ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»
Конспект открытого урока
по русскому языку
Автор: Жданкина И.Н.,
учитель русского языка
2025
Цель урока:
Определить вместе
с учащимися, что такое существительное как часть речи, значение существительных
в речи, формировать навыки употребления существительных в речи.
Задачи: - закреплять знания учащихся о роли существительных
в обозначении предметов и явлений окружающего мира; - знакомить
учащихся с обобщенным лексическим значением имен существительных:
- обогащать лексику учащихся.
- коррекция мышления.
-привитие чувства товарищества и взаимопомощи, любви к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с текстами, таблица по теме урока, индивидуальные карточки.
Слайд №1 Ход урока.
1. Организационный момент:
Учитель:
На урок все собрались!
Просыпайся! Не ленись!
Чтобы многого добиться
Нужно хорошо учиться!
Учитель: Поздороваемся с
гостями.
-Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Пусть этот день принесёт радость общения.
-Вспомните строки из известной песни: «От улыбки станет всем теплей…»
Определите, к какой части речи относится это светлое радостное слово? (Существит.)
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Учитель:
-Какую тему изучали на прошлом уроке? Вспомним правило ( Имя существительное). - Это самая важная, существенная многочисленная (по количеству слов) часть речи в русском языке.
3.Сообщение темы урока . Слайд №2
Учитель: Догадайтесь, какова тема нашего урока? («Имя существительное»)
Продолжим изучать имена существительные, находить их по вопросам). (Вывешивается табличка с темой урока)
Дидактическая игра: «Услышь и хлопни».
Определи имена существительные: (Повар, варить, тетрадь, цветок, цвести, старушка, облако, молодой, играть, книга, арбуз, веселый, солнце, медведь
4.Введение в тему урока. Слайд №3
Учитель:
-Какое сегодня число и месяц? (Запись числа, классной работы)
-Ноябрь–месяц
какого времени года? Назовите приметы поздней осени.
5. Работа по теме урока. Слайд №4
а) Наблюдение за ролью имен существительных в нашем языке.
Работа с текстом. Чтение текста (на слайде )
Коротки дни поздней осени.
Света белого мало. Поздно рассветает, рано смеркается. В народе говорят: «В ноябре
рассвет с сумерками среди дня встречаются». Снег вперемешку с грязью. Уже с
вечера морозец покрывает ледком лужицы. Стынет речка.
Ноябрь - сумерки года. Месяц перволедья. Последний месяц осени.
-Прочитайте текст. Найдите в тексте имена существительные.
- Что останется от нашего текста, если убрать все существительные?
- Сохранился ли без имен существительных смысл?
- Какую роль играют имена существительные в
нашей речи?
- Что обозначают существительные в речи?
Слайд №5
Вывод: Без имён существительных непонятен смысл текста. Имена существительные играют важную роль в нашей речи. С их помощью можно нарисовать картину природы, рассказать о каком-либо животном, передать состояние человека.
Главная
значение имён существительных - назвать предмет, чтобы его узнать.
б) Словарная работа: «сумерки, природа »
- А сейчас прочитаем, что же обозначает слово сумерки «полутьма между заходом солнца и наступлением ночи» по словарю Ожегова, значит смеркаться – темнеть.
- Сколько слогов в слове?
- Поставим ударение, какой слог ударный ?
- Запишем слова в тетрадь, выделяя орфограммы.
Слайд №6 Физминутка
Вот и осень наступила,
Вот и листики летят.
Вот и серенькие зайки
шубки поменять спешат.
Мы листики осенние
На ветках мы сидим
Дунул ветер полетели
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
и листочки все поднял.
Закружились, полетели
и на землю тихо сели.
6. Работа по учебнику. Слайд №7
1.Чтение правила.
2.Упр.162 (устно)
3. И следующее наше задание «Допиши словечко» (на доске).
Вам нужно записать в каждую группу существительных еще по паре слов.
Например:
События – праздник, выходной, концерт.
Явления природы - мороз, …
Профессии - повар, …
Инструменты – молоток, .. .
Мебель - диван, .. .
Животные - собака,…
Транспорт - машина, …
7. Итог урока. Оценки. Слайд №8
Учитель:
- Какую тему изучали?
- Чему учились на уроке?
- А сейчас подумайте и скажите, а какие значения имен существительных существуют в речи?
- Что же может обозначать имя существительное? (имена существительные обозначают предметы, которые называют животных, людей, вещи, явления природы, состояния и чувства человека).
8. Рефлексия. Самооценка. Слайд №9
Учитель:
-Оцените, как вы поработали на уроке. ( Слайд № )
И если сегодня этот урок вам открыл что-то новое, важное, то «улыбнитесь». А если вы ничего нового для себя не вынесли, если урок показался вам не интересным, скучным, тогда «нахмурьтесь».
Сегодня на уроке ..
1. Я научился …, понял…
2. Было трудно…
3. Было интересно…
9. Домашнее задание. Слайд № 10
Упр. 163, выучить правило.
Учитель: Сегодня вы показали отличные знания, хорошо поработали на уроке. Спасибо ребята, за урок! Произносите чаще добрые приятные слова, они несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.