Тема занятия: Сложные существительные
Цель: повторение теоретического материала и закрепление знаний по теме «Сложные существительные».
Задачи:
- формировать умение наблюдать и делать выводы по изучаемому материалу;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать связную речь;
- ввести в активный словарь учащихся сложные существительные;
- учить творчески подходить к выполнению заданий;
Ход занятия
1. Организационный момент. (Приветствие учащихся, проверка присутствующих)
2. Лексическая разминка. Обратите внимание на предложенные слова, как вы думаете, что они означают?
- лаканофобия, чиклефобия, гносиофобия;
(Лаканофобия – боязнь, неприятие овощей. Гнозиофобия – боязнь знаний. Чиклефобия – боязнь жевательной резинки)
Что общего у этих слов? Какими они являются? – с помощью ответов на данные вопросы формулируется тема занятия: «Сложные существительные»
3. Формулировка темы занятия, определение цели и задач.
4. Орфографическая разминка (слова появляются на слайде или открываются на доске) Зрительный диктант. Составить сложные слова из предложенных фрагментов:
|
свёкла |
трясти |
|
север |
частица |
|
человек |
халат |
|
меч |
голова |
|
платье |
восток |
|
земля |
резать |
|
бета |
час |
|
сорвать |
рыба |
Ответы:
(Свеклорезка, северо-восток, человеко-час, меч-рыба (рыба-меч), платье-халат, землетрясение, бета-частица, сорвиголова)
5. Разделительный диктант. Распределить по столбикам: слитное, раздельное или дефисное написание сложных существительных.
Пол(Перми), пол(луковицы), пол(часа), пол(города), пол(чайной) ложки, пол(огурца), пол(ложки), пол(стакана), пол(метра), полу(круг), пол(вишни), пол(арбузной) корки.
Ответы:
|
слитно |
через дефис |
раздельно |
|
полчаса |
пол - Перми |
пол чайной ложки |
|
полгорода |
пол - луковицы |
пол арбузной корки |
|
полстакана |
пол - огурца |
|
|
полметра |
пол - ложки |
|
|
полукруг |
|
|
|
полвишни |
|
|
6. Графический диктант «Верю-не верю». Отметить значком согласие или несогласие с предложенными утверждениями. («V»- верно, «-» неверно).
- Названия промежуточных сторон света всегда пишутся через дефис;
- в сложных словах русского происхождения соединительными гласными являются а,о,е;
- существительные с первой частью пол- всегда пишутся через дефис;
- существительные с интернациональными корнями типа био-, гео-, аудио- всегда пишутся слитно;
- названия сложных единиц измерения, типа киловатт-час, всегда пишутся через дефис;
- газификация, электрификация – это сложные слова;
- существительные с первой частью полу- всегда пишутся слитно;
Ответы:
1.- v 2.- «-» 3.- «-» 4.- v 5.- «-» 6.- «-» 7.- v
7. Компетентностно-ориентированное задание «Факс».
Стимул: Вы работаете в отделе кадров, и в вашем отделе проходит конкурс «Лучший сотрудник месяца», последний этап конкурса – проверка скорости и качества работы: вам нужно по факсу отправить отчет о невыходе сотрудника Ивана Синицына на работу. Однако показания очевидцев содержат большое количество лишних слов. Ваша задача – сократить текст, избежав ошибок, и передать суть происшествия быстрее остальных конкурсантов.
Задачная формулировка: Внимательно прочитайте текст, замените, где необходимо словосочетания сложными существительными.
Источник информации: текст.
Иван, не умный человек, который пасет свиней и отличается любовью к труду, решил починить телевизионную антенну, но угодил в приспособление для ловли мышей. За половину часа им было разгромлено помещение для хранения овощей. Жители одного села с любителем книг Иваном проявили милость сердца и отправили мужчину в медицинскую санитарную часть, где медицинская сестра Василиса посоветовала лечение грязями и занятия на велосипедном тренажере. Так закончился трудовой день того, кто ходит пешком, по имени Иван.
Инструмент проверки: модельный ответ:
Иван-дурак, свинопас, который отличается трудолюбием (трудолюбивый свинопас) решил починить телеантенну, но угодил в мышеловку. За полчаса он разгромил овощехранилище. Односельчане книголюба Ивана проявили милосердие и отправили его в медсанчасть, где медсестра Василиса посоветовала грязелечение и занятия на велотренажере. Так закончился трудодень пешехода Ивана.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.