Современные подходы к написанию изложения.
Изложение - один из традиционных видов письменных работ в школе - в последние годы переживает настоящий бум. Достаточно сказать, что в 9-м классе изложение является первой частью экзаменационной работы.
По программе средней школы учащиеся с 1-го класса пишут изложения, поэтому данный вид работы привычен и для детей, и для учителей. Однако при кажущейся легкости многие ученики терпят неудачу на экзамене из-за принципиально неверной установки на изложение: «Дважды прослушал, запомнил и записал. Главное - без ошибок».
Сложившаяся практика написания изложения - медленное чтение исходного текста, нередко больше напоминающее диктовку, и разрешение делать записи - привела к тому, что главной задачей для наших учеников стало стремление записать как можно быстрее и больше. Если же лишить ученика такой возможности, с изложением справились бы единицы. Запоминание без понимания - вот что опасно.
Прежде всего прослушанный текст нужно понять, а этим умением обладают немногие. Правильно организованная работа по подготовке к изложению - это прежде всего работа по пониманию и запоминанию текста. Если ученик пропускает какие-то существенные мысли исходного текста, искажает главную мысль, не чувствует авторского отношения, это значит, что текст не понят или понят не полностью.
Выясним особенности изложения как жанра. Изложение - вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста. Слова изложение и пересказ употребляются нередко как синонимы, однако термин пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста.
Традиционно выделяют следующие виды изложений:
1. По форме речи: устное, письменное.
2. По объёму: подробное, сжатое.
3. По отношению к содержанию исходного текста: полное, выборочное, изложение с дополнительным заданием (дописать начало/конец, пересказать от 1-го, 3-го лица, сделать вставки, ответить на вопрос и др.)
4. По восприятию исходного текста: изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста, изложение услышанного, воспринятого на слух текста, воспринятого и на слух, и зрительно.
5. По цели проведения: обучающее, контрольное.
Подбор нескучных - познавательных, увлекательных, проблемных, умных, а иногда и юмористических - текстов возбуждает и поддерживает познавательный интерес, создаёт на уроке благоприятный психологический климат. Лучше всего для этой цели подходят научно-популярные и некоторые публицистические тексты, реже - и только с определённой обучающей задачей - художественные.
Проводится изложение так:
-Учитель читает текст первый раз. Ученики, слушая, стараются понять и запомнить текст. После первого чтения они пересказывают текст с целью: понять, что они не запомнили (5-7 минут).
-Учитель читает текст второй раз. Ученики обращают внимание на те места, которые пропустили во время первого чтения. Затем они пересказывают текст ещё раз, делают на черновике необходимые записи, составляют план, формулируют главную мысль и т.д. И только после этого пишут изложение.
В отличие от традиционной методики, во время пересказа дети отмечают не то, что они так хорошо запомнили, а то, что они пропустили, слушая текст. Новая методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста, - механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сразу, осознает, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказать один из учеников. Контроль за пониманием и запоминанием в этом случае осуществляется извне - со стороны других учеников: они отмечают фактические ошибки, пропуски, логические неувязки и т.п. В результате такой совместной деятельности с классом постепенно даже самые слабые ученики научатся пересказу.
Задача учителя – сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого непросто.
Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, нами выработан следующий алгоритм написания изложения:
1) Начинай активно слушать с первого чтения текста учителем, старайся всё запомнить и понять;
2) окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;
3) перескажи текст с целью: понять, что не запомнил;
4) помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;
5) при втором чтении слова-памятки каждого предложения записывай; между записями делай промежуток в две строчки для дополнений;
6) обрати внимание на те места, которые не запомнил во время
первого чтения;
7) после второго чтения вноси изменения и дополнения на оставленных тобою
строчках;
8) перескажи текст ещё раз, обдумывая и составляя его план;
9)сформулируй главную мысль;
10) закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.
Работа по обучению сжатому изложению, столь актуальная во время подготовки к ГИА, должна вестись с 5 класса. Уже тогда дети усваивают памятку «Как писать сжатое изложение на основе прослушанного (прочитанного) текста».
К старшим классам учащиеся должны хорошо усвоить все виды компрессии текста
В методике последних лет разработано много полезных заданий на отработку умений сжатия текста:
-упражнения на обобщение частной информации,
-упражнения на исключение второстепенной информации,
-анализ и обработка текста-рассуждения,
-сжатие повествовательного текста,
-сравнение полного и сжатого текстов
Таким образом, умелая организация работы по развитию речетворчества учащихся приведет как к качественному улучшению уровня подготовки к ГИА, так и к формированию коммуникативной компетенции. Подобные задания помогают развивать коммуникативные способности учащихся. Именно формирование коммуникативной компетенции создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, у учащихся формируются практические навыки. Использование текста при изучении русского языка позволяет решить такие проблемы, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, понимающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.