Конспект учебного занятия "Сложные существительные"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия по русскому языку на тему _Сложные существительные_.docx

Тема занятия: Сложные существительные

Цель: повторение теоретического материала и закрепление знаний по теме «Сложные существительные».

Задачи:

- формировать   умение наблюдать и делать выводы по изучаемому материалу;

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать связную речь;

- ввести в активный словарь учащихся сложные существительные;

- учить творчески подходить к выполнению заданий;

Ход занятия

1.     Организационный момент. (Приветствие учащихся, проверка присутствующих)

2.     Лексическая разминка. Обратите внимание на предложенные слова, как вы думаете, что они означают?

- лаканофобия, чиклефобия, гносиофобия;

(Лаканофобия – боязнь, неприятие овощей. Гнозиофобия – боязнь знаний. Чиклефобия – боязнь жевательной резинки)

Что общего у этих слов? Какими они являются? – с помощью ответов на данные вопросы формулируется тема занятия: «Сложные существительные»

3. Формулировка темы занятия, определение цели и задач.

4. Орфографическая разминка (слова появляются на слайде или открываются на доске) Зрительный диктант. Составить сложные слова из предложенных фрагментов:

свёкла

трясти

север

частица

человек

халат

меч

голова

платье

восток

земля

резать

бета

час

сорвать

рыба

Ответы:

(Свеклорезка, северо-восток, человеко-час, меч-рыба (рыба-меч), платье-халат, землетрясение, бета-частица, сорвиголова)

5. Разделительный диктант. Распределить по столбикам: слитное, раздельное или дефисное написание сложных существительных.

Пол(Перми), пол(луковицы), пол(часа), пол(города), пол(чайной) ложки, пол(огурца), пол(ложки), пол(стакана), пол(метра), полу(круг), пол(вишни), пол(арбузной) корки.

Ответы:

слитно

через дефис

раздельно

полчаса

пол - Перми

пол чайной ложки

полгорода

пол - луковицы

пол арбузной корки

полстакана

пол - огурца

 

полметра

пол - ложки

 

полукруг

 

 

полвишни

 

 

 

6. Графический диктант «Верю-не верю». Отметить значком согласие или несогласие с предложенными утверждениями. («V»- верно, «-» неверно).

- Названия промежуточных сторон света всегда пишутся через дефис;

- в сложных словах русского происхождения соединительными гласными являются а,о,е;

- существительные с первой частью пол- всегда пишутся через дефис;

- существительные с интернациональными корнями типа био-, гео-, аудио- всегда пишутся слитно;

- названия сложных единиц измерения, типа киловатт-час, всегда пишутся через дефис;

- газификация, электрификация – это сложные слова;

- существительные с первой частью полу- всегда пишутся слитно;

Ответы:

1.- v   2.- «-»   3.- «-»  4.- v  5.- «-»  6.- «-»  7.- v

7. Компетентностно-ориентированное задание «Факс».

Стимул: Вы работаете в отделе кадров, и в вашем отделе проходит конкурс «Лучший сотрудник месяца», последний этап конкурса – проверка скорости и качества работы: вам нужно по факсу отправить отчет о невыходе сотрудника Ивана Синицына на работу. Однако показания очевидцев содержат большое количество лишних слов. Ваша задача – сократить текст, избежав ошибок, и  передать суть происшествия быстрее остальных конкурсантов.

Задачная формулировка: Внимательно прочитайте текст, замените, где необходимо словосочетания сложными существительными.

Источник информации: текст.

Иван, не умный человек, который пасет свиней и отличается любовью к труду, решил починить телевизионную антенну, но угодил в приспособление для ловли мышей. За половину часа им было разгромлено помещение для хранения овощей. Жители одного села с любителем книг Иваном проявили милость сердца и отправили мужчину в медицинскую санитарную часть, где медицинская сестра Василиса посоветовала лечение грязями и занятия на велосипедном тренажере. Так закончился трудовой день того, кто ходит пешком, по имени Иван.

Инструмент проверки: модельный ответ:

Иван-дурак, свинопас, который отличается трудолюбием (трудолюбивый свинопас) решил починить телеантенну, но угодил в мышеловку. За полчаса он разгромил овощехранилище. Односельчане книголюба Ивана проявили милосердие и отправили его в медсанчасть, где медсестра Василиса посоветовала грязелечение и занятия на велотренажере. Так закончился трудодень пешехода Ивана.