Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе в соответствии с требования ФГОС НОО (русский язык, 2 класс, тема: "Занимательные фразеологизмы")

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие направлено на формирование у обучающихся познавательного интереса к русскому языку через изучение фразеологизмов, развитие речи и обогащение словарного запаса в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Иконка файла материала Сценарий Занимательные фразеологизмы.docx

ГОСУДАСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗУГРЭССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 17 Г.О.ХАРЦЫЗСК»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

 

СЦЕНАРИЙ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО

(русский язык, 2 класс, тема: «Занимательные фразеологизмы»)

 

 

 

 

 Подготовила

Кулинич Алла Геннадиевна,                                                          

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2025

 

Сценарий внеклассного мероприятия

«Занимательные фразеологизмы»

Цель:

Формирование у обучающихся познавательного интереса к русскому языку через изучение фразеологизмов, развитие речи и обогащение словарного запаса в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Задачи:

Личностные:

Воспитывать интерес к изучению русского языка, культуры речи и народным традициям.

Формировать уважительное отношение к языку как к части национальной культуры.

Метапредметные:

Развивать умение работать в группе, вести диалог, аргументировать свою точку зрения (коммуникативные УУД).

Совершенствовать навыки анализа, сравнения и обобщения языковых явлений (познавательные УУД).

Формировать умение ставить учебную задачу, планировать действия и оценивать результат (регулятивные УУД).

Предметные:

Познакомить учащихся с понятием «фразеологизм», их значением и происхождением.

Учить правильно употреблять фразеологические обороты в речи.

Расширять словарный запас, развивать образное мышление и языковую догадку.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО:

Обучающиеся узнают новые фразеологизмы, их значения и уместное употребление.

Будут учиться объяснять смысл устойчивых выражений и использовать их в речи.

Проявят творческую активность в игровых заданиях.  

Оборудование:

Карточки с фразеологизмами и их значениями. Иллюстрации к фразеологизмам. Презентация. Призы для участников (наклейки, медальки).

Ход мероприятия

1. Вступительная часть (5 минут)

Учитель:
- Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в мир фразеологизмов. Фразеологизмы — это устойчивые выражения, которые делают нашу речь яркой и выразительной. Например, когда мы используем оборот «Бить баклуши», это не значит, что кто-то действительно бьёт какие-то баклуши. Это значит, что человек ничего не делает, ленится. Давайте узнаем больше таких интересных выражений!

- Что такое «фразеологизм»?

Слово «фразеологизм» состоит из двух частей:

«Фразео» — происходит от греческого слова «phrasis», которое означает «выражение» или «оборот речи».

«Логизм» — происходит от греческого слова «logos», которое означает «слово» или «учение».

Если сложить эти части вместе, получится, что «фразеологизм» — это особое выражение или оборот речи, который имеет своё уникальное значение.

- Почему фразеологизмы такие интересные?

Фразеологизмы — это как маленькие загадки. Они состоят из нескольких слов, но означают что-то совсем другое. Например, когда мы говорим «бить баклуши», это не значит, что кто-то действительно бьёт палками по дереву. Это значит, что человек ничего не делает, ленится.

Откуда взялись фразеологизмы?

- Многие фразеологизмы появились очень давно, когда люди говорили иначе, чем сейчас.

Например:

«Бить баклуши»— раньше баклушами называли деревянные чурбаны, из которых делали ложки. Чтобы сделать ложку, нужно было отколоть кусок дерева. Но это была простая работа, которую поручали детям или новичкам. Поэтому «бить баклуши» стало означать «ничего не делать».

«Водить за нос»— это выражение появилось благодаря ярмарочным обманщикам, которые водили животных (например, медведей) за кольцо в носу. Так они «обманывали» зрителей, показывая трюки.

2. Основная часть (30 минут)

- Зачем нужны фразеологизмы?

- Фразеологизмы делают нашу речь яркой, интересной и выразительной. С ними легче объяснить что-то сложное или добавить эмоций. Например, вместо того чтобы сказать «он очень испугался», можно сказать «у него сердце в пятки ушло». Звучит гораздо интереснее, правда?

Пример для детей:

- Представьте, что вы рассказываете другу, как вы испугались, когда увидели большую собаку. Вы можете сказать: «Я очень испугался!»

А можете сказать: «У меня сердце в пятки ушло!»

Второй вариант звучит гораздо интереснее и запоминается лучше!

Теперь вы знаете, что слово «фразеологизм»— это не просто сложное слово, а ключ к увлекательному миру выражений, которые делают нашу речь яркой и интересной. 

Игра 1: «Угадай фразеологизм»

Учитель зачитывает описание ситуации, а дети угадывают, какой фразеологизм подходит.

Примеры:

«Когда человек очень сильно волнуется, говорят, что у него...»

(ответ: «Сердце в пятки уходит»).

«Если кто-то много говорит, но ничего не делает, про него говорят...»

(ответ: «Воду в ступе толчёт»).

«Когда человек попал в неловкую ситуацию, говорят, что он…»

(ответ: «сел в лужу»).

Игра 2: «Собери фразеологизм»

Детям раздаются карточки с частями фразеологизмов. Задача — собрать их в правильном порядке.

Примеры:

«бить» + «баклуши» = «бить баклуши»

«водить» + «за нос» = «водить за нос»

«кот» + «наплакал» = «кот наплакал»

Игра 3: «Объясни значение»

Учитель показывает иллюстрации к фразеологизмам, а дети объясняют их значение.
Примеры иллюстраций:

Человек, который «висит на телефоне».

Кот, который «наплакал» (очень мало).

Ребёнок, который «сломал голову» над задачей.

Игра 4: «Театр фразеологизмов»

Дети делятся на команды и разыгрывают сценки, изображая фразеологизмы. Остальные угадывают.

Примеры:

«Плевать в потолок» (бездельничать).

«Дрожать как осиновый лист» (сильно бояться).

«Работать спустя рукава» (делать что-то небрежно).

3. Заключительная часть (10 минут)

Рефлексия:

Учитель задаёт вопросы:

- Что нового вы узнали сегодня?

- Какие фразеологизмы запомнились больше всего?

- Как вы думаете, зачем нужны фразеологизмы в речи?

 

 

Награждение:

Все участники получают небольшие призы (наклейки, медальки или грамоты «Знаток фразеологизмов»).

Домашнее задание (по желанию):

Нарисовать иллюстрацию к любому фразеологизму и подписать его значение.

 

 

 

Список литературы

1.     Волина В. В. Фразеологический словарь для детей: Почему мы так говорим? — М.: АСТ-ПРЕСС, 2019. — 160 с. (Научно-популярное издание для младших школьников с красочными примерами и объяснениями.)

2.     Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарь школьника. — М.: АСТ, 2020. — 192 с. (Классический детский словарь, включающий и фразеологизмы с историей их происхождения.)

3.     Буйко В. И. Русские фразеологизмы в картинках. — СПб.: Литера, 2021. — 48 с. (Иллюстрированное пособие для наглядного изучения устойчивых выражений.)

4.     ФГОС НОО (Приказ Минпросвещения России № 286 от 31.05.2021). — Раздел «Русский язык. Развитие речи». (Нормативный документ для ссылки на соответствие образовательным стандартам.)

5.     Шанский Н. М. В мире слов: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2018. — 128 с. (Методические рекомендации по работе с лексикой и фразеологией в начальной школе.)

6.     Даль В. И. Пословицы русского народа. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2017. — 640 с. (Классический сборник, включающий фразеологические выражения в контексте народной речи.)

7.     Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Фразеологический словарь русского языка для детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2022. — 96 с. (Адаптированный словарь с играми и заданиями для закрепления материала.)

 

 

 

 Приложение 1

Примеры фразеологизмов для мероприятия:

«Бить баклуши» — бездельничать.

«Водить за нос» — обманывать.

«Кот наплакал» — очень мало.

«Спустя рукава»— небрежно.

«Висит на телефоне» — долго разговаривает.

«Сломал голову» — долго думал.

«Плевать в потолок» — бездельничать.

«Дрожать как осиновый лист» — сильно бояться.

«Сел в лужу»— попал в неловкую ситуацию.

«Сердце в пятки уходит»— сильно испугаться…

1. «Бить баклуши»

Идея для картинки:

Ребёнок лежит на диване, смотрит мультики, а вокруг него разбросаны игрушки. На заднем фоне можно изобразить деревянные чурбаны (баклуши), которые никто не бьёт.

 

Picture background

2. «Водить за нос»

Идея для картинки: Человек держит в руке морковку на верёвочке, а за ним идёт ослик, который тянется к морковке. Это символизирует обман.

 

Picture background3. «Кот наплакал»

Идея для картинки: Грустный кот сидит рядом с пустой миской, а из его глаз капает одна-единственная слезинка. Рядом можно нарисовать надпись: 2Очень мало».

 

4. «Спустя рукава» Идея для картинки: Ребёнок рисует красками, но делает это небрежно: краска залезает за контуры, рукава рубашки испачканы, а сам он выглядит рассеянным.

Picture background

 

 

5. «Висит на телефоне»

Идея для картинки: Девочка или мальчик разговаривают по телефону, обмотанному длинным шнуром, который «висит» в воздухе. Можно добавить часы, показывающие, что разговор длится очень долго.

 

Picture background6. «Сломал голову»

Идея для картинки: Ребёнок сидит за столом, на котором лежит учебник и тетрадь. Он держится за голову, как будто думает над сложной задачей. Над головой можно изобразить знаки вопроса.

 

 

Picture background

7. «Плевать в потолок»

Идея для картинки: Мальчик лежит на кровати и смотрит в потолок, а вокруг него летают пузыри, символизирующие безделье. На заднем фоне можно нарисовать пыль на полках, показывающую, что он ничего не делает.

 

8. «Дрожать как осиновый лист»

Picture backgroundИдея для картинки: Человек стоит под деревом, а вокруг него летают осиновые листья, которые дрожат от ветра. Сам человек тоже дрожит, например, от страха.

 

9. «Сел в лужу»

Picture backgroundИдея для картинки: Ребёнок сидит в луже, вокруг него лужицы воды, а сверху над ним смеются друзья. Можно добавить надпись: «Попал в неловкую ситуацию».

 

 

 

10. «Сердце в пятки уходит»

Идея для картинки: Человек с широко открытыми глазами и испуганным лицом. Внизу, около его ног, можно нарисовать маленькое сердечко, которое «упало» в пятки.

 

Picture background

11. «Работать засучив рукава»

Идея для картинки: Ребёнок или взрослый активно что-то делает (например, моет пол или рисует), а его рукава закатаны. Вокруг можно изобразить брызги воды или краски, чтобы показать усердие.

 

12. «Бежать сломя голову»

Идея для картинки: Человек бежит так быстро, что его волосы развеваются на ветру, а вокруг него летают птички или листья, чтобы подчеркнуть скорость.

 

Picture background

13. «Зарубить на носу»

Идея для картинки: Ребёнок стоит рядом с деревом, на котором вырезана надпись: «Не забыть!». Можно добавить значок носа, чтобы связать с фразеологизмом.

Морочить голову картинки

14. «Морочить голову»

Идея для картинки: Один человек держит в руках клубок ниток, а другой смотрит на него с недоумением. Клубок можно изобразить как символ запутанности.

Иллюстрация купаться в море

15. «Как рыба в воде»

Идея для картинки: Человек плавает в бассейне или в море, а вокруг него плавают рыбки. Он выглядит очень уверенно и комфортно.