Тема: «Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления»
Цель урока: создать условия для углубления знаний по лексике, отработки навыка определения и различения архаизмов, историзмов и неологизмов; учить находить данные слова в тексте, составлять с ними предложения, пояснять причины устаревания слов; содействовать развитию орфографических, пунктуационных и грамматических навыков; способствовать воспитанию самостоятельности и взаимоконтроля, расширению кругозора и словарного запаса.
Задачи: предметные: формировать умение определять принадлежность слов русского языка к активному и пассивному словарному запасу;
метапредметные: развивать речевые навыки учащихся;
развивать умение разграничивать основную и дополнительную информацию;
развивать умение извлекать информацию из разных источников (таблица, схема, словарная статья)
развивать умение строить монологическое высказывание на лингвистическую тему;
личностные: воспитывать интерес и уважение к родному языку;
понимать его богатство и выразительности; воспитывать ценностное отношение к слову; воспитывать уважение друг к другу, стремление к сотрудничеству и взаимопомощи.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
| 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность обучающихся  | 
||||
  | 
|||||
| 
 Проверка готовности класса к уроку. - Здравствуйте,
  ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку: дневник, рабочая
  тетрадь, учебник, пенал, все выровняли по краю парты.  | 
 Приветствуют.  | 
||||
  | 
|||||
| 
 - Откройте рабочие тетради, запишите дату, обратите внимание на доску. Сегодня пятнадцатое октября. - Какая орфограмма есть в слове пятнадцать? 
   СЛАЙД 1 Сл..ва глас и гол..с брат..я. - Объясните написание пропущенных букв и знаков препинания. - Вы справились с этим заданием, идем дальше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Часто ли мы слышим «глас»? Почему? - Если так говорили раньше, то как назовем эти слова? - Да, они устаревшие и поэтому относятся к пассивной лексике. - В нашем лексиконе какое слово встречается чаще? - Оно встречается чаще, поэтому относится к активной лексике. - А что такое лексикон и лексика? 
 
 - Как называется раздел науки, который изучает лексику? - Молодцы, идем дальше.  | 
 
 
 - Безударная проверяемая гласная в корне слова (пЯть) 
 Слова глас и голос – братья. - Безударные проверяемые гласные в корне слова- проверочные слова: СлОво, БезголОсый. БратЬя (разделительный Ь знак пишется в корне после согласной перед буквами е,ё,ю,я) - Тире
  ставится между подлежащим и сказуемым, если они оба выражены существительным
  в Им.п. 
 - Потому что глас - это неполногласный вариант слова голос. Это одинаковые слова. 
 - Нет, потому что так говорили раньше. - Устаревшие. 
 
 
 - Голос. 
 
 
 - Словарный запас отдельного человека, все слова. 
 - Лексикология. 
  | 
||||
  | 
|||||
| 
 Работа с эпиграфом - Мы выяснили, что есть слова активного употребления, те, которые мы используем активно в своей жизни: например, земля, вода, стол, стул. А есть пассивного, которые включают в себя устаревшие и новые, и вот что на этот счет сказал Гораций: СЛАЙД 2 «Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают, - так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие.» - Какие мысли у вас по поводу этого высказывания, о чем оно? 
  | 
 
 
 Читают, анализируют, осмысливают. 
 
 
 
 
 
 
 
 - Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Устаревшие и новые слова.  | 
||||
| 
 - Спрогнозируйте тему урока.  | 
|||||
  | 
|||||
| 
 - Вы предположили, что тема урока «Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления», обратите внимание на СЛАЙД 3, тему запишите в тетрадь. - Теперь сформулируем цель и задачи урока. СЛАЙД 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СЛАЙД 5 - У вас на партах лежит схема «Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления», обратите внимание, что схема с пропущенными элементами, поэтому нам ее предстоит заполнить. СЛАЙД 6 - Давайте прочитаем теоретические сведения на стр. 133. На какие две группы делится лексика? СЛАЙД 7 - Слева запишем активная, справа - пассивная.  | 
 Оформление темы в тетради. 
 Цели: · Научиться различать слова активной и пассивной лексики; · Отличать устаревшие слова от новых; · Уметь находить в тексте устаревшие и новые слова; · Уметь составлять словосочетания и предложения с данными словами. Задачи: · Изучить что такое активная и пассивная лексика; · Изучить понятия устаревшие и новые слова; · Находить в сплошном и несплошном тексте неологизмы, историзмы, архаизмы. 
 
 
 
 
 
 - Активная и пассивная. 
  | 
||||
  | 
|||||
| 
 СЛАЙД 8 Учитель читает стихотворение: Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения стишка) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).  | 
 Под чтение стихотворения делают разминку. 
 
 
 
  | 
||||
  | 
|||||
| 
 - Итак, теперь мы знаем о существовании активной и пассивной лексики. А что же относится к пассивной? Читаем красную рамку, расположенную ниже. СЛАЙД 9 - К какой группе отнесем неологизмы? - Заполните пропуск в схеме. СЛАЙД 10 - Теперь прочитаем красную рамку на стр. 135. Заполним пропуск. СЛАЙД 11,12,13 - Прочитаем теоретические сведения на стр. 136, на какие две группы делится устаревшая лексика? Также сделайте необходимые заметки в схеме. СЛАЙД 14 - Помимо всего у вас на партах лежат распечатанные карточки с определениями по данной теме, они разных цветов и нам предстоит с ними работать. Давайте с ними познакомимся еще раз. - Весь раздаточный материал дома необходимо будет вклеить в опорную тетрадь. 
 
 Неологизмы- зеленые. Архаизмы – синие. Историзмы – красные. СЛАЙД 15 - Посмотрите на слайд, что изображено на картинке? СЛАЙД 16 - А.С. Пушкин писал: «В колымагах
  золотых -Как правильно в то время назывался такой вид транспорта? На слайде изображение с обозначением «Колымага - старинная разукрашенная карета» - Мы сейчас передвигаемся на таком? - Назовите мне самый современный вид транспорта, о котором даже не все взрослые знают. СЛАЙД 17 На слайде изображение с обозначением «Гироскутер - уличное электрическое транспортное средство, выполненное в форме двух соединенных поперечных площадок для ступней, с колесами по бокам» - К какой группе отнесем слово «колымага»? Поднимите нужную карточку вверх. - А к какой группе отнесем слово «гироскутер»? - Какие еще неологизмы вам известны, о которых, может быть, до сих пор не слышали взрослые? СЛАЙД 18 - Вот какие слова еще относятся к неологизмам. Отлично, как много слов вы знаете. 
 
 
 - Как вы думаете, где я искала информацию к сегодняшнему уроку? - Каким устройством я могла пользоваться? - Поднимите карточку, которая характеризует эти слова? - Запишите в тетрадь три любых неологизма. - Составьте одно предложение с одним из них. 
 
 
 
 
 
 СЛАЙД 19, 20, 21 - Теперь давайте представим, что мы в музее древнерусского быта. Что за экспонаты перед вами? Назовите их. - Есть ли в современном мире такие предметы одежды и быта? СЛАЙД 22 - Поднимите карточку, которая характеризует эти слова? - Запишите в тетрадь три любых историзма. - Составьте одно предложение с одним из них. 
 - Прочитайте текст и скажите, все ли слова отсюда вам известны, все ли понятно? СЛАЙД 23 Юный ратник стоял позади, его большие оки глядели сурово и чело было нахмурено, а уста сжаты. Вся его фигура излучала мощь: от широких рамен до крепких чресл. Выя была вытянута. Он чувствовал, как кровь пульсирует в его жилах, как сильные десница и шуйца сжимают рукоять меча, а стальной шлем увенчивает его главу. - Какие необычные слова из текста вам известны, что они обозначают? СЛАЙД 24 - Также тут присутствуют : Выя (шея); Рамена (плечи); Шуйца (левая рука); Десница (правая рука); - К какой группе отнесем данные слова, поднимите карточку? - Выпишите три любых слова, как показано на слайде, через тире. - Составьте одно предложение с любым из архаизмов.  | 
 
 
 - К пассивной. 
 
 - Устаревшие слова. 
 
 
 - Историзмы и архаизмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Карета. 
 - Колымага. 
 
 - Нет. - Гироскутер. - Неологизм. 
 - Красная карточка (историзмы) - Зеленая карточка (неологизмы) - Хештег, лайфхак, геймер, гуглить, хейтер, дизлайк, краш, треш, селфи, плеер, жвачка, суши и т.д. - В интернете. - Телефон, ноутбук. - Зеленая карточка (неологизмы) 
 
 
 
 
 
 - Кафтан, лапти, треуголка, ендоваʹ, веретено, прялка, светец. - Нет. - Красная (историзмы) 
 
 
 
 
 
 
 -Известны только: Чело (лоб); Око (глаз); Уста (губы, рот); 
 
 
 - Синяя карточка (архаизмы). 
  | 
||||
  | 
|||||
| 
 СЛАЙД 25 Задание
  на слайде. СЛАЙД 26 гламурный – красивый, мэйк-ап – макияж, боярин – президент, музыка – музон, тьютор – учитель. - Передайте тетрадь соседу, пусть он вас проверит. На слайде обозначены критерии и отметка. После проверки поставьте отметку на полях.  | 
 1. Пассивного употребления - Гламурный, мэйк-ап, боярин, музон, тьютор. 2. Активного употребления - Красивый, макияж, президент, музыка, учитель.  | 
||||
  | 
|||||
| 
 - В раздаточных материалах у вас также был рабочий лист, который включает три задания по новой теме. На выполнение у вас 3 минуты.  | 
 Выполняют задания на рабочем листе.  | 
||||
  | 
|||||
| 
 1.Что изучили на уроке? 2. Что такое архаизмы/ историзмы/ неологизмы? 3. Поднимите руки те, у кого остались вопросы по теме. 4. Поднимите руки те, кто оценивает себя на «5», «4», «3». Надеюсь, нет таких, кто оценил себя на «2».  | 
 -Активная и пассивная лексика -Устаревшие и новые слова - Неологизмы, историзмы, архаизмы. Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.  | 
||||
| 
 - Предлагаю вам в рабочих листах (на полях) изобразить смайл, описывающий настроение, которое сопровождало вас весь урок.  | 
 
 
 
 
  | 
||||
  | 
|||||
| 
 - Перед вами QR-код, кстати, к какому типу лексики относится это слово? К какой группе? СЛАЙД 27 В отдельном файле будет QR- код, наведите камеру телефона и перейдите к выполнению задания. Вам нужно будет распределить слова по группам и в конце сделать скрин своего результата. 
  | 
 -Пассивная лексика, неологизм. Запись в дневник. 
  | 
||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.