«Предложения с вводными словами»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

конспект урока
Иконка файла материала открытый урок 8 класс.doc

 

 

 

 

Конспект урока

 

 

Класс:  8

 

Учитель: Злобина Флорида Раяновна.

 

Тема: «Предложения с вводными словами»

 

 

Учебник: Т. А Ладыженская  Русский язык 8 класс.

 

Оборудование: экран, проектор, электронная презентация, таблицы, виртуальная школа «Кирилл и Мефодий»

 

Тип урока: урок сообщения нового материала

 

Цели:

- дать понятие о вводных словах и предложениях, их значении, роли в тексте;

- показать особенности интонации предложений с вводными словами;

- научить видеть вводные слова в предложении, выделять знаками препинания на письме;

-систематизировать знания об основных группах вводных слов;

- развить умение вводить в собственную речь вводные слова;

- различать вводные слова и члены предложения;

- соблюдать интонацию при чтении предложений с вводными словами;

- развивать культуру речи учащихся;

- воспитывать эстетическое отношение к слову;

- воспитывать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение;

- воспитывать культуру выражения чувств.

 

Форма: урок- исследование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Методическое обоснование

1.Орг. момент.

- Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга. Ребята, сегодня мы посвятим урок изучению вводных слов, словосочетаний и вводных предложений.

Во - первых, мы должны выяснить, что такое вводные слова. Во - вторых, являются ли вводные слова членами предложения. В- третьих, понять как

они обособляются. И в- четвертых,

научиться различать группы вводных слов по их значению. Вы, я уверена,

будете достойными исследователями

и, без сомнения, ответите на основной вопрос: зачем нужны вводные слова в нашей речи?

 2.Актуализация знаний.

Запишите дату и тему урока.

 Итак, начинаем исследование. Взгляните на доску. Перед нами отдельные слова. Попробуйте составить из них предложение.

Я, поехать, на каникулы, в деревню, не могу.

Я не могу поехать на каникулы в деревню.

 

Докажите, что это действительно предложение. (Содержит закончен- ную мысль. Интонационно оформлено. Есть грамматическая основа.)

Вы знаете о главных признаках простого, повествовательного, невосклицательного, распространенного предложения.

Попробуем ввести в это предложение слово к сожалению.

 

К сожалению, я не могу поехать на каникулы в деревню.

 

Как вы думаете, куда мы можем его ввести, в какую часть предложения?

Попробуем поставить его в середину.

 

Я, к сожалению, не могу поехать на каникулы в деревню.

Посмотрите, как ведут себя члены предложения по отношению к этому слову? (отсоединяются запятой). Как вы думаете, почему?

3. Новое на уроке.

Исследуем наше предложение. Разберем его по членам предложения.

Что мы выяснили? ( к вводным словам нельзя  задать вопрос; они не вносят в предложение дополнительных сведений, а только оценивают сообщение, заключенное  в предложение..

Итак, ребята, мы достигли первой цели нашего исследования: выяснили, что вводные слова не являются членами предложения, поэтому их легко можно изъять из предложения, не нарушая смысловой нагрузки. Сравните:

 

Небо, казалось, стало выше.

Небо казалось свинцовым.

Одно и то же слово в первом предложении не является членом предложения, а во втором предложении это слово играет роль сказуемого.

 

Давайте продолжим наше исследование. Теперь попробуем определить, какими словами в предложении можно передать свои чувства? Если чувство неуверенности, то какое вводное слово мы используем? (наверное, возможно). А если уверенность? (бесспорно). А если сильные чувства?

( к радости, к счастью).

Значит, какой мы можем сделать вывод о значении вводных слов, что они выражают? (выводы учащихся)

 

Мы выяснили еще одну особенность

вводных слов. А чтобы проверить, правильный мы сделали вывод или нет, прочитаем определение вводных слов в учебнике. (указывается страница учебника)

По своим значениям вводные слова делятся на 5 основных групп. Прочитайте, какие это значения.

 

2.2 Игра.

 

А сейчас немного поиграем. Один мудрец сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно здоровье. А как вы думаете, что человеку нужно для счастья? Попробуйте привести друг другу как можно больше примеров того, что делает человека счастливым, используя при этом вводные слова.

Сядьте лицом друг другу. Начали!

 

Спасибо, я услышала много интересного.

2.3 Анализ языкового материала.

Посмотрите на экран. Перед вами 5 предложений. Распределите их по группам и дайте характеристику каждому предложению. (Слайд № 3)

Проверьте себя и оцените свою работу. (Слайд № 4) 

Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок.

 

2.4.Беседа.

Итак, наше исследование подходит к концу. Давайте сделаем вывод, используя вводные слова.

- Какие слова называются вводными?

- Какие значения выражают вводные слова?

- Как они выделяются в устной и письменной речи?

- Для чего нужны вводные слова?

 

4. Тест

 

А теперь, я попрошу вас сесть за компьютеры, чтобы каждый мог

проконтролировать, насколько точно он понял сегодняшний материал.

Для этого предлагаю небольшой тест, с которым, я уверена, вы справитесь.

 

 5. Итоги урока.

 

1.Прочитайте цели урока.

2.Достигли ли вы цели урока?

3.Что нового для себя вы открыли сегодня на уроке?

4.Оцените свою работу на уроке при помощи рефлексии.

Я уверена, вы можете стать настоящими исследователями – лингвистами.

 

6. Домашнее задание. 

Написать сочинение – миниатюру на тему «Зачем нужны вводные слова?» или подготовить сообщение «Использование вводных слов в художественном тексте».

Создание рабочей обстановки в классе.

 

 

Настроить на постановку и принятие целей урока.

Формулировка целей, задач урока звучит как целеполагание урока.

 

Метод беседы.

 

Цель: заинтересовать учащихся новой темой.

 

 

 

 

 

Метод наблюдения.

Цель: настроить учащихся на поисковую работу.

 

 

Работа с деформированным текстом.

Актуализирую речевые навыки.

Цель: определить уровень знаний по теме и повторить сведения о простых предложениях.

 

 

Актуализирую опорные базовые знания по теме: «Простое предложение»

 

 

Метод беседы.

Фронтальный опрос (через серию вопросов) позволяет охватить проверкой многих учащихся.

 

Формирование языковой компетенции.

 

 

 

Метод беседы.

 

Расширение языкового пространства.

 

 

 

 

Материал будет лучше усвоен учащимися, если на уроке будет организована поисковая работа, если ученики сформулировали правило самостоятельно или с помощью учителя.

 

 

 

Цель: формирование речеведческих навыков.

Наблюдение за использованием  вводных слов в речи.

 

 

 

Цель: совершенствовать умение отличать вводные слова от омонимичного члена предложения.

 

Формирование языковой компетенции.

Первичное закрепление.

Развитие и обогащение речи.

Цель: показать возможности вводных слов как средства выражения определенного отношения к высказываемому.

Формирование речеведческих навыков.

 

 

Цель: учить наблюдению  над языковыми явлениями, строить рассуждение на лингвистическую тему.

 

Работа с учебником.

 

 

Метод сопоставления.

Цель: сравнить собственные выводы с выводами в учебнике.

 

 

 

 

 

 

Игровые элементы помогают сделать

Процесс обучения не только занимательным, но и более эффективным. Игра заставляет ученика сконцентрировать внимание.

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос.

Творческая работа. Развитие творческих способностей.

 

Цели: систематизировать знания об основных группах вводных слов, развивать навык опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания.

Метод анализа.

Первичное закрепление.

Цель: закрепить знания по теме.

Прием рефлексии.

 

Цель: проконтролировать качество усвоения материала.

Обобщение изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

Метод тестирования.

Текущий контроль.

 

ЦЕЛЬ: проверить качество знаний по теме «Предложения с вводными словами»

 

Цель: подвести итоги урока

 

 

Обратная связь.

Умение обобщать полученные знания.

 

Прием рефлексии дает возможность каждому ученику выявить степень усвоения нового материала.

 

 

 

 

 

Цель: дать возможность выбора домашнего задания для развития самоорганизации.

Подготовить к итоговой аттестации

в форме ГИА (задания  С 2.1. или

 С 2.2)