы урока:
1) печатные: учебник русского языка 4 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 1 часть, рабочие тетради;
2) визуальные: презентация к уроку, демонстрационные карточки и таблицы;
3) технические: проектор, ПК.
Формы организации учебного процесса:
1) фронтальная;
2) парная;
3) индивидуальная.
Сценарий урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (метапредметные) |
Электронные средства обучения, дидактические материалы, оборудование |
I. Мотивация (организационный момент). |
(Приветствие. Организация рабочего места). Эмоциональный настрой. (Создание благоприятной психологической обстановки) - Ребята, выполните все действия, о которых написано на доске. (На малой доске №1 следующая запись) · Улыбнемся другу, подруге! · Подарим улыбку учительнице, гостям! · Пожмем руку однокласснику, однокласснице! - Как изменилось ваше настроение? (Стало хорошее настроение, на душе тепло, обстановка в классе уютная, атмосфера приятная). Наш урок сегодня – урок Дружбы. - Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится. |
Приветствуют учителя.
Осуществляют эмоциональный настрой для изучения новой темы. Проверяют готовность к уроку. Выполняют действия, записанные на доске |
Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
Основная доска с надписью.
|
II. Сообщение темы и целей урока.
|
-
Привлекаю внимание к записи на малой доске №1 – Что общего у всех подчеркнутых слов? (Другу, подруге, учительнице, гостям, однокласснику, однокласснице) Дети: – Все слова имена существительные, отвечают на вопрос кому? – Все имена существительные в одном падеже. В каком? – Все существительные в дательном падеже. - На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже? - Попробуйте сформулировать тему урока. Дети: – Мы будем изучать существительные в дательном падеже. - Вы правы. Прочитаем тему урока на доске. (До этого момента тема урока прикрыта, она записана на главной доске). - Какие цели поставим перед собой на уроке. На доске опорные слова: · находить…. · запомнить…. · проверять…. Дети: – Я хочу научиться находить существительные в дательном падеже. – Я хочу запомнить всю информацию о существительных в дательном падеже. – Я хочу лучше научиться проверять в каком падеже стоит имя существительное. - Ребята, к концу урока мы разберемся в значении и роли дательного падежа; научимся находить существительные в дательном падеже; повторим, как определять падеж у существительных. |
Изучают проблемную задачу. Отвечают на вопросы.
Формулируют тему и цель урока.
Озвучиваю цели и задачи урока, основываясь на записанные слова. |
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - формулировать проблему; Коммуникативные УУД: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - принимать и сохранять учебную задачу. |
Слайд 1
|
III. Актуализация опорных знаний.
|
1) Работа над стихотворением. Запись на доске обучающимися Дружат птицы в вышине, Дружат рыбы в глубине Дружит с небом океан, Дружат люди разных стран. – Найти грамматические основы. Какое это предложение? (Сложное) – Почему? (Состоит из 4 простых) –Указать в каком падеже имена существительные. – Сколько падежей в русском языке? – Какие? – Как определяем падеж существительного? (Находим слово, от которого ставим вопрос, определяем вопрос какого падежа и указываем падеж) |
Находят грамматическую основу.
Отвечают на вопросы учителя
|
Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Познавательные УУД: - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; Регулятивные УУД: планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией. |
Интерактивная доска Слайд 2 |
IV. Первичное восприятие материала. (в учебнике стр. 113)
|
1. Работа по таблице падежей (на доске), – На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже? – Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (к, по) –Какие окончания имеют имена существительные первого склонения в Д.п.? (е) –Какие окончания имеют имена существительные второго склонения в Д.п.? (у, ю) –Какие окончания имеют имена существительные третьего склонения в Д.п.? (и) 2. Творческая работа. Игра «Собери цветы дружбы».
Учителю Брату Сестре Улыбке Поддержке Слову Другу Доброте Папе Взгляду Пониманию Товарищу 3. Работа над предложением Великая радость - дарить людям счастье. – Как вы понимаете высказывание? – Найти имена существительные в дательном падеже. 4. Работа с учебником Самостоятельная работа (стр. 114 упр.209) – Чтение учащимися высказывания. – О чем заставляют нас задуматься эти слова? – Найдите имена существительные в дательном падеже. – Выпишите их, выделите окончания, укажите склонение имен существительных и падеж. (К добру – 2 скл., Д.п., к миру – 2 скл., Д.п., к войне – 1 скл., Д.п.) |
Работают с таблицей падежей
Играют в игру.
Работа с классом.
Работают по учебнику.
|
Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - извлекать информацию из текста; Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - осуществлять работу в паре.
Регулятивные УУД: - планировать своё действие в группе; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Таблица падежей
Слайд 3
Слайд 4
|
V. Организация познавательной деятельности.
|
1) Игра «Подбери слово» в Д.п. Радоваться (солнце), поехать (друг), прислушаться (совет), гулять (парк). - В каком падеже стоят имена существительные? (в Д.п.) |
Высказывают предположения. |
Регулятивные УУД: - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив; Познавательные УУД: - использование знаково-символических средств; - использование общих приемов решения задач. |
Интерактивная доска Слайд 5 |
VI. Динамическая пауза
|
Буратино
потянулся, |
Снимают физическую напряженность, выполняют упражнение. |
Регулятивные УУД: - проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
|
VII. Обобщение и систематизация знаний. |
1. Работа с пословицами. а) Запись в тетрадях, один ученик – у доски К дому друга дорога никогда не бывает длинной. - Найти имя существительное в Д.п. (к дому) (Индивидуальная
работа - б) Игра «Продолжи пословицу» · Старый друг (лучше новых двух). · Дружба – дружбой, а (служба – службой). · Знал дружка в радости, (не оставляй в горести). · Бедный знает и друга, (и недруга). · Дружный табун волков (не боится). в) Работа с однокоренными словами - Из данных пословиц выбрать однокоренные слова, поставить их в дательном падеже. - Запись однокоренных слов в тетрадях (комментировано) (Другу, дружбе, дружку, недругу) - Выделить корень в словах. - Одно из слов по выбору разобрать по составу. - Какое слово лишнее? (дружный) - Почему? (прил.) 2. Работа с фразеологизмами а) По таблице - Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову) б) Игра «Знайки» · Душа болит - другу сопереживать. · Душа радуется – веселиться, приятно. · Душа не лежит – нет доверия к человеку. · Душа не на месте – беспокоиться. · Душа нараспашку – откровенный к товарищу. · Душа уходит в пятки – охватывает страх. · Дать леща – сильно ударить. · Души не чаять – сильно любить. - Каждый фразеологизм ученики объясняют значение. в) Запись фразеологизмов, в которых есть имена существительные в Д.п. (Душа болит - другу сопереживать. Душа не лежит – нет доверия к человеку. Душа нараспашку – откровенный к товарищу) г) - Когда так говорят? Друзья не разлей вода? |
Работа в тетрадях.
Работают в группе с представленной информацией.
Участвуют в обсуждении. Формулируют собственное мнение, аргументируют его.
Работа с информацией
Проводят самозаключение
Высказывают предположения |
Познавательные УУД: - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; Коммуникативные УУД: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - работать по плану; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять взаимоконтроль. |
Основная доска
Интерактивная доска. Слайд 6
Слайд 7
|
VIII. Домашнее задание
|
Написать в тетрадях 5 пословиц о дружбе, в которых будут имена существительные в Д.п. |
Записывают домашнее задание. |
|
|
IX. Итог урока. Рефлексия.
|
- Чему научились на уроке? (Игра «Микрофон») - С какой частью речи мы работали? - Какой падеж имен существительных мы закрепляли? - Какие задачи мы перед собой ставили? Вывод. Обучающиеся делают выводы по ключевым словам Я могу находить имена существительные в Д. п. Я запомнил, как определять падеж имен существительных. Я проверил полученные знания о Д. п. в ходе урока.
|
Выполняют рефлексию себя за урок. Подводят итоги урока. Прощаются с гостями.
|
Познавательные УУД: -систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. |
Основная доска |
ВЫВОДЫ
В данной работе были изучены требования ФГОС НОО к уроку, рассмотрены ключевые элементы технологической карты урока, изучена её структура, составлена карта урока, выполнены задачи и достигнуты цели.
Все преимущества технологической карты рассмотрены на примере конспекта урока по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных в дательном падеже» в четвертом классе по русскому языку.
Умение разрабатывать технологическую карту урока позволяет организовать учебный процесс и обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (УУД), в соответствии с требованиями ФГОС.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Алексеев А.Н., Николина В.В., Липкина Е.К. Современный справочник – М.: Просвещение, 2014 г. – 256 с.
2. Бондур Н.Г., Пичугина М.А., Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Апробация технологической карты урока [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://school46.admsurgut.ru/win/download/1357/
3. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Русский язык. Ч. 1 [учебник] — М: Просвещение, 2023 — 159 c.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
6. Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 N 286 / [Электронный ресурс] //КонтурНорматив:[сайт].—URL:https://normativ.kontur.ru/document?modul eId =1&documentId=477741 (дата обращения: 07.12.2024).
7. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.