конспект открытого урока по русскому языку 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект открытого урока русского языка 4 класс.docx

Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня вас ждет увлекательный урок. Мы отправимся в путешествие.

Вернемся в те далёкий времена, когда начали появляться первые слова, обозначающие предмет: например, (видел человек растение с фруктами и задумался что это? - груша, капала вода с неба что это?— дождь, летит птица кто то?- ласточка).

Какой частью речи называют эти слова — (ответ ученика существительное).

Постепенно человек заинтересовался какая? груша, какой? дождь, какая? ласточка. Так появились слова, обозначающие признак предмета (сладкая, теплый, красивая). Это — (ответ ученика прилагательное).

Когда человек захотел рассказать, что он делал? что делает? что будет делать? Появились новые слова, обозначающие действия предмета (собирал сладкие груши, гуляет под теплым дождем, смотрит на ласточку). Это — (ответ ученика глагол).

Сегодня на уроке, внимательно и активно работая, вы сможете узнать, о какой части речи будем говорить, и почему.

2. Мотивация учебной деятельности.

Уважаемые ребята, для чего нам это надо знать? (чтобы правильно говорить писать)

З. Актуализация знаний.

По каким их этих тем мы уже расширили знания? (существительное и имя прилагательное)

— Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

— А тему урока вы сможете определить, подчеркнув первые буквы слов, записанных на доске.

— Какова же цель нашего урока? (Предположительные ответы Детей)

— Мы обобщим знания о глаголе, как части речи. Будем работать в группах и самостоятельно оценивать свою работу на уроке.

Прежде чем начнем работу, нам необходимо узнать происхождение этого слова. И что это слово обозначает сейчас.

4. Работа со словарем

-                 Итак, что обозначает слово «глагол»? Где найти ответ на этот вопрос? (в словарях)

На информационном столе для вас приготовлены разные словари.

Из словаря Владимира Ивановича Дали:

Глагол- 1. Слово. речь. выражение.

2. Словесная речь человека, разумный говор, язык.

Из словаря  Сергея Ивановича Ожегова:

Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это  значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.)

Из этимологического словаря:

Глагол - греческого происхождения, означает «речь»

Это интересно:

-                 Прочитайте текст и ответьте на вопрос: что означает слово «глагол» на старославянском языке?

Глагол - необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово «глагол» заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить...

Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин:

«Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово: стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому - то глагол и бывает сказуемым»

Слово «глагол» постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной из частей речи.

 

Постановка темы и цели урока

Тема урока: «Значение глаголов в языке и в речи». (Запись темы слева на доске)

- Повторим всё, что нам известно о глаголе, уточним значение глаголов, расширим представления о роли глаголов в языке и речи.

Фронтальный обзор знаний

-Из представленных вашему вниманию слов выберите те, которые относятся к теме нашего урока: предмет, часть речи, какой? действие предмета, что делать? кто? что сделать? признак предмета и дайте определение глагола.

(Глагол — это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета)

5. Работа в группах

-А теперь я предлагаю вам поработать в исследовательских группах. Вспомним правила. У каждой группы есть задание. Выполните его и сделайте вывод.

 

Задание 1 группе.

Разделите слова на три группы и сделайте вывод.

 

Пришла, идёт, подойдет, цветёт, засвищут, потекли (изменяется по временам)

Ребята, кто умеет определять форму времени?

У кого возникают трудности?

Что будем делать?

 

Задание 2 группе.

Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.

 

Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет (изменяются по числам)

Ребята, кто умеет определять числа?

У кого возникают трудности?

Что будем делать?

 

Задание З группе.

Раздели слова на З группы. Сделайте вывод.

 

Играл, бежала, играло, бежал, играла, бежало (изменяются по родам в ед.числе прошедшего времени)           

Кто умеет определять род в единственном числе прошедшего времени?

У кого возникают трудности?

Что будем делать?

 

Задание 4 группе.

Раскрой скобки. Сделай вывод.

 

(не)взял, (не)съел, (не)принес, (не) умел, (не) расцвел (НЕ с глаголами пишется раздельно)

Кто помнит о правописании НЕ с глаголами?

У кого возникают трудности?

Что будем делать?

 

Задание 5 группе.

Выделите в предложении грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена. Сделайте вывод.

 

По дорогам весело журчат весенние ручьи. (в предложении является сказуемым)

Кто умеет определять члены предложения?

У кого возникают трудности?

Что будем делать?

 

Задание 6 группе.

Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? Сделайте вывод.

 

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего сказать.

(Имеет неопределенную форму глагола)

 

Кто помнит что такое неопределенная форма глагола?

У кого возникают трудности?

Что будем делать?

 

- А теперь сделаем общий вывод: что же такое глагол?

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глагол изменяется по временам, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам. В предложении является сказуемым.

 

Мы с вами вспомнили, что такое глагол, что же с этими знаниями мы можем сделать? … применить…

Что нам поможет это сделать? (учебник)

Давайте найдем сегодняшнюю тему, где мы ее  будем искать? (По оглавлению)

 

6. Работа с учебником.

Упражнение 140.

Прочитайте глаголы представленные автором. Давайте порассуждаем…

Ранее, мы  выяснили, что слово «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», или нашими словами «говорить». Но все ли глаголы в данном упражнении относятся к группе глаголов со значение речи? А какие относятся? (запишите в тетради  со значением речи)

А какие еще группы в этом задании присутствуют? По группам находят глаголы .

Запишите глаголы со значением движения.

Что мы из этого предложения узнали? (Смысловые группы движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств повесить на доске)

 

Кому было легко?

Кто затруднился?

Кто не справился? Что надо сделать, чтоб всем было понятно? (Еще закрепить)

 

Тогда я вам предлагаю поиграть.

Игра – узнай глагол.

Я буду бросать вам мяч, и называть глагол, а вы должны ответить к какой смысловой группе он относится.

 

Смеется, думает, шепчет, остановится, моет, щебечет.

 

Посмотрите, одно и то же действие можно назвать разными глаголами со смысловой окраской.

Теперь мы можем ответить на главный вопрос «Какова роль глаголов в речи»?

 

7. Итог.

 

Чему сегодня вы научились?

Что вам особенно запомнилось?

Что повторили?

 

8. Рефлексия.

Игра «Правда или ложь»

 

- Ребята, все ли мы повторили сегодня о глаголе? (ответы учеников)

Предлагаю сыграть в игру. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать «хлопая в ладоши» если согласны, и «топая ногами», если нет.

 

— Правда, что глаголы изменяются по падежам?

— Правда, что глаголы изменяются по времени?

— Правда, что глаголы с НЕ пишутся слитно?

— Правда, что глаголы могут изменяться по числам?

— Правда, что глаголы отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?

 

9. «Идеальное домашнее задание»

- На парте у каждого лежат по З карточки. В каждой карточке задания 3-х уровней.

Выберите для себя одно «идеальное задание», которое соответствует вашим знаниям и выполните его.

1 уровень: От данных словарных слов образуйте глаголы:

Беседа - _________________            Завтрак - ____________________

Работа - _________________            Рассказ - ____________________

Чувство - ________________           Путешествие - _______________

2 уровень: Прочитай стихотворение. Выпиши глаголы в начальной форме.

                                  Не мешайте мне мечтать!

                                  Мне б мешок конфет достать,

                                  Развернуть, жевать, сосать,

                                  Чавкать, чмокать, уплетать,

                                  Долго, долго не глотать,

                                  Наслаждаться, смаковать.

                                  Мне не надо в рот смотреть!

                                  Совесть надобно иметь!

                                  Так могу я подавиться

                                   И на месте умереть.

___________________________________________________________________

3 уровень: У глаголов определить время, число, род (где это возможно)

Все ярче пригревает мартовское солнце. Под его лучами тает снег. Зазвенела под окнами на разные голоса хрустальная капель. Скоро по Дорогам побегут ручьи.

 

Закончить наш урок мне хочется строками И. С. Тургенева:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса


 

Карточка №1

1 уровень: От данных словарных слов образуйте глаголы:

Беседа - _________________           

Завтрак - ____________________

Работа - _________________                     

Рассказ - ____________________

Чувство - ________________        

 Путешествие - _______________

1 уровень: От данных словарных слов образуйте глаголы:

Беседа - _________________           

Завтрак - ____________________

Работа - _________________                     

Рассказ - ____________________

Чувство - ________________         

Путешествие - _______________

2 уровень: Прочитай стихотворение. Выпиши глаголы в начальной форме.

                                  Не мешайте мне мечтать!

                                  Мне б мешок конфет достать,

                                  Развернуть, жевать, сосать,

                                  Чавкать, чмокать, уплетать,

                                  Долго, долго не глотать,

                                  Наслаждаться, смаковать.

                                  Мне не надо в рот смотреть!

                                  Совесть надобно иметь!

                                  Так могу я подавиться

                                   И на месте умереть.

__________________________________________________________________________

2 уровень: Прочитай стихотворение. Выпиши глаголы в начальной форме.

                                  Не мешайте мне мечтать!

                                  Мне б мешок конфет достать,

                                  Развернуть, жевать, сосать,

                                  Чавкать, чмокать, уплетать,

                                  Долго, долго не глотать,

                                  Наслаждаться, смаковать.

                                  Мне не надо в рот смотреть!

                                  Совесть надобно иметь!

                                  Так могу я подавиться

                                   И на месте умереть.

__________________________________________________________________________

3 уровень: У глаголов определить время, число, род (где это возможно)

Все ярче пригревает мартовское солнце. Под его лучами тает снег. Зазвенела под окнами на разные голоса хрустальная капель. Скоро по Дорогам побегут ручьи.

3 уровень: У глаголов определить время, число, род (где это возможно)

Все ярче пригревает мартовское солнце. Под его лучами тает снег. Зазвенела под окнами на разные голоса хрустальная капель. Скоро по Дорогам побегут ручьи.

 

 

Задание 1 группе.

Разделите слова на 3 группы и сделайте вывод.

 

Пришла, идёт, подойдет, цветёт, засвищут, потекли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2 группе.

Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.

 

Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание З группе.

Раздели слова на 3 группы. Сделайте вывод.

 

Играл, бежала, играло, бежал, играла, бежало

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4 группе.

Раскрой скобки. Сделай вывод.

 

(не)взял, (не)съел, (не)принес, (не) умел, (не) расцвел

 

 

 

Задание 5 группе.

Выделите в предложении грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена. Сделайте вывод.

 

По дорогам весело журчат весенние ручьи.

 

Задание 6 группе.

Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? Сделайте вывод.

 

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать.

 

 

 

 

 

Самостоятельная служебная часть речи, действие предмета признак предмет что? Что делать? Какой?