Система подготовки обучающихся к заданию №12 ЕГЭ на уроках русского языка

  • Научные работы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья содержит различные упражнения для подготовки обучающихся к заданию №12 ЕГЭ на уроках русского языка с 5 по 11 кл.
Иконка файла материала Система подготовки обучающихся к заданию №12 ЕГЭ на уроках русского языка — копия.docx

Система подготовки обучающихся к заданию №12 ЕГЭ на уроках русского языка

Выполнила: Бурмистрова Н.Н. (учитель МАОУ «СОШ №5 имени Героя Российской Федерации А.И. Кононова» Находкинского городского округа)

Согласно статистике результатов 2025 года, задание №12 (Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий) базового уровня сложности имеет наименьший процент выполнения как в Российской Федерации (41%). Оно по-прежнему выполняется хуже других заданий орфографического блока. Поэтому необходима систематическая отработка данного задания.

5 класс

Темы для отработки задания:

Глагол как часть речи

Инфинитив и его грамматические свойства

Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Глаголы совершенного и несовершенного вида (практикум)

Изменение глаголов по временам

Настоящее время: значение, образование, употребление

Изменение глаголов по лицам и числам

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение

Изменение глаголов по лицам и числам. Типы спряжения глагола (обобщение)

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Практикум

 

Пример интерактивного упражнения «Безударные окончания глаголов» на платформе «Грамота.ру»:

6 класс

Темы уроков для отработки задания:

Глагол как часть речи (обобщение изученного в 5 классе)

Глагол как часть речи (обобщение изученного в 5 классе). Практикум

Словообразование глаголов

Разноспрягаемые глаголы

Разноспрягаемые глаголы (закрепление). Практикум

Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении

Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении. Практикум

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Изъявительное наклонение (закрепление). Практикум

Условное наклонение глагола

Условное наклонение глагола (закрепление). Практикум

Повелительное наклонение глагола

Повелительное наклонение глагола (закрепление). Практикум

Употребление наклонений

Употребление наклонений. Практикум

Нормы образования форм повелительного наклонения глагола

Нормы образования форм повелительного наклонения глагола (закрепление). Практикум

Повторение по теме «Наклонения глагола»

Видо-временная соотнесенность глагольных форм в тексте

Видо-временная соотнесенность глагольных форм в тексте. Практикум

Правила правописания глаголов с изученными орфограммами

Правила правописания глаголов с изученными орфограммами (обобщение изученного в 6 классе)

Правила правописания глаголов с изученными орфограммами (обобщение изученного в 6 классе). Практикум

Орфографический анализ глагола. Практикум

 

Пример задания «Буквы Е, И в безударных окончаниях глаголов изъявительного наклонения, буква И в повелительном наклонении глагола» на платформе «ЯКласс»:

7 класс

Темы уроков для отработки задания:

Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Действительные и страдательные причастия

Причастия настоящего и прошедшего времени

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Практикум

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Практикум

Правописание гласных перед н и нн в полных причастиях

Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. Практикум

Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Повторение темы "Причастие как особая форма глагола". Практикум

 

Пример задания «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»:

От данных глаголов образуйте причастия настоящего времени, объясните написание суффиксов.

Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменять.

 

8 класс

Темы уроков для отработки задания:

Повторение. Правописание сложных слов разных частей речи. Практикум

Определения согласованные и несогласованные

Повторение темы «Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения». Практикум

Понятие о простом осложнённом предложении

Однородные и неоднородные определения

Однородные и неоднородные определения. Практикум

 

Пример задания «Правописание гласных перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»:

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Тесто хорошо замеш…но. Он был замеш…н в неприятную историю. Окопы были обстрел…ны неприятелем. Подстрел…нная утка спряталась в тростнике. Стены комнаты были обкле…ны обоями. Потер…нная книга нашлась. Замеч…нные вовремя ошибки удалось быстро исправить.  На засе…нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. Работа была оконч…на своевременно. Бельё было высуш…но ветром. Лекция прослуш…на с глубоким вниманием.

9 класс

Темы уроков для отработки задания:

Повторение. Правописание суффиксов слов разных частей речи

Повторение. Пунктуация в простом осложнённом предложении

Язык художественной литературы

Язык художественной литературы. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка

Сочинение-рассуждение с объяснением значения слова

 

Пример задания «Повторение изученного в 7 классе. Правописание суффиксов» на сайте Захарьиной Е.А.:

Пример задания №4 ОГЭ «Орфографический анализ» на сайте Захарьиной Е.А.:

10 класс

Темы уроков для отработки задания:

Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах

Повторение в начале года. Практикум

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Основные понятия морфемики и словообразования (повторение, обобщение)

Морфемный и словообразовательный анализ слова. Практикум

Словообразовательные трудности (обзор)

Морфология как раздел лингвистики (повторение, обощение)

Морфология как раздел лингвистики. Практикум

Основные нормы употребления местоимений, глаголов

Основные нормы употребления местоимений, глаголов. Практикум

Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение)

Правописание суффиксов

Правописание суффиксов. Практикум

Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов

Правила правописания безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Практикум

Повторение и обобщение изученного в 10 классе. Орфография

 

Пример задания «Ешь или Ишь?»

Смотр…шь, стро…шь, ед..шь, вер..шь, смаж…шь, мокн..шь, терп..шь, кол..шь, паш..шь, скаж..шь, вид..шь, дыш..шь, пол..шь, пиш..шь, заед..шь, сохн..шь, слыш..шь, кле…шь, пляш…шь, посе..шь, покрасне..шь, заплач…шь.

 

Приём «Лови ошибку!»

Спишите словосочетания, исправив, где необходимо, ошибки, объясните написание причастий:

Колеблимые ветром, трепещущим румянцем, дышущие силой, ночующий обоз, белеющих берёз, озаряимая луной, дремлящие своды, режащий свет, добываемый уголь, грохочущим водопадом, пышащее здоровьем лицо, машащий флажком связист, скачущая лошадь.

11 класс

Темы уроков для отработки задания:

Повторение и обобщение изученного в 10 классе

Повторение и обобщение изученного в 10 классе. Практикум

Культура речи в экологическом аспекте. Культура речи как часть здоровой окружающей языковой среды

Культура речи в экологическом аспекте. Проблемы речевой культуры в современном обществе (общее представление)

Основные нормы употребления причастных оборотов

Основные нормы употребления деепричастных оборотов

Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Практикум

Язык художественной литературы и его отличия от других функциональных разновидностей языка

Язык художественной литературы. Практикум

Основные признаки художественной речи

Основные признаки художественной речи. Практикум

Повторение изученного. Культура речи

Повторение изученного. Орфография. Пунктуация

 

Пример задания №12 ЕГЭ из открытого варианта 2025 года:

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов, объясните выбор.

1) выбер..шь, (мастер) замаж..т

2) (он) постро..т, покле..нный

3) (они) обид..тся, пове..вший

4) задерж..нный, улучш..нный

5) опаса..шься, потрат..вший

 

Основные стратегии повышения орфографической зоркости при подготовки обучающихся к заданию №12 ЕГЭ на уроках русского языка в 5-11 классах:

1. Работа с текстом:

- Комментированное письмо: Ученик, проговаривая слово, объясняет каждое орфографическое действие.

 

- Орфографическое чтение: При чтении текста учитель и ученики проговаривают слова орфографически, а не орфоэпически.

 

- Списывание: Выборочное списывание является подготовкой к выборочным диктантам. Списывание на время помогает развить скорость и точность.

 

2. Работа над «опасными местами»:

- Понятие "опасного места" учит детей находить места, где произношение отличается от написания, например, слова с безударными гласными.

- Письмо по памяти тренирует зрительную и механическую память, что помогает запомнить написание слов.

 

3. Игровые и творческие методы:

- Игры, кроссворды, ребусы, шарады: Использование занимательных материалов для закрепления написания изученных орфограмм.

 

- Стихотворные упражнения: Использование стихотворений для закрепления правил правописания.

Пусть никто и никогда не забудет:

З приставкой не была и не будет!

 

Глаголы-исключения:

Слышать, видеть и обидеть, гнать, дышать, и ненавидеть, и зависеть, и терпеть, и держать, смотреть, вертеть (II спряжение).

 

4.Самоконтроль и самопроверка:

- Самопроверка: После написания текста обучающиеся сравнивают его с написанным и отмечают ошибки, развивая самоконтроль.

- Работа над ошибками: Анализ собственных ошибок и их исправление позволяют закрепить правильное написание.

 

Эффективные методы и приёмы

- Приём «Лови ошибку!» (поиск и исправление ошибок на доске);

- Игра «Кто быстрей?» (работа с орфографическим словарём);

- Создание интеллект-карт по орфографическим правилам;

- Систематическое повторение правил;

- Создание карточки по изученной орфограмме, выполнение карточек одноклассников, взаимопроверка;

- Ведение тетради со справочными материалами (таблицы, памятки, схемы);

- Интерактивные задания.


 

Посмотрите также