ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КОМИССАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 31»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА», ПОСВЯЩЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА
ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«ЯЗЫК – ДУША НАРОДА.
ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

ОФОРМИЛА И ПРОВЕЛА:
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ПОРОХНЯ О. В.
2024 – 2025 УЧ. Г.
Воспитательные цели: способствовать формированию бережного отношения к историческому
наследию и культурным традициям народа, к родному языку, уважения социальных, культурных и религиозных различий; воспитание нравственности, эстетического вкуса, любви и гордости к творческому наследию.
Развивающие цели: развивать творческое мышление, умение быть организованными и дисциплинированными; развивать творческую активность, расширять словарный запас обучающихся.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием мультимедийной презентации.
Оснащение: мультимедийная презентация, видео.
 
Эпиграф:
Язык есть вековой труд целого поколения
В. И. Даль
Ход мероприятия
Преподаватель 1. Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой.
Преподаватель 2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.
Преподаватель 1. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек, - родной язык. В мире много языков, у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.
Преподаватель 2. В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно 21 февраля.
Преподаватель 1. Как и все мировое сообщество, мы отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.
Чтец 1.
Сегодня все наречия планеты
Идут единой поступью под марш,
Неся в себе культуру милой речи,
И уникальность среди равных масс.
Чтец 2.
Родной язык - богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Чтец 3.
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.
Преподаватель 2. В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа. «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», - писал Белинский. А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной...».
Чтец 1.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые сказал я слово «мама»,
На нем я клялся в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Чтец 2.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
Чтец 3.
Когда с природой я наедине,
То различаю языки земные:
Беседуют деревья в тишине.
Друг с другом птицы говорят лесные.
Чтец 1.
Есть говор свой у волн вдали,
Насвистывает что-то тихий ветер...
Мне не узнать всех языков Земли
За краткий срок, отпущенный на свете.
Чтец 2.
Так тяжко на Земле без языка!
Не высказать ни счастья, ни печали...
Безмолвны горы долгие года.
О чём они, возвысясь, замечтали?
Чтец 3.
Всё в языке: рожденье, первый шаг,
Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете.
И если вдруг исчезнет мой язык.
То и меня вы больше не найдете!
Преподаватель 1. Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так, январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли» деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню.
Преподаватель 2. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.
Преподаватель 1. В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя «березозол».
Преподаватель 2. В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя «цветень», а маю — «травень». Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.
Преподаватель 1. А знаете ли, где посмотреть значения слов? Конечно, в словарях!
Словари помогают нам правильно написать слово, объяснить его значение, узнать, из какого языка оно пришло к нам, заменить его сходным по смыслу.
Преподаватель 2. Сколько же слов в русском языке? Если считать все слова, которые, постепенно накапливаясь, составили лексикон русского языка, их окажется около миллиона. Это большое богатство, но мы сохранили его не полностью, потому что поздно стали записывать слова, составлять словари, первоначально старались записывать странные слова. А какой словарный запас у вас? Сколько слов необходимо человеку для того, чтобы его понимали?
Видео «Эллочка-Людоедка».
Преподаватель 1. В первом печатном словаре, появившемся в 1596 году, было всего 1061 слово – это очень много по тем временам. В конце XVIII века составлен «Словарь Академии Российской» - в нем 42 257 слов. Лишь в 1863 году, спустя 267 лет, вышел в свет «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля» в 4 – х томах, который насчитывал 200 000 слов. 53 года Даль собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Это необыкновенный словарь! Его можно читать, как книгу!
Преподаватель 2. Создаются все новые и новые словари. «Словарь живого великорусского языка» берут в руки не для того лишь, чтобы отыскать нужное слово. Его открывают как величайшую сокровищницу языка, как богатейшее собрание пословиц – хранилище народной мудрости. Его читают как повесть, его изучают как энциклопедию жизни русского народа! Мы обращаемся к нему, когда читаем сказки, мифы, былины, книги Пушкина, Шмелева, Ремизова, Некрасова, Тургенева.
Чтец 1. Мы вам расскажем о Владимире Ивановиче Дале, создателе знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Родился В.И. Даль в 1801 году в местечке Лугани (отсюда и псевдоним у него: Казак Луганский). Отец его был датчанин, а мать – дочь петербургского чиновника. И отец, и мать знали несколько языков.
Чтец 2. Когда В.И. Далю было 13 лет, отец его определил в Морской кадетский корпус, который он окончил в 17 лет.
Чтец 3. После окончания Морского корпуса, в 1819 году, В.И. Даль был направлен на службу в Черноморский флот, в г. Николаев, а затем после 3 лет службы переведен в Кронштадт, и вскоре он совсем оставил морскую службу.
Чтец 1. Интерес к русскому языку появился у Даля ещё в юности. В Морском корпусе он усиленно занимался литературой, писал стихи. 1819 год можно считать началом работы над словарём.
Чтец 2. Проезжая по Новгородской губернии, он записал заинтересовавшее его слово «замолаживать» («иначе пасмурнеть, клониться к ненастью»). С тех пор, странствуя по огромным просторам России, В.И.Даль не расставался со своими записями, постоянно пополнял их новыми словами, меткими изречениями, пословицами, поговорками. Накопил и обработал к концу жизни 200 тысяч слов.
Чтец3. Теперь мы расскажем о самых интересных буквах русского алфавита! В начале русских слов самой редкой является буква… А. Русский язык почти совсем не терпит слов, начинающихся на а. Ананас – индейское; Абажур – французское. Буква А почти не встречается в начале исконно русских слов, но в середине, в конце слова – сколько угодно!
Чтец 1. Вот еще молодая буква! Буква Э! Она в азбуке появилась в 1735 году. Встретили ее неприветливо! Ломоносов считал, что без нее вполне можно обойтись!
Чтец 2. Вместе с Э в азбуку официально была введена и буква Й. Эту букву начали употреблять еще в 16-17 веках, составлена она была из буквы И, над которой писал значок, называемый кратка – «и с краткой».
Чтец 3. А есть буква алфавита, которой в русских словах нет вообще! Если вы заглянете словарь, то убедитесь, что любое слово с Ф пришло к нам из другого языка: фонарь – слово из греческого языка, кофе – из арабского. Загляните в художественные тексты зарубежных писателей! Буква Ф здесь чувствует себя, как дома! А редкость буквы Ф в нашем классической литературе – это лишь доказательство чистоты русского языка наших великих писателей!
Чтец 1. Смотри-ка, здесь написано, что «Королева Виктория зачислена в штат посольства в должности секретаря» Сегодня что, первое апреля?
Чтец 2. Королева не может быть секретарём!!!Королева…не может, конечно. Дело в букве! В букве Ё. Королева вместо Королёвой Виктории…
Чтец 3. В Ульяновске в сквере Карамзина установили памятник букве Ё. Единственный памятник букве Ё. В ноябре в Санкт–Петербурге в Петропавловской крепости отмечают день рождения букве Ё.
Чтец 1. В 1875 году в «Новой азбуке» Льва Толстого буква Ё стояла на 31 месте. Формально эта буква вошла в алфавит только в 1942 году! За неё боролись, а сейчас многие забыли о ней.
Чтец 2. Есть памятник букве! А памятник слову тоже есть? Есть! Первый в мировой истории памятник, посвященный русскому слову, установили в 2007 году в Белгороде. Это четырехметровый монумент в виде бронзовой книги Библии, на раскрытой странице которой выпуклым шрифтом набран русский текст Священного Писания.
Преподаватель 1. «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев, русский мыслитель, ученый, гражданин, жизнь которого стала подвигом за духовность нашего народа, за все доброе и прекрасное.
Преподаватель 2. О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него на сердце. Скрыть свои мысли человек может молчанием. Приукрасить свои поступки человек может лестным о себе словом. Но при всем искусстве поведения языка не может скрыть того, чем живет сердце человека. Недаром так широко распространялись поговорка: «Язык мой – враг мой!» А он должен быть другом человека.
Преподаватель 1. Как часто мы засоряем свою речь. Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. “По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».
Преподаватель 2. Вот одно из мудрых высказываний ученого – современника XX века: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирайте достойное, а не легкое».
Преподаватель 1. А вот как бичует сквернословие поэт Эдуард Асадов:
Чтец 2.
О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Чтец 3.
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Чтец 1.
Тот пращур был и тёмный, и дурной
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
Чтец 2.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Чтец 3.
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не просто просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
Чтец 1.
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее – от самого святого!
Чтец 2.
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?
Чтец 3.
Ну как позволить, чтобы год за годом
Там оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово, наконец.
Чтец 1.
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
Преподаватель 2. Что ж мы делаем с нашим языком? А сколько в нашей речи слов-паразитов!
Преподаватель 1. Многие наши современники настолько обленились, что для выражения своих чувств употребляют только два слова: «У, блин» или «У, клёво». Ещё совсем недавно люди по своей наивности думали, что блины – это сорт выпечки, употребляемый в пищу. Теперь любой младенец с помощью этого выражения выскажет вам все накопившиеся отрицательные эмоции. Любой здравомыслящий человек употребит слово «клёво», когда у людей хороший клёв на рыбалке, ему радостно.
Преподаватель 2. Самое главное в нашей жизни – это быть «крутым». Были раньше крутыми берега, склоны, спуски, но «крутые люди» до 90-х годов XX века не попадались. Особенно «крутизна» занимает умы нашей молодёжи. Их деятельной жизни может позавидовать любой наш предок. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются».
Преподаватель 1. Дело доходит до смешного. Из пяти слов – «мальчик», «гора», «крутой», «с», «съехал» - вместо предложения «Мальчик съехал с крутой горы» дети составляют предложение «Крутой мальчик съехал с горы». Вместо «Мама купила пять груш и один лимон» записывают в тетрадку « Мама купила пять груш за один лимон». И, наконец, самое яркое и образное выражение – «шнурки в стакане».
Преподаватель 2. Ни один иностранец не обнаружит шнурков в стакане. Иностранцу, выучившему тысячи слов, трудно уразуметь, что мальчик будет «пацан», «чувак» - мужчина средних лет, «родаки» - родители.
Преподаватель 1. Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200-300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения классиков. В качестве варианта можно предложить «перевод» на «новый русский» стихотворение Некрасова
«Мужичок с ноготок».
Чтец 2.
Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел: был сильный мороз.
Вижу: вдруг прёт ко мне по наклонной
Пацан, правда ещё не крутой;
Блиновый на вид прикидик не клёвый.
«Здорово, чувак!» - я ему говорю.
«А где родаки?» - «Да шнурки-то в стакане,
А от тебя я, в натуре, тащусь».
Я-то сперва не врубился, не въехал.
«Что, обломался?» - он мне говорит.
«Бывай, наезжать на тебя я не стану.
Ужо прикольнулся. Бывай и прощай».
«Ну, трогай!» - воскликнул малюточка басом,
Схватил за уздцы и быстрей пошагал.
Преподаватель 2. Предлагаем вашему вниманию сценку «Наши падежи».
Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.
Ученик выходит к доске и готовится писать.
Учитель(диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться”.
Ученик пишет под диктовку на доске.
Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.
Ученик подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».
Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?
Ученик: Да!
Учитель: Начинай!
Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный. Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж именительный. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный. Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный. Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал! Вот и всё!
Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
Ученик: Какую? Конечно, пятёрку!
Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “пятёрку”?
Ученик: В предложном!
Учитель: В предложном? Почему же?
Ученик: Ну, я же её сам предложил!
Преподаватель 1. Ребята, вашему вниманию мы предлагаем квест-игру «Путешествие в мир родного языка», в которой принимают участие все присутствующие. За правильные ответы участники получают фишки.
Конкурс № 1. «Аз да буки, потом все науки»
Преподаватель 2. Когда мы приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку, а знаете ли вы как произошло это название? (Слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки»)
Преподаватель 1. Одним из самых главных богов у древних славян считался РОД. Именно он указал людям, что их главная задача на земле – продолжение рода. Принято, что именно в нашем языке от слова «РОД» образовано такое количество РОДственных слов.
Преподаватель 2.
Конкурс №2 «Разминка»
Антонимы - это слова с противоположным значением. Я предлагаю вам несколько слов, вы - антонимы к ним.
Преподаватель 1. Синонимы - это слова, различные по написанию, но одинаковые по смыслу.
Преподаватель 2.
Конкурс № 3 «Русские синонимы»
Очень часто мы употребляем иностранные слова, хотя в русском языке есть слова с таким же значением. Подберите русские синонимы к словам:
Преподаватель 1.
Игра «Нужно не только знание, но и внимание»
Если я называю имя существительное в единственном числе, вы хлопаете в ладоши. Если во множественном числе – поднимаете руки вверх.
Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры, слова, кенгуру, мука, молоко, сани.
Продолжение.
Дуга – назовите слово во мн.ч. …..
Рука – мн.ч. ……
Мука - ? …..
Житель – назовите слово во мн.ч. …..
Любитель – мн.ч. ……
Учитель - ? ……
Грек – назовите слово во мн.ч. …….
Узбек – мн.ч. ……
Человек - ? …….
| 
 Ведро - назовите слово во мн.ч. …..  | 
 (Она) Коза – (Он) ?…...  | 
| 
 Бедро – мн.ч. …..  | 
 Оса - ?……  | 
| 
 Метро - ?…..  | 
 Стрекоза - ? …..  | 
| 
 День – назовите слово во мн.ч. …..  | 
 Бросать – я что делаю?……  | 
| 
 Пень – мн.ч. ……  | 
 Мечтать – я ……  | 
| 
 Лень - ? ……  | 
 Кусать – я …..  | 
| 
 Писать – я …..  | 
Кони – назовите слово в ед.ч. ……
Пони - ? ……
Преподаватель 2.
Конкурс № 4. «Загадка, загаданная пословицей»
Преподаватель 1.
Конкурс № 5 «А ты знаешь?»
2. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)
Преподаватель 2.
Конкурс №6 «Быстрый ответ. Фразеологизмы»
- Объясните фразеологизмы:
В двух шагах (очень
близко)
Держать язык за зубами (молчать)
Задирать нос (слишком важничать)
Не разлей вода (очень дружны)
Преподаватель 1. Очень часто людей сравнивают с животными – в переносном значении.
Конкурс №7 «Сравни» (н-р, ходит, как медведь)
Про каких животных говорится:
Слова для справок: волк, осёл, ёж, уж, индюк, бык.
Преподаватель 2.
Конкурс №8 «Блиц-опрос»
Преподаватель 1. Сегодня у нас с вами состоялась очень важная встреча. Вы очень хорошо потрудились, удивили и себя, и нас. Давайте подведем итоги нашей квест – игры: посчитайте свои фишки. У кого максимальное количество фишек, тот и будет победителем нашей игры,лучшим знатоком родного языка.
(Определение, объявление и награждение победителя грамотой «Лучший знаток родного языка»).
Преподаватель 2. Вот и подошла к концу наша встреча. Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина. Будем любить и сохранять родной язык!
Преподаватель 2.
В международный день
родного языка
Тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию
родного языка!
Преподаватель 1. Спасибо за внимание! Будьте здоровы!
 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.