Разработка урока: "Запятая между однородными членами, соединёнными союзами и, а, но"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Закрепить умения расставлять знаки препинания при однородных членах предложения
Иконка файла материала Запятая между однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.docx

 Тема: «Запятая между однородными членами, соединёнными союзами и, а, но»

 

Цель: познакомить с правилом постановки запятой в предложениях  однородными членами перед союзами и, а, но.

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи.

У учащихся могут быть сформированы:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные:  - принимать и сохранять учебную задачу;

Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:

-  осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять обобщение изученного;   построению логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других. Учащиеся получат возможность научиться:   -формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные:

- расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и, а, но.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Тип учебного занятия– урок «открытия» нового знания.

  Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день, ребята.

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

- Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу.

 

 

Личностные:

формировать целеустремленность и жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей

2. Актуализация знаний         

На слайде эпиграф:       «С малой удачи начинается успех!»

- Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех)

Я надеюсь  на вашу активную, успешную работу на уроке. Пусть это будет наш девиз на уроках!

 

 Откройте тетради, запишите  число, классная работа.

- Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)   Жи,  жу

Словарная работа

Хозяйство, горизонт,  аллея, комбайн  (проверка  на доске, работа в паре)

 

Коммуникативные:

формировать умение работать в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

 

3. Самоопределение к деятельности

На доске открывается отрывок из стихотворения.

Читают отрывок.  Заранее написать его на доске без запятых.

Вот стрекозы  мушки  мошки

Пчёлы осы  и  шмели

Муравьи  сверчки  козявки

На  урок  к  Жуку  пришли.

 

- Как вы думаете почему я предложила именно этот отрывок?

  (В этом отрывке есть однородные члены предложения.)

  

- Назовите однородные члены. (Однородные члены в этом стихотворении отвечают на вопросы - кто?)

 

-Какие члены предложения бывают однородными?

(Однородными членами предложения могут быть подлежащее, сказуемое,

второстепенные члены предложения.)

 

- Каким членом предложения являются в этом тексте?

    (Являются главными членами предложения, однородными подлежащими.)

 

— На какой вопрос нам надо ответить, наблюдая за однород­ными членами в этом предложении? (Когда между однород­ными членами предложения ставится запятая?)

(Вызвать к доске ученика)

 

-  Перечитайте ещё раз, поставьте знаки препинания.

- С какой интонацией произносится в предложении?   (С интонацией перечисления).

-  Что вы заметили? (Стоит союз и между однородными членами.)

-   Где у вас возникло сомнение?

 (В каждом предложении есть однородные члены, где-то между ними ставится запятая, а где-то её нет.)

- Откройте учебник на стр. 28.  Прочитайте тему урока.

 

— Сформулируйте, чему бы вы хотели научиться на уроке.       (Находить в тексте однородные члены предложенияУчиться ставить запятые в предложениях с однородными членами)

- Где вам понадобится новое знание?

Правило стр. 28

Упр. 39. Прочитайте. Рассмотрите условные обозначения однородных членов. (Схемы)

             Схему на доску

• В чём сходство и различие  каждой пары предложений?

– Предложения имеют одинаковое строение.  В первом предложении однородные члены соединены перечислительной интонацией.

Во вторых предложениях есть союз и  между однородными членами.

• Когда между однородными членами предложения ставится запятая, а когда не ставится?

Зацвели одуванчикишиповник. Зацвели одуванчики и шиповник.
Звёзды меркнут, гаснут. Звёзды  меркнут и гаснут.

 

• Запишите третью пару предложений. 

Разберите предложение по членам предложения:

            какие?                               куда?
         ↓-------------------|          |------------------------------------------
Серебряные паутинки опускались на деревья и на кусты. (Повеств., невоскл., прост., распростр., с однор. обстоятельствами)

Правило стр. 29

-Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то между ними ставится запятая.  Если два однородных члена соединены союзом  и, то запятая между ними не ставится.

- Кто может попробовать дать определение слову запятая?

Запятая - Знак препинания, употребляемый для выделения и разделения слов, групп слов и в предложении.

 

 

 

 

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Физкультминутка

 

 

Закрепление

Упр.40   

- Объясните постановку запятых.  (Запятая ставится между однородными второстепенными членами предложения и не ставится перед союзом и, соединяющим эти члены предложения.)

- Каким членом предложения являются однородные члены?   (Однородное второстепенные члены предложения, дополнение, отвечают на вопросы косвенных падежей)

• Что обозначают слова саквояж, багаж?  

Багаж  1. Упакованные для отправки поездом, самолётом или другим транспортом вещи пассажиров. 2. Перен. О запасе знаний. Слово «багаж» пришло к нам из французского языка. Багаж – «разные тюки с вещами».

 

– Запишите словарное слово.

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «багаж»

Однокоренные слова: багажник, багажный.

Синонимы: вещи, ноша.

 

Саквояж − дорожная сумка с запором, обычно кожаная.

— Какая орфограмма встретилась в словах саквояж, багаж!    (Парная согласная).

  - Спишите отрывок стихотворения.

— Сделайте вывод: когда между однородными членами в пред­ложении ставится запятая, а когда нет?

Звуко -буквенный разбор слова БАГАЖ:

багаж [багаш] - 2 слога
б [б] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.
а [а] - гласн., безуд.
г [г] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.
а [а] - гласн., ударн.
ж [ш] - согл., глух. парн., твёрд. непарн.
5 б., 5 зв.

 

- Соотнесите предложение со схемами.  Слайд

- Сделаем вывод
   Если однородные члены предложения связаны друг с другом интонацией перечисления, то между ними ставится запятая. Что скажете про союз и?

 

 

 

 

 

Познавательные: уметь находить в тексте однородные члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: уметь обнаруживать и исправлять ошибки. 

Итог урока

- Смогли мы быть с вами сегодня на уроке внимательными, работоспособными?

- Мы повторили …

- У кого не было затруднений по новой теме?

- Как оцените свою работу на уроке?

 

Регулятивные: уметь оценивать результаты своей работы на уроке

Д.з.

 

 


 

Посмотрите также