Лексика русского языка

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Разработка урока _Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления.doc

Тема: «Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления»

Цель урока: создать условия для углубления знаний по лексике, отработки навыка определения и различения архаизмов, историзмов и неологизмов; учить находить данные слова в тексте, составлять с ними предложения, пояснять причины устаревания слов; содействовать развитию орфографических, пунктуационных и грамматических навыков; способствовать воспитанию самостоятельности и взаимоконтроля, расширению кругозора и словарного запаса.

Задачи:                                                                                                                     предметные: формировать умение определять  принадлежность слов русского языка к активному и пассивному словарному запасу;

метапредметные: развивать речевые навыки учащихся;

развивать умение разграничивать основную и дополнительную информацию;

развивать умение извлекать информацию из разных источников (таблица, схема, словарная статья)

развивать умение строить монологическое высказывание на лингвистическую тему;

личностные: воспитывать интерес и уважение к родному языку;

понимать его богатство и выразительности; воспитывать ценностное отношение к слову; воспитывать уважение друг к другу, стремление к сотрудничеству и взаимопомощи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку: дневник, рабочая тетрадь, учебник, пенал, все выровняли по краю парты.
- Давайте друг другу улыбнемся и настроимся на совместную и продуктивную работу на уроке.

Приветствуют.                   

  1. Актуализация опорных знаний.

- Откройте рабочие тетради, запишите дату, обратите внимание на доску. Сегодня пятнадцатое октября.

- Какая орфограмма есть в слове пятнадцать?

 

 
- Теперь спишите предложение, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. На это у вас минута.

СЛАЙД 1

Сл..ва глас и гол..с  брат..я.

- Объясните написание пропущенных букв и знаков препинания.

- Вы справились с этим заданием, идем дальше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Теперь посмотрим на содержание этого предложения. Почему глас и голос- братья?

 

 

- Часто ли мы слышим «глас»? Почему?

- Если так говорили раньше, то как назовем эти слова?

- Да, они устаревшие и поэтому относятся к пассивной лексике.

- В нашем лексиконе какое слово встречается чаще?

- Оно встречается чаще, поэтому относится к активной лексике.

- А что такое лексикон и лексика?

 

 

- Как называется раздел науки, который изучает лексику?

- Молодцы, идем дальше.

 

 

- Безударная проверяемая гласная в корне слова (пЯть)

 

Слова глас и голос – братья.

- Безударные проверяемые гласные в корне слова- проверочные слова: СлОво, БезголОсый. БратЬя (разделительный Ь знак пишется в корне после согласной перед буквами е,ё,ю,я)

- Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они оба выражены существительным в Им.п.
Слова (подлежащее) братья (сказуемое).

 

- Потому что глас - это неполногласный вариант слова голос. Это одинаковые слова.

 

- Нет, потому что так говорили раньше.

- Устаревшие.

 

 

 

- Голос.

 

 

 

- Словарный запас отдельного человека, все слова.

 

- Лексикология.

 

  1. Мотивация УД.

Работа с эпиграфом

- Мы выяснили, что есть слова активного употребления, те, которые мы используем активно в своей жизни: например, земля, вода, стол, стул. А есть пассивного, которые включают в себя устаревшие и новые, и вот что на этот счет сказал Гораций:

СЛАЙД 2

«Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают, -

так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие.»

- Какие мысли у вас по поводу этого высказывания, о чем оно?

 

 

 

Читают, анализируют, осмысливают.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Устаревшие и новые слова.

- Спрогнозируйте тему урока.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач.

- Вы предположили, что тема урока «Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления», обратите внимание на СЛАЙД 3, тему запишите в тетрадь.

- Теперь сформулируем цель и задачи урока.

СЛАЙД 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 5

- У вас на партах лежит схема «Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления», обратите внимание, что схема с пропущенными элементами, поэтому нам ее предстоит заполнить.

СЛАЙД 6

- Давайте прочитаем теоретические сведения на стр. 133. На какие две группы делится лексика?

СЛАЙД 7

- Слева запишем активная, справа - пассивная.

Оформление темы в тетради.

 

Цели:

·       Научиться различать слова активной и пассивной лексики;

·       Отличать устаревшие слова от новых;

·       Уметь находить в тексте устаревшие и новые слова;

·       Уметь составлять словосочетания и предложения с данными словами.

Задачи:

·       Изучить что такое активная и пассивная лексика;

·       Изучить понятия устаревшие и новые слова;

·       Находить в сплошном и несплошном тексте неологизмы, историзмы, архаизмы.

 

 

 

 

 

 

- Активная и пассивная.

 

  1. Физкультминутка.

СЛАЙД 8

Учитель читает стихотворение:                                         Раз, два, три, четыре, пять,                                      Начинаем отдыхать! (потянуться)                                 Спинку бодро разогнули,                                             Ручки кверху потянули!                                                    Раз и два, присесть и встать,                                     Чтобы отдохнуть опять.                                                        Раз и два вперед нагнуться,                                                          Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)                                       Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)         Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

Под чтение стихотворения делают разминку.

 

 

 

 

  1. Реализация проекта. Работа над темой.

- Итак, теперь мы знаем о существовании активной и пассивной лексики. А что же относится к пассивной? Читаем красную рамку, расположенную ниже.

СЛАЙД 9

- К какой группе отнесем неологизмы?

- Заполните пропуск в схеме.

СЛАЙД 10

- Теперь прочитаем красную рамку на стр. 135. Заполним пропуск.

СЛАЙД 11,12,13

- Прочитаем теоретические сведения на стр. 136, на какие две группы делится устаревшая лексика? Также сделайте необходимые заметки в схеме.

СЛАЙД 14

- Помимо всего у вас на партах лежат распечатанные карточки с определениями по данной теме, они разных цветов и нам предстоит с ними работать. Давайте с ними познакомимся еще раз.

- Весь раздаточный материал дома необходимо будет вклеить в опорную тетрадь.

Неологизмы- зеленые.

Архаизмы – синие.

Историзмы – красные.

СЛАЙД 15

- Посмотрите на слайд, что изображено на картинке?

СЛАЙД 16

- А.С. Пушкин писал:

«В колымагах золотых
Пышный двор встречает их»

-Как правильно в то время назывался такой вид транспорта?

На слайде изображение с обозначением «Колымага - старинная разукрашенная карета»

- Мы сейчас передвигаемся на таком?

- Назовите мне самый современный вид транспорта, о котором даже не все взрослые знают.

СЛАЙД 17

На слайде изображение с обозначением «Гироскутер - уличное электрическое транспортное средство, выполненное в форме двух соединенных поперечных площадок для ступней, с колесами по бокам»

- К какой группе отнесем слово «колымага»? Поднимите нужную карточку вверх.

- А к какой группе отнесем слово «гироскутер»?

- Какие еще неологизмы вам известны, о которых, может быть, до сих пор не слышали взрослые?

СЛАЙД 18

- Вот какие слова еще относятся к неологизмам.

Отлично, как много слов вы знаете.

 

 

 

- Как вы думаете, где я искала информацию к сегодняшнему уроку?

- Каким устройством я могла пользоваться?

- Поднимите карточку, которая характеризует эти слова?

- Запишите в тетрадь три любых неологизма.

- Составьте одно предложение с одним из них.

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 19, 20, 21

- Теперь давайте представим, что мы в музее древнерусского быта. Что за экспонаты перед вами? Назовите их.

- Есть ли в современном мире такие предметы одежды и быта?

СЛАЙД  22

- Поднимите карточку, которая характеризует эти слова?

- Запишите в тетрадь три любых историзма.

- Составьте одно предложение с одним из них.

 

- Прочитайте текст и скажите, все ли слова отсюда вам известны, все ли понятно?  

СЛАЙД  23

Юный ратник стоял позади, его большие оки глядели сурово и чело было нахмурено, а уста сжаты. Вся его фигура излучала мощь: от широких рамен до крепких чресл. Выя была вытянута. Он чувствовал, как кровь пульсирует в его жилах, как сильные десница и шуйца сжимают рукоять меча, а стальной шлем увенчивает его главу.

- Какие необычные слова из текста вам известны, что они обозначают?

СЛАЙД  24

- Также тут присутствуют :

Выя (шея);

Рамена (плечи);

Шуйца (левая рука);

Десница (правая рука);

- К какой группе отнесем данные слова, поднимите карточку?

- Выпишите три любых слова, как показано на слайде, через тире.

- Составьте одно предложение с любым из архаизмов.

 

 

- К пассивной.

 

 

- Устаревшие слова.

 

 

 

- Историзмы и архаизмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Карета.

 

- Колымага.

 

 

- Нет.

- Гироскутер.

- Неологизм.

 

- Красная карточка (историзмы)

- Зеленая карточка (неологизмы)

- Хештег, лайфхак, геймер, гуглить,  хейтер, дизлайк, краш, треш, селфи, плеер, жвачка, суши и т.д.

- В интернете.

- Телефон, ноутбук.

- Зеленая карточка (неологизмы)

 

 

 

 

 

 

- Кафтан, лапти, треуголка, ендоваʹ, веретено, прялка, светец.

- Нет.

- Красная (историзмы)

 

 

 

 

 

 

 

-Известны только: Чело (лоб);

Око (глаз);

Уста (губы, рот);

 

 

 

- Синяя карточка (архаизмы).

 

  1. Первичное закрепление материала.

СЛАЙД  25

Задание на слайде.
- Выпишите слова в два столбика, слева слова активного употребления, а справа – пассивного. На выполнение 2 минуты.

СЛАЙД  26

гламурный – красивый, мэйк-ап – макияж,  боярин – президент, музыка – музон, тьютор – учитель.

- Передайте тетрадь соседу, пусть он вас проверит. На слайде обозначены критерии и отметка. После проверки поставьте отметку на полях.

1.     Пассивного употребления - Гламурный, мэйк-ап, боярин, музон, тьютор.

2.     Активного употребления - Красивый, макияж, президент, музыка, учитель.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- В раздаточных материалах у вас также был рабочий лист, который включает три задания по новой теме. На выполнение у вас 3 минуты.

Выполняют задания на рабочем листе.

  1. Рефлексия

1.Что изучили на уроке?                                                 2. Что такое архаизмы/ историзмы/ неологизмы?                                            3. Поднимите руки те, у кого остались вопросы по теме.

4. Поднимите руки те, кто оценивает себя на «5», «4», «3». Надеюсь, нет таких, кто оценил себя на «2».

-Активная и пассивная лексика

-Устаревшие и новые слова

- Неологизмы, историзмы, архаизмы.

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

- Предлагаю вам в рабочих листах (на полях) изобразить смайл, описывающий настроение, которое сопровождало вас весь урок.

 

 

 

 

  1.  Домашнее задание

- Перед вами QR-код, кстати, к какому типу лексики относится это слово? К какой группе?

СЛАЙД 27

В отдельном файле будет QR- код, наведите камеру телефона и перейдите к выполнению задания. Вам нужно будет распределить слова по группам и в конце сделать скрин своего результата.

-Пассивная лексика, неологизм.

Запись в дневник.