Урок русского языка «Значение существительных в речи»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект откр.урока.docx

 

ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»

 

 

 

 

 

Конспект открытого  урока

«Значение существительных в речи»по русскому языку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Жданкина И.Н.,

учитель русского языка

 

2025

 

 

Цель урока:

Определить вместе с учащимися, что такое существительное как часть речи, значение существительных в речи,  формировать навыки употребления существительных в речи.

Задачи: - закреплять знания учащихся о роли существительных в  обозначении предметов и явлений окружающего мира; - знакомить учащихся с обобщенным лексическим значением имен существительных:
- обогащать лексику учащихся.
- коррекция мышления.

 -привитие чувства товарищества и взаимопомощи, любви к природе.

 

Оборудование: мультимедийная презентация,  карточки с текстами,  таблица по теме урока, индивидуальные карточки.

   Слайд №1                               Ход урока.

 

1.  Организационный момент: 

 

Учитель:

На урок все собрались! 
Просыпайся! Не ленись!
Чтобы многого добиться
Нужно хорошо учиться!


Учитель: Поздороваемся с гостями.

-Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Пусть этот день принесёт радость общения.

-Вспомните строки из известной песни: «От улыбки станет всем теплей…»

Определите, к какой части речи относится это светлое радостное слово? (Существит.)

 

2.  Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Учитель:

-Какую тему изучали на прошлом уроке? Вспомним правило ( Имя существительное). - Это самая важная, существенная многочисленная (по количеству слов) часть речи в русском языке.

 3.Сообщение темы урока . Слайд №2                             

Учитель: Догадайтесь, какова тема нашего урока? («Имя существительное»)

Продолжим изучать имена существительные, находить их по вопросам). (Вывешивается табличка с темой урока)

  

 

Дидактическая игра: «Услышь и хлопни».  

 

Определи  имена существительные:  (Повар, варить, тетрадь, цветок, цвести, старушка, облако, молодой, играть, книга, арбуз, веселый, солнце, медведь

 

4.Введение в тему урока. Слайд №3                             

Учитель:

-Какое сегодня число и месяц?  (Запись числа, классной работы)

-Ноябрь–месяц какого времени года? Назовите приметы поздней осени.
 

 5. Работа по теме урока. Слайд №4                             

  а) Наблюдение за ролью имен существительных в нашем языке.  

 

Работа с текстом.  Чтение текста  (на слайде   )
    Коротки  дни поздней осени. Света белого мало. Поздно рассветает, рано смеркается. В народе говорят: «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются». Снег вперемешку с грязью. Уже с вечера морозец покрывает ледком лужицы. Стынет речка.

   Ноябрь - сумерки года. Месяц перволедья. Последний месяц осени.

 

-Прочитайте текст. Найдите в тексте имена существительные.   

 - Что останется от нашего текста, если убрать все существительные?

- Сохранился ли без имен существительных смысл?
- Какую роль играют имена существительные в нашей речи?

- Что обозначают существительные в речи?

Слайд №5                        

   Вывод: Без имён существительных непонятен смысл текста. Имена существительные играют важную роль в нашей речи. С их помощью можно нарисовать картину природы, рассказать о каком-либо животном, передать состояние человека.

 

Главная значение имён существительных - назвать предмет, чтобы его узнать.

б)  Словарная работа: «сумерки, природа »

- А сейчас прочитаем, что же обозначает слово сумерки «полутьма между заходом солнца и наступлением ночи» по словарю Ожегова, значит  смеркаться – темнеть.

- Сколько слогов в слове?

- Поставим ударение, какой слог ударный ?

- Запишем слова в тетрадь, выделяя орфограммы.

 

 

Слайд №6                               Физминутка

 


Вот и осень наступила,

Вот и листики летят.

Вот и серенькие зайки

шубки поменять спешат.

Мы листики осенние

На ветках мы сидим

Дунул ветер полетели

Мы летели, мы летели,

 И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

и листочки все поднял.

Закружились, полетели

и на землю тихо сели.


 

 

 

6.  Работа по учебнику. Слайд №7                            

1.Чтение правила.

2.Упр.162 (устно)

 

3. И следующее наше задание «Допиши словечко» (на доске).

 Вам нужно записать в каждую группу существительных еще по паре слов.

 

Например:

События – праздник, выходной, концерт.

Явления природы - мороз, …

Профессии - повар, …

Инструменты – молоток, .. .

Мебель - диван,  .. .

Животные - собака,…

Транспорт - машина, …

 

7. Итог урока. Оценки. Слайд №8                             

Учитель:

- Какую тему изучали?

Чему учились на уроке?

-  А сейчас подумайте и скажите, а какие значения имен существительных существуют в речи?

- Что же может обозначать имя существительное? (имена существительные обозначают предметы, которые называют животных, людей, вещи, явления природы, состояния и чувства человека).

 

8.  Рефлексия. Самооценка. Слайд №9                             

 Учитель:

-Оцените, как вы поработали на уроке. ( Слайд № )

  И если сегодня этот урок вам открыл что-то новое, важное, то «улыбнитесь». А если вы ничего нового для себя не вынесли, если урок показался вам не интересным, скучным, тогда «нахмурьтесь».

 

Сегодня на уроке ..

1. Я научился …, понял…

2. Было трудно…

3. Было интересно…

 

9.  Домашнее задание. Слайд № 10                            

Упр. 163, выучить правило.

 

Учитель: Сегодня вы показали отличные знания, хорошо поработали на уроке. Спасибо ребята, за урок! Произносите чаще добрые приятные слова, они несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить!