Конспект урока
Класс: 5
Учитель: Злобина Флорида Раяновна.
Тема: «Слова – близнецы».
Учебник: М.М. Разумовская, С.И. Львова «Русский язык 5 класс». – М.: 2007
Оборудование: толковый словарь, словарь для синонимов, презентация,
распечатанные тексты, карточки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
- работать над понятием омонимов;
- развивать умение находить омонимы в тексте и в словаре;
- развить умение вводить в собственную речь омонимы;
- воспитывать эстетическое отношение к слову.
|
Ход урока |
Методическое обоснование |
|
1.Орг. момент.
- Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга. Сегодня у нас не совсем обычный урок, т.к. я не могу сообщить вам заранее тему и план сегодняшнего урока. Скажу только: приготовьтесь к неожиданностям, ведь вам самим придется назвать тему урока, свои задачи на уроке и то, чему вы должны будете научиться, а в конце занятия – чему научились. 2.Актуализация знаний. - Работать вы будете в группах. В каждой группе есть свой руководитель, который, учитывая ваши ответы на уроке, выставит в конце оценки. Для этого я даю им ведомость учета ответов. (Приложение №1) Сегодня к нам на урок пришли не совсем обычные слова. Сейчас вы обязательно все улыбнетесь, потому что я прочитаю вам веселое стихотворение: Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину Вошла, Норку в норке Не нашла. Если в норке Нету норки, Может, норка Возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка – здесь, А норки нет! Почему мы улыбаемся, слушая это стихотворение? Какие слова вы услышали? Одинаковые это слова или нет? Давайте заглянем в толковый словарь и прочитаем. Оказывается, у слов как и у людей бывают двойники или близнецы, то есть они очень похожи друг на друга внешне, а имена у них разные. Такие слова называются омонимами. Вы, наверное, уже поняли, что тема нашего урока: «Омонимы» (слайд) Давайте сформулируем цель нашего урока. Чтобы вам помочь, я предлагаю вам прочитать сказочную историю. Подготовьтесь к выразительному чтению. Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему: - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный… (И. Верзилин). - Объясните, почему произошла ошибка? Эти слова можно легко спутать, путник не уточнил, какой именно кран ему нужен. Выпишем их в таблицу. Как же мы их назовем? В лингвистике они называются омонимами (омос – «одинаковый»+ онима – «имя»). А что такое омонимы мы знаем? Значит цель нашего урока дать и выучить определение: «что такое омонимы» и научиться различать их в речи. Составьте с этими словами предложения (устно, по группам). Кран1, Кран2. Сравните эти слова: 1) как они произносятся? 2) Как они пишутся? 3) Одинаковое ли у них значение? Какой можно сделать вывод? 3. Новое на уроке. Омонимами называются слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова. Давайте проверим себя, а правильно ли мы дали определение (учебник, с.104) [слайд «Омонимы – это..»] Прочитайте стихотворение и назовите омонимы. [ Слайд с мишкой] Омонимы очень часто путают с многозначными словами. Вспомните, какие слова мы называем многозначными. В толковых словарях многозначные слова стоят в одной словарной статье друг за дружкой. А омонимы стоят в разных словарных статьях, потому что это разные слова. Давайте потренируемся. Найдите многозначные слова (у них есть что-то общее). А теперь найдите омонимы. Если у нас есть сомнения, то у нас есть наш помощник словарь. Казалось бы, все просто, но в русском языке немало слов, близких к омонимам. Некоторые из них различаются ударением, и тогда их легко отличить друг от друга. Отца спросила дочка: - Не знаю, как прочесть. Есть слово «проволочка» И «проволочка» есть. А что такое «атлас»? Его приносят в класс? Я прочитала «атлас», Но есть ведь и «атлас». А вы бы смогли определить точную постановку ударения? Часто встречаются слова, которые одинаково звучат, но имеют разное написание: Поседеть от горя – посидеть на стуле. Важно их не спутать. Правильно записать эти слова можно тогда, когда мы определим их ЛЗ. Запишите омонимы, распределяя их по графам таблицы, по одному примеру. (упражнение 319). [ Слайд] Сделайте вывод: «Чем отличаются слова – омонимы?» (по таблице) 4.Физминутка. Омонимы придают особую выразительность речи. [Слайд] Скажите, а может быть мы могли бы обойтись без омонимов? А где очень часто, каждый день мы слышим омонимы и слова, близкие им? (в рекламе) «Киска – Вискас», «Чистота – чисто тайд», «Есть идея – есть ИКЕА». «Не кладите деньги в банки, а держите их в СберБанке». Для рифмовки омонимы используют так. Например, нужно прорекламировать сок. Берем «сок». Подбираем, созвучные, омонимические: свисток, виток, песок, глоток. Самое подходящее слово – «глоток». Подбираем украшающий эпитет, способный вызвать положительные эмоции. «Наш сок – свежего вкуса глоток». Слоган готов, омонимия задействована. 5. Включение в систему знаний и повторения. Скажите, являются ли следующие слова омонимами? А как они называются? (антонимы) [Слайд с солнышком]. Что такое антонимы? [ Слайд] Давайте немного подвигаемся. [Слайд с зайчиками] Мы с вами назвали антонимы, омонимы. Ничего не забыли? А как называются слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по ЛЗ. (синонимы). Давайте поиграем, кто больше всех назовет синонимов к слову «красивый». А теперь себя писателями. Вам нужно сочинить сказку об омонимах или дать свое необычное определение омонимов, н-р, «Точка – гвоздь, забитый в предложение и не дающий предложению распасться». «Омонимы – братья – близнецы, находящие друг в друге свое внешнее зеркальное отображение, но с разным душевным содержанием». 6. Итоги урока. - Что нового для себя вы открыли сегодня на уроке? Закончите формулировку вывода: «Омонимы – это ..» 7. Рефлексия. Выберите омонимы из толкового словаря и запишите их на листочках. У вас у каждого на парте лежит листок с елочкой. Это древо познания. Чем ближе к вершине, тем обширнее ваши знания. Нарисуйте, пожалуйста, игрушки на том уровне дерева, на котором, как вы считаете, ваши познания по теме нашего урока в настоящее время. А теперь, каждый повесит свою игрушку на нашу общую ель. Мы видим, что в целом урок удался, но нам есть еще над чем поработать. 8.Самооценка. Отметьте в листе достижений свои успехи. Что лучше всего удалось вам сегодня на уроке? (оцените себя) Взаимооценка. (Чьи ответы были наиболее удачны; что понравилось в ответах) Оценка учителя. 6. Домашнее задание.
Написать сочинение – миниатюру в форме сказки. |
Создание рабочей обстановки в классе.
Настроить на постановку и принятие целей урока.
Актуализирую опорные базовые знания по лексике.
Метод беседы.
Цель: заинтересовать учащихся новой темой, помочь сформулировать тему, задачи.
Фронтальный опрос (через серию вопросов)
Формирование языковой компетенции. Научить разграничивать ЛЗ и ГЗ слова.
Метод беседы.
Расширение языкового пространства. Цель: формулировка темы и целей урока.
Цель: формирование речеведческих навыков. Наблюдение за использованием омонимов в тексте.
Формирование языковой компетенции. Первичное закрепление. Развитие и обогащение речи.
Цель: показать отличие многозначных слов и омонимов. Формирование речеведческих навыков.
Цель: учить наблюдению над языковыми явлениями. Групповая форма работы. Такая форма работы вселяет уверенность, раскрепощает.
Творческая работа. Работа со словарями. Практическое применение знаний.
Творческая работа. Развитие творческих способностей.
Цель: подвести итоги урока
Обратная связь. Умение обобщать полученные знания.
Цель: дать возможность для развития творческих способностей. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.