«Слова – близнецы»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

конспект урока
Иконка файла материала открытый урок 5 класс.doc

 

 

 

 

Конспект урока

 

 

Класс:  5

 

Учитель: Злобина Флорида Раяновна.

 

Тема: «Слова – близнецы».

 

Учебник: М.М. Разумовская, С.И. Львова «Русский язык 5 класс». – М.: 2007

 

Оборудование: толковый словарь, словарь для синонимов, презентация,

  распечатанные тексты, карточки.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

Цели:

 

- работать над понятием омонимов;

- развивать умение находить омонимы в тексте и в словаре;

- развить умение вводить в собственную речь омонимы;

- воспитывать эстетическое отношение к слову.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Методическое обоснование

1.Орг. момент.

 

- Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга. Сегодня у нас не совсем обычный урок, т.к. я не могу сообщить вам заранее тему и план сегодняшнего урока. Скажу только: приготовьтесь к неожиданностям, ведь вам самим придется назвать тему урока, свои задачи на уроке и  то, чему вы должны будете научиться, а в конце занятия – чему научились.

2.Актуализация знаний.

- Работать вы будете в группах. В каждой группе есть свой руководитель, который, учитывая ваши ответы на уроке, выставит в конце оценки. Для этого я даю им ведомость учета ответов. (Приложение №1)

Сегодня к нам на урок пришли не совсем обычные слова. Сейчас вы обязательно все улыбнетесь, потому что я прочитаю вам веселое стихотворение:

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину

 Вошла,

Норку в норке

Не нашла.

Если в норке  Нету норки, Может, норка Возле норки? Нет нигде.

Пропал и след.

Норка – здесь, А норки нет!

Почему мы улыбаемся, слушая это стихотворение? Какие слова вы услышали? Одинаковые это слова или нет? Давайте заглянем в толковый словарь и прочитаем.

Оказывается, у слов как и у людей бывают двойники или близнецы, то есть они очень похожи друг на друга внешне, а имена у них разные.

Такие слова называются омонимами.

Вы, наверное, уже поняли, что тема нашего урока: «Омонимы» (слайд)

Давайте сформулируем цель нашего урока. Чтобы вам помочь, я предлагаю вам прочитать  сказочную историю. Подготовьтесь  к выразительному чтению.

         Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

         - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

         И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…                                                                           (И. Верзилин).

- Объясните, почему произошла ошибка?

Эти слова можно легко спутать, путник не уточнил, какой именно кран ему нужен. Выпишем их в таблицу. Как же мы их назовем? 

В лингвистике они называются омонимами

(омос – «одинаковый»+ онима – «имя»).

А что такое омонимы мы знаем? Значит цель нашего урока дать и выучить определение: «что такое омонимы» и  научиться различать их в речи. Составьте с этими словами предложения (устно, по группам). Кран1, Кран2.

Сравните эти слова:

1)    как они произносятся?

2)    Как они пишутся?

3)    Одинаковое ли у них значение?

Какой можно сделать вывод?

3. Новое на уроке.

Омонимами называются слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова. Давайте проверим себя, а правильно ли мы дали определение (учебник, с.104) [слайд «Омонимы – это..»]

Прочитайте стихотворение и назовите омонимы. [ Слайд с мишкой]

Омонимы очень часто путают с многозначными словами. Вспомните, какие слова мы называем многозначными. В толковых словарях многозначные слова стоят в одной словарной статье друг за дружкой. А омонимы стоят в разных словарных статьях, потому что это разные слова. Давайте потренируемся. Найдите многозначные слова (у них есть что-то общее). А теперь найдите омонимы. Если у нас есть сомнения, то у нас есть наш помощник словарь. Казалось бы, все просто, но в русском языке немало слов, близких к омонимам. Некоторые из них различаются ударением, и тогда их легко отличить друг от друга.

Отца спросила дочка:

- Не знаю, как прочесть.

Есть слово «проволочка»

И «проволочка» есть.

А что такое «атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и «атлас».

А вы бы смогли определить точную постановку ударения?

Часто встречаются слова, которые одинаково звучат, но имеют разное написание:

Поседеть от горя – посидеть на стуле. Важно их не спутать. Правильно записать эти слова можно тогда, когда мы определим их ЛЗ. Запишите омонимы, распределяя их по графам таблицы, по одному примеру. (упражнение 319).

[ Слайд]

Сделайте вывод: «Чем отличаются слова – омонимы?» (по таблице)

4.Физминутка.

Омонимы придают особую выразительность речи. [Слайд]

Скажите, а может быть мы могли бы обойтись без омонимов? А где очень часто, каждый день мы слышим омонимы и слова, близкие им? (в рекламе)

«Киска – Вискас», «Чистота – чисто тайд», «Есть идея – есть ИКЕА».

«Не кладите деньги в банки, а держите их в СберБанке».

Для рифмовки омонимы используют так. Например, нужно прорекламировать сок. Берем «сок». Подбираем, созвучные, омонимические: свисток, виток, песок, глоток. Самое подходящее слово – «глоток». Подбираем украшающий эпитет, способный вызвать положительные эмоции.

«Наш сок – свежего вкуса глоток». Слоган готов, омонимия задействована.

5. Включение в систему знаний и повторения.

Скажите, являются ли следующие слова омонимами? А как они называются? (антонимы)

[Слайд с солнышком]. Что такое антонимы?        [ Слайд]

Давайте немного подвигаемся.  [Слайд с зайчиками]

Мы с вами назвали антонимы, омонимы. Ничего не забыли? А как называются слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по ЛЗ.

(синонимы). Давайте поиграем, кто больше всех назовет синонимов к слову «красивый».

А теперь себя писателями. Вам нужно сочинить сказку об омонимах или дать свое необычное определение омонимов, н-р, «Точка – гвоздь, забитый в предложение и не дающий предложению распасться».

«Омонимы – братья – близнецы, находящие друг в друге свое внешнее зеркальное отображение, но с разным душевным содержанием».

 6. Итоги урока.

- Что нового для себя вы открыли сегодня на уроке? Закончите формулировку вывода:

«Омонимы – это ..»

7. Рефлексия.

Выберите омонимы из толкового словаря и запишите их на листочках.

У вас у каждого на парте лежит листок с елочкой. Это древо познания. Чем ближе к вершине, тем обширнее ваши знания. Нарисуйте, пожалуйста, игрушки на том уровне дерева, на котором, как вы считаете, ваши познания по теме нашего урока в настоящее время.

А теперь, каждый повесит свою игрушку на нашу общую ель. Мы видим, что в целом урок удался, но нам есть еще над чем поработать.

8.Самооценка. Отметьте в листе достижений свои успехи. Что лучше всего удалось вам сегодня на уроке?  (оцените себя)

Взаимооценка. (Чьи ответы были наиболее удачны; что понравилось в ответах)

Оценка учителя.

6. Домашнее задание. 

 

Написать сочинение – миниатюру в форме сказки.

 

Создание рабочей обстановки в классе.

 

 

Настроить на постановку и принятие целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализирую опорные базовые знания по лексике.

 

 

 

 

 

 

 

Метод беседы.

 

Цель: заинтересовать учащихся новой темой, помочь сформулировать тему, задачи.

 

Фронтальный опрос (через серию вопросов)

 

Формирование языковой компетенции.

Научить разграничивать ЛЗ и ГЗ слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод беседы.

 

Расширение языкового пространства.

Цель: формулировка темы и целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

Цель: формирование речеведческих навыков.

Наблюдение за использованием омонимов в тексте.

 

 

 

 

Формирование языковой компетенции.

Первичное закрепление.

Развитие и обогащение речи.

 

 

 

 

Цель: показать отличие многозначных слов и омонимов. Формирование речеведческих навыков.

 

Цель: учить наблюдению  над языковыми явлениями.

Групповая  форма работы. Такая форма работы вселяет уверенность, раскрепощает.

 

 

 

Творческая работа. Работа со словарями. Практическое применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая работа. Развитие творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: подвести итоги урока

 

 

Обратная связь.

Умение обобщать полученные знания.

 

 

 

 

Цель: дать возможность  для развития творческих способностей.